Статья на тему «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» (из опыта работы).
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
классное руководство
3 кл
07.04.2019
В статье рассказывается о нравственном воспитании младших школьников в урочной деятельности (на уроках литературного чения, технологии, изобразительного искусства и др. ) и внеклассной (этические беседы, тематические классные часы, читательские конференции, приобщение учащихся к искусству и спорту и т. д. )
доклад по теме.docx
МБОУ «Новогригорьевская СОШДС»
Учитель Биляк Л.М., 2017 г.
Доклад на тему
Тема: «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» (из опыта
работы).
Актуальность проблемы нравственного воспитания выражается в том, что обществу
сегодня нужен гражданин, обладающий качествами: самостоятельность в выборе и
принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать
и осмысливать их; идентифицировать себя как носителя национальной культуры, как
человекагражданина своей страны и мира; способность к проявлению толерантности. На
неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу
нравственности ежедневно обрушивается большое количество негативной информации.
Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной
ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и
нравственности.
Поэтому одной из основных задач школы становится «ориентация образования не только
на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности».
Идеологической основой Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) начального общего образования является Концепция духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России, где особое внимание уделено
решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально
педагогической поддержки становления и развития «высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России». О формировании умений
выбирать (самоопределяться), нести ответственность за результаты своего выбора
указывается во всех основных документах, разработанных в рамках ФГОС.
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне
развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую
подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования
морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек
нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает
свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед
ним проблемы.
Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко
представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в
детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный
показатель развитости человеческого в человеке...»
Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества,
издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к
Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность,
совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга,
справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то,
что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Я считаю, что нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из
обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная
среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому
важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью,
пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и
нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы
собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение
моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически
вплетенное в учебновоспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Начальная школа самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается
систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимо
действия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается
потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально
оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий.
Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой
социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных
норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их
общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного
сотрудничества.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась
ныне действующая система образования. Поэтому сегодня учителю начальных классов
необходимо знать, какие требования к образованию и воспитанию предъявляют стандарты
второго поколения, и использовать новые подходы к работе.
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со
сверстниками. Для многих оно стало «роскошью». Дворы и уличные коллективы как
особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и
сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников.
Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и
нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности,
эмоциональной отзывчивости.
Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в
деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности
приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы
на социальное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются,
нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются неосвоенными
современными детьми и подростками.
Тревогу вызывает и односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на
усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в
ущерб духовнонравственному воспитанию и личностному развитию.
В современной школе большое внимание уделяется ориентации учащихся на
нравственные ценности, формированию умения соотносить поступки, события с
общепринятыми нормами и ценностями; способности к самостоятельному нравственному
поступку в различных ситуациях.
Работая с учениками начальных классов, учитель обладает большими возможностями
для ориентации личности на нравственные ценности. Традиционно особое внимание в
школе уделяется таким нравственным ценностям, как доброта, честность, уважение к
старшим, дружба, отношение к труду, справедливость, отношение к родителям, природе,
скромность, защита Родины, смелость, выносливость, благородство, чувство собственного
достоинства, умение себя вести.
Урочная деятельность и как школьный предмет остается,
Для учителя школы по любому учебному предмету основным источником, формой и
средством нравственного развития и формирования личности является урок. Это не
означает, что урок позволяет воплотить в результат весь комплекс нравственных
параметров, но урок в течение всей школьной жизни человека выступает в качестве единой,
нравственно развивающей и формирующей доминанты. Нравственная обстановка на уроках
— это сильнейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна рассматриваться
как важнейший инструмент, т.е. педагогическое средство учителя в достижении целей
нравственного развития и формирования личности.
Посмотрев на пространство обычного школьного урока с такой точки зрения, начинаешь
понимать, что урок можно и нужно наполнять нравственным содержанием независимо от
темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее.
Большие возможности нравственного воспитания несут в себе уроки литературного
чтения. В настоящее время литературное чтение и как факт существования духовно
нравственной жизни общества,
может
быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь
школьников.
Я считаю, что на каждом уроке литературного чтения закладываются основы
духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его
героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься о себе и о мире, в
котором он живет, а эмоции, пережитые учеником, становятся его нравственно
эстетическим опытом. Учитель здесь становится мудрым другом, который помогает
разобраться в поступках героя, в том, что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с
текстом произведения, учащиеся получают нравственный урок, обогащают свой эсте
тический опыт.
Таким образом, цель литературного чтения состоит в том, чтобы воспитать читателя, на
учить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и
нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности.
Формировать нравственные понятия на уроках литературного чтения (добро и зло,
честь, долг, совесть, правда и ложь и т.д.) помогают методы, выявляющие нравственное
содержание произведений. К ним относятся: аналитическая беседа, творческое чтение,
исследовательский метод, игровые ситуации, создание иллюстраций и мн. др.
В своей работе по нравственному воспитанию младших школьников на уроках
литературного чтения и русского языка особое место отвожу работе над пословицами,
поговоркам, фразеологизмами. Обращаю внимание на их воспитательную значимость, а
также нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.
Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому
быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками
заставляют каждого ребёнка задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие
постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какойто
целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила
жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.
Таким образом, готовясь к уроку литературного чтения, учитель должен ясно
представлять, какой нравственный смысл заложен в том или ином произведении, и
организовать работу так, чтобы каждый урок стал источником нравственных знаний и
вошёл в личный опыт детей.
Огромные возможности для нравственного воспитания представляют различные виды
уроков, в частности, урокигра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или его
закреплением, игра учит ребенка: достигай своей цели по правилам игры, а именно: умей
подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой
игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей,
так и любой другой страны.
Школьники очень любят уроки изобразительного искусства и технологии. Организуя
работу по созданию небольших творческих работ, я нередко предлагаю изготовить
открытку или поделку в подарок своим близким (или друзьям) к празднику (или дню
рождения). Таким образом, я учу не только проявлять внимание к близким людям, но и
показываю ценность ручной работы, воспитываю уважение к умелым рукам.
На любых комбинированных уроках (по любому предмету) школьники работают парами
или группами — учатся работать сообща, вкладывая в общее дело чтото свое,
прислушиваясь к мнению одноклассников. Потом им будет легче строить свои отношения в
семье и в рабочем коллективе.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении
нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и
организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера,
которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения
и есть овладение собственным поведением.
Основными методами воспитательной работы, используемыми в работе с учащимися,
являются методы убеждения, чтение и анализ притч, этические беседы, разъяснения,
диспуты, примеры. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке
правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации,
конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно
включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию,
но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен
мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести
работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя
практическую деятельность детей. Рассказ на этическую тему яркое эмоциональное
изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Пример –
воспитательный метод исключительной силы.
Занятия проводятся в виде урокаигры, урокапогружения, уроковэкскурсий.
Занятия строятся с использованием индивидуальных, индивидуальногрупповых и
групповых форм работы. Особое внимание хочется уделить такому новому, но уже
популярному методу, как метод проектов. Отличительные особенности проектной
деятельности:
направленность на достижение конкретных целей;
координированное выполнение взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени;
неповторимость и уникальность.
Педагогический смысл работы по воспитанию нравственных ценностей младшего
школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков
поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения
нравственный выбор.
Основные коллективные формы и методы нравственного просвещения и убеждения
школьников, которые использую в своей работе по данной теме.
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной
работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие.
К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след
в их сознании, влиял на их поведение.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их
воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В
начальных классах обычно проводятся беседы о товариществе, дружбе, справедливости,
доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, культуре общения и
др.
Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть
ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они
такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего»,
«Не стесняйся доброты своей» и мн. др.
Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы.
Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями,
связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами
поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к
своему поведению и поведению других людей.
Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с
обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после
совершения поступка.
В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как
главных критериев поведения школьников. Например, провожу с ребятами беседы о
правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При
проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о
том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседы провожу с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный
поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников.
В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками.
При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
Читательская конференция – одна из форм нравственного убеждения. Она помогает
не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но
и усвоить нормы и принципы нравственности.
Приобщение учащихся к искусству. Привлекаю учащихся к участию в викторинах, в
конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности,
обогащающей нравственный мир школьников.
Приобщение к спорту. Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях,
посещению спортивных секций и т.д.
В целях убеждения использую и нравственные требования к поведению школьников.
Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были
правдивыми и искренними, я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю
их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению
достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой
повседневного поведения детей.
Использую в своей работе упражнение в системе нравственного воспитания.
Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение
воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и
закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего
упражнением, организацией практической деятельности воспитанников. В процессе нравственного воспитания я применяю в основном два типа упражнений:
организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную
деятельность и специальные упражнения для детей.
Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией нравственного опыта.
Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, – основное
условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать
привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они
содействуют приучению к коллективной деятельности.
Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят
трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он
надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное
влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных
поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью. У каждого
ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по
классу и по столовой, физорг, редколлегия, ответственный за классный журнал и т.д. Это
подтягивает школьников к тому, чтобы быть ответственнее, ощущать себя частью
коллектива.
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков.
Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении,
собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.
Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда
требований. Это – осознание учащимися важности и необходимости проведения
упражнений; их систематичность и последовательность; общественно полезную
направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами убеждения.
В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.
Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение,
похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать
свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.
Использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся.
Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими
эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих
эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на
эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушение может осуществляться как
вербальными, так и невербальными средствами. Внушать это, значит воздействовать на
чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует
переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
Мною используются методы воспитывающих ситуаций.
Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных
условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в
процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какуюлибо проблему.
Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует
формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на
естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования
ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый
социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует
у него способность к самоактуализации.
Внеурочная деятельность по духовнонравственному направлению «Я – гражданин
России», а также по социальному направлению «Культура добрососедства», также
являются хорошей базой для воспитания нравственных ценностей. 2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному
Колоссальная работа учителя по нравственному воспитанию невозможна без
взаимодействия с семьёй ученика. Усилия учителя должны быть направлены на
разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка, которые являются истоком
формирования личности человека, семье. Педагог и родители должны понимать, что без
соблюдения нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет
достойным гражданином общества.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее
продуманная и чётко организованная система сотрудничества, смысл которого в создании
условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в рамках
школы и семьи. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.
1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
Для того, чтобы психологопедагогическое просвещение родителей вызвало у них
интерес, необходимо не только предлагать актуальные темы для обсуждения, но и
учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
образовательновоспитательному пространству.
Учитель должен в первую очередь знакомить родителей с традициями школы, её
историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать,
какими учителями гордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия
семьи и школы невозможно, если педагог не будет знакомить родителей с требованиями,
которые школа предъявляет к ученикам. Также необходимо познакомить родителей с
традициями проведения уроков, оформления дневников и тетрадей, с критериями оценок.
Необходимо привлекать родителей к внеклассной работе, кружковой и творческой
работе.
3. Психологопедагогическая диагностика
Без использования психологопедагогической диагностики невозможно спланировать
воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным
образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных
членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.
Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных
семьях, даёт возможность учителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех
учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
На начало учебного года были составлены:
∙ Социальный паспорт класса;
∙ Характеристика класса;
∙ Организована досуговая занятость детей в школе;
∙ Согласованы и доведены до сведения родителей часы работы внеурочной
деятельности в школе, ГПД, консультаций, коррекций.
4. Коррекционная работа
Без коррекционной работы диагностическая работа с семьями учащихся не только не
имеет смысла, но и вредит детям и их родителям, приводит к агрессии и конфликтам.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной
психологопедагогической помощи и поддержке в решении проблемных ситуаций,
связанных с воспитанием ребёнка.
Чтобы коррекционная работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка
родителей. Это же возможно лишь в том случае, если педагог будет серьёзно и настойчиво
готовить родителей к осознанию значимости проблемы.
Перечисленные направления совместной деятельности учителя и семьи будут
эффективными тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с семьями учащихся. В общении с коллективом родителей учитель должен проявить
учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно
рассчитывать на поддержку родителей.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются
индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым принято относить такие формы взаимодействия, как собрания, В
течение года на родительских собраниях познакомили родителей с нормативной и
правовой документацией
∙ Статьями Конституции РФ, законами РФ об образовании, главами из
семейного кодекса РФ, главами из Уголовного кодекса РФ по воспитанию, правам и
обязанностям родителей.
∙ Правилами поведения учащихся в школе.
Организовала и провела родительские собрания по темам, включающих нравственно
патриотическое направление; запланированных в данном учебном году.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие:
индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Каждый вид индивидуальной
работы должен тщательно анализироваться учителем. Результаты такой работы должны
фиксироваться, т.к. являются руководством к последующим действиям.
В течение учебного года проводила необходимые текущие и экстренные консультации
для родителей:
∙ Помощь в воспитании детей через подбор методической литературы;
∙ Постоянно поддерживала связь с родителями и законными
представителями, своевременно решала возникшие проблемы.
Различные формы работы с родителями учащихся позволяют учителю достигнуть
наиболее эффективного взаимодействия с семьями, а также избежать конфликтов и
непонимания в дальнейшей работе.
Задача педагога – не только самому осуществлять нравственное воспитание в школе, но
и объяснить родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них
самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития
личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка
Нравственный мир ребенка сложен и изменчив, находится в развитии. Задача учителя
состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, сформировать
гражданина своей страны, способного к проявлению толерантности, оценке своего мнения
как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного
Статья на тему «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» (из опыта работы).
Статья на тему «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» (из опыта работы).
Статья на тему «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» (из опыта работы).
Статья на тему «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» (из опыта работы).
Статья на тему «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» (из опыта работы).
Статья на тему «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» (из опыта работы).
Статья на тему «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» (из опыта работы).
Статья на тему «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» (из опыта работы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.