Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"
Оценка 4.9
Особые потребности +1
docx
классное руководство +1
Взрослым
21.01.2018
У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинства детей данной категории.
Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с задержкой психического развития: повышенная истощаемость, результате чего низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной и игровой деятельности.
Особенности обучения детей с задержкой психического развития.docx
Особенности обучения детей с задержкой психического развития
слухового,
У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их
познавательной, эмоциональноволевой деятельности, поведении и личности в целом,
которые характерны для большинства детей данной категории.
Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с
задержкой психического развития: повышенная истощаемость, результате чего низкая
работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих
сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков
интеллектуальной и игровой деятельности.
Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности
словеснологических операций. У детей с задержкой психического развития страдают все
виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для
запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки
информации.
При стойких формах задержки психического развития церебральноорганического генеза,
помимо расстройств познавательной деятельности,
обусловленных нарушением
работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных
корковых или подкорковых функций:
зрительного восприятия,
пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и
кратковременной памяти.
Таким образом, наряду с общими чертами, детям с задержкой психического развития
различной клинической этиологии свойственны характерные особенности, необходимость
учета которых в психологическом исследовании, при обучении и коррекционной работе
очевидна.
Психологические особенности детей с ЗПР в учебной деятельности
При организации процесса обучения следует помнить, что дети с задержкой психического
развития многие практические и интеллектуальные задачи решают на уровне своего
возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет
картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других
заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная
активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может
серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к
потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в
усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи,
продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных
работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами;
оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об
окружающем мире недостаточно широки.
Такие дети не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия
правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы.
Отмечается, что иногда они активно работают в классе и выполняют задания вместе со
всеми обучающимися, но быстро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать
учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность
процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти, внимания не
остаются незамеченными, и учителя пытаются оказать каждому из таких детей
индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми
или иными способами – объясняют заново учебный материал и дают дополнительные
упражнения; чаще, чем в работе с нормально развивающимися детьми, используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку
сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не
имеющей прямого отношения к изучаемой теме; разными путями организуют внимание
таких детей и привлекают их к работе.
Все эти меры на отдельных этапах обучения, безусловно, приводят к положительным
результатам, позволяют достигнуть временных успехов, что дает возможность учителю
считать ученика отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал.
В периоды нормальной работоспособности у детей с задержкой психического развития
обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих
сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны
проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не
требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной
доброжелательной обстановке.
В таком состоянии при индивидуальной работе дети оказываются способными
самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на
уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов,
устанавливать причинноследственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать
переносный смысл пословиц).
Аналогичная картина наблюдается и на уроках. Дети могут сравнительно быстро понять
учебный материал, правильно выполнить упражнения и, руководствуясь образом или целью
задания, исправить ошибки в работе.
К 3–4му классу у некоторых детей с ЗПР под влиянием работы учителей и воспитателей
развивается интерес к чтению. В состоянии относительно хорошей работоспособности
многие из них последовательно и подробно пересказывают доступный текст, правильно
отвечают на вопросы по прочитанному, оказываются в состоянии при помощи взрослого
выделить в нем главное; интересные детям рассказы нередко вызывают у них бурные и
глубокие эмоциональные реакции.
Во внеклассной жизни дети обычно активны, имеют разнообразные интересы. Некоторые из
них предпочитают тихие, спокойные занятия: лепку, рисование, конструирование, с
увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Но таких
детей меньшинство. Большинство предпочитают подвижные игры, любят побегать,
порезвиться. К сожалению, и у «тихих», и у «шумных» детей фантазии и выдумки в
самостоятельных играх, как правило, бывает мало.
Все дети с задержкой психического развития любят разного рода экскурсии, посещение
театров, кинотеатров и музеев, иногда это их так захватывает, что они несколько дней
находятся под впечатлением увиденного. Они также любят занятия физкультурой и
спортивные игры, и, хотя у них обнаруживается явная двигательная неловкость,
недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному
(музыкальному или словесному) ритму, со временем, в процессе обучения, школьники
достигают значительных успехов.
Дети с задержкой психического развития дорожат доверием взрослых, но это не избавляет
их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания, без достаточных на то
оснований. Потом они с трудом приходят в себя и еще долго чувствуют неловкость,
угнетенность.
Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними
(например, при одноразовом посещении урока) могут создать впечатление, что к ним
вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников
общеобразовательной школы. Однако комплексное (клиническое и психолого
педагогическое) изучение обучающихся данной категории показывает, что это далеко не
так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования
общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.
Рабочее состояние детей с задержкой психического развития, во время которого они
способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи,
кратковременно. Как отмечают учителя, нередко дети способны работать на уроке всего
15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает,
работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают
импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и
исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие
категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный
материал.
Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной
работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается с последующим
материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными,
отрывистыми, не систематизируются. Вслед за этим у детей развивается крайняя
неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. В
самостоятельной работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить
даже элементарных заданий. Резко выраженное утомление возникает после занятий,
требующих интенсивного умственного выражения.
В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий:
заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу
с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного
вида деятельности на другой: выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же
операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение. Однообразные действия, не
механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют
обучающихся.
В возрасте 7–8 лет такие обучающиеся тяжело входят в рабочий режим урока. Долгое
время урок для них остается игрой, поэтому они могут вскочить, пройтись по классу,
поговорить с товарищами, чтото выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку,
без конца переспрашивать учителя. Утомляясь, начинают вести себя поразному: одни
становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, притихают,
не досаждают учителю, но и не работают. В свободное время стремятся уединиться,
спрятаться от товарищей. У других, наоборот, возникает повышенная возбудимость,
расторможенность, двигательное беспокойство. Они постоянно чтото вертят в руках,
теребят пуговицы на своем костюме, играют разными предметами. Эти дети, как правило,
очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть
товарища, порой становятся жестокими.
Для вывода детей из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со
стороны учителя.
Осознавая свои затруднения в учебе, некоторые обучающиеся пытаются самоутверждаться
собственными путями: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют
ими, заставляют выполнять за себя неприятную работу (уборка в классе), показывают свое
«геройство», совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной
лестнице и др.); могут сказать неправду, например, похвастаться какимилибо поступками,
которые они не совершали. В то же время эти дети обычно чувствительны к
несправедливым обвинениям, остро на них реагируют, с трудом успокаиваются. Физически
более слабые школьники легко подчиняются «авторитетам» и могут поддерживать своих
«вожаков» даже тогда, когда те явно не правы. Неправильное поведение, проявляющееся у младших школьников в сравнительно
безобидных поступках, может перерасти в стойкие черты характера, если своевременно не
принять соответствующих воспитательных мер.
Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего
подхода к работе с ними.
Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми с задержкой
психоречевого развития
Коррекционная работа педагога с данной категорией детей должна вестись по следующим
направлениям:
коррекция памяти;
коррекция ощущений и восприятия;
коррекция речи;
коррекция мышления;
коррекция эмоционально – волевой сферы.
Рассмотрим рекомендации по каждому из этих направлений.
Коррекция речи
∙ Развивать фонематическое восприятие.
∙ Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
∙ Формировать коммуникативные функции речи.
∙ Учить дифференцировать звуки речи.
∙ Совершенствовать просодическую сторону речи.
∙ Расширять пассивный и активный словарь.
∙ Совершенствовать грамматический строй речи.
∙ Развивать навыки словоизменения, словообразования.
∙ Формировать диалогическую речь.
∙ Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.
∙ Способствовать преодолению речевого негативизма.
Коррекция памяти
∙ Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.
∙ Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного
запоминания.
∙ Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения информации.
∙ Развивать прочность запоминания.
∙ Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить
словесный материал близко к тексту).
∙ Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала
(правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
∙ Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать
причинноследственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
∙ Работать над увеличением объема памяти.
∙ Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
Коррекция ощущений и восприятия предполагает
∙ Проведение работы над уточнением зрительных, слуховых, осязательных,
двигательных ощущений.
∙ Развитие целенаправленного восприятие цвета, формы, величины, материала и
качества объекта. Обогащение чувственного опыта детей.
∙ Необходимо учить детей соотносить предметы по величине, форме, цвету,
зрительно проверяя свой выбор.
∙ Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме. ∙ Осуществлять работу по развитию слухового и зрительного восприятия.
∙ Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.
∙ Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на
ощупь знакомые предметы.
∙ Развивать тактильнодвигательное восприятие. Учить соотносить тактильно
двигательный образ предмета со зрительным образом.
∙ Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического
восприятия.
∙ Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.
∙ Развивать глазомер.
∙ Формировать целостность восприятия образа предмета.
∙ Учить анализировать целое из составляющих его частей.
∙ Развивать зрительный анализ и синтез.
∙ Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).
∙ Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.
∙ Развивать зрительно – моторную координацию.
∙ Работать над темпом восприятия.
Коррекция мышления
∙ Развивать нагляднодейственное, нагляднообразное и логическое мышление.
∙ Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать,
систематизировать на наглядной или вербальной основе.
∙ Учить выделять главное, существенное.
∙ Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и
понятий.
∙ Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
∙ Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание
группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.
∙ Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные
умозаключения, устанавливать причинноследственные связи.
∙ Активизировать мыслительную творческую деятельность.
∙ Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя).
∙ Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный
опыт, независимость собственной мысли).
Коррекция эмоциональноволевой сферы
∙ Вырабатывать умение преодолевать трудности.
∙ Воспитывать самостоятельность, ответственность.
∙ Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.
∙ Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.
∙ Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.
∙ Развивать критичность мышления.
∙ Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
∙ Вырабатывать положительные привычки поведения.
∙ Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.
∙ Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.
Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"
Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"
Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"
Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"
Статья на тему: "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.