Статья на тему "Профориентация для школьников"

  • Документация
  • Исследовательские работы
  • Мероприятия
  • Подготовка к тестированию
  • Рабочие листы
  • Семинары
  • doc
  • 06.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выбор специальности считается одной из главных задач, которые приходится решать в юном возрасте. Определиться в этом вопросе помогают мероприятия по профориентации. Выбирая специальность, человек в юном возрасте обычно в первую очередь учитывает собственные интересы, склонности. Однако вместе с этим во внимание не принимается соответствие личных качеств требованиям той либо другой сферы деятельности. В частности, не учитывается интеллектуальный потенциал, психофизиологические возможности и пр. Для многих детей ситуация, в которой необходимо делать такой выбор, становится стрессовой. Это обуславливается главным образом тем, что, с одной стороны, подростку еще тяжело брать на себя ответственность за свои действия. С другой же стороны, он попросту не знает, как ему правильнее поступить, как сделать так, чтобы специальность полностью совпадала с его целями и интересами.
Иконка файла материала Профориентация для школьников.doc
1.Составить список                    подходящих профессий.                         * которые Вам нравятся,                                                     интересны,                         * по которым Вы хотели бы                                                                 работать,                           * которые Вам подходят.2. Составить                                 перечень требований                                выбираемой профессии:                                         ­ выбираемая профессия  и                                                 будущий род занятий;                                        ­ выбираемая профессия  и                                           жизненные ценности;                               ­ выбираемая профессия   и                                                жизненные цели;                           ­ выбираемая профессия  и                                           мои сегодняшние горячие проблемы;                         ­выбираемая профессия  и                         реальное трудоустройств по специальности;                     ­ желательный уровень проф. подготовки;                      ­ выбираемая профессия  и                                   мои склонности и способности;                      ­ желательное содержание,                               характер и условия работы.Семь шагов  к взвешенному решению3. Определить значимость                           каждого требования:       Определите, насколько  все перечисленные        требования    значимы.   Может быть, есть менее       важные  требования, которые по  большому счету,                  можно  и не учитывать.4.Оценить своё соответствие         требованиям каждой из          подходящих    профессий:           Кроме тех требований, которые есть у Вас             к профессии,  существуют и требования самой                     профессии. Проанализируйте, развиты ли у                      Вас профессиональные качества, отвечают                             ли ваши интеллектуальные  способности,                                     психологические особенности,                                           состояние здоровья требованиямпрофессии.                       5. Подсчитать   и                  проанализировать                            результаты                                                   Проанализируйте,                        какая профессия из всего                            списка больше других                        подходит Вам                                       по всем пунктам.6.  Проверить                                      результаты                        Чтобы убедиться в правильности                 Ваших  размышлений, обсудите             своё решение с друзьями,           родителями, учителями,      психологом, профконсультантом.7.Определить              основные практические                 шаги к успеху Итак, Вы приняли решение, теперь                важно определить: в каком учебном                 заведении  Вы сможете получить                     профессиональное образование,                   как развивать в себе                   профессионально важные качества,как можно получить                          практический  опыт работы  по                              данной специальности,                               как повысить свою                                      конкурентоспособность                                           на рынке труда. Реализация Ваших  интересов и  Хочу склонностей : Учет профессиональной     квалификации, Могу способностей,  возможностей здоровья     НадоФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая соответствует: 1. Твоим интересам и склонностям «ХОЧУ» Это все, что ты выполняешь в школе и во  внеурочное время с интересом, желанием, по собственной инициативе. Если от выбранного дела ты получишь  удовлетворение, то охотнее и  эффективнее будешь трудиться и  быстрее станешь профессионалом. Твои  шансы найти высокооплачиваемую и  престижную работу возрастут. «МОГУ» Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений,  навыков, состоянию здоровья. Есть дела, в которых ты не можешь  2.Возможностя м и способностямдобиться высоких результатов, а есть  такие, которые ты выполняешь с  легкостью, удовольствием, не испытывая  затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних. «НАДО» 3. Спросу на рынке труда     трудоустройства Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность по выбираемой   профессии.   «Надо»   зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг   в   сторону   «надо»,   следует   помнить: безработица   ­   не   самое   лучшее   начало профессиональной карьеры. Ваш профессиональный выбор удачен, если:  Профессия интересна и  привлекательна  Профессия соответствует  вашим способностям Профессия пользуется спросом на рынке труда  Размер заработной платы  удовлетворяет ваши  материальные потребности  Условия труда не приносят вам вред ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ  ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ 1. Отсутствие самостоятельности в принятии решения Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь деложизни «за компанию» со своим другом? 2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии 3. Игнорирование фактора конкурентоспособно сти профессии на рынке труда Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно- психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию? Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером. Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Престижность Высокая Хорошие заработная плата условия труда Доступность обучения Указания родителей За компанию Интерес Соответствие возможностям Спрос на рынке трудаТехнономические профессии («Человек – Техника»):          Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное  взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.             Связаны:  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник,  сварщик...); 2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...); 3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...). Склонности и предпочтения:  исследовать, наблюдать;   создавать и испытывать новые образцы;   планировать, конструировать, проектировать,  разрабатывать, моделировать;   придумывать новые способы деятельности;   самостоятельно организовывать свою работу и  работу других;   принимать нестандартные решения. Выраженные способности:  технический склад ума;   пространственное воображение;   склонность к практическому  труду;   эмоциональная устойчивость.Биономические профессии  («Человек – Природа»):     В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.           Связаны:                              1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...); 2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…); 3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...). Склонности и предпочтения: Выраженные способности:  ухаживать и наблюдать за животными;   наблюдательность;   разводить растения или животных;   склонность к систематизации;   заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);   устойчивость внимания;   бороться с болезнями, вредителями;   выращивать овощи и фрукты;   потребность в двигательной активности. ориентироваться в природных явлениях;   наблюдать, изучать различные природные явлениями.     В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты. Сигнономические профессии («Человек — Знаковая система»):     Профессии, связанные:       1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);  2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);  3. с чертежами, картами;  4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);  5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...). Склонности и предпочтения:  обрабатывать тексты и таблицы;  Выраженные способности:  способность к математике; производить расчеты и вычисления;   перерабатывать информацию;   работать с чертежами, картами и схемами;   принимать и передавать сигналы и сообщения;   хорошо считать в уме;   оперировать знаками и символами;   развитое абстрактное мышление;   высокая устойчивость внимания;   склонность к общению;   аккуратность и усидчивость.  искать и исправлять ошибки.  Артономические профессии («Человек — Художественный образ»):       Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно­духовной и практической деятельности человека.      Профессия данного типа связаны: 1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер,  кондитер композитор...);2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик,  реставратор, флорист, актер...). Склонности и предпочтения: Выраженные способности: заниматься художественным оформлением;   яркое воображение;   образное мышление;   склонность к творчеству;   гибкость чувств;   специальные способности;   развитость функциональных способностей    заниматься художественным творчеством  (живопись, скульптура, фотография, кино...);   сочинять (стихи, прозу и др.);   выступать на сцене;   изготавливать своими руками красивые вещи;   петь, играть на музыкальных инструментах.  (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)  Социономические профессии  («Человек ­ Человек»):              Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:  с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);  1. 2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),3. 4. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),  с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...) Склонности и предпочтения: Выраженные способности:  обслуживание людей;   занятие лечением;   обучение;   воспитание;   защита прав и безопасности;   управление людьми;   легкость знакомства и общения с новыми людьми;   развитые коммуникативные способности;   эмоциональная устойчивость;   быстрая переключаемость внимания;   эмпатия;   наблюдательность;   умение внимательно выслушивать людей;   организаторские способности.   умение хорошо и понятно говорить и выступать  публично.