Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"
Оценка 4.6

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Оценка 4.6
Документация +5
docx
Междисциплинарный 4
Все классы
27.03.2017
Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"
Тест цветных пирамид: материал и задание, запись и подсчет баллов, нормы и интерпретация. Тестирование цветовыми методиками может носить характер мониторинга. Цветовая психодиагностика является эффективным и информативным средством в арсенале педагога начальной школы. В работе представлена полная версия теста Люшера: «функциональные структуры»
Педагогика начальной школы.docx
Предмет        Педагогика начальной школы Тема работы           Тест цветных пирамид Тест   цветных   пирамид:   материал   и   задание,   запись   и   подсчет   баллов, нормы и интерпретация. Цветная   пирамида   представляет   собой   еще   один   пример   техники континентального   европейского   происхождения,   которой   пришлось   долго   ждать, пока о ней узнают в англоговорящих странах. Первым эту технику сформулировал Макс Пфистер (Max Pfister) в 1950 г., но принципиально развил ее Роберт Хайсс (Robert   Heiss)   из   университета   Фрайбурга.   Она   стала   предметом   статьи   в Psychological Bulletin в 1963 г., а английский текст был издан годом позже. Уходя корнями в континентальные  рассуждения о цвете, унаследованные из работ Гете, цветная пирамида в то же время представляет эмпирический подход и отдает дань уважения   статистическим   проверкам, психометрическим стандартам.   что   полностью   соответствует Материал и задание. Пирамида, дающая название тесту, изображена в уменьшенном виде на схемах 1 и 2. Тестируемому необходимо построить три «красивых» и три «некрасивых» пирамиды,   заполнив   15   пустых   мест   1­дюймовыми   (=25   см)   квадратиками, выбираемыми   из   двадцати   четырех   цветов   («оттенков»).   Все   оттенки   четко определены по оценкам Мюнселля. Имеется 15 квадратиков каждого оттенка, так что вся пирамида может быть составлена из одного цвета, если только испытуемый захочет этого. Распределение оттенков на десять основных «цветов» или «цветовых групп» показано в скобках в следующем списке: 1. Красный         (4)     6. Пурпурный     (3) 2. Оранжевый    (2)     7. Коричневый    (2) 3. Желтый          (2)     8. Белый              (1) 4. Зеленый         (4)    9. Серый               (1) 5. Синий            (4)     0. Черный            (1) В версии, состоящей из четырнадцати оттенков, — два красных, зеленых, синих и коричневых  и  по  одному  всех  остальных  цветов.  Также  использовались другие   сокращенные   варианты,   включая   десятицветовой   набор,   содержащий   по одному каждого из десяти основных цветов. Цветные квадратики предъявляются в любом порядке таким образом, чтобы был   виден   каждый   оттенок.  Дается   инструкция   работать   столько,   сколько   будет нужно до тех пор, пока не наступит уверенность в том, что пирамида получается «настолько   красивая,   насколько   это   возможно».   Использованные   квадратики убираются,   как   только   пирамида   закончена.   После   построения   трех   «красивых» пирамид инструкция меняется, теперь тестируемого просят сделать пирамиду как можно более некрасивую. И строятся еще три пирамиды. После завершения каждой пирамиды использованные квадратики записываются при помощи цифровых кодов в порядке убывания на специальном бланке. В ряд записываются   номера   квадратиков   каждого   оттенка,   использованного   во   всех пирамидах, а также номера каждого цвета. Из   последнего   получается   ранговый   порядок   цветов,   где   отдельно   указан порядок частоты использования в красивых и некрасивых пирамидах. Если вычесть одно из другого, то получится «цветовые D­баллы», таким образом, отрицательный балл определяет цвет, который использовался менее часто в красивых пирамидах, чем   в   некрасивых.   То   же   самое   можно   сделать   при   желании   и   для   частоты встречаемости оттенков, получив «оттеночные D­баллы». Но   самый   важный   суммарный   балл   вычисляется   по   «формуле последовательности». Это четырехзначный код, полученный при подсчете количества цветов,   встречающихся   во   всех   трех   пирамидах   определенного   типа,   в   двух пирамидах, в одной и ни в одной. Применяются следующие символы и названия: CS   —   сумма   константов:   количество   цветов,   использованных   в   трех пирамидах. 2 MiS — сумма минимальных изменений: количество цветов, использованных в двух пирамидах. MaS — сумма максимальных изменений: количество цветов, использованных в одной пирамиде. AS — сумма уклонений: количество цветов, совсем не использованных. Считается,   что   общее   использование   определенных   групп   цветов   имеет интерпретативное   значение.   Для   этого   применяется   словосочетание   «цветовой синдром»,   но   оно   является   неправильным,   так   как   цвета,   сгруппированные   по определенному   синдрому,   не   обязательно   используются   один   в   связи   с   другим. Выделяются следующие принципиальные синдромы: ­ синдром (Nsyn): красный, зеленый, синий; ­ стимулирующий синдром (Ssyn): красный, оранжевый, желтый; ­ агрессивный (драйв) синдром (Dsyn): желтый, зеленый, коричневый; ­ ахроматический синдром (Ssyn): белый, серый, черный. Описанные   до   этого   переменные   касались   цветового   выбора.   Шай   и   Хайсс (Shaie and Heiss) отмечают, что некоторые из тех, кто пользуется данной техникой, считают, что этого достаточно для расширенной интерпретации теста. Рассмотрение формы   и   «структуры»,   говорят   они,   приводит   к   определенному   количеству субъективных суждений, которых те стремятся избежать. Как бы то ни было, эти авторы предлагают систему, в отношении которой они приписывают потенциально высокое единодушие между исследователями. Так как следовать этой системе, не ссылаясь на иллюстрации очень сложно, то мы приведем ее лишь в общих чертах. Однако,   по­видимому,   действительно   важно   принимать   во   внимание   формы элементов,   особенно   при   сравнении   красивых   и   некрасивых   пирамид,   так   как представления индивида о «красивом» и «некрасивом» могут больше зависеть от учета расположения цвета или оттенка, чем от его стимульных характеристик. Различаются три основных «структурных категории», или типа паттерна. Их можно определить по­разному, вероятно, проще всего это определять исходя из того, как   индивид   обходится   со   структурой   поля   пирамидальной   формы,   в   рамках 3 которого   ему   приходится   действовать.   Сама   форма   пирамиды   может   быть:   1) проигнорирована,   2)   использована   лишь   как   серии   рядов   или   «слоев»   или   3) использована в рамках симметрии по вертикальной оси, от вершины до середины основания. Считается, что паттерны первого типа имеют цветовое доминирование, и им дано   общее   название   —   «ковер».   Выбор   неудачный,   так   как   в   понятие   о   ковре большинство   людей   включают   повторяющийся,   даже   симметричный   рисунок. Выделяется   четыре   подтипа,   в   каждом   из   которых   цветовая   гармония   является доминирующим   принципом   в   структуре,   не   имея   ничего,   кроме   элементарной симметрии. Вторая   группа   описывается   как   зависящая   в   основном   от   «цветового разделения» (мы не нашли ни одного более или менее ясного определения этого термина ни в одном из источников). Основной чертой, по­видимому, является то, что каждый ряд, какими бы характеристиками он не обладал, не зависит от структуры других. Опять же выделяются четыре подтипа. В   паттернах   третьей   группы   типичным   случаем   является   симметрия относительно осей, как уже упоминалось выше. Среди особых случаев есть, однако,   и «лестничная   структура»,   характеризующаяся   диагональными   рядами, «асимметричная динамика», при которой один или два треугольника расположены асимметрично на каком­либо расстоянии от главной конфигурации. Третий особый тип — пирамида­«ореол» — лучше всего может быть описан в терминах «границ» и «ядра». Двенадцать подтипов отмечаются двухзначными кодами; три основных типа обозначаются символами С для «коврового типа» («carpet»), L для «слоеного типа» («layer») и S (которую можно расшифровать и как «структура», и как «симметрия»). Эти буквы занимают вторую позицию, а на первой — номера от 1 до 12. Подобным образом «симметричная структура», паттерн третьей группы, помимо отмеченных специальных   случаев,   обозначается   как   9S.   Можно   отметить,   что   симметрия засчитывается,   даже   если   она   удалена   от   средней   линии,   а   не   связана   с   осями 4 пирамиды. Шай и Хайсс составили таблицу, где приводятся все возможные варианты симметрии. Последняя   категория,   «показатель   уровня   формы»,  основывается   на   охвате трех типов формы, обнаруженных в каждой совокупности трех пирамид.  Показатель   составляет   шкалу   из   семи   пунктов,   разделенную   от   О   до   6,   и получается благодаря приписыванию 0 каждому С­паттерну, 1 каждому L­паттерну и 2 каждому S­паттерну. Далее вы поймете, что анализ информации, полученной при проведении Теста цветной   пирамиды,   по   своей   сложности   приближается   к   анализу   теста   Роршаха. Также   станет   очевидно,   что   относительно   мало   внимания   уделяется   оттенкам, особенно в случае с красным, где самый темный оттенок ('Red 4': оценка Мюнселля 2,5 RP 2/8) гораздо больше похож  на темно­коричневый или темно­пурпурный. Шай и Хайсс отмечают, что факторные исследования обращают внимание на важность положения континуума светлый—темный, но основные принципы интерпретации, не менее, чем принципы оценки, мало обращаются к отдельным оттенкам. Нормы и интерпретация. Несмотря   на   явно   холистический   подход,   который   Тест   цветных   пирамид разделяет с известными проективными методиками, ее авторы утверждают, что он также   подходит   и   для   статистического   описания   личности.   Тенденции   развития можно   также   проследить   с   помощью   использования   экстенсивных   таблиц,   где указаны   нормативные   стены.   Они   были   основаны   на   случаях   75   мальчиков   и   75 девочек   6—8   лет,   а   позже   на   случаях   50   мальчиков   и   50   девочек   17—18   лет.   Выработаны также нормы на 300 взрослых немцах. Учтены такие переменные, как   выбор   оттенка,   выбор   цвета,   «синдромы»   и   формула   последовательности отдельно для каждой красивой и некрасивой пирамиды. В дополнение приводятся нормы D­баллов для оттенка, цвета и последовательности отдельно для мальчиков и девочек от 6 до 18 лет. Нам   кажется,   самое   время   отметить,   что   во   всех   источниках   очень   мало говорится о разнице между «красивой» пирамидой и «некрасивой» пирамидой, хотя 5 система D­баллов, конечно же, предназначена для того, чтобы пролить свет на эту разницу. Нужно также отметить, что задание построить «некрасивую» пирамиду — это нововведение с 1955 г., а все работы, проведенные до этого времени, включая развитие   Хайссом   основной   идеи   Пфистера,   имеют   дело   только   с   «красивыми» пирамидами. Шай и Хайсс опубликовали описание разницы между «красивыми» и «некрасивыми» пирамидами на трех страницах, где они выразили следующее: «От нормально функционирующего человека, который внимательно выслушал инструкцию,   ожидается,   что   его   стеновые   оценки,   если   их   сравнить   с соответствующим   нормативом,   должны   сохранять   константность   от   одной инструкции к другой. Но это не всегда так...» Почему   питаются   такие   ожидания   совсем   не   ясно,   и   авторы   продолжают выдвигать   гипотезы;   например,   что   красивая   пирамида   представляет   собой «внешнюю»   или   «активную»   личностную   структуру,   тогда   как   некрасивая связывается со всем скрытым или «содержащимся в резерве». По­видимому, это не соответствует смыслу термина «сумма уклонений», который используется в формуле последовательности, когда из некрасивой пирамиды исключается предпочитаемый цвет.   И   наоборот,   «константный»   выбор   цвета   для   некрасивой   пирамиды,   по­ видимому, предполагает отказ от того, что бы этот цвет ни означал. Для   использования   различных   паттернов   формы   оценки   не   указываются, приводится   их   процент   встречаемости   среди   взрослого   населения.   Встречаемость основных типов: С — 20%, L — 28%, S — 52%. Вообще считается, что С­паттерны характерны   для   незрелых   личностей;   L­паттерны   отражают   расчлененность внутреннего опыта и ригидность; S­паттерны, судя по процентному соотношению,   являются   «модальной   реакцией   хорошо   приспособленных   взрослых». Определенные   типы   конфликтов   или   других   проблем   иногда   связывают   с подтипами   S­категории.   Дальнейшие   исследования,   проведенные   Шаем,   с использованием   только   красивых   пирамид,   подтвердили   выдвинутое   им предположение,   что   уровень   формы   растет   вместе   с   возрастом   и   что   пациенты 6 психиатрических   клиник   и   преступники   имеют   более   низкий   уровень   формы   по сравнению с нормальными индивидами того же возраста. Заслуживает особого упоминания С­паттерн под названием «рваный ковер». Свое имя он получил из­за присутствия в рисунке «ковра» белых квадратов, которые никак не гармонируют со структурой, которая могла бы быть различимой. Говорится,   что   это  довольно   редкое явление,   которое   неизбежно   является показателем личностных нарушений. В   стандартной   литературе   о   методике   «Цветная   пирамида»   Пфистер осуждается за то, что его интерпретации выборов цвета основывались на интуиции и фольклоре. Однако оказывается, что атрибуции Пфистера очень схожи с теми, что получил   Хайсс   и   его   коллеги,   используя   теоретическую   модель,   основанную   на концепциях потенциала возбуждения, тонусной оценке и аффективном содержании. Была   утверждена   конструктная   валидность   по   экспериментальным   обращениям   с аффектом,   используя   стимулирующие   и   галлюциногенные   препараты,   и   в   свете корреляций   с   оценками   16­факторного   опросника.   Данные   о   совпадающей валидности   из   исследования   различных   диагнозов   психиатрических   групп признаются как «нечто неясное», но утверждается, что предпочтение коричневого, пурпурного или белого является возможным симптоматическим показателем. Цветовые психодиагностические методики относят к экспресс — методам. В этом   понятии,   кроме   указания   на   скоростной   характер   тестирования,   неявно содержится   и   намек   на   определенную   поверхностность   данных   методов,   как чересчур   «торопливых».   Большинство   цветовых   тестов   классифицируются   как проективные методы. Если исходить из того, что «проективный» означает способный выявлять неосознаваемое, то это так, но если рассматривать процедуру цветового ранжирования, то «проективного» в ней совсем мало, если есть вообще, при условии, что понятие «проективный» не толкуется слишком широко. Цветовая   психодиагностика   имеет   игровой   характер,   особенно   у   методов, основанных   на   процедуре   цветового   ранжирования.   Это   немаловажно   там,   где больной или здоровый человек настроен негативно по отношению к тестированию и 7 рассматривает вопросные методы в качестве провокационных и «опасных» для себя. Не следует забывать и о не выраженности  эффекта привыкания по отношению к цветовым тестам.  Тестирование цветовыми методиками может носить характер мониторинга. Цветовая   психодиагностика   является   эффективным   и   информативным   средством в арсенале педагога начальной школы. Полная версия теста Люшера: «функциональные структуры» Синий I «идеальное  инвестирование» Зеленый D «защитный» Красный О «агрессивный» Желтый Р «проективный» «позиция по направлению к другим» «самоуважение и сила воли» «состояние стимуляции и влечения» «ожидания и взаимоотношение с окружающим  миром субъекта» 8

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"

Статья на тему "Педагогика начальной школы. Тест цветных пирамид"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017