Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
классное руководство
6 кл
24.04.2017
Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.
Учитель словесности - это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.
Вспомним сказку А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Её главный герой - мальчик Алеша. Он живет в пансионе, очень одинок, и любимое занятие для него - смотреть в дырочку в заборе. Там, за забором, большая интересная жизнь. Как же хочется Алеше туда!
Задача учителя литературы, чтобы ученики не были похожи на мальчика Алешу. Убеждена, что урок обретает смысл, если объектом изучении является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека.
Очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”.
Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы?
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.docx
Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного
чтения
«У литературы одна цель помочь человеку, дохнуть на него при чтении
книги теплом и добром.
В.Распутин.
Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает
мир эмоций и чувств. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин
занимает литература. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится
душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о
жизни в нем, о себе.
Учитель словесности это проводник в новые для формирующейся личности
пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это
художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво
осуществляющий духовную лепку Человека.
Вспомним сказку А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Её
главный герой мальчик Алеша. Он живет в пансионе, очень одинок, и любимое
занятие для него смотреть в дырочку в заборе. Там, за забором, большая
интересная жизнь. Как же хочется Алеше туда!
Задача учителя литературы, чтобы ученики не были похожи на мальчика Алешу.
Убеждена, что урок обретает смысл, если объектом изучении является сама
жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека.
Очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись,
удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение
человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных
героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы
средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с
“плохо”.
Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я
убедилась, как поразному воспринимают учащиеся произведение, поэтому
нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы
личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой
натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто
раньше, а кто позже, задумывается каким человеком быть? Какие нравственные
ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им
своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор.
Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения,
учитель воспитывает в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку,
духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению,
культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как
важнейшего личностного качества .
Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является
их соответствие возрастным особенностям школьника. В программе по
литературе достаточно примеров нравственного поведения героев: в среднем
звене – это сказки, былины, неиссякаемый источник нравов басни И.А.Крылова,
произведения И.С.Тургенева, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П.
Чехова, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.Г Распутина, Л. Андреева, А.П.
Платонова и других авторов, который учат доброте, честности, трудолюбию и
любви к близким, к Родине. В старшем звене – это «вечные темы»: любовь,
свобода, право жить; обличение самодурства, грубой силы и невежества;
отношения «отцов» и «детей»; «война и мир».
Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного
творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости,
мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие,
трусость, себялюбие, лень, праздность.
В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к
произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Сказки
русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками
народной педагогики. Многие народные сказки внушают уверенность в
торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках
страдания положительного героя и его друзей являются преходящими,
временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость результат
борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится
детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. В
русских, татарских, украинских сказках, как и в сказках других народов, явно
проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто
трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества.
Трудолюбие одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек
перестает быть человеком. Народная сказка способствует формированию
определенных ценностей, идеала. Для девочек это красна девица (умница,
рукодельница…), а для мальчиков добрый молодец (смелый, сильный, честный,
добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка далекая
перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и
поступки. На уроках литературы обращаемся к далекому прошлому. Былина показывают
настоящих воинов, умеющих постоять за свою Родину, учат детей чувству долга,
мужеству, храбрости.
В 6 классе учащимся предлагаю два отрывка из «Повести временных лет». С
какой целью? Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю.
Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал
народ.
Изучая древнерусские летописи, мы помогаем учащимся понять взгляды, идеалы
народа, отраженные в «Повести о Петре и Февронии Меромских», почувствовать
нравственную красоту и силу героев.
Сказания о белгородском киселе и юноше кожемяке замечательны тем, что в
них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой
освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к
родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого,
своей страны, родной истории.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии или
древнегреческих мифов невозможно расширить горизонты личности. В ряду
мифов одно из центральных мест занимает миф о Геракле.
Совершенные им подвиги являются с древнейших времен олицетворением
борьбы со злом, и в то же время, являются разноплановыми, что делает этот
материал в высшей степени подходящим для воспитания у младшего школьника
нравственных качеств. Человек, способный воспринять культурные ценности
иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и
подозрительности.
Русская литературы всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению
нравственных вопросов. Русская классика – это проповедь человечности, добра и
поиски путей, ведущих к нему.
В повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» сильно и ярко выражена
поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро,
непримиримое отношение к фальши, доверчивость, жизнерадостный юмор.
Вакула борется за свое счастье и побеждает , успешно преодолевая любые
препятствия, воздвигнутые бытующими в народе пред рассудками, тщеславием,
злобой. И побеждает он благодаря твердости своего характера, своей энергии и
находчивости, упорству и уверенности в своих силах.
Рассказ «Тёплый хлеб» ребята читают всегда с большим интересом, ведь героем
является их ровесник. Они строго оценивают отрицательные поступки героя, серьёзно задумываются над тем, как можно исправить сложившуюся ситуацию.
Анализируя события рассказа, поведение главного героя, дети приходят к
выводу: если ты извинишься, этим ты не унизишь себя, а наоборот, вернешь себе
утраченное на время достоинство и душевную гармонию. Искренно и от всей
души нужно попросить прощения.
Изучение сказкибыли М.М. Пришвина «Кладовая солнца» рассматриваю не
просто произведение о природе. Пришвин создает сказку «для всех».
Заложенный в ней смысл глубок. Дети , затаив дыхание следят за событиями
рассказа, рассуждают о том, кто из ребят прав , а кто виноват, как необходимо
было поступить героям, чтобы не случилось беды. Анализируя характеры и
поступки детей, учащиеся делают вывод , что Митраша после урока в лесу, стал
мужественней, стал крепче держаться за свою сестру, оберегать ее и защищать. А
Настенька больше не стала жадничать и отдала всю клюкву бедным детям. На
примере героев ребята учатся взаимовыручке, взаимопониманию, умению
выслушивать чужое мнение, уступать друг другу.
Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир
народной жизни, увиденный детскими глазами. Живые и точные описания
бытовых подробностей дают возможность узнать жизнь народа в первые годы
Советской власти. Вместе с тем писатель ставит важные нравственные вопросы,
заставляя ребят задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об
истинной доброте , человечности и бескорыстии. Основная тема рассказа— тема
взросления, становления личности человека.
Отрывок «Отец и сын» из повести Д. Олдриджа «Последний дюйм» помогает
разобраться в таких понятиях, как взаимопонимание, мужество, самообладание.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают
произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся
волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за
судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической
памяти.
В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем
сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют
гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать
значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму
относиться к окружающим.
Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию.
М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил героем удалого
купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню Кирибеевич– басурманский сын
(обращаем внимание на нерусскую фамилию).
Эту же тему продолжает Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба»
Необходимо научить детей приёмам работы с художественным текстом,
сформировать первоначальные навыки его анализа, на практическом уровне, без
введения сложного понятийного аппарата заложить основы читательской
грамотности. Размышляя, почему именно так действуют герои произведения,
оценивая их поступки, сопоставляя со своими представлениями, своим
жизненным опытом, дети учатся при анализе художественного текста
самостоятельно извлекать из него нравственные уроки.
Читательское развитие учащихся напрямую связано с их общим развитием,
поскольку читательская работа состоит в том, чтобы «думать, чувствовать,
догадываться, воображать» (С. Я. Маршак). В процессе этой деятельности
происходит формирование основных читательских умений, первостепенными из
которых являются:
умение представить картину, нарисованную автором;
умение сопереживать героям произведения;
умение понять авторскую мысль.
Развитие ученикачитателя идёт путём усложнения читательской деятельности:
от обучающего анализа, через анализ текста «по образцу» до самостоятельного
анализа незнакомого художественного текста.
Основной методический путь формирования навыков анализа — вдумчивое
чтение и перечитывание текста с остановкой на «трудных» словах.
Главная работа на уроке ведётся вокруг непонятного, «странного» слова, идёт
через осознание необходимости именно этого слова в тексте, его смысловой
нагрузки, эмоциональной силы, его важности для автора.
Перечитывание текста непременный и очень важный технологический приём
работы над художественным произведением, отражающий особенности его
восприятия читателем. «Строго говоря, первым прочтением является второе,
потому что тогда читатель соотносит каждый эпизод с целым». Поэтому при
анализе произведения мы возвращаемся и перечитываем отдельные эпизоды. В
ходе чтения я останавливаюсь не только на трудных словах, но и задаю вопросы,
чтобы увидеть, как учащиеся уловили основную сюжетную линию. На своих
уроках я устраиваю конкурс на внимательного читателя. Выразительное чтение и анализ прочитанного, считаю одним из самых
полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение
героя его чувства, владение интонацией текста помогает ребенку понять
внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением.
"Читать так, чтобы тебя хотели слушать", ученики выделяют эти слова как
главные, когда готовятся к выразительному чтению. Даже одна реплика героя,
прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует
повышенного внимания и заслуживает похвалы.
Анализ текста – это основной вид работы на уроке литературы.
1). Анализ текста в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья
сводится в основном к беседам по прочитанному.
Считаю, что к анализу и восприятию произведения детей с ОВЗ необходимо
подготовить. Для этого я выписываю на доске афоризмы или эпиграфы к
уроку, в которых уже заложена проблема . Например, к сказке «Маленький
принц» я подобрала следующие афоризмы:
«Я не очень уверен, что жил после того, как прошло моё детство».
«Все взрослые когда то были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
А. де СентЭкзюпери.
Либо пишу ключевые слова: честолюбие, тщеславие, эгоизм, равнодушие,
пьянство.
Предлагаю учащимся назвать ассоциации, которые приходят им на ум, когда
они слышат какое либо понятие (например, в сказке «Маленький принц» это
слово ДЕТСТВО) или название произведения
2)Хороший вопрос это "множитель информации": он не только вызывает
подсознательные ассоциации, стимулирует творческое воображение, но и
вырабатывает поведенческие реакции ученика. Содержание материала – текст
произведения, затрагивающий вопрос человеческого бытия, раскрывается на
уроках через метод эвристической беседы с учащимися, через умело
организованный диспут, в который включаются учащиеся всего класса.
При анализе текста использую следующие приёмы:
1. Формулирование проблемы через подводящий диалог.
Вдумайтесь в то, что содержат в себе эти отрывки. Какие противоречия вы заметили? Удивила ли вас наша героиня?
Попробуем определить, как ведет себя мать.
В первом случае – мать прощает и жалеет Тёму.
Во втором случае – возмущена тем, что директор видит в ребенкешалуне
негодяя.
В третьем – называет негодяем своего сына сама. Это приводит к тому, что
Тёма решает отравиться.
Почему так? Ведь она хорошо знает своего сына, чувствует его?
2. При анализе рассказа «Тёплый хлеб» я давала детям следующие задания:
У вас на столах есть карточки, в них даны предложения, которые
Задание 1:
рассказывают о том, как Филька исправлял свой поступок. Поставьте эти
предложения в том порядке, в каком их выполнял Филька.
^ Задание 2: допишите предложение « В сказке «Тёплый хлеб» мальчик Филька
научился…»
Варианты ответов: Отвечать за свои поступки, жечь костры, признавать ошибки,
печь хлеб, исправлять ошибки, долбить лёд, делать добрые дела, дружить с
ребятами, громко плакать от обиды, любить животных, быть добрым и ласковым.
3. Очень эффективно для развития самостоятельного мышления такое
задание: Придумайте и запишите на отдельном листочке один вопрос к
произведению
Вопросы должны начинаться со слов:
Почему…
Зачем…
С какой целью…
По какой причине…
Как, по вашему мнению, … 4. Конкурс «Кроссвопрос»
Команды должны по очереди, за 2 минуты ответить на большее количество
вопросов.
1. Как звали Гоголя? (Николай)
2. Как звали ведьму? (Солоха)
3. На каком транспорте ведьма крала звёзды? (метла)
4.Название деревни, где всё происходило? (Диканька)
5. Как звучит слово кабак по украински? (шинка)
6. Кто пришёл к Солохе самым последним? (Свербыгуз)
5. Викторина «Верю – не верю»
1.
2.
В багаже Робинзона оказалось 3 книги «Мифы Древней Греции». (Нет. Три
Библии).
Из зерен, найденных в мешке Робинзоном, выросли колосья ячменя.
(Верно).
6. Работа в группах (в процессе чтения группы выполняют полученные
задания)
1.
2.
3.
1 группа – «Литературоведы» отмечают элементы «сказки» и «были»;
находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка);
2 группа – «Художники эпитеты» находят в тексте слова,
словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до
встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);
3 группа «Художники – деятели» находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» жизнь цветка (глаголы,
глагольные сочетания)
4 группа «Живописцы» находят в тексте слова и предложения,
помогающие «нарисовать» окружающую цветок действительность
(пустырь)
^ Работа в группах: учащиеся высказывают и записывают свои
гипотезы .
4.
7.
Например, анализируя рассказ «Маттео Фальконе», я задаю учащимся
вопрос: «Почему Маттео решил убить своего сына?»
Озвучиваем варианты ответов и записываем их на доске:
разлюбил сына
устал от его проделок
больше не верит ему
сильно рассердился и др.
7.
7.
8.
Подобрать афоризмы, подходящие по смыслу к проблемам повести,
подтверждающие выводы, ключевые мысли нашего урока;
ЗАДАЮ ВОПРОСЫ КТО/ЧТО, 2 ГРУППЕ – ГДЕ, 3 ГРУППЕ А– КОГДА.
ВСЕ ЭТИ ВОПРОСЫ,КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПО ЖИЗНИ И
ТВОРЧЕСТВУ
Анализируя рассказ «Тёплый хлеб», мы вместе с ребятами выводили
формулу дружбы.. Доверие.
Открытость.
Понимание.
Сочувствие, сопереживание.
Верность, преданность.
Ответственность.
Труд души.
Соприкосновение душ.
^ 11. Провожу на этапе закрепления интеллектуальную разминку.
Ребятам предлагается разгадать кроссворд, чтобы вспомнить содержание
рассказа.
В конце урока дети осуществляют «Оценку себя и своей деятельности»,
Которую они начинают со слов:
«Я видел…»
«Я слышал…»
«Я делал…»
«Я чувствовал…»
«Я научился…»
^ 3). На уроке анализируем с ребятами разные художественные способы
описание портрета героя, его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям.
Задание 1. Положите перед собой розовые карточки. В них даны характеристики
главных героев, но в карточке они переставлены местами. Соедините героя с
соответствующей ему характеристикой.
^ Очень интересно упражнение «Дерева мудрости» На доске на «Дереве
мудрости» прикреплены листочки с цитатамиопорами из текста. Учащиеся
называют, о ком идет речь.
^ Рассказ о герое по плану (с опорой на текст).
Рассказ от лица героя. Сейчас мы предложим трём нашим одноклассникам
взять на себя роль одного из персонажей…
Игра – «Убежавшие слова» или , иными словами, работа с
деформированным текстом.
Задание: Угадайте, какому герою принадлежит данный предмет (данная
реплика, портрет, жесты и др.)?
Существенную помощь в преподавании литературы могут оказать учителю
словеснику активные формы обучения.
Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и
степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и
развиваются творческие способности каждого ученика. Активность не возникает
сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим
трудом учителя и учащихся.
К Активным можно отнести подготовку учащимися рисунков, подготовка
вопросов командесопернику, вопросызагадки, инсценировки из пьес. Все эти
средства активизируют мыслительную деятельность учащихся, заставляют
осмыслить важный нравственный аспект, формируя вывод: нельзя жить не по
совести! На таких уроках, трудно не заметить, что самый не читающий ученик
пытается мыслить, просматривает текст в поисках ответа. И такое явление
наблюдается на каждом урокесоревновании. 4) .Рисование иллюстраций к прочитанному тексту должно, на мой взгляд,
быть обязательным, ведь ученики интерпретируют посвоему произведение,
выражают свое эмоционально отношение к нему. И совсем не важно,
пятиклассник это или десятиклассник. У данного вида работы есть
психологическое обоснование: ребенок через краски выдает свои положительные
или отрицательные эмоции. Потому я радуюсь именно ярким, позитивным
рисункам детей.
При изучении сказки «Тёплый хлеб» дети рисовали сердце Фильки: каким оно
было, когда мальчик обидел коня, и каким оно стало, когда Филька попросил
прощение.
Важно видение событий в рассказе с помощью рисунков. Рисунки детей
поставлены в хаотичном порядке, восстановить цепь событий.
5). В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и считаю,
что и моя вина будет в том, если они не реализуются полностью или хотя бы
частично. Ценность нравственного воздействия письменных творческих
работ (сочинений, ответов на проблемный вопрос) очевидна, так как дети сами
ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне их языком. Считаю
главным то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их
решают для себя, а в будущем, скорее всего, это выразится и в поступке. Часто
практикую на своих уроках
сочинения миниатюры,
сочинения –рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие,
сострадание, благородство;
творческие работы: «Напишите письмо герою»,
«Закончи предложение»
• Читая балладу «Вересковый мёд», я понял(а)…
• Мне показалось интересным в балладе, что …
• В школе нужно изучать балладу «Вересковый мёд», потому что… • Если бы я оказался на месте отца, то …
• Если бы я оказался на месте сына, то…
Я хочу сказать Маленькому принцу…
Я хочу спросить Маленького принца…
Я хочу поделиться с Маленьким принцем…
Первое, что является важным в работе филолога, это создание атмосферы
"творческого комфорта", "общего вдохновения" на уроке. Почему не все
ученики пишут искренне? Возможно, боятся быть непонятыми. У меня свой
подход к творчеству учащихся.
1. Никогда не читаю вслух работы учеников (только по их желанию, но очень
редко).
2. Самые удачные мысли подчеркиваю в тексте и выношу на поля: "Молодец!"
или "!".
3. Каждая работа требует индивидуального подхода, поэтому комментарии (23
предложения) в виде пожелания, похвалы обязательно даю после проверенной
работы.
Мы живем в трудное время. Но как бы ни менялись времена, в школе всегда на
первом месте будет учитель. Он должен уметь слушать и уметь вести диалог.
Учитель – это проводник и помощник.
Значит, главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик
с радостью последовал за ним в мир литературы. Скучные уроки литературы,
ничего не выражающее лицо учителя – это противоестественно. Какими будем
мы, учителя литературы, таким и будет духовное состояние наших учеников.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а
прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не
прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного
чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги,
то учитель может считать свою задачу выполненной.
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Статья на тему "Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.