ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Оценка 5

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
физика
Взрослым
19.06.2019
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В системе профессионального образования большее внимание уделяется самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов. Поэтому преподавателям приходится уделять много внимания организации их познавательной деятельности. А именно: не сообщать им готовую информацию, а провоцировать их находить информацию самостоятельно. Помочь в этом преподавателю может использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) как на учебных занятиях, так и во внеурочное время.
ИКТстатьяКаширова.doc
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО­ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Каширова  Галина Викторовна преподаватель физики ГАПОУ МО «Егорьевский техникум», г.Егорьевск      Наиболее   ценными   результатами   образования   считается   гибкость   и широта мышления, способность и стремление учиться. Но на примере наших первокурсников мы видим, что школьное обучение дает в основном некоторую сумму знаний, а интересы и мотивация к дальнейшему обучению  при этом  не развиты. Это связано в первую очередь с преобладанием пока в большинстве школ объяснительно­иллюстративного метода обучения. В   профессиональных   образовательных   организациях   в   соответствии   с ФГОС   СПО   большее   значение   уделяется   именно   самостоятельной внеаудиторной   деятельности   обучающихся.  В   связи   с   этим   в   деятельности преподавателя   максимальное значение уделяется организации познавательной деятельности   обучающихся,   а   не   сообщению   им   информации.   Существенную помощь   в   этом   преподавателю   оказывает   использование   информационно­ коммуникационных   технологий   (далее   ИКТ).     Именно   их   применение   может сократить   разрыв   между   знаниями,   которые   действительно   сейчас   получает обучающийся   и   которых   требует   от   подрастающего   поколения   современное общество. ИКТ   можно   использовать   на   всех   этапах   учебного   процесса:   во   время лекций,   практических   и   лабораторных   занятий,   при   самоподготовке,     для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных   технологий   значительно   расширяет   возможности   лекционного эксперимента, позволяет моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна. Эффективность применения  ИКТ в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе: от уровня самой техники, от качества используемых обучающих программ,  от методики обучения, применяемой  преподавателем и от уровня подготовленности обучающихся.  Физика ­ наука экспериментальная, её преподавание тем качественнее, чем чаще сопровождается демонстрационным экспериментом. В   кабинете физики нашего техникума используются не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и компьютер с мультимедиа проектором и интерактивной доской. Разнообразный   иллюстративный   материал,   мультимедийные   и интерактивные   модели   поднимают   процесс   обучения   на   качественно   новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: обучающимся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.  Интерактивные  элементы обучающих программ   позволяют   перейти   от   пассивного   усвоения   к   активному,   так   как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы,   воспринимать   информацию   не   линейно,   с   возвратом,   при необходимости,   к   какому­либо   фрагменту,   с   повторением   виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. Информационно­коммуникационные   технологии   используются   на уроках   физики   в   различных   ситуациях:   компьютерные   презентации   и демонстрации,   лабораторный   практикум,   компьютерное   тестирование   или интерактивные кроссворды, индивидуальные домашние задания и т.п. 1. Очень удобно и эффектно представлять  учебную   информацию  с помощью  компьютерных презентаций. Это сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающихся. Одновременно воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.  Это становится возможным   благодаря   свойствам   интерактивности   электронных   учебных приложений,   которые   наилучшим   образом   приспособлены   для   организации самостоятельной   познавательной   деятельности   обучающихся.   Более   того, презентация   дает   возможность   скомпоновать   учебный   материал,   исходя   из особенностей   конкретной   учебной   группы,   Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом   этапе   урока.   Такие   уроки   позволяют   акцентировать   внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации, сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы, экономии времени,   возможности   демонстрации   большого   объема   информации, наглядности и эстетичности.   темы. При использовании на уроке компьютерных презентаций структура урока принципиально не изменяется. В нем по­прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.  Презентации используются: ­   для   систематической   проверки правильности   выполнения   домашнего задания     (при   проверке   домашнего задания   в   традиционной   форме   обычно очень   много   времени   уходит   на воспроизведение   чертежей   на   доске, объяснение   тех   фрагментов,   которые вызвали затруднения).  ­ для устных упражнений (работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных   способностей,   отработке   навыков   культуры   речи,   логики   и последовательности   рассуждений,   учит   составлению   устных   планов   решения задач различной сложности). ­ для объяснения нового материала (повышение наглядности восприятия)  ­ для закрепления изученного материала ­ для проверки знаний, умений и навыков обучающихся (при самопроверке или взаимопроверке физических диктантов, самостоятельных работ и тестовых заданий). 2.   Большое   значение   уделяется  компьютерным   демонстрациям. Основным достоинством этой технологии является то, что она может органично вписаться   в   любой   урок   и   эффективно   помочь   как   преподавателю,   так   и обучающемуся.   Другим   немаловажным   обстоятельством   является   то,   что существуют   такие   физические   процессы   или   явления,   которые   невозможно в наблюдать   лабораторных условиях, например,   движение   спутника вокруг Земли. В данном случае компьютерные   демонстрации имеют неоценимое значение, так «сжать» как   позволяют временные   и   пространственные   рамки   и   в   то   же   время   получать   выводы   и следствия,   адекватные   реальности.   С   другой   стороны   достоинство   этой технологии заключается в том, что она не требует большого числа компьютеров. При этом достаточно одного компьютера и видеопроектора. [1] визуально       3.   Технология  компьютерного   практикума  более   трудоемка   для преподавателя и требует специальной подготовки.     Так   как   изначально   в технологии   заложена   активная   роль обучающегося. При этом, не следует отказываться   и   от   традиционной формы   проведения   лабораторной работы,  а  лучше   умело   сочетать   эти формы   на   практических   уроках. Например,   пока   одна   подгруппа   выполняет   практикум   с   использованием виртуальной   лаборатории,   другая   делает   такой   же   практикум,   но   с использованием   традиционного   физического   оборудования.   Затем   можно подгруппы поменять местами. 4. Компьютерное тестирование, работа с кроссвордами в той или иной форме   используется   давно.   В традиционной   форме   тестирование   ­ это   чрезвычайно   трудоемкий   процесс, который   требует   больших   временных вложений. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным,   что   в   ближайшем   будущем,   возможно,   он   станет   основным элементом   контроля   уровня   знаний   обучающихся   [2].   В   своей   практике использую   специальные   оболочки   для   создания   тестов,   которые   позволяют сделать тесты многовариантными и разноуровневыми. Большой   интерес   у   обучающихся   вызывает   индивидуальная   работа   с интерактивными кроссвордами. 5. Часто на практике использую ИКТ при организации  индивидуальных домашних заданий. Из   школы   обучающиеся   часто   «приносят»   привычку   списывать.   Т.к.   в основном   привыкли   выполнять   фронтальные   домашние   работы.   Зачетная система, используемая в техникуме зачастую вызывает у обучающихся проблему именно по этой   причине.   Обучающиеся   просто   не привыкли работать самостоятельно и в этом помогают индивидуальные домашние задания, запись которых не вызывает траты большого времени. 6. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих обучающихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним обучающимся или группой   мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой­либо темы курса или подготовку и защиту реферата. Здесь каждый из обучающихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все   доступные   средства   мультимедиа   для   того,   чтобы   сделать   материал наиболее зрелищным [3].Создание мультимедийной презентации ­ это еще один из   видов   самостоятельной   внеаудиторной   работы,   выполнение   которого сопровождается,   как   и   любой   вид   самостоятельной   работы   специально подготовленными   преподавателем   «Методическими   материалами   для обучающихся по подготовке и оформлению электронной презентации».  В заключении можно сказать, что использование на уроках ИКТ позволяет преподавателю   максимально   эффективно   проводить   учебные   занятия.   Такие уроки  повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету. При   активном   использовании   ИКТ   успешнее   достигаются   общие   цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать   факты,   их   сопоставлять,   организовывать,   выражать   свои   мысли, логически   рассуждать,   слушать   и   понимать   устную   и   письменную   речь, интерпретировать   информацию,   открывать   что­то   новое,   делать   выбор   и принимать решения. А, следовательно, все это будет способствовать успешности наших выпускников в их будущей профессиональной деятельности. Список литературы: 1. Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А.Использование Microsoft Office в школе. Учебно­методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА­пресс, 2003. 2. Плотникова И.А. Методика тестового контроля в старших классах// Информатика и образование­ М.: 2000­ №1. 3. Полат Е. С. Информационные технологии в системе образования. М.,1999.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.