Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"
Оценка 4.7

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
физика
Все классы
22.01.2018
Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"
В статье описывается применение на уроках физики технологии, основанной на деятельностном подходе. У обучающихся в ходе выполнения различных видов деятельности (учебно-познавательной, учебно-практической, игровой и др,) развиваются компетенции по работе с информацией, коммуникативные компетенции и т.п. В статье представлены этапы внедрения данной технологии, методологические основы проведения контроля уровня сформированности компетенций.
статья.doc
ГАПОУ МО «Егорьевский техникум» Г,В,Каширова Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе Современное общество предъявляет новые требованию к уровню подготовки выпускников. Они должны   достаточно   легко     адаптироваться   к   новым   условиям   жизни:   критически   оценивать   и находить   пути   решения   возникающих   проблем,   анализировать   ситуацию,     изменять   организацию своей деятельности, адекватно оценивать результаты своего труда, уметь добывать и использовать информацию,   уметь     обмениваться   ею.   Иными   словами   –   наши   выпускники   должны   обладать определенным набором компетенций. Под компетенцией понимается....... (слайд1 )  Поэтому задача любого педагога – создание условий не только для освоения научных основ дисциплины, но и для возможности самообучения, саморазвития и самосовершенствования каждого   направлениях.   Все   это   в   свою   очередь   заставляет   педагогов студента   в     обозначенных   переосмысливать и менять  подходы к организации образовательного процесса.    За   последние   годы   педагогическая   наука   значительно   продвинулась   в   решении   задач технологизации образовательного процесса. Мы постоянно говорим о модернизации традиционной технологии   обучения   путем   внедрения   современных   образовательных   технологий   и   (или)   их элементов,  которые  изначально  чаще  всего   рассчитаны  на  то,  что  ученик  умеет   самостоятельно работать, организовывать себя, умеет учиться. Однако входной контроль  по физике показывает, что большинство   первокурсников:   не   умеют   применять   полученные   знания   в   реальной   жизненной ситуации;   не   умеют   интерпретировать   количественную   информацию   в   форме   таблиц,   диаграмм, графиков;   теряются,   когда   задания   носят   не   «лобовой»   характер,   а   предполагают   несколько мыслительных операций, требуют обоснования ответа; не могут выделить существенные признаки понятия   или   явления;   не   могут   приводить   жизненные   примеры;   заучивают   материал   на репродуктивном уровне. При этом  часть из них имеют достаточно высокий уровень образовательных потребностей и далеко идущие  планы относительно дальнейшего повышения уровня образования. В связи с этим, современные технологии изначально лишаются фундамента, на котором они строятся. Деятельностный   подход   к   обучению   означает,   что   содержанием   предмета     наряду   со специальными знаниями и умениями  являются различные виды деятельности. Более того, наиболее рациональные способы освоения материала в первую очередь проектируются в качестве содержания предмета. Внедрение   технологии   обучения   на   основе   деятельностного   подхода   в   практику осуществлялось постепенно, т.к.  необходимо было подготовить и внедрить специальный комплекс методического   обеспечения   предмета   с   учетом   существующих     противоречий   традиционной технологии. Психологической основой технологии на основе деятельностного подхода является положение: усвоение содержания обучения и развитие студента происходит не путем передачи ему некоторой информации,   а   в   процессе   его   собственной   активной   деятельности.   Знания   приобретаются   и проявляются только в деятельности. За умениями, навыками и развитием студента всегда стоит действие   с   определенными   характеристиками.       Эти   действия   образуют  полный   цикл   учебно­ познавательной деятельности (УПД) (слайд...) по усвоению содержания: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация информации, контроль и оценка усвоения. Внедрение технологии на основе деятельностного подхода требовало внесения изменений в педагогическую деятельность по нескольким направлениям:   (слайд    ) 1. Изменение   подходов   к   проектированию   целей   обучения  с   обязательным сближением целей педагога с целями студентов. Цели   формулируются на языке деятельностей, задач и приемов их решения, где задача – ситуация, в которой нужно достигнуть определенной цели, деятельность – процесс достижения цели, прием – способ осуществления деятельности.   2.  на   основе дидактического  принципа постепенного возрастания самостоятельности студентов в обучении. В Совершествование   структурирования   учебного   процесса построении системы задач – принцип разработки с постепенным возрастанием уровня проблемности.  3. 4. Изменение подходов к понятию уровня усвоения.  Внедрение системы формирования и развития у студентов умения учиться. Где   умение   учиться   –   это   владение   совокупностью   основных   общеучебных   умений   и   навыков (ОУУН): мыслительными, информационными, коммуникативными и организационными. При этом следует отметить, что путь усвоения данных навыков должен быть обязательно управляемым, т.к. это   позволяет   сократить   время   формирования   приемов   деятельности   и   повышается   уровень самостоятельной учебной деятельности студентов.   Основные   характерные   признаки,   на   которых   выстроена   технология   на   основе деятельностного подхода:  Психологической   основой   технологии   являются   теория   учебной   деятельности   и деятельностный   подход   к   обучению   (выделяются   виды   деятельности   педагога   и   студентов, направленные   на  осуществление   процессов   полного  цикла  УПД,  последовательность   выполнения которых приводит к достижению поставленных целей)    Компоненты УПД направлены на развитие личности в образовательном процессе  Проектирование начинается с диагностического целеполагания Проектируется   оптимальная   организация   учебного   материала   для   самостоятельной учебной   деятельности   студентов   (дидактические   модули,   блоки    в   специальных  материалах   для студентов) 2  Технология предполагает ориентацию студентов, цель которой – разъяснение основных принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивация учебной деятельности  В   организации   учебных   занятий   акцент   делается   на   дифференцированную самостоятельную   работу   студентов   с   подготовленным   учебным   материалом   с   использованием различных   видов   учебного   общения   и   сочетание   фронтальной,   групповой,   коллективной   и индивидуальной форм учебной деятельности  Контроль   усвоения   содержания   осуществляется   в   3­х   видах:   входной         (для информации   об   уровне   готовности   учащихся   к   работе   и   при   необходимости   коррекции   этого уровня),   текущий   или   промежуточный   (как   правило   по   цепочке   –   контроль,   взаимоконтроль, самоконтроль после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов усвоения и развития, после которого следует зачет или коррекция) и итоговый (для оценки уровня усвоения)    Для   оценки   уровня   усвоения   содержания   и   способов   деятельности   наряду   с традиционными   контрольными   и   самостоятельными   работами   (разноуровнего   характера) используются тестирование и рейтинговая шкала оценки   Важным   направлением   совершенствования   образовательного   процесса   является   усиление именно   воспитательных   и   развивающих   функций   и   конечно   нужно   хорошо   представлять,   каким образом  тот  или   иной   материал,   те  или   иные   виды   деятельности   могут   быть   использованы   для выполнения этих функций.   На практике часто сталкиваешься с тем, что предъявляемое студенту   внешнее требование далеко не всегда превращается в цель самого студента. Его иногда студенты даже не понимают или искажают. Исправить эту ситуацию   можно, корректируя мотивы. При этом цель переопределяется в направлении «подгонки» под мотив. Самый высокий уровень целеполагания – самостоятельное определение цели студентом.  При дифференцировании и конкретизации целей обязательно анализируется:  содержание темы и уровень подготовки студентов к его восприятию  приложения   физического   аппарата   темы,   которые   показывают,   где   и   как   его   нужно уметь применять    данные об особенностях учебно­познавательной деятельности студентов данной группы развивающие возможности данного содержания гуманитарный потенциал данной темы, который показывает, как его можно использовать для развития  общих компетенций Сами цели формулируются как результат, выраженный в действиях студентов.   Например,   цель   «изучить     физические   символы»   разворачивается   в   следующий   перечень действий:  воспроизведение символов по памяти 3  опознание символов в тексте  чтение текста с использованием символов  составление записи  задачи с использованием символов Для   обогащения   учебного   процесса   разносторонними   связями   и   зависимостями, составляющими   деятельностную   основу   учения   и   содействующими   развитию   студентов,   в   него включают разнообразные виды деятельности. Г.И.Щукина характеризует их виды и функциональное значение следующим образом:    (слайд...)  Учебно­познавательная   деятельность  вооружает   ЗУНами;   содействует   развитию мировоззрения,   нравственных,   эстетических   качеств   личности;   развивает   познавательные   силы   – активность,   самостоятельность,   познавательный   интерес;   выявляет   и   реализует   потенциальные возможности учащихся; приобщает к творческой деятельности.  Предметно­практическая   деятельность  как   элемент   трудовой   деятельности   помогает уяснить   практическую   значимость   науки;   развивает   политехнический   кругозор;   готовит психологически  и практически  к труду; вооружает  практическими  ЗУНами;  развивает  сенсорно­ двигательную сферу.  Игровая деятельность  содействует развитию познавательных сил студентов и интереса к учению;   стимулирует   творческие   процессы;   способствует   разрядке   напряженности,   снимает усталость; создает приятную атмосферу учебной деятельности.  Речевая деятельность учащихся помогает активному восприятию информации, содействует приобретению содержательной основы познавательных процессов и форм их речевого выражения. Она   является   выражением   собственных   познавательных   приобретений,   отношения   к   учебной деятельности,   внутренних   побуждений,   интересов,   склонностей,   настроения;   является   основой межличностного общения на уроках и в других условиях, способствует  активному включению во все процессы   учебной   деятельности.   Речевая   деятельность   педагога   выполняет   в   учебном   процессе информативно­познавательную, коммуникативную и стимулирующую функции.  Художественная   деятельность  содействует   эстетическому   восприятию   и   усвоению действительности, развивает художественный кругозор, обогащает эмоциональную сферу студентов; выявляет   и  развивает  их  творческие  способности,   формирует  ценностные   ориентации   в  области искусства.  Деятельность   общения  содействует   расширению   общего   кругозора   студентов,   выявляет опыт   и   возможности   каждого   из   них;   способствует   приобретению   опыта   ведении   дискуссий, поведения   в   конфликтных   ситуациях   и   выполнения   различных   ролевых   функций;   развивает организаторские   способности;   обогащает   мотивы   любой   деятельности   и   укрепляет   успех, содействует общественной оценке деятельности  студента и развитию активной жизненной позиции. 4  Эвристическая учебная деятельность  связана с поиском решении всевозможных учебных задач, которой присущи как личностный, так и процессуальный аспекты и сама деятельность по решению предметных и учебных задач. Конкретными мотивами УД могут быть: интерес, стремление к поощрению, страх наказания  за неуспехи и др.   Но центральную роль в УД играет учебно­познавательный интерес, который как психологическая категория есть форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей УД и способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми  фактами и в конечном счете успешности обучения. Учебно­ познавательный интерес может быть нескольких уровней (приложение 5). Именно пятый и шестой уровни   присущи   старшему   подростковому   возрасту,   когда   учебно­познавательный   становится осознанным,   начинает   определяться   содержанием   знаний,   когда   начинают   интересовать   способы деятельности,   типичные   для   того   или   иного   предмета,   необходимого   в   будущей   профессии.   К сожалению на практике имеет место и первые 4 уровня. Поэтому приходится зачастую на первом этапе  реализации  общих физических  целей  ставить  цель ­ повышение  уровня сформированности учебно­познавательного   интереса,   которую   позволяет   решать   включение   в   материалы   рабочей тетради занимательных вопросов и задач, рассмотрение на уроках интересных фактов и опытов, поиск   на   факультативных   занятиях   общих   способов   решения   системы   задач,   привлечение   к подготовке исторического или занимательного  материала с помощью дополнительной литературы, индивидуальные д/з  и др.   Как уже было сказано выше: цели формулируются как результат, выраженный в действиях студентов.   Учебные   действия   включают     в   себя   конкретные   способы   преобразования   учебного материала в процессе выполнения учебных задач.  С точки зрения деятельностного подхода к обучению важно вооружить студентов системой общих и специфических приемов деятельности – умственной и практической.     При этом можно выделить 4 основные группы: (слайд....) 1. Общеучебные приемы, независящие от специфики предмета физики и используемые во всех учебных предметах. Состоят из 2­х подгрупп:  Приемы общей организации или управления УД (приемы слушания, наблюдения, измерения, записывания, планирования работы с учебником, пересказа информации, самоконтроля, организации домашней работы и т.д.)  Приемы   познавательной   деятельности   (приемы   внимания,   запоминания; оперирования образами, понятиями, мыслительными операциями и действиями; приемы словесного описания, объяснения, формулировки вопросов и т.д.) 2.  Общие приемы УД по физике, которые тоже делятся на 2 подгруппы: 5  Приемы работы с физическими книгами и таблицами, организации с/р по физике, ведение тетради по физике, заучивание и воспроизведение материала по физике и т.д.  Приемы   оперирования   физическими   понятиями,   суждениями,   приемы характерных для физики мыслительных операций (анализ, синтез и др.) в их специфической форме при выполнении разнообразных заданий. 3.    Специальные   приемы  учебной   деятельности   по   отдельным   разделам   физики   (оптике, механике, электродинамике и др.) Приемы, которые принимают особую форму в соответствии со спецификой содержания. Например: в механике это приемы построения чертежа по условию задачи с указанием всех сил и проектирования на оси координат, в геометрической оптике выполнение чертежей   с   учетом   закономерностей   симметрии,   в   электродинамике   выполнение   чертежей   с действиями   над   векторами   т.д.   Без   усвоения   специальных   приемов   УД   невозможна   выработка сознательных умений и навыков, которые с точки зрения теории УД формируются только на основе усвоенных приемов. 4. Частные приемы УД – это специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач и иногда совпадают с алгоритмами решения этих задач. Например: выполнение конкретного домашнего эксперимента, применение правила Ленца. Один и тот же прием УД в различных ситуациях может выступать как частный по отношению к более общему специальному приему или как обобщенный по отношению еще более узким приемам.    На практике формируются такие приемы, как:    (слайд....) 1.  Приемы организации классной работы 2. Приемы организации домашней работы 3. Приемы выполнения режима дня 4. Приемы контроля за временем учебной работы 5. Приемы организации внимания 6. Приемы организации восприятия информации 7. Приемы организации памяти 8. Приемы самостоятельной работы с учебником 9. Приемы выполнения письменных работ в тетради 10.Приемы мыслительной деятельности 11.Общий прием анализа задачи 12.Приемы развития речи 13.Приемы групповой и коллективной работы 14.Приемы планирования учебной деятельности 15.Приемы взаимоконтроля и самоконтроля УД и поведения 16.Общий прием работы над физической задачей 6 17.Приемы логического мышления 18.Приемы дедуктивных умозаключений 19.Приемы самообразования 20.Приемы творческой деятельности и др. Приемы УД формируются и развиваются в самых различных формах   обучения.     Четкое задание конечных целей обучения на разных уровнях требует не менее определенного планирования   результатов   обучения   по   темам,   этапам.   Необходимым   условием   достижения планируемых результатов является создание соответствующей системы контроля, который должен быть систематическим, качественным.   Одним из способов повышения мотивации систематической работы студентов является применение рейтинговой системы оценки. Подводя итоги по использованию рейтинговой системы можно сказать, что:  Элементы   рейтинговой   системы   значительно   стимулируют   активность   студентов   в получении хорошей оценки, а следовательно и достижении более высокого уровня усвоения  Процесс прохождения курса четко фиксируется. Успешны при итоговом контроле (на экзамене) те студенты, которые успешно справились со всеми этапами курса.  При использовании рейтинг­метода имеется возможность оперативно проводить анализ учебного процесса в основе которого – статистика рейтинга каждого студента и группы в целом. Выводы делаются оперативно, меняются методы, формы, выявляются недостатки.  Рейтинговая система хорошо сочетается с выбранной технологией обучения на основе деятельностного подхода.  Самое сложное в применении рейтинга: сложность разработки показателей по каждой контрольной   точке   и   виду   деятельности   с   учетом   коэффициентом   значимости   и   усвоения   и трудоемкость в подготовке методического обеспечения (задания должны быть многовариантными, многоуровневыми)  Рейтинг   позволяет   активизировать   внеурочную   деятельность   за   счет   введения дополнительных баллов за подготовку рефератов, участие в олимпиадах, конкурсах и др. И как результат увеличилась активность и повысился уровень участия (приложение 23).   Эти баллы не превышают 15% от «стоимости» модуля.    Анкетирование показало, что положительную оценку применения рейтинга дают – 87% опрошенных  студентов.    При подборе вида занятия оптимально подбираются  методы, формы и средства обучения и приемы   деятельности,   так   как   от   их   сочетания   и   последовательности   зависит   достижение поставленных на данном этапе целей.  В этом очень помогает составленная «Рабочая тетрадь». 7 Рабочая тетрадь структурирована в сочетании различных  этапов. Она разбита на отдельные разделы (темы), которые могут быть разбиты на отдельные модули, реализуемые на конкретном занятии в зависимости от информативной насыщенности и  его вида. Среди заданий можно выделить: для индивидуальной или групповой работы, для работы с учебником, для работы дома. Есть задания требующие знаний по предмету и знаний приемов УД: обобщающие и систематизирующие таблицы, эксперименты, тесты, задачи и т.п. С целью осуществления этапов систематизации, обобщения и самоконтроля каждая тема завершается   «Обобщением темы», где предлагается выполнить такие виды   деятельности,   как:   заполнить   обобщающую   таблицу,   подготовить   ответы   на   вопросы (расположенные с определенной логикой), ответить на вопросы теста, выстроить логическую схему, ответить на кроссворд. Все задания  позволяют реализовать поставленную триединую цель. Тетрадь освобождает   от   больших   затрат   времени   на   подготовку   большого   количества   раздаточного материала. Использование   технологии   обучения   на   основе   деятельностного   подхода   позволяет оптимизировать и интенсифицировать образовательный процесс.   Основные направления интенсификации в технологии на основе деятельностного подхода:  Повышение целенаправленности образования (усиление развивающего аспекта)  Развитие мотивации  Повышение информативной емкости содержания  Применение активных форм и методов  Ускорение темпа учебных действий  Развитие навыков учебной деятельности  Активное   внедрение   современных   технических   средств   (компьютера,   мультимедийной техники и др.)  Внедрение специальных дидактических средств Осуществлять основные направления оптимизации и интенсификации позволило использование рабочей   тетради   на   печатной   основе,   мультмедийной   продукции,   проведение   нетрадиционных педагогических форм и др.     8

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"

Статья на тему "Развитие компетенций выпускников через использование технологии обучения основанной на деятельностном подходе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018