Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"
Оценка 5

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
классное руководство +1
11 кл +1
11.12.2017
Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ"
Научно-исследовательской работой я занимаюсь 8 лет. Хочу поделиться своим опытом работы. Какими же приёмами можно воспользоваться, обучая школьников научному творчеству? На сегодняшний день универсальных методик такого обучения нет, поэтому надо построить работу так, чтобы ученик сам захотел принимать в ней участие. Многие ученики увлекаются исследовательской деятельностью под впечатлением от прочитанного, увиденного и в целях удовлетворения своего познавательного интереса. В этой ситуации стараюсь поддержать и расширить их познания в интересующей их области.Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"
статья.doc
В. М. Гайбарян,                                                                                        учитель технологии и экономики  МБОУ Чалтырской СОШ № 1 Мясниковского района Ростовской области  НАУЧНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОРГАНИЗАЦИЯ  ШКОЛЬНИКОВ                                                                Знание, добытое без личного усилия,  без личного напряжения,­ знание мертвое.  Только пропущенное через собственную   голову  становится твоим достоянием. Л.Улицкая         В современном обществе на передний план выдвигаются такие качества личности,   как     коммуникабельность,   успешность,   востребованность, эрудированность, умение аргументировать, доказывать свою точку зрения. В   свою   очередь   современная   государственная   образовательная   политика ориентирует   школу,   учителя   на   новый   результат   их   деятельности.   В Концепции   модернизации   российского   образования   указано,   что «развивающемуся   обществу   нужны   современно   образованные, нравственные,   предприимчивые   люди,   которые   могут   самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозировать по возможности   их   последствия,   способны   к   сотрудничеству,   отличаются мобильностью,   динамизмом,   конструктивностью,   обладают   развитым чувством ответственности за судьбу страны».  Вот почему важно приобщать детей к научно­исследовательской деятельности уже в школьные годы.                            Работа над исследовательской работой расширяет кругозор учащихся,   знания   по   предмету,   способствует   приобретению   навыков публичного   выступления.   Научно­исследовательская   работа   учащихся ведет   к   активному   познанию   мира   и   овладению   профессиональными навыками.   Участие   в   этой   деятельности   даёт   возможность   глубже разобраться в своих способностях и умениях.  Именно исследовательская работа дает возможность расширить образовательное пространство, выйти за пределы учебного заведения. Наши дети могут значительно больше, если грамотно организовать их самостоятельную, познавательную и творческую деятельность.  Сегодняшний   старшеклассник   –   это   завтрашний   студент. Поэтому   мы   должны   осознавать,   что   навыки   исследовательской деятельности, полученные в школе, могут быть полезны   тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе.             Исследовательская   деятельность   учащихся   –   это   серьезная   и целенаправленная   работа   руководителя   и   ученика.   Цель  организации научно­исследовательской работы учащихся — воспитание образованной, гармонически   развитой,   творческой   личности;   выявление   и поддержка одаренных   учащихся.   Основными   задачами  научно­исследовательской работы являются:  стимулирование познавательного интереса учащихся к  исследовательской деятельности посредством использования  современных информационных и Интернет ­ технологий.  обучение работе с научной литературой  развитие аналитических способностей, в том числе способностей к  анализу и обобщению результатов собственной работы и к  подведению итогов научно­исследовательской и творческой  деятельности;  развитие способности формировать свое мнение и умение его  отстаивать;   развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;   формирование чувства ответственности за порученное дело;   воспитание уверенности в себе, осознание значимости выполненной  работы;   воспитание гражданской позиции;      Научно­исследовательской работой я занимаюсь 8 лет. Хочу поделиться своим   опытом   работы.   Какими   же   приёмами   можно   воспользоваться, обучая   школьников   научному   творчеству?   На   сегодняшний   день универсальных   методик   такого   обучения   нет,   поэтому   надо   построить работу так, чтобы ученик сам захотел принимать в ней участие. Многие ученики   увлекаются   исследовательской   деятельностью   под  впечатлением от   прочитанного,   увиденного   и   в   целях   удовлетворения   своего познавательного   интереса.   В   этой   ситуации   стараюсь   поддержать   и расширить их познания в интересующей их области. Важно то, что ученик должен   сам   выбрать   интересующую   его   тему,  а  не   навязывать     свою.  В школьной   исследовательской   деятельности   зачастую   никаких   новых открытий   не   происходит.   Но   это   не   означает,   что   ученик   не   открывает ничего   нового   для   себя.   В   процессе   работы,   ученик   убеждается   в познаваемости   мира   и   в   своих   собственных   возможностях.   Конечный результат   ­   собственная   интерпретация   материала.   Учащиеся   зачастую решают проблемы, уже решённые наукой и новые только для школьников. Следовательно, задачи учителя – выбрать для ученика путь восхождения, через частное открыть общее, найти тему, проблему, в решении которой ученик   может   сказать   свое   слово.   Поэтому   я   работаю   с   желающими учащимися   над   созданием   проектов   по   различным   темам.     Для   того   чтобы   развить   у   ребят   навыки   исследования,   в   собственной педагогической   практике,   я   учитываю,   что   исследования   должны   быть интересными и посильными для достижения цели. При этом не забываю и об общем уровне развития ученика.          Организация работы над научно­исследовательской работой        Исследовательские   работы   подразумевают   большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного   материала.   Они   выполняются   школьниками,   уже   имеющими некоторый опыт исследований, а я выступаю при этом как консультант и при необходимости помогаю учащимся на разных этапах  выполнения.  Прочитав статью    Егорова Л.В., я пришла  к  выводу, что всю работу можно разделить на три этапа: подготовительный, основной   и заключительный. 1. Подготовительный этап            На этом этапе учащиеся выбирают тему исследования.                 Это  сложный этап, так как тематика   работ может быть  крайне разнообразной.   При   этом   желательно,   чтобы   учащиеся   самостоятельно определились в выборе тех или иных тем исследования. Основная задача руководителя   —   повлиять   на   выбор   учащихся   таким   образом,   чтобы тематика   исследования   соответствовала   возможностям   и   наклонностям учеников.   Основные   требования   к   работе   –   актуальность,   новизна   и практическая значимость.  2. Основной этап          Этот этап  включает   в себя  несколько  шагов: подбор  материала   по проблеме   исследования,   определение   целей   и   задачей   исследования, проведение исследований и обработка данных              Сначала ученики самостоятельно занимаются сбором материала   по теме. Важно нацелить учеников на то, чтобы они нашли как можно больше литературы   и   изучили   её.   В   ходе   работы   с литературой   составляется программа   исследования,   происходит   регулярное   обсуждение   этапов работы.   Я,   как   научный   руководитель,   провожу     консультации по возникающим вопросам (1­2 месяца).          На следующем этапе ученик под руководством учителя  определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует   цель,   задачи;   определяет   объект   и   предмет   исследования; выбирает   методы   и   методики,   необходимые   для   осуществления исследования (1месяц).                  После   изучения   литературы   и   выбора   методик   и   методов исследования, ученики переходят непосредственно к самим исследованиям. Проводится   практическая   работа     и   предварительная   обработка экспериментальных данных (от 1­до нескольких месяцев). 3. Заключительный этап     Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и  наблюдения, приведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге  самое главное. При этом необходимо объяснить учащимся, что все  предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть  доказаны. Для этого потребуется:   дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;  выработать суждения и умозаключения;   сделать выводы по результатам исследования;   указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного  явления или объекта.                  Результаты всех своих научно­исследовательских работ учащиеся представляют на школьной научно­практической конференции. Если работа интересна, то Методический совет школы рекомендует данную работу для представления   на   научно­практической   конференции   более   высокого уровня.  Для   выступления   на   конференции   необходимо   грамотно подготовить презентацию. Она должна быть:  Компактной  Яркой и выразительной  Отражать суть работы  Иметь название, цель и задачи, методику, выводы Несколько   лет   мои   ученики   выступают   на   научно­практических конференциях   разных   уровней.   В   рамках   проекта   «В   будущее   –   с инженерным   образованием»,ребята   представляли   свои   работы     в   ДГТУ, Фестивале   Юга   России   в   ЮФУ,   в   конкурсе   «Космонавтика»,   защищали социальные проекты на районном конкурсе. За эти годы ребята становились призёрами   и   победителями   конференций   и   конкурсов.   Тезисы   их   работ опубликованы в сборнике тезисов конференции ДГТУ.  Для организации научно­исследовательской работы учащихся в школе функционирует   научно­исследовательское   общество.   Оно   объединяет учащихся   старших   классов,   проявляющих   интерес   к   творческой деятельности,  совершенствованию  знаний   в определенной  области  науки, развитию интеллекта.   подразумевают     работы Исследовательские большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного   материала.   Они   выполняются   школьниками,   уже   имеющими некоторый опыт исследований, а я выступаю при этом как консультант и при необходимости помогаю учащимся на разных этапах их выполнения.        В   ходе   исследовательской   деятельности   учащиеся   приобщаются   к пониманию   глобальных   проблем,   у   них   появляется   ответственность   за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в разных областях. Важнейшее условие успеха   учебно­исследовательской   деятельности   школьников   – использование межпредметных связей.  Проводя исследовательскую работу с учащимися, важно научить их использовать не только знания по одному какому­либо предмету, но и опыт, накопленный в области других учебных дисциплин. Так,  проводя  изучение  вредного  воздействия  фаст­фуда, вышли  на интеграцию сразу трех дисциплин: ­ химии (химический  анализ газированных напитков); ­   информатики   (проведение   анкетирования   и   обработка   его результатов); ­   биологии   (определение   изменений   биологических   функций организма человека).  А работа  по теме «Ветер и солнце – энергия будущего» потребовала знаний в области физики, математики, информатики, географии. Интерес ребят к исследованиям будет тем выше, чем актуальнее их работа, чем большее практическое значение она имеет.  Исследовательский метод применяется мною как на уроках, так и на внеклассных   занятиях.   Я   считаю,   что   использование   исследовательского метода обучения позволяет развивать максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся.        Таким образом, научно­исследовательская работа с учащимися –  это  большой и кропотливый совместный творческий труд, основная цель которого  сформировать творческую личность, обладающую  элементарными навыками самостоятельной научно­исследовательской  работы.

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ"

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ"

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ"

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ"

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ"

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2017