в настоящее время остро стоит вопрос детского чтения книг. статья включает в себя мою работу с семьей по теме семейного чтения. Семейное чтение способствует развитию и углублению читательских интересов детей. в статье затрагивается темы о роли семьи в приобщении ребенка к книге, о тесном контакте библиотеки со школой и родителями и о проведенных работах с классом по вопросам семейного чтения.
Семейное чтение.docx
Трифонова Антонина Васильевна,
учитель начальных классов,
МОБУ «Саха гимназия»
Республики Саха (Якутия).
Семейное чтение основной источник формирования
нравственной основы младшего школьника.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение.
Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством
общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную,
образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и
средство развлечения.
В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке.
Проблема падения интереса к чтению глубоко волнует всех.
Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности,
обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие,
внимание, память, мышление и воображение ребенка.
Семейное чтение является основным источником привития любви к чтению ребенка.
Главным отличием от классных, внеклассных и домашних чтений, при семейном чтении
родители, используя книгу, начинают понастоящему заниматься духовным развитием
своего ребенка, формированием его нравственности. Семейные чтения — это разговор
родителей с детьми о нравственности.
Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее,
направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их
ведущая роль в организации семейных чтений.
В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная
функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и
отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые
нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в
произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является
ребенок.
Чтение вслух детям:
помогает установить контакт между детьми и взрослыми;
обеспечивает необходимое эмоциональное развитие; учит видеть красоту и понимать прекрасное;
обогащает словарный запас, развивает память и воображение;
учит думать, концентрирует внимание;
способствует развитию самоуважения;
расширяет знания;
облегчает процесс учебы, улучшает успеваемость в школе;
помогает воспитанию моральных ценностей;
отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;
нейтрализует негативное влияние массовой культуры;
нацеливает на получение новых знаний.
В своей работе я после прочитанного произведения обязательно в классе провожу
семейные викторины. Родители вместе с детьми с большим удовольствием отвечают на
вопросы викторины, победители и призеры этих викторин участвуют в проводимом в
классе конкурсе по прочитанным произведениям, победитель этого конкурса получает
номинацию «Самая читающая семья».
Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика.
Поэтому без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно.
Именно дом, а не школа, является наиболее важным образовательным учреждением в
стране, и самые важные наставники — родители. Именно в семье закладываются
нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души
и основы мировоззрения.
Кроме викторин, в первом классе каждая семья по прочитанным сказкам, во втором
классе несколько семей объединившись, а в третьем и четвертом классах дети сами с
помощью родителей ставили и показывали постановки по прочитанным произведениям.
Всем было очень интересно и занятно. Во время подготовки к этим выступлениям между
детьми и их родителями благодаря совместной их работе сформировались представления
об окружающем мире и детской литературе, все научились творчеству и самовыражению, к
доброте, взаимопомощи и пониманию друг друга.
Наличие в семье навыков разностороннего общения является одним из действенных
средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и
детьми как основы воспитания. Чтение способствует такому общению и реализует целый
спектр разнообразных семейных функций: эмоциональное единение, обмен информацией,
передача жизненного опыта от старших к младшим и ряд других функций.
Для этого сегодняшним родителям необходимо: ориентироваться в новых писателях и новых книгах;
иметь представление об интересах сегодняшних детей;
понимать, зачем нужно читать ребенку, какие книги сделают его лучше, добрее,
взрослее;
читать книги о семье, воспитании, проблемах современного образования, развития,
досуга семьи, о привлечении детей к чтению.
Чтобы преодолеть препятствия и барьеры в организации семейного чтения,
эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:
– родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми;
– значение чтения ради удовольствия должно признаваться школой и семьей, как
важная часть процесса обучения чтению;
Любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Его необходимо
хвалить и поощрять, даже если он сегодня прочел всего на 2 страницы больше, чем вчера,
если он проявил интерес к тому, что месяц назад ему было еще не интересно. Сравнивать
его нужно только с самим собой. Можно сделать его успешность наглядной: вывесить на
стене «Экран прочитанных в семье книг», где ребенок будет сам отмечать кто, когда, что и
сколько прочел.
Для этого каждая семья готовит устный журнал с ребенком по прочитанным
произведениям и в презентации всей семьей рассказывают. Каждая книга должна учить
ребёнка, воспитывать его.
Когда ваш ребёнок подрастёт, научится сам читать. Если вы хотите, чтобы ребенок
читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе
с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте,
смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.
Все мы знаем, что формирование личности ребенка осуществляется в семье. Роль
семьи в приобщении ребенка к книге велика. Но, как приобщить ребенка к книге, когда
компьютеры вытесняют печатную продукцию. Мы решили создать тесное общение
библиотеки с семьями наших читателей. Привить ребенку любовь к чтению в этом видят
свою основную цель сотрудники детской библиотеки. Ведь формирование духовной
культуры личности и потребность в книге закладывается в раннем детстве, всегда
осуществляется через чтение. Очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе с
взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, а затем вместе читают ее. В библиотеке для нас проводят викторины по нашим прочитанным книгам, знакомят
с писателямиюбилярами и их произведениями, проводят конкурсы по выразительному
чтению и сочинениям, знакомят с новыми книгами.
Роль книги и библиотеки в жизни каждого ребенка и его родителя очень велика и
незаменима, потому что семья – это будущее нашей страны!
Список литературы:
1. Голубева Е. И. Поддержка семейного чтения общая задача специалистов. //
Недетские проблемы детского чтения. М.: Российская государственная детская
библиотека, 2002
2.Кабачек О. Л. Об одной из современных технологий приобщения детей к чтению //
Вестник БАЕ. 2003. № 4. С. 5659.
3.Карпова Н. Л. Семейное чтение семейная библиотерапия // Школьная
библиотека. 2004. № 5. С. 5357.
4.Россинская С. В. Подружить ребенка с книгой: к вопросу о снижении интереса к
чтению, о семейном чтении и роли библиотек в воспитании личности . // Библиотечное
дело. 2007. № 15. С. 3536.
5. Чуппуева Л.В. «Читаем вслух» // Новая библиотека. 2007. № 7. С. 2122.
"Семейное чтение" - статья
"Семейное чтение" - статья
"Семейное чтение" - статья
"Семейное чтение" - статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.