Статья на тему" Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)"
Оценка 5
Домашнее обучение
docx
классное руководство
Взрослым
10.10.2019
Важным условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. Нарушения в развитии ребенка, его поведенческие проблемы становятся сильнейшим источником стресса и приводят к дезадаптации всех членов семьи. В ходе адаптации к ситуации болезни ребенка, как правило, происходят изменения и деформация всей структуры семейных отношений: нарастают проблемы в браке, социальная изоляция, истощаются психические ресурсы родителей. При этом необходимо, чтобы родитель, несмотря на стресс, мог выполнять свои родительские функции, а также понимал задачи, этапы и конечные цели проводимой с ребенком работы.
Статья.docx
Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)
Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от
реальности, отгороженность от мира. Основными признаками раннего детского
аутизма при всех его клинических вариантах являются:
недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с
окружающими;
отгороженность от внешнего мира;
слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, вплоть до
полного безразличия к ним;
неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы.
Нередко таких детей считают агрессивными;
недостаточная реакция на зрительные, слуховые раздражители заставляет
многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это
ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к
слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят капанье воды из
водопроводного крана,тиканье часов, шум бытовых приборов;
приверженность к сохранению неизменности окружающего;
неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано.
Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят
новую одежду и обувь;
однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным
движениям
разнообразные речевые нарушения при раннем детском аутизме;
у детей с ранним детским аутизмом наблюдаются различные
интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Во всем мире все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике
каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутистического спектра. За помощью к
специалистам родители обращаются тогда, когда проблемы в развитии и поведении
ребёнка очевидны. Это примерно к 34 годам.
Аутизм это медицинский диагноз, и ставить его имеет право только специалист.
Поскольку зачастую дети с расстройством аутистического спектра (РАС) обладают целым
комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача
определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь
проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика
нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов. Возможно, это связано с
очень широким спектром проявлений аутизма, возможно с недостаточной изученностью
причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего
возникает данный недуг, каждый раз при выявлении РАС у детей, а значит, и при
составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать
проблемы. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога выявить
такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к
специалистам. Чем раньше ребенок будет направлен на обследование, тем правильнее
будет оказана коррекционная помощь ребенку и тем легче пройдет адаптация в детском
саду, а потом и в школе.
Работа с родителями ребенка с РАС очень специфична, поскольку поведение
такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его
действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких
людей. Коррекционная работа с ребенком с РАС, как правило, требует больших
эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Бывает так, что родители, ожидая быстрого эффекта в обучении своего ребёнка с
РАС и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им
так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с
ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить
родителям его поведение. Очень часто ребенок с РАС ведет себя так, будто он
существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых.
Родителям, вкладывающим много сил и времени в воспитание и обучение ребёнка
с РАС , необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли
ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако
получить эту «обратную связь» у родителей, получается не всегда. В этом случае
можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием,
следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой,
жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, единичному возгласу, по
мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, страхах, желаниях, во
власти которых находится ребенок.
Исследования таких ученых, как А. Н. Граборов, Л. С. Выготский, Г.М.Дульнев и
существующий опыт работы с ранним детским аутизмом показывают, что в основу должны
быть положены следующие принципы:
принятия
ребенка
принципа
принцип
предполагает,
формирование атмосферы, в которой воспитывается ребенок, уважение к
ребенку, вера в его возможности и создании наиболее благоприятной для
ребенка атмосферы;
принцип помощи принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако
при работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) он имеет
особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи
не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического
развития;
принцип индивидуального подхода принцип показывает, что ребенок имеет
право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями;
принцип единства медицинских и психологопедагогических воздействий
медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого
педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить
высокую эффективность коррекционновоспитательной работы с каждым
ребенком;
принцип сотрудничества с семьей создание комфортной атмосферы в семье,
единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более
успешному его физическому и психическому развитию.
За годы практики специалисты разработали правила поведения родителей с детьми,
больными аутизмом, которым нужно следовать постоянно и в обязательном порядке.
Правила работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка,
свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения. 9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную
информацию (схемы, карты и т. п.).
10.Избегать переутомления ребенка.
Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка
должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и
тактики по отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома.
Коррекционная работа с ребенком с РАС будет успешной, если ее проводить
комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом,
логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии:
работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе, с едиными
требованиями.
Таким образом, чтобы помочь ребенку с расстройством аутистического спектра
(РАС) адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагоги и медики
должен работать в тесном контакте с родителями.
Литература
«Аутята. Родителям об аутизме». Виктор Коган.
1.
2. «Аутичный ребенок. Пути помощи». О.С. Никольская,
3. «Аутизм: история, вопросы и современные взгляды». Б.Е. Микиртумов.
4. «Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение». Е.Р.
Баенская, О.С. Никольская и другие.
Статья на тему" Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)"
Статья на тему" Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)"
Статья на тему" Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.