Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"
Оценка 4.9

Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

Оценка 4.9
Особые потребности +1
docx
классное руководство +1
Взрослым
21.01.2018
Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"
У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинства детей данной категории. Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с задержкой психического развития: повышенная истощаемость, результате чего низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной и игровой деятельности.
Особенности обучения детей с задержкой психического развития.docx
Особенности обучения детей с задержкой психического развития   слухового,   У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной,   эмоционально­волевой   деятельности,   поведении   и   личности   в   целом, которые характерны для большинства детей данной категории. Многочисленными   исследованиями   установлены   следующие   основные   черты   детей   с задержкой   психического   развития:   повышенная   истощаемость,   результате   чего   низкая работоспособность;   незрелость   эмоций,   воли,   поведения;   ограниченный   запас   общих сведений   и   представлений;   бедный   словарный   запас;   несформированность   навыков интеллектуальной и игровой деятельности. Восприятие   характеризуется   замедленностью.   В   мышлении   обнаруживаются   трудности словесно­логических операций. У детей с задержкой психического развития страдают все виды   памяти,   отсутствует   умение   использовать   вспомогательные   средства   для запоминания.   Им   необходим   более   длительный   период   для   приема   и   переработки информации. При стойких формах задержки психического развития церебрально­органического генеза, помимо   расстройств   познавательной   деятельности,   обусловленных   нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых   или   подкорковых   функций:   зрительного   восприятия, пространственного   синтеза,   моторной   и   сенсорной   стороны   речи,   долговременной   и кратковременной памяти. Таким   образом,   наряду   с   общими   чертами,   детям   с   задержкой   психического   развития различной клинической этиологии свойственны характерные особенности, необходимость учета которых в психологическом исследовании, при обучении и коррекционной работе очевидна.  Психологические особенности детей с ЗПР в учебной деятельности При организации процесса обучения следует помнить, что дети с задержкой психического развития   многие   практические   и   интеллектуальные   задачи   решают   на   уровне   своего возраста,   способны   воспользоваться   оказанной   помощью,   умеют   осмыслить   сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность,   которая   в   сочетании   с   быстрой   утомляемостью   и   истощаемостью   может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере   работоспособности,   вследствие   чего   у   обучающихся   возникают   затруднения   в усвоении   учебного   материала:   они   не   удерживают   в   памяти   условия   задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах;   нередко   вместо   решения   задачи   просто   механически   манипулируют   цифрами; оказываются   неспособными   оценить   результаты   своих   действий;   их   представления   об окружающем мире недостаточно широки. Такие   дети   не   могут   сосредоточиться   на   задании,   не   умеют   подчинять   свои   действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы. Отмечается, что иногда они активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но быстро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. Таким   образом,   пониженная   активность   мыслительной   деятельности,   недостаточность процессов  анализа,  синтеза,  сравнения,  обобщения,   ослабленность  памяти,  внимания   не остаются   незамеченными,   и   учителя   пытаются   оказать   каждому   из   таких   детей индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или   иными   способами   –   объясняют   заново   учебный   материал   и   дают   дополнительные упражнения;   чаще,   чем   в   работе   с   нормально   развивающимися   детьми,   используют наглядные   дидактические   пособия   и   разнообразные   карточки,   помогающие   ребенку сосредоточиться   на   основном   материале   урока   и   освобождающие   его   от   работы,   не имеющей прямого отношения  к изучаемой теме; разными путями организуют внимание таких детей и привлекают их к работе. Все   эти   меры   на   отдельных   этапах   обучения,   безусловно,   приводят   к   положительным результатам,  позволяют   достигнуть  временных  успехов,  что  дает возможность  учителю считать ученика отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал. В периоды нормальной работоспособности у детей с задержкой психического развития обнаруживается   целый   ряд   положительных   сторон   их   деятельности,   характеризующих сохранность   многих   личностных   и   интеллектуальных   качеств.   Эти   сильные   стороны проявляются   чаще   всего   при   выполнении   детьми   доступных   и   интересных   заданий,   не требующих   длительного   умственного   напряжения   и   протекающих   в   спокойной доброжелательной обстановке. В   таком   состоянии   при   индивидуальной   работе   дети   оказываются   способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне   нормально   развивающихся   сверстников   (производить   группировку   предметов, устанавливать причинно­следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц). Аналогичная картина наблюдается и на уроках. Дети могут сравнительно быстро понять учебный материал, правильно выполнить упражнения и, руководствуясь образом или целью задания, исправить ошибки в работе. К 3–4­му классу у некоторых детей с ЗПР под влиянием работы учителей и воспитателей развивается   интерес   к   чтению.   В   состоянии   относительно   хорошей   работоспособности многие из них последовательно и подробно пересказывают доступный текст, правильно отвечают на вопросы по прочитанному, оказываются в состоянии при помощи взрослого выделить в нем главное; интересные детям рассказы нередко вызывают у них бурные и глубокие эмоциональные реакции. Во внеклассной жизни дети обычно активны, имеют разнообразные интересы. Некоторые из них   предпочитают   тихие,   спокойные   занятия:   лепку,   рисование,   конструирование,   с увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Но таких детей   меньшинство.   Большинство   предпочитают   подвижные   игры,   любят   побегать, порезвиться.   К   сожалению,   и   у   «тихих»,   и   у   «шумных»   детей   фантазии   и   выдумки   в самостоятельных играх, как правило, бывает мало. Все дети с задержкой психического развития любят разного рода экскурсии, посещение театров, кинотеатров и музеев, иногда это их так захватывает, что они несколько дней находятся   под   впечатлением   увиденного.   Они   также   любят   занятия   физкультурой   и спортивные   игры,   и,   хотя   у   них   обнаруживается   явная   двигательная   неловкость, недостаточная   координированность   движений,   неумение   подчиняться   заданному (музыкальному   или   словесному)   ритму,   со   временем,   в   процессе   обучения,   школьники достигают значительных успехов. Дети с задержкой психического развития дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания, без достаточных на то оснований.   Потом   они   с   трудом   приходят   в   себя   и   еще   долго   чувствуют   неловкость, угнетенность. Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними (например,   при   одноразовом   посещении   урока)   могут   создать   впечатление,   что   к   ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников общеобразовательной   школы.   Однако   комплексное   (клиническое   и   психолого­ педагогическое) изучение обучающихся данной категории показывает, что это далеко не так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными. Рабочее   состояние   детей   с   задержкой   психического   развития,   во   время   которого   они способны   усвоить   учебный   материал   и   правильно   решить   те   или   иные   задачи, кратковременно. Как отмечают учителя, нередко дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные,   необдуманные   действия,   в   работах   появляется   множество   ошибок   и исправлений.   У   некоторых   детей   собственное   бессилие   вызывает   раздражение,   другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной работоспособности,   как   бы   повисает   в   воздухе,   не   связывается   с   последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми,   не   систематизируются.   Вслед   за   этим   у   детей   развивается   крайняя неуверенность   в   своих   силах,   неудовлетворенность   учебной   деятельностью.   В самостоятельной работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить даже   элементарных   заданий.   Резко   выраженное   утомление   возникает   после   занятий, требующих интенсивного умственного выражения. В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой: выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение. Однообразные действия, не механические,   а   связанные   с   умственным   напряжением,   также   быстро   утомляют обучающихся. В возрасте 7–8 лет такие обучающиеся тяжело входят в рабочий режим урока. Долгое время урок для них остается игрой, поэтому они могут вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что­то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку, без   конца   переспрашивать   учителя.   Утомляясь,   начинают   вести   себя   по­разному:   одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, притихают, не   досаждают   учителю,   но   и   не   работают.   В   свободное   время   стремятся   уединиться, спрятаться   от   товарищей.   У   других,   наоборот,   возникает   повышенная   возбудимость, расторможенность,   двигательное   беспокойство.   Они   постоянно   что­то   вертят   в   руках, теребят пуговицы на своем костюме, играют разными предметами. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими. Для вывода детей из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны учителя. Осознавая свои затруднения в учебе, некоторые обучающиеся пытаются самоутверждаться собственными путями: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную работу (уборка в классе), показывают свое «геройство»,   совершая   рискованные   поступки   (прыгают   с   высоты,   влезают   по   опасной лестнице и др.); могут сказать неправду, например, похвастаться какими­либо поступками, которые   они   не   совершали.   В   то   же   время   эти   дети   обычно   чувствительны   к несправедливым обвинениям, остро на них реагируют, с трудом успокаиваются. Физически более слабые школьники легко подчиняются «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже тогда, когда те явно не правы. Неправильное   поведение,   проявляющееся   у   младших   школьников   в   сравнительно безобидных поступках, может перерасти в стойкие черты характера, если своевременно не принять соответствующих воспитательных мер. Знание   особенностей   развития   детей   с   ЗПР   чрезвычайно   важно  для  понимания   общего подхода к работе с ними. Методические   рекомендации   для   педагогов   при   работе   с   детьми   с   задержкой психоречевого развития Коррекционная работа педагога с данной категорией детей должна вестись по следующим направлениям: ­ коррекция памяти; ­ коррекция ощущений и восприятия; ­ коррекция речи; ­ коррекция мышления; ­ коррекция эмоционально – волевой сферы. Рассмотрим рекомендации по каждому из этих направлений. Коррекция речи ∙                   Развивать фонематическое восприятие. ∙                   Развивать функции фонематического анализа и синтеза. ∙                   Формировать коммуникативные функции речи. ∙                   Учить дифференцировать звуки речи. ∙                   Совершенствовать просодическую сторону речи. ∙                   Расширять пассивный и активный словарь. ∙                   Совершенствовать грамматический строй речи. ∙                   Развивать навыки словоизменения, словообразования. ∙                   Формировать диалогическую речь. ∙                   Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи. ∙                   Способствовать преодолению речевого негативизма.   Коррекция памяти ∙                   Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память. ∙                   Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания. ∙                   Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения информации. ∙                   Развивать прочность запоминания. ∙                   Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту). ∙                                      Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ). ∙                                     Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно­следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями. ∙                   Работать над увеличением объема памяти. ∙                   Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.     Коррекция ощущений и восприятия предполагает ∙                             Проведение работы над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений. ∙               Развитие целенаправленного восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащение чувственного опыта детей. ∙                             Необходимо учить детей соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор. ∙               Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме. ∙               Осуществлять работу по развитию слухового и зрительного восприятия. ∙               Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений. ∙               Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы. ∙               Развивать тактильно­двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно­ двигательный образ предмета со зрительным образом. ∙               Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия. ∙               Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения. ∙               Развивать глазомер. ∙               Формировать целостность восприятия образа предмета. ∙               Учить анализировать целое из составляющих его частей. ∙               Развивать зрительный анализ и синтез. ∙               Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина). ∙               Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей. ∙               Развивать зрительно – моторную координацию. ∙               Работать над темпом восприятия. Коррекция мышления ∙                   Развивать наглядно­действенное, наглядно­образное и логическое мышление. ∙                   Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе. ∙                   Учить выделять главное, существенное. ∙                                     Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий. ∙                   Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. ∙                   Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета. ∙                                     Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно­следственные связи. ∙                   Активизировать мыслительную творческую деятельность. ∙                   Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя). ∙                   Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).   Коррекция эмоционально­волевой сферы ∙        Вырабатывать умение преодолевать трудности. ∙        Воспитывать самостоятельность, ответственность. ∙        Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца. ∙        Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности. ∙        Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку. ∙        Развивать критичность мышления. ∙        Развивать инициативу, стремление к активной деятельности. ∙        Вырабатывать положительные привычки поведения. ∙        Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу. ∙        Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018