Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"
Оценка 4.6

Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
информатика
3 кл
16.02.2018
Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"
В современных реалиях образовательного процесса средства электронной техники становятся все более незаменимыми в процессе обучения, что признается многими педагогами. По мнению С. Пейперта, компьютер позволяет конкретизировать формальное мышление. С этой точки зрения он является не просто средством обучения, он уникален по своим возможностям в преодолении тех барьеров, которые разделяют мышление взрослого и ребенкаВ современных реалиях образовательного процесса средства электронной техники становятся все более незаменимыми в процессе обучения, что признается многими педагогами. По мнению С. Пейперта, компьютер позволяет конкретизировать формальное мышление. С этой точки зрения он является не просто средством обучения, он уникален по своим возможностям в преодолении тех барьеров, которые разделяют мышление взрослого и ребенка
статья.docx
Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе Авторы: Квашнина Л.Н., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 213  «Открытие» г. Новосибирска, 2018г. В современной психолого­педагогической литературе активно  обсуждаются проблемы применения электронных средств обучения в  образовательном процессе. Вызвано это осознанием педагогической наукой и  практикой того факта, что современные тенденции развития вычислительной  техники, обладающей по сравнению с человеком значительно более мощными  возможностями при выполнении стандартных технических операций,  открывают принципиально новые пути повышения интенсивности и  эффективности учебно­познавательной деятельности во взаимодействии  учащихся и учителя. Применение электронных учебных средств на практике нередко  сталкивается с целым рядом проблем, которые во многом нивелируют, а  нередко и переводят в разряд негативных факторов те преимущества,  которые открываются на пути применения в учебном процессе электронных  обучающих средств. Нередко за громким названием «электронный учебник»  скрывается всего лишь облеченная в формат электронных документов  традиционная «твердая» версия учебника или учебного пособия, которая по  своим основным дидактическим характеристикам ничем не отличается от  своего бумажного первообраза. В то же время, если в современном учебном процессе традиционный  учебник выступает инструментом обучения и содержит систематическое  изложение знаний, подлежащих обязательному усвоению учащимися,  электронный учебник является в большей степени инструментом обучения и  познания, и его структура и содержание зависят от целей его использования.  Основными факторами интенсификации учебного процесса с помощью электронных учебников являются: повышение целенаправленности; усиление  мотивации; повышение информативной емкости учебного содержания;  активизация учебно­познавательной деятельности обучаемых; ускорение  темпа учебных действий. Дополнительными факторами эффективности  электронного учебника выступают: возможность реализации практически  мгновенной обратной связи; возможность быстрого поиска необходимой  справочной информации; демонстрационные примеры и модели;  автоматизированный контроль. [4; 24]  Наиболее важной особенностью современного педагогического процесса является ученик, который активно строит свой учебный процесс, выбирая  определенную траекторию в развитой образовательной среде. Важная  функция учителя заключается в поддержке учащегося в его деятельности:  способствовать его успешному продвижению в массиве учебной информации,  облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и  разнообразную информацию. В современных реалиях образовательного процесса средства  электронной техники становятся все более незаменимыми в процессе  обучения, что признается многими педагогами. По мнению С. Пейперта,  компьютер позволяет конкретизировать формальное мышление. С этой точки  зрения он является не просто средством обучения, он уникален по своим  возможностям в преодолении тех барьеров, которые разделяют мышление  взрослого и ребенка. [3; 170]  В ходе применения электронных  учебных средств в образовательном  процессе ключевым фактором достижения педагогических целей является  учёт современных достижений когнитивной психологии в процессе познания.  Основным методом когнитивной психологии является информационный  подход, согласно которому операции, выполняемые компьютером,  аналогичны когнитивным процессам. Среди факторов, влияющих на процесс познания, наиболее значимыми являются восприятие, распознание образов,  внимание, возбуждение и интерес, а также воображение. В связи с применением современных компьютерных и  телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят  существенные изменения и в преподавательской деятельности, меняются роль и место преподавателя в учебном процессе, его основные функции. В качестве первостепенных можно отметить следующие изменения: усиление требований  к качеству учебных материалов; возрастание роли учащегося в учебном  процессе; усиление функций поддержки учащегося и возможность обратной  связи учителя  с каждым учащимся. 1;47  В этой ситуации проектирование эффективных электронных учебников и других видов компьютерных учебных программ невозможно  без учёта  психологических аспектов взаимодействия учащегося с компьютером. С  одной стороны, при создании электронных учебных средств необходимо  принимать во внимание особенности психологии познавательных  процессов, и здесь происходит соприкосновение с областью педагогической психологии. С  другой стороны, учащийся­ пользователь , взаимодействует с электронным  учебным средством и с компьютером как некоторым программно­  техническим комплексом. При традиционной технологии обучения используется преимущественно     вербально­ логический уровень когнитивного процесса: изложение готовых  фактов, вывод формул, теорем, словесное описание. Это наиболее высокий  уровень когнитивного процесса  сохраняет свою силу также и при  современных образовательных технологиях. Однако для изучения наиболее  сложных элементов учебного материала необходимо использовать также и  такие уровни когнитивного процесса как сенсорно­ перцептивный и  представленческий, наиболее сложный материал должен вызывать у учащихся зрительные, слуховые, а в системах виртуальной реальности ещё и осязательные ощущения. Весьма важно также при изложении наиболее  сложного материала развивать воображение, представляющее собой процесс  оперирования образами, их трансформации и комбинирование. Необходимо также при изложении наиболее сложных элементов  учебного материала максимально активизировать такое психическое  состояние учащихся как внимание. Использование возможностей современной компьютерной техники позволяет легко управлять вниманием учащихся с  помощью следующих приёмов: изменение цвета, яркости. Масштабов  изображений на экране, перемещение объектов и т.п. Одним из факторов,  влияющих на эффективность применения электронных учебных средств,  является комфортность диалога между пользователем и компьютером .2;67  Выделяют две группы психологических требований к электронным    средствам. Первая группа предполагает, что представление учебного  материала в электронных учебных средствах должно соответствовать не  только вербально­ логическому, но и сенсорно­ перцептивному и  представленческому уровням когнитивного процесса, т. е. оно должно  строиться с учётом особенностей таких познавательных психических  процессов. Как восприятие ( преимущественно зрительное. А также слуховое,  осязательное), внимание( его устойчивость,  концентрация),мышление( теоретическое понятийное. Теоретическое  образное, практическое наглядное­ образное, практическое наглядное­ действенное),воображение, память. Вторая группа предусматривает, что  электронные учебные средства должны обеспечивать условия комфортного.  Познавательного и безопасного для здоровья труда пользователей. Реализация требований в электронных средствах полнее реализуема с учётом  современного уровня развития компьютерных и телекоммуникационных  технологий, позволяет создавать электронные учебники, которые будут удобны и эффективны в достижении педагогических целей учебно­  воспитательного процесса. Библиографический список: 1. Анисимова Н.С –«Психолого – педагогические аспекты  использования  компьютерных технологий в образовании Текст/ Н.С.  Анисимова, И.Г. Сидоркина// Информатика и образование.­2002.­№9.­с. 46­ 50; 2. Зайнутдинова Л.Х. « Психолого­ педагогические требования к  электронным учебникам» Текст/ Л.Х. Зайнутдинова­ Астрахань:  2003.­  145 с; 3.Пейперт С. « переворот в сознании: дети, компьютеры и  плодотворные идеи» » Текст/ С. Пейперт.­ Москва: 2005.­ 184 с; 4. Селиванов В.Л. « Методика обучения основам компьютерного  моделирования» » Текст/ В. Л. Селиванов, Э.Т. Селиванова. –  Новосибирск: 2006.­ 165 с.

Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"

Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"

Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"

Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"

Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"

Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"

Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"

Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"

Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"

Статья на тему "Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018