Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".
Оценка 4.8

Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".

Оценка 4.8
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
30.10.2018
Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".
Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является. Таким образом, каждому человеку предстоит не просто усвоить общественный социальный опыт, а необходимо присвоить его.Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является. Таким образом, каждому человеку предстоит не просто усвоить общественный социальный опыт, а необходимо присвоить его.
статья.docx
Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях В концепции обновления современного российского образования воспитание детей и молодежи   рассматривается   как   один   из   основных   приоритетов   деятельности образовательных   учреждений.   Это   обусловлено   целым   рядом   проблем,   с   которыми сталкивается современное российское общество в целом и образовательные  учреждения в частности [29]. Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия   школьников,   характеризуется   принципиально   новыми   чертами   и особенностями. К таким особенностям относятся: увеличение самой скорости изменений в жизни, быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов   интеграции   и   глобализации   современного   мира;   смещение   ценностных ориентаций   в   индустриально   развитых   странах;   углубление   социальных   и   культурных противоречий,   локальных   конфликтов   и   других   факторов,   угрожающих   человеку,   его жизни, здоровью и др. [29]. Существенная   роль   в   разрешении   проблем   и   противоречий   современного   мира отводится образованию человека. Образование как важный фактор социализации призвано помочь   человеку   осмыслить   окружающий   мир,   свою   взаимосвязь   с   социокультурной   и природной   средой,   выработать   достаточно   определенное   непротиворечивое   видение современного мира и своего места в нем.   Именно поэтому проблемы человека, его мировосприятия, воспитания и проблемы формирования   и   развития   образовательной   среды   необходимо   рассматривать   во взаимосвязи.  Цели   воспитания   в   разных   социальных   группах   нашего   общества:   семьях   и образовательных учреждениях различны ­отсутствует согласованность целей. К ребенку предъявляются   разные,   порой   взаимоисключающие   требования.   Все   это   приводит   к отсутствию мотивации адекватного положительного поведения молодежи.  В   настоящее   время   хорошее   воспитание   (воспитанность)   не   рассматривается значительной частью общества как важное условие достижения высокого качества жизни отдельного человека и общества в целом. Вместе с тем, хорошее образование (воспитание и обучение)   является   ключевым   параметром,   определяющим   качество   жизни,   поскольку создает условия и предпосылки для развития экономики «социальной сферы. Образование создает   широкие   возможности   интеллектуально­духовной   жизни   человека,   развития внутреннего потенциала. Воспитательные   системы,   создающиеся   в   настоящее   время   в   образовательных учреждениях, и содержание образовательной деятельности в целом часто замыкаются на внутренних   проблемах   образовательного   учреждения   и   микросоциума,   без   учета геополитических тенденций и широкого социокультурного контекста жизнедеятельности человека. Вследствие этого воспитание и обучение не отвечают в полной мере на вызовы современного   игра   (вопросы   информационной   безопасности,   процессы   глобализации, национальные (межцивилизационные) отношения и многое другое)[34]. Далеко   не  всегда   педагоги  в  своей  повседневной  профессиональной   деятельности учитывают   особенности   современных   детей   и   молодежи.   Воспитатели   применяют   не эффективные   методы   и   приемы   работы,   что   приводит   к   формальному   подходу   в воспитании.  Обозначенные   проблемы   непосредственно   связаны   с   необходимостью   определения результата   воспитания.   Воспитательная   деятельность   всегда   нацелена   на   некоторые изменения во внутреннем мире личности (ценностей, отношений и др.). Именно поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям весьма сложно.   Основу научно­практических подходов по изучению эффективности воспитания в образовательных   учреждениях   Ленинградской   области   составляют:   закон   РФ,   «Об образовании»,   Национальная   доктрина   образования,   Стратегия   социокультурной модернизации   образования   и   другие   правовые   акты;   методические   рекомендации   по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений,   реализующих   общеобразовательные   программы   различного   уровня   и направленности, разработанные Министерством образования РФ; современные психолого­ педагогические   представления   о   человеке,   его   внутреннем   мире,   ценностях,   процессах социализации и воспитания.  В качестве методологической основы реализации задач современного воспитания и изучения   воспитательных   результатов   в   образовательных   учреждениях       выступает средовой подход и региональная концепция воспитания, основанная на его положениях.  Сущность   средового   подхода   заключается   в   рассмотрении   процесса   развития личности   в   зависимости   от   условий   окружающей   его   социокультурной   среды.   Такой подход   предполагает   систему   действий   со   средой   как   средством   диагностики   и проектирования образовательного процесса. Основной функцией образовательной среды является заполнение пробелов в программе человеческого развития[7]. Образовательная   среда  является  совокупностью  социальных,  культурных,   а  также специально   организованных   психолого­педагогических   условий,   в   результате взаимодействия   которых   с   индивидом   происходит   становление   личности,   ее мировосприятия.   При   этом   одна   из   важнейших   задач   правильно   организованной образовательной среды –выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.  В   творческой   образовательной   среде   формируется   личность,   которая характеризуется тем, что в ней происходит саморазвитие свободной и активной личности. Только творческая (идейная) образовательная среда может функционировать как среда развития   одаренности   личности.   Именно   в   такой   среде   происходит   саморазвитие свободной и активной личности. Таким образом, задачей развития образовательной среды муниципальных образований является выстраивание на муниципальном уровне и уровне образовательного   учреждения   системы   целенаправленной   деятельности   по   выявлению, созданию   условий   для   максимального   проявления   и   развития   разносторонних   талантов детей и подростков.   При   изучении   эффективности   воспитания   в   образовательных   учреждениях необходимо учитывать следующие особенности:[34] ­ любая  воспитательная   деятельность  нацелена  на некоторые  изменения  во  внутреннем мире   личности,   ценностей,   отношений   и   пр.   Именно   поэтому   непосретвенно   увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субьективным внутренним изменениям (если они вообще состоялись) очень трудно.  Изменения во внутреннем мире человека часто проходят незамеченными не только для педагогов, родителей, но и для других близких ребенку людей; факторы, которые влияют   на   становление   и   развитие   человека,   его   социально­психологические   качества весьма   разнообразны   (семья,   образовательное   учреждение,   дружеские   и   референтные группы, средства массовой информации, религиозные организации и лидеры и др.).  В   связи   с   этим,   оценивая   воспитательную   деятельность   образовательного учреждения, трудно выделить его роль и значение в полученных результатах, отграничить значимые факторы воспитания от второстепенных, выявить условия, при которых те или иные факторы становятся доминирующими в процессе воспитания[41]. Внешние проявления ценностей, установок и качеств личности будут, естественно, различными.   Очевидно,   что   необходимы   и   разные   методы   изучения   эффективности воспитания,   подходы   к   интерпретации   полученных   результатов;следует   учитывать,   что воспитательные   эффекты   могут   иметь   отсроченный   по   времени   результат.   И   если исследователь нацелен на получение более достоверных данных, то необходимо включить в изучение и выпускников, выявить их оценку эффективности воспитательной деятельности через некоторое время после окончания образовательного учреждения.  Изучение эффективности воспитательной деятельности должно быть основано на системном   подходе,   означающем   анализ   всех   ключевых   компонентов   педагогической системы   в   целостности   ее   структуры,   процессов   (явлений)   и   результатов.   Каждое образовательное учреждение осуществляет процесс воспитания в соответствии с той или иной   философско­педагогической   концепцией,   мировоззрением,   а   также   установками педагогов   по   отношению   к   личности   ученика   или   воспитанника[41].  Поэтому   изучение эффективности   воспитательной   деятельности   образовательного   учреждения   должно учитывать   эту   концепцию.   И   что   особенно   важно,   критерии   эффективности   и диагностический инструментарий должны подбираться экспертами (совместно с самими авторами   концепции)   индивидуально,   исходя   из   ее   ключевых   оснований.   При   изучении эффективности   воспитательной   деятельности   образовательного   учреждения   необходим анализ результатов в динамике (например, сравнительные исследования на разных этапах развития   воспитательной   системы;   разные   временные   периоды   становления   ребенка, включая лонгитюды и т.д.).  Изучение эффективности воспитания в образовательных учреждениях является во многом творческим процессом и связано с решением целого ряда нестандартных задач. Вместе с тем, любое исследование имеет определенную логику, этапы и закономерности. Поэтому эксперту необходимо следовать общепринятым научно­практическим нормам и правилам, отраженным в специальной психолого­педагогической литературе. Необходимо соблюдение   принципа   достоверности   полученных   результатов,   который   обеспечивает высокий профессиональный уровень экспертов. В   качестве   основных   параметров   изучения   эффективности   воспитания   в образовательных учреждениях предлагаются: характеристика воспитательной системы и условий   воспитания   в   образовательном   учреждении;   результаты   воспитательной деятельности образовательного учреждения. [7] Образовательная среда школы может стать оптимальной для развития школьника и его мировосприятия только при наличии возможности влияния на нее; если среда будет гибкой, т.е. соответствующей следующим условиям: [9] согласование ценностей, на основе которых строится и развивается образовательная среда школы с ценностями и запросами школьников и их родителей; в   образовательной   среде   школы   должна   быть   учтена   специфика   семейного воспитания и региональных социокультурных традиций; активное   и   непосредственное   участие   школьников   совместно   с   педагогами   и родителями в создании и развитии образовательной среды школы; возможность для школьника самоопределиться по отношению к своей социально­ образовательной роли в школьной среде. Таким образом, взаимовлияние школьной среды и личности ребенка может возникать на основе всестороннего взаимодействия субъектов как внутри школьной среды, так и вне ее.  Создание   и   развитие   воспитательной   системы   ОУ   как   социально   открытой предполагают: [7] гуманитарные способы взаимодействия с культурой, обществом;  новые способы деятельности учеников, учителей, родителей, других представителей окружающего сообщества в процессе их образовательного взаимодействия;  разработка   и   реализация   механизмов,   обеспечивающих   привлечение интеллектуальных,   экономических,   организационных   ресурсов   местного   сообщества   к участию в управлении образованием и в образовательном процессе. Оптимальная образовательная среда с точки зрения ее воспитательного компонента предлагает   школьнику   избыточность   актуальных   смыслов,   характеризуется вариативностью, обуславливающей наполнение смыслового поля разнообразием смыслов. Такое   разнообразие   предоставляет   возможность   для   самоопределения   школьников   по отношению   к   своей   образовательной   деятельности,   возможность   выбора   содержания   и видов   деятельности,   жизненных   перспектив,   успешной  личностной   и   профессиональной социализации. В эпоху стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности людей вопросы   обновления   воспитательного   компонента   содержания   образования   как способности   системы   образования   обеспечить   достижение   целей   личности,   общества   и государства заслуживают особого внимания

Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".

Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".

Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".

Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".

Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".

Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".

Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".

Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".

Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".

Статья на тему: "Роль воспитательного процесса в современных образовательных условиях".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2018