Методическая разработка урока «Время не подлежит обсуждению".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Время не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем» Н. Коржавин. Крепко тесное объятье, Время — кожа, а не платье. Глубока его печать. Словно с пальцев отпечатки, С нас — его черты и складки, Приглядевшись можно взять А. Кушнер Цель: - Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, на основе литературного материала. - Формирование независимых оценок и самостоятельности мышления молодого поколения. - Анализ характерных черт советского общества в1930-е годы
Иконка файла материала Тема.docx
Тема урока: «Время не подлежит обсуждению.                                        Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в  нем»                                                                          Н. Коржавин.                                                               Крепко тесное объятье,                                                                 Время — кожа, а не платье.                                                                 Глубока его печать.                                                               Словно с пальцев отпечатки,                                                                С нас — его черты и складки,                                                                 Приглядевшись можно взять                                                                          А. Кушнер Цель:  ­ Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе     личностного осмысления опыта истории, на основе литературного материала.   ­ Формирование независимых оценок и самостоятельности мышления молодого поколения. ­ Анализ характерных черт советского общества в1930­е годы Ход урока. 1. Сценка (на фоне музыки «Утомленное солнце» Искра: Ребята, пойдем фотографироваться. Представляете, как будет интересно рассматривать  фотографии, когда мы станем старенькими бабушками и дедушками! Шестеро учеников идут к доске. Ученица: Искра увела весь класс в соседний сквер. И там, чтобы мы не разбежались, не подрались или, не  дай бог, не потоптали газонов, объявила себя Пифией. Лена завязала ей глаза, и Искра начала  вещать. Она была щедрой пророчицей: каждого ожидала куча детей и вагон счастья. — Ты подаришь людям новое лекарство. — Твой третий сын будет гениальным поэтом. — Ты построишь самый красивый в мире Дворец . Ученица: Да, это были прекрасные предсказания. Жаль только, что посетить фотоателье второй  раз нам не пришлось, дедушками стали всего двое, да и бабушек оказалось куда меньше, чем  девочек на фотографии 7 "Б". Из сорока пяти человек, закончивших когда то 7 "Б", до седых  волос дожило девятнадцать. 2.   Что вы знаете об этом времени? ­ Что узнаем об этом времени из произведения  Васильева? Как показана автором трагедия  нашего народа, нашей страны? ("Завтра была война". Доносы. Аресты. Травля детей "врагов народа". Судьба людей  старшего поколения, сформировавшегося в годы революции и гражданской войны. 3. За что? Я что­то в тумбочке искала, Наткнулась на альбом. Давно его не открывала, Забыла как­то я о нем. Передо мной мелькают лица Друзей, знакомых и родных, Из жизни прошлого страницы. Как многих нет уже в живых! Но дольше всех я задержалась Над фотографией отца. Улыбка нежная сбежала С его спокойного лица. Стараюсь вспомнить все, что было В те отдаленные года. И сердце как­то вдруг заныло... Так что ж случилося тогда? Сквозь грозовые гулы грома Передо мною пронеслась Картина жуткого погрома, И мать ­ слезами залилась. ­ О каком периоде в истории нашей страны пишет Борис Васильев (Васильев ­ 1940 год, ­   ­ Об этом времени есть и очень интересное стихотворение у Нины Столяровой.Кругом разбросанные вещи, Из шкафа вынуто белье, И люди ­ хмурые, зловещи, Ворвались, будто бы жулье. За что тогда отца забрали, За что лишили нас отца? О, если б мы в то время знали, Кто носит маску подлеца. За что держали мать полгода И на допросе каждый раз: "Бери развод, муж враг народа. Нельзя раздумывать сейчас". Враг, тот, который с партбилетом Еще в гражданской воевал? Ну, как связать все было это? Какой подлец врагом назвал? Отец, могли ли мы поверить, Что был ты в чем­то виноват?.. За ним навек закрылись двери. О, как спокоен его взгляд. Не знаю, где его могила, Какую принял смерть отец? Судьба крылом беды накрыла, Жестокий дав ему конец.­ Как это стихотворение перекликается с произведением Васильева? 4. В 1940 году арестовывают по обвинению в крупной растрате Леонида Сергеевича  Люберецкого, отца Вики. 5.  «Время не подлежит обсуждению.    Подлежишь обсуждению ты,  разместившийся в  нем» Время, наверно, можно охарактеризовать лозунгом:  «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых...» ,  конституция 1937 года, устав ВКП(б)1931 года  Кто эти герои? Чем они жили?      Вика Люберецкая ­ самая загадочная и непонятная для одноклассников девочка      Искра: Сомнений для неё не существовало, так как её мать­ товарищ Полякова ­         убеждённая коммунистка ­ считала все сомнения душевной слабостью. До общения с       семьёй Люберецких Искра всегда знала все ответы на все вопросы.      Зина хотела быть просто по ­женски счастлива, а Искра настаивала, что девочка должна      мечтать о   таком призвании, как лётчица или парашютистка.     Артём ещё с четвёртого класса «преданно возлюбил науки точные и люто возненавидел»  все        предметы, где надо много говорить    Жорка Ландыс Эта активность закрепила за ним славу человека делового и  оборотистого.    Владимир Храмов. «Вовик, отличник наш, тихий самый 6. Кто из взрослых и как повлияли на взросление подростков? (Люберецкий, товарищ  Полякова, директор, родители Шефера и Коваленко 7. Какой эпизод является кульминационным? Почему? Арест Люберецкого? Смерть  Вики? 8. Смерть Вики – это слабость или сила? 9. Почему автор не рассказывает подробно, как воевали его герои? 10. Работа над эпиграфом 11. Чем поколение 40­ых отличается от нашего поколения? Есть ли точки  соприкосновения?    Рассуждение об общественном долге Цитата 30­40 го дов   Иде Идеал. К чему стремились? Цель?   Наших современников     12.      «Мне же каждой своей работой хочется доказать: честь, совесть, долг,  порядочность, надежность — самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладаятаким богатством, можно выстоять в  любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить»  Б.Васильев 13. Дом задание: «Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденны». Джон Локк.1632 – 1704

Посмотрите также