Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".
Оценка 4.8
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
30.10.2018
Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является. Таким образом, каждому человеку предстоит не просто усвоить общественный социальный опыт, а необходимо присвоить его.Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является. Таким образом, каждому человеку предстоит не просто усвоить общественный социальный опыт, а необходимо присвоить его.
статья.docx
Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях
В концепции обновления современного российского образования воспитание детей и
молодежи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности
образовательных учреждений. Это обусловлено целым рядом проблем, с которыми
сталкивается современное российское общество в целом и образовательные учреждения в
частности [29].
Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление
мировосприятия школьников, характеризуется принципиально новыми чертами и
особенностями. К таким особенностям относятся: увеличение самой скорости изменений в
жизни, быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие
процессов интеграции и глобализации современного мира; смещение ценностных
ориентаций в индустриально развитых странах; углубление социальных и культурных
противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих человеку, его
жизни, здоровью и др. [29].
Существенная роль в разрешении проблем и противоречий современного мира
отводится образованию человека. Образование как важный фактор социализации призвано
помочь человеку осмыслить окружающий мир, свою взаимосвязь с социокультурной и
природной средой, выработать достаточно определенное непротиворечивое видение
современного мира и своего места в нем.
Именно поэтому проблемы человека, его мировосприятия, воспитания и проблемы
формирования и развития образовательной среды необходимо рассматривать во
взаимосвязи.
Цели воспитания в разных социальных группах нашего общества: семьях и
образовательных учреждениях различны отсутствует согласованность целей. К ребенку
предъявляются разные, порой взаимоисключающие требования. Все это приводит к
отсутствию мотивации адекватного положительного поведения молодежи.
В настоящее время хорошее воспитание (воспитанность) не рассматривается
значительной частью общества как важное условие достижения высокого качества жизни
отдельного человека и общества в целом. Вместе с тем, хорошее образование (воспитание и
обучение) является ключевым параметром, определяющим качество жизни, поскольку
создает условия и предпосылки для развития экономики «социальной сферы. Образование
создает широкие возможности интеллектуальнодуховной жизни человека, развития
внутреннего потенциала. Воспитательные системы, создающиеся в настоящее время в образовательных
учреждениях, и содержание образовательной деятельности в целом часто замыкаются на
внутренних проблемах образовательного учреждения и микросоциума, без учета
геополитических тенденций и широкого социокультурного контекста жизнедеятельности
человека. Вследствие этого воспитание и обучение не отвечают в полной мере на вызовы
современного игра (вопросы информационной безопасности, процессы глобализации,
национальные (межцивилизационные) отношения и многое другое)[34].
Далеко не всегда педагоги в своей повседневной профессиональной деятельности
учитывают особенности современных детей и молодежи. Воспитатели применяют не
эффективные методы и приемы работы, что приводит к формальному подходу в
воспитании.
Обозначенные проблемы непосредственно связаны с необходимостью определения
результата воспитания. Воспитательная деятельность всегда нацелена на некоторые
изменения во внутреннем мире личности (ценностей, отношений и др.). Именно поэтому
непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным
внутренним изменениям весьма сложно.
Основу научнопрактических подходов по изучению эффективности воспитания в
образовательных учреждениях Ленинградской области составляют: закон РФ, «Об
образовании», Национальная доктрина образования, Стратегия социокультурной
модернизации образования и другие правовые акты; методические рекомендации по
аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных
учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и
направленности, разработанные Министерством образования РФ; современные психолого
педагогические представления о человеке, его внутреннем мире, ценностях, процессах
социализации и воспитания.
В качестве методологической основы реализации задач современного воспитания и
изучения воспитательных результатов в образовательных учреждениях выступает
средовой подход и региональная концепция воспитания, основанная на его положениях.
Сущность средового подхода заключается в рассмотрении процесса развития
личности в зависимости от условий окружающей его социокультурной среды. Такой
подход предполагает систему действий со средой как средством диагностики и
проектирования образовательного процесса. Основной функцией образовательной среды
является заполнение пробелов в программе человеческого развития[7]. Образовательная среда является совокупностью социальных, культурных, а также
специально организованных психологопедагогических условий,
в результате
взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее
мировосприятия. При этом одна из важнейших задач правильно организованной
образовательной среды –выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с
индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
В творческой образовательной среде формируется личность,
которая
характеризуется тем, что в ней происходит саморазвитие свободной и активной личности.
Только творческая (идейная) образовательная среда может функционировать как среда
развития одаренности личности. Именно в такой среде происходит саморазвитие
свободной и активной личности. Таким образом, задачей развития образовательной среды
муниципальных образований является выстраивание на муниципальном уровне и уровне
образовательного учреждения системы целенаправленной деятельности по выявлению,
созданию условий для максимального проявления и развития разносторонних талантов
детей и подростков.
При изучении эффективности воспитания в образовательных учреждениях
необходимо учитывать следующие особенности:[34]
любая воспитательная деятельность нацелена на некоторые изменения во внутреннем
мире личности, ценностей, отношений и пр. Именно поэтому непосретвенно увидеть,
зафиксировать и дать объективную оценку этим субьективным внутренним изменениям
(если они вообще состоялись) очень трудно.
Изменения во внутреннем мире человека часто проходят незамеченными не только
для педагогов, родителей, но и для других близких ребенку людей; факторы, которые
влияют на становление и развитие человека, его социальнопсихологические качества
весьма разнообразны (семья, образовательное учреждение, дружеские и референтные
группы, средства массовой информации, религиозные организации и лидеры и др.).
В связи с этим, оценивая воспитательную деятельность образовательного
учреждения, трудно выделить его роль и значение в полученных результатах, отграничить
значимые факторы воспитания от второстепенных, выявить условия, при которых те или
иные факторы становятся доминирующими в процессе воспитания[41].
Внешние проявления ценностей, установок и качеств личности будут, естественно,
различными. Очевидно, что необходимы и разные методы изучения эффективности
воспитания, подходы к интерпретации полученных результатов;следует учитывать, что воспитательные эффекты могут иметь отсроченный по времени результат. И если
исследователь нацелен на получение более достоверных данных, то необходимо включить в
изучение и выпускников, выявить их оценку эффективности воспитательной деятельности
через некоторое время после окончания образовательного учреждения.
Изучение эффективности воспитательной деятельности должно быть основано на
системном подходе, означающем анализ всех ключевых компонентов педагогической
системы в целостности ее структуры, процессов (явлений) и результатов. Каждое
образовательное учреждение осуществляет процесс воспитания в соответствии с той или
иной философскопедагогической концепцией, мировоззрением, а также установками
педагогов по отношению к личности ученика или воспитанника[41]. Поэтому изучение
эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения должно
учитывать эту концепцию. И что особенно важно, критерии эффективности и
диагностический инструментарий должны подбираться экспертами (совместно с самими
авторами концепции) индивидуально, исходя из ее ключевых оснований. При изучении
эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения необходим
анализ результатов в динамике (например, сравнительные исследования на разных этапах
развития воспитательной системы; разные временные периоды становления ребенка,
включая лонгитюды и т.д.).
Изучение эффективности воспитания в образовательных учреждениях является во
многом творческим процессом и связано с решением целого ряда нестандартных задач.
Вместе с тем, любое исследование имеет определенную логику, этапы и закономерности.
Поэтому эксперту необходимо следовать общепринятым научнопрактическим нормам и
правилам, отраженным в специальной психологопедагогической литературе. Необходимо
соблюдение принципа достоверности полученных результатов, который обеспечивает
высокий профессиональный уровень экспертов.
В качестве основных параметров изучения эффективности воспитания в
образовательных учреждениях предлагаются: характеристика воспитательной системы и
условий воспитания в образовательном учреждении; результаты воспитательной
деятельности образовательного учреждения. [7]
Образовательная среда школы может стать оптимальной для развития школьника и
его мировосприятия только при наличии возможности влияния на нее; если среда будет
гибкой, т.е. соответствующей следующим условиям: [9] согласование ценностей, на основе которых строится и развивается образовательная
среда школы с ценностями и запросами школьников и их родителей;
в образовательной среде школы должна быть учтена специфика семейного
воспитания и региональных социокультурных традиций;
активное и непосредственное участие школьников совместно с педагогами и
родителями в создании и развитии образовательной среды школы;
возможность для школьника самоопределиться по отношению к своей социально
образовательной роли в школьной среде. Таким образом, взаимовлияние школьной среды и
личности ребенка может возникать на основе всестороннего взаимодействия субъектов как
внутри школьной среды, так и вне ее.
Создание и развитие воспитательной системы ОУ как социально открытой
предполагают: [7]
гуманитарные способы взаимодействия с культурой, обществом;
новые способы деятельности учеников, учителей, родителей, других представителей
окружающего сообщества в процессе их образовательного взаимодействия;
разработка и реализация механизмов,
обеспечивающих привлечение
интеллектуальных, экономических, организационных ресурсов местного сообщества к
участию в управлении образованием и в образовательном процессе.
Оптимальная образовательная среда с точки зрения ее воспитательного компонента
предлагает школьнику избыточность актуальных смыслов,
характеризуется
вариативностью, обуславливающей наполнение смыслового поля разнообразием смыслов.
Такое разнообразие предоставляет возможность для самоопределения школьников по
отношению к своей образовательной деятельности, возможность выбора содержания и
видов деятельности, жизненных перспектив, успешной личностной и профессиональной
социализации. В эпоху стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности людей
вопросы обновления воспитательного компонента содержания образования как
способности системы образования обеспечить достижение целей личности, общества и
государства заслуживают особого внимания
Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".
Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".
Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".
Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".
Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.