Понедельник, 6 апреля.
2 урок – русский язык
Тема: «Гласные звуки и буквы е, ё, ю, я».
Ход урока.
1. Записать в тетрадях число.
6 апреля.
В классе.
2. Минутка чистописания.
- Написать слова ученик ученица учитель (все слова с маленькой буквы, без запятых).
- Поставить в словах ударение, подчеркнуть безударную гласную, которая под сомнением (можно ошибиться при написании).
Проверить можно в учебнике на стр.55-56. Ударение ставим и подчёркиваем буквы простым карандашом.
- Придумать с одним из слов предложение и записать его в тетрадь. Поставить также ударение и подчеркнуть безударную гласную в этом слове.
3. Повторение пройденного материала.
- Найдите лишнюю букву (родителям можно написать эти буквы на отдельном листке и показать детям).
У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Е, Э, И (Буква М).
- Почему? (Буква М обозначает согласный звук).
- Что можно сказать об остальных буквах? ( Это буквы, обозначающие гласные звуки)
- Сколько всего гласных букв? (10). Назовите их.
- А сколько всего гласных звуков? (6)
- Назовите их (а, о, у, ы, э, и) (Дети должны знать, что гласных букв 10, а гласных звуков 6).
- Напишите гласные буквы (в строчку с маленькой буквы без запятых).
- Отгадайте загадку.
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (ёж).
- Сколько слогов в слове ёж? (1 слог).
- Произнесите звуки. ( й, о, ш). Сколько звуков? (3).
- Назовите буквы. (ё, ж). Сколько букв в слове? (2)
- Почему звуков больше, чем букв? (Буква ё обозначает два звука, потому что стоит в начале слова).
- Запишите слово ёж в тетрадь (с новой строки с большой буквы).
- Рядом запишите ещё три слова, где звуков будет больше, чем букв (через запятую).
4. Изучение нового материала.
(Напечатайте на листке слова и покажите детям)
Якорь, мяч, ёжик, лёд, ель, лестница, юла, малютка.
- На какие две группы можно разделить слова? (если будет трудно некоторым детям, предложите понаблюдать над одинаковыми гласными в парах якорь – мяч, ёжик – лёд, ель – лестница, юла – малютка)
- Что вы заметили? (Буквы Я, Ё, Е, Ю в начале слова обозначают два звука).
- Произнесите эти слова (Якорь, ёжик, ель, юла).
- Эти слова отнесём в первую группу.
- Какие слова остались? (Мяч, лёд, лестница, малютка)
- Почему их отнесём во вторую группу? (Буквы Я, Ё, Е, Ю обозначают один звук).
- О каких буквах мы сегодня будем говорить? (О буквах Е, Ё, Ю, Я).
- Это тема нашего сегодняшнего урока.
5. Работа по учебнику.
Упр.5, с.59
- Прочитайте слова.
- Найдите пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук. (Пенал – экран, звук – ключ, кино – стол).
- Произнесите эти звуки (звук Э в первой паре, звук у во второй паре, звук о).
- Почему в словах пенал-экран, звук – ключ один и тот же звук обозначен разными буквами? (Буквы е, ю пишется после мягких согласных, буква у после твёрдых согласных).
Дети должны понять что звуков Е, Ё, Ю, Я не бывает. Они обозначают звуки Э, О,У, А, если стоят после мягких согласных.
- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 6, с.60 (устно).
6. Закрепление изученного материала.
Упр.7, с.60
- Рассмотрите записи. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (в начале слова, после гласных, после разделительных Ь, Ъ).
- Приведите примеры таких слов.
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один гласный звук? ( После согласных).
- Приведите примеры таких слов.
Игра.
- Если вы услышите слова, в которых буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают один звук, хлопните в ладоши один раз; если эти буквы обозначают два звука – хлопните два раза.
- Люлька, лейка, ёлка, маяк, костёр, юла, песня, вьюга, съехал, мяч, яблоко, Алёша, ёж.
7. Подведение итогов.
- Какую работу выполняют буквы Е, Ё, Ю, Я? (Они могут обозначать один гласный звук, а могут два).
8. ДЗ
РТ, с.30-31.
Тетрадь учебных достижений – с.26-27.
Проверочные работы – с.22-21.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.