"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Оценка 4.6

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русская литература
9 кл—11 кл
22.11.2018
"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
«ЖЕНЩИНЕ НЕ НУЖНО ВОЕВАТЬ» - урок мужества по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» для учащиеся 9-11 класс. Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Рассказывается о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.Библиотекарь знакомит с биографией и творчеством Б. Васильева, о истории – о месте событий повести. Рассказ о судьбе каждой девушки до войны и о пути их на фронт. Библиотекарь проводит «Узнай по описанию героиню повести». ВОПРОС – ОТВЕТ ( каждой группу составляет по 2 вопроса за 1 мин по повести «А зори здесь тихие» и задает др. группе). Работа с текстом. Инсценировка по повести «А зори здесь тихие». (5-7 мин). Подведение итога «ЗНАТОК» Вопрос – ответ».
а зори здесь тихие.docx
«ЖЕНЩИНЕ  НЕ НУЖНО ВОЕВАТЬ» ­ урок мужества                  (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)                                                  9 – 11 класс     Цель:   Прививать интерес к  чтению художественных произведений об  историческом прошлом, о Великой Отечественной войне. Задачи: раскрыть мысль писателя о роли женщины на войне, подчеркнуть героизм девушек, отдавших жизнь за Родину; учить выстраивать свои мысли, умению   высказаться,   делать   выводы;   воспитывать   чувство   гордости   за девушек, защищавших свою страну от врага. Автор:  Библиотекарь Синина Инесса Михайловна, МБУК РСКО Туринская ЦБС, филиал № 6. Оформление и оборудование: Видеопроектор,   раздаточный   материал,   музыкальное   сопровождение, кинофрагменты   фильма   «А   зори   здесь   тихие»,   зал   оформлен   на   военную тематику. Ход мероприятия. I. 1.Просмотр отрывка фильма «А зори здесь тихие» (1) 2.Беседа  ­ Назовите произведение и его  автора? ­ Ребята, а вы узнали героинь? Назовите. Библиотекарь:          Сегодня мы с вами  попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет. Почему проникнуть? Потому что для вас семнадцати ­ восемнадцатилетних Великая   Отечественная   война   ­   далёкая   история.   Мы   поразмышляем   о поведении героев, проследим, как Б. Васильев в своём произведении решает проблему – женщина на войне, о чём заставляет задуматься это произведение.        Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки   под   обстрелами   и   взрывами   выносили   с   поля   боя   раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Девушкам ­ бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем   о   девушках,   которых   бесчеловечно,   жестоко   «уравняла»   война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь. Не случайно именно девушек 1 сделал   Борис  Васильев   героями   своей   повести,  чтобы  показать,  насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин ­ это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами.                                                             Женщина для меня ­ это воплощённая гармония жизни.                                                             А война – всегда дисгармония. И женщина на войне ­                                                               самое  невероятное, несочетаемое сочетание явлений.                                                             А наши женщины шли на фронт и воевали на                                                              передовой рядом с мужчинами…                                                                                                                                        Б. Васильев  Биография Бориса Васильевича          Борис Васильев   относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках.       Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье потомственного русского офицера, дворянина и настоящего интеллигента.       Как   любой   мальчишка   того   времени,  он   бредил   военной   романтикой   и рвался на фронт. И попал туда очень скоро. И романтика кончилась. Начались тяжелейшие будни.    Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск.      В   1943   году   в   составе   десантного   подразделения   участвовал   в   боевых действиях   под   Вязьмой,   подорвался   на   мине,   но…повезло,   осколки   не зацепили, был только контужен. А после того, как выписался из госпиталя в Костроме, направили в Москву – поступать в Военно­техническую академию бронетанковых войск, но тяга к творчеству взяла вверх.  У Бориса Васильева было желание изложить на бумаге все, что он увидел и пережил на фронте. Так появились повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился». Написанная   1969 г. – повесть “А зори здесь тихие”. В 1970 году повесть вышла в журнале “Юность”, и  Б. Васильев в одночасье сделался знаменитым. После этого появились повести: “В списках не значился”,  “Завтра была война”,  “Встречный бой”,  “Офицеры”,  “Кажется, со мной пойдут в разведку”, “Капля за каплей”, “Самый последний день”, “Аты­баты, шли солдаты”…      2 II. Вы наверно  догадались  Какова цель нашей встречи?                       Тема нашей встречи:  женщина и война  ЦЕЛЬ: раскроем мужество, героизм, стойкость девушек в годы Великой  Отечественной войны, огромное человеколюбие.           Работа с произведением  ­ Кто ­  нибудь из вас читал эту повесть, а может смотрели фильм? ­ Как вы считаете, что лучше прочитать книгу или посмотреть фильм.  Почему? Слово учителя истории – о месте событий повести 1) О чем мы, с вами узнаем в начале повести? Где происходит действие?  (Перед нами будни полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому  спокойном разъезде в Карелии. Время действия повести – май 1942 года.  Место ­ неведомый 171­й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы  зенитно­пулеметного батальона. Эти бойцы – девушки. Преследуя вражеских  диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с  фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро:  Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина  Четвертак, Соня Гурвич. ) 1. «УЗНАЙ  ГЕРОИНЮ»   Рассказ о судьбе каждой девушки до войны и о пути их на фронт. Рита Осянина.  Строгая, не засмеется никогда, только что поведет чуть  губами, а глаза по­прежнему серьезными остаются. Вдова она. Из всех довоенных событий она ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями­пограничниками.  Её хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали,  силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего  заместителя начальника заставы старшего лейтенанта её через 3 день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов  взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую  зенитную школу.  Начальство ценило неулыбчивую вдову героя­пограничника:  отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило  личную просьбу – направить по окончании учебы на тот  участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном  штыковом бою. Теперь она могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда­то в самый дальний уголок памяти: у нее была работа, а  ненавидеть она научилась тихо и беспощадно. ЖЕНЯ КОМЕЛЬКОВА Высокая, светловолосая, белокожая. Чрезвычайно  общительная и озорная. То в перерыве цыганочку спляшет, то  вдруг роман рассказывать начнет – заслушаешься. Глаза  детские: зеленые, круглые, как блюдца. Красивая… Красивые редко счастливыми бывают. Она осталась одна.  Маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили. Семьи  комсостава захватили и – под пулемет, а её эстонка спрятала. Значит, и у нее личный счет имеется.     ЛИЗА БРИЧКИНА Коренастая, плотная, здоровая, “лесная” красавица. Все  девятнадцать лет прожила она в ощущении завтрашнего дня.  Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие  ослепительного счастья, и каждый раз выматывающий кашель  матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний  день. Не убивал, не перечеркивал – отодвигал. Но началась война, и вместо города она попала на оборонные  работы. Все лето рыла окопы и противотанковые укрепления.  Поздней осенью она оказалась где­то за Валдаем, прилепилась  к зенитной части и поэтому оказалась на 171­м разъезде…    СОНЯ  ГУРВИЧ Серьезное личико, умные проницательные глаза. Незаметная и  исполнительная. В Минске она жила в очень дружной и  большой семье.  Она  после 10 класса уехала в Москву, поступила в  университет.  Сосед по парте подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока и ушел добровольцем на фронт.  В зенитчицы она попала случайно; фронт сидел в глухой  обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц – нет. Вот ее и откомандировали в зенитную часть. 4 ГАЛЯ ЧЕТВЕРТАК Худощавая, востроносая, косички тоненькие торчат. Она была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали  потому, что меньше всех ростом вышла. Она  прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже  согласилась петь в хоре.  Война застала её  на четвертом курсе библиотечного  техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли на фронт, а её нет. Но она не сдавалась, упорно  штурмовала военкомат до тех пор, пока полковник в порядке  исключения не направил  её  в зенитчицы. Вопрос:  Что объединяет девушек? (Чувство патриотизма, любовь к Родине). Женя Комелькова – яркая красота. Рита Осянина – ярко выраженное чувство долга . Соня Гурвич – поэтичность, хрупкость, незащищенность. Лиза Бричкина – близость к природе, ценность, сердечность. Галя Четвертак – неуёмность фантазии. 2. ВОПРОС – ОТВЕТ ( Нужно каждой группе придумать по 2  вопроса за 1  мин по повести «А зори здесь тихие» и задать их др. группам придумать  вопросы). 3. Инсценировка по повести «А зори здесь тихие». (5­7 мин)  ­ Каждая ли могла женщина воевать?   ­ А наши героини смогли?  Почему? 6. «ЗНАТОК»    Вопрос – ответ»  (3 человека выходят и шаг вперед делает тот кто правильно ответит на вопрос) определяем знатока повести.  5 (сертификат  на право на 1 час в интернете) 7.  2­ Видеоролик «А зори здесь тихие» (просмотр) МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ГЕРОИЧЕСКОЙ СМЕРТЬ КАЖДОЙ ИЗ  ДЕВУШЕК? Да, девушки вели себя героически. Они при встречи с немцами не пали духом. Действовали с необычайной осторожностью, чтобы не обнаружить себя. Были  находчивы, когда разыграли сцену  с лесорубами.  Героизм не в красоте, а в готовности пожертвовать собой. Девушки пожертвовали собой не ведая о том, что совершили подвиг. Единый подвиг – Защита Родины.    Да, у войны, действительно, не женское лицо. Погибли девушки, почти ваши ровесницы. У каждой была своя судьба, были свои мечты, стремления. Война  загубила всё: и красоту Жени, и материнство Риты, и мечту Лизы, и талант  Сони, и детство Гали. А самое страшное­ она прервала нить в «бесконечной  пряже человечества». Человечество потеряло не только 5 девчат, но и их  нерождённых детей, и детей их детей. В этом вся трагедия. 8.Вопросы, носящие характер размышлений учащихся о самих себе. ­ А я смогла бы сделать то, что сделали они, поступила бы я так? ­ А как бы вы поступили на месте Васкова, если бы увидели 16 фашистов  вместо предполагаемых двух? (Сами девушки не простили бы старшину,  если бы он отступил. И первая – Рита. Он ведь сам рисковал прежде всего. Он уцелел потому, что опытным был, много воевал, знал лес, всё видел, слышал.  И потом – он надеялся на помощь). ­ Что же объединяет этих столь разных девушек­зенитчиц?  Ненависть к врагам, у каждой есть личные счёты с врагами.  Преданность и любовь к Родине. ­ Какие общие черты свойственны девушкам? (женственность, доброта, жизнелюбие, обаяние, нежность) Кому же адресована повесть? (Молодому поколению, чтобы помнили ) 6 Виктора  Гусева   СЕСТРА Друзья, вы говорили о героях, Глядевших смерти и свинцу в глаза. Я помню мост, сраженье над рекою, Бойцов, склонившихся над раненой сестрою. Я вам хочу о ней сегодня рассказать. Как описать ее? Обычная такая. Запомнилась лишь глаз голубизна. Веселая, спокойная, простая, Как ветер в жаркий день, являлась к нам она. Взглянули б на нее, сказали бы: девчонка! Такой на фронт? Да что вы! Убежит. И вот она в бою, и мчатся пули звонко, И от разрывов воздух дребезжит. Усталая, в крови, в разорванной шинели, Она ползет сквозь бой, сквозь черный вой свинца. Огонь и смерть проносятся над нею, Страх за нее врывается в сердца, В сердца бойцов, привыкших храбро биться. Она идет сквозь смертную грозу, И шепчет раненый: — Сестра моя, сестрица, Побереги себя. Я доползу. — Но не боится девушка снарядов; Уверенной и смелою рукой Поддержит, вынесет бойца — и рада, И отдохнет чуть­чуть — и снова в бой. Откуда в маленькой, скажите, эта сила? Откуда смелость в ней, ответьте мне, друзья? Какая мать такую дочь взрастила? Ее взрастила Родина моя! Сейчас мы говорили о героях, Глядевших смерти и свинцу в глаза. Я помню мост, сраженье над рекою, 7 Бойцов, склонившихся над раненой сестрою. Как я смогу об этом рассказать! На том мосту ее сразил осколок. Чуть вздрогнула она, тихонько прилегла. К ней подошли бойцы, она сказала: — Скоро... И улыбнулась нам, и умерла. Взглянули б на нее, сказали бы: девчонка! Такой на фронт? Да что вы! Убежит. И вот грохочет бой, и мчатся пули звонко. В земле, в родной земле теперь она лежит. И имени ее узнать мы не успели, Лишь взгляд запомнили, светивший нам во мгле. Усталая, в крови, в разорванной шинели, Она лежит в украинской земле. Мне горе давит грудь, печаль моя несметна, Но гордость за нее горит в душе моей. Да, тот народ велик и та страна бессмертна, Которая таких рождает дочерей! Так пусть по свету пролетает песня, Летит во все моря, гремит в любом краю, Песнь о моей сестре, о девушке безвестной, Отдавшей жизнь за Родину свою. 8. Наши  женщины, тоже  прошли свой военный путь, ведь они тоже уходили  на фронт совсем девчонками.         (девочки берут портрет и рассказывают о женщине) Колесникова Ф.А ­ Демарчур Алена Зуева – Федечко Света Семейкина –Лена Филиппова Волкова Анастасия ­ Саша Черняева Вед: Какими качествами обладали все наши герои?        Назовите. – мужество, храбрость, смелость, отвага, честь. 8 Но все ли обладают этими качествами? (Нет)    Вы согласны с мыслью, Бориса Васильевича о том, что  та, кто дарует жизнь, не должна воевать. Ученица :                                                   Женщине не нужно воевать.                             Пусть она красивая и хрупкая,                             Будет просто женщина и мать,                             Свой очаг хранящая голубкою…                              Женщине не нужно воевать?                              Но солдаты нынче вспоминают:                              Стыдно было землю обнимать,                              Если цепь девчонки поднимают…                              Ей готовы руки целовать                              Все солдаты старше и моложе.                              Слава женской доблести!                              И все же                              Женщине не нужно воевать.                                                             Нина Новосельнова Вед: Мы всегда должны помнить о тех, кому обязаны жизнью. 9

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

"Женщине не нужно воевать" по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018