Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"
Оценка 4.6

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +2
Взрослым
14.11.2018
Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"
В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц, отображающих речевые навыки детей в дошкольном возрасте. Конечно же, умение правильно говорить – является одним из наиболее важных элементов психического развития человека. Но становление этого навыка может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что по данным многочисленных исследований в области логопедии и психологии речь тесно связана с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.Направление исследования.Наименование методик.Направление исследования Наименование методик.
Современные методики диагностики речевого развития у детей.doc
методы   исследования   латеральных  тактильные   и   соматогностические Нейропсихологические исследования: ­ предпочтений; ­ кинестетический праксис (праксис позы по зрительному,   кинестетическому   образцу, оральный праксис); ­  кинестетический   (динамический)   праксис («кулак   –   ребро   –   ладонь»,   графические пробы, «проба Хэда»; ­ функции (локализация прикосновения); ­ зрительный гнозис (восприятие предметных, реалистических   изображений,   перечеркнутые изображения,   фигуры   Поппельрейтера (наложенные   изображения),   незавершенные изображения, гнозис,   цветовой гнозис); ­ воспроизведение ритмов); ­  пространственный   (проба «Зеркальные буквы»,   проба «Слепые часы», проба   Бентона,   проба   «Коврики»,   проба «Мандала»,   проба «Рисунок человека);  Фонематическое восприятие ­ тесты, разработанные Р.И. Лалаевой  1. Методика  Г.Г. Голубевой «Исследование состояние   фонетико­фонематических компонентов речи   у детей дошкольного возраста».  слуховой   гнозис  (восприятие   ритмов,   проба   «Гомункулус, эмоциональный   гнозис  2. Исследование   слоговой   структуры   слова (Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.) 3. Методика   обследования   речи   детей   со стертой дизартрией (Е.Ф. Архипова) 1. Визель   Т.Г.   Основы нейропсихологии:   учеб. для студентов вузов. – М.: АСТ:Транзиткнига, 2006 2. Семаго   Н.,   Семаго   М. Теория и практика оценки психического   развития ребенка.   –   СПб.:   Речь, 2010 3. Семенович А.В.Нейропсихологическа я диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр   «Акажемия», 2002 4. Фотекова   Т.А.   Тестовая методика   диагностики устной   речи   младших школьников. – М.: Аркти, 2000 1. Бабина Г.В., Шарипова  Н.Ю. Слоговая структура  слова: обследование и  формирование у детей с  недоразвитием речи. – М.:  Парадигма, 2010 2. Голубева Г. Г.  Преодоление нарушений  звукослоговой структуры  слова у дошкольников:  Учебно­методическое  пособие. – СПб.: ЦДК  проф. Л. Б. Баряевой,  2010. 3. Архипова Е.Ф. Стертая  дизартрия у детей Современные методики диагностики речевого развития детей Наименование методик Литература   методики Направление исследования Сенсомоторное  развитие Фонетико­ фонематические  компоненты речи, слоговая  структура слова Лексика  1. Методика   диагностики   лексического 1. Алексеева М.М., Яшина  развития  В.И. Яшиной; 2. Методика   Ю.С.   Ляховской     «Выявление особенностей  понимания  и употребления проверяемых слов. 3. Методика Т.А. Фотековой В.И. Речевое развитие  дошкольников. ­ М., 1999 2. Фотекова Т.А. Тестовая  методика диагностики  устной речи младших Грамматика 1. Методика   изучения   лексики   у   детей   со стертой дизартрией (Н.В. Серебрякова)  2. Методика   исследования навыков словообразования и словоизменения (Р.И. Лалаева)   3. Методика Т.А. Фотековой; Связная речь 1. Исследование   связной   речи   при проведении   «педагогической   мастерской» (Н.Н. Яковлева) 2. Методика И.Н. Лебедевой «Исследование связной речи» 3. Методика исследования связной речи В.П. Глухова школьников. – М.: Аркти,  2000 1. Лалаева   Р.И.   Коррекция общего недоразвития речи у   дошкольников.   –   СПб.: Союз, 1999 2. Серебрякова Н.В. Развитие лексики   у   дошкольников со   стертой   дизартрией.   – СПб.: КАРО, 2009 3. Фотекова   Т.А.   Тестовая методика   диагностики устной   речи   младших школьников. – М.: Аркти, 2000 1. Глухов В.П.  Формирование  связной  речи детей дошкольного  возраста с ОНР. – М.:  Аркти, 2004 2. Лебедева И.Н. Развитие  связной речи  дошкольников. – СПб,  2011 3. Яковлева Н.Н.  Формирование  коммуникативной  функции речи у учащихся  с интеллектуальными  нарушениями. –  СПбАППО, 20010; Картотека методов диагностики интеллекта по предмету    психолого –  педагогическая диагностика Методы диагностики интеллекта: Тесты   интеллекта   представляют   собой   совокупность   методик,   образованных   в   рамках объективного   диагностического   подхода.   Они   предназначены   для   измерения   уровня интеллектуального развития и являются одним из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта – стандартизированные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. 1. Тест Векслера  (другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC) является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на западе (особенно в англоязычных странах). В нашей стране тест также широко известен, но популярность его не так велика, ввиду сложности адапатации тестов интеллекта на другие языки и довольно высокие требования к квалификации психодиагноста. В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера: 1. тест   WAIS   (Wechsler   Adult   Intelligence   Scale),   предназначенный   для   тестирования взрослых (от 16 до 64 лет); 2. тест   WISC   (Wechsler   Intelligence   Scale   for   Children)   ­   для   тестирования   детей   и подростков (от 6,5 до 16,5 лет); 3. тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет. 2. Тест Амтхауэра  (сокр. TSI) — тест, разработанный немецким психологом Рудольфом Амтхауэром для определения коэффициента   интеллекта.   В   своих   исследованиях   Амтхауэр   большое   внимание   уделял соответствию интеллекта и профессиональной деятельности человека. По   мнению   Амтхауэра,   отдельные   способности   человека   существуют   не   как   изолированные элементы, их развитие взаимосвязано. Идея единства структур способностей послужила основой многих   интеллектуально­профессиональных   тестов,   в   частности,   теста   структуры   интеллекта Амтхауэра. В   результате   теста   строится   профиль   интеллекта   по   следующим   критериям:   дополнение предложений,  исключение  слова,  аналогии,  память,  мнестические   способности,  арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение. Перечисленные   выше   критегии   интеллекта   группируются   в   вербальный,   математический   и конструктивный комплекс и по ним строится обобщенный профиль результатов. Опыт работы с TSI свидетельствует, что, несмотря на довольно большой объём этой методики и продолжительность   работы   испытуемых   (около   60   минут),   результаты   получаются   весьма надёжными, поэтому данная методика широко используется при оценке персонал. 3. Школьный тест умственного развития (ШТУР)  Школьный   тест   умственного   развития   предназначен   для   диагностики   умственного   развития подростков ­ учащихся 6­8 классов (это соответствует 7­9­м классам в современном исчислении).  ШТУР   состоит   из   6   субтестов,   каждый   из   которых   может  включать   от  15  до  25  однородных заданий.  Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить   о   том,   насколько   адекватно   используют   учащиеся   в   своей   активной   и   пассивной   речи некоторые научно­культурные и общественно­политические термины и понятия.  Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый ­ логические классификации,   пятый   ­   логические   обобщения,   шестой   ­   нахождение   правила   построения числового ряда.  Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б. Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова.   Разработанный   тест  соответствует   высоким   статистическим   критериям,   которым должен удовлетворять любой диагностический тест.  4. Школьный тест освоенности мышления Большинство   заданий   этого   теста   базируются   на   материалах   школьных   учебников.   Задания распределены по предметам (русский язык, математика, литература, история, природоведение и общая осведомленность). Все   задания,   представляют   задачи   закрытого   типа.   Каждый   правильный   ответ   учащегося оценивается одним баллом. Освоенность понятийного мышления оценивается в процентах (процент правильных ответов от общего их количества). В результатах также содержится информация о проценте правильных ответов на вопросы, относящиеся к учебным предметам. Психологический тест ШТОМ имеет две параллельные формы — А и Б для проведения повторного тестирования   и   предназначен   для   изучения   мышления   школьников   второго   класса,   третьего   и четвертого (пятого) классов. Развитие   понятийного   мышления   дает   возможность   упорядочить,   анализировать   и систематизировать полученную информацию, относить ее к известным категориям, а также делать выводы и заключения. 5. Методика исследования социального интеллекта (Психологический тест социального интеллекта Гилфорда) Социальный   интеллект   является   профессионально   важным   качеством   для   профессий   типа "человек­человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов,   журналистов,   менеджеров,   юристов,   следователей,   врачей,   политиков, бизнесменов.  Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.  Стимульный   материал   представляет   собой   набор   из   4   тестовых   тетрадей.   Из   них   3   субтеста составлены   на   невербальном   стимульном   материале   и   один   субтест   ­   на   вербальном.   Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.  Процедура   тестирования:  В   зависимости   от   целей   исследования   методика   допускает   как проведение полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования.  При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации авторов методики не являются непреложными.  Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет 6 минут (1 субтест ­ "Истории с завершением"),   7  минут   (2   субтест   ­   "Группы   экспрессии"),   5   минут   (3  субтест   ­   "Вербальная экспрессия"),   10   минут   (4   субтест   ­   "Истории   с   дополнениями").   Общее   время   тестирования, включая инструкцию, составляет 30­35 минут.  6. Тест Айзенка Психологический   тест  коэффициента   интеллекта  (IQ),   разработанный   английским   психологом Гансом   Айзенком.   На   данный   момент   известно   восемь   различных   вариантов   теста   Айзенка   на интеллект. Эти   тесты   на   интеллект   иногда   называются   сборными  тестами.   Они   предназначены   для   общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач. Таким   образом,   можно   надеяться   на   взаимную   нейтрализацию   достоинств   и   недостатков;   к примеру,   человек,   который   хорошо   справляется   со   словесными   заданиями,   но   плохо   решает арифметические   задачи,   не   получит   каких­либо   преимуществ,   но   и   не   окажется   в   невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну. Первые пять тестов Айзенка довольно похожи и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям. Для тех людей, которые хотят побольше узнать о сильных и слабых сторонах своего интеллекта, Айзенком   разработаны   три   специальных   теста   для   оценки   вербальных,   математических   и визуально­пространственных способностей. Кроме   того,   Г.   Айзенк   разработал   несколько   тестов   под   шутливым   названием   «разминка   для интеллектуалов», так как многие говорили о том, что задания в обычных тестах на IQ слишком просты. Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей (по шкале от 0 (теоретически) до 190   баллов)   для   людей   в   возрасте   от   18   до   50   лет,   имеющих   образование   не   ниже   среднего. Коэффициент   интеллекта   (англ.   IQ   —   intelligence   quotient)   —   количественная   оценка   уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на   оценку   мыслительных   способностей,   а   не   уровня   знаний   (эрудированности).   Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g). 7. Равена прогрессивные матрицы (Raven Progressive Matrices)  Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом   и   Дж.   Равеном   в   1936   г.   Р. п. м.   разрабатывались   в   соответствии   с   традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно­белые и цветные матрицы. Черно­белые Р. п. м. предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и   взрослых   в   возрасте   от   20   до   65   лет.   Цветной   более   простой   вариант   предназначен   для обследования  детей в  возрасте  от 5 до 11 лет,  иногда  рекомендуется  для лиц   старше  65 лет. Материал   черно­белого   варианта   теста   состоит   из   60   матриц   или   композиций   с   пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающей сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6—8 предложенных вариантов. При   необходимости   первые   5   заданий   серии   A   обследуемый   выполняет   с   помощью экспериментатора.   При   разработке   теста   была   сделана   попытка   реализовать   принцип "прогрессивности", заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению более трудных заданий (Дж. Равен, 1963; Б. Зимин, 1962). КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА                                          Фамилия: Иванова                                           Имя: Светлана                                                                                                                                 Отчество: Сергеевна Дата рождения: 10.05.2000; Возраст 16 лет; Класс : 8; 1. Внешне выглядит опрятной, ухоженной, аккуратной. 2. Мимика живая, адекватно меняется в ходе беседы (живая, подвижная, амимичная,   маскообразная,  адекватно меняется в ходе беседы). 3. Контакт избирательный   связи и др.).   (вербальный, невербальный, формальный, доверительный, затруднен в  4. Поведение: упрямая (нарушения отсутствуют, неусидчивость, непослушание, склонность к  конфликту). 5. Этическую дистанцию удерживает (удерживает, на вопросы отвечает по существу и др.). 6. Психомоторное развитие не соответствует возрасту (не соответствует возрасту, соответствует  возрасту): а) мелкая моторика рук нарушена (не сформирована, сформирована, нарушена и т.д.); б) общая координация движений__нарушена, неловкость в движениях (не сформирована,  сформирована, нарушена, характерна неловкость, неуклюжесть и т.д.); в) мимика средняя (бедная, богатая, амимия и т.д.). 7. Социально­бытовая ориентация (сформированность навыков самообслуживания) сформирована  на достаточном уровне чтоб ухаживать за собой (не сформированы, сформированы частично,  имеются следующие навыки (указать какие), самостоятельно или нет умывается ходит в туалет,  самостоятельно ли одевается, раздевается, зашнуровывает ботинки, пользуется ложкой и т.д.). 8. Представление о себе сформированы частично (не сформированы, недостаточно сформированы,  сформированы, знает свой пол, возраст, может назвать свое имя, фамилию, и т.д.). 9. Ориентировка в окружающем пространстве сформирована недостаточно, различает право – лево, верх – низ, спереди – сзади(не ориентируется в пространстве, недостаточно ориентируется,  ориентируется, может найти предмет по называнию, по указанию его местоположения, различает  верх – низ, спереди – сзади, слева, справа, сформированы сложные пространственные  представления типа: верхний правый угол, нижний левый угол и т.д.). 10. Речь: понимание речи среднее (не понимает обращенную речь, понимает частично, имеются  трудности понимания речи, понимает речь). словарный запас беден (отсутствует, беден, соответствует возрасту). Звукопроизношение на родном языке правильное а при общении на русском речь  скачкообразная (речевые звуки отсутствуют, имеются следующие звуки (перечислить), нарушено  произношение следующих звуков (перечислить), наблюдаются замены, смешения, искажения,  трудности дифференциации звуков и др.); грамматический строй речи использует простые предложения (фразовая речь не сформирована,  использует в речи простые нераспространенные предложения, использует простые  распространенные предложения, использует сложные предложения, имеются искажения,  отсутствуют искажения и др.). связная речь сформирована     (отсутствует, недостаточно сформирована, сформирована). 11. Восприятие: а) представление о цвете: различает основные цвета (не сформировано, сформировано  недостаточно, сформировано, не различает цвета, различает основные цвета (указать какие),  различает оттенки (указать какие) и т.д.); б) представления о форме: различает основные геометрические фигуры (не сформировано,  сформировано недостаточно, сформировано, не различает форму предметов, различает следующие  формы (указать какие) и т.д.); в) представления о размере: различает большой маленький, тонкий толстый (не сформировано,  сформировано недостаточно, сформировано, не различает размер предметов, различает размеры  (указать какие: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий,  толстый – тонкий) и т.д.). 12. Ориентировка во времени: недостаточная ориентация (не ориентируется, недостаточно  ориентируется, ориентируется). 13. Внимание – неустойчивое, истощаемое, легко отвлекаемое. 14. Память – механическая, слабая . 15. Мышление – замедленного темпа. 16. Основная форма мышления : наглядно ­ образная. 17. Игровая деятельность пассивная, любит играть одна (манипулирует с предметами,  игра  развернутая, драматизированная с бурным фантазированием, деструктивная, с проявлением  агрессии, пассивная). 18. Сформированность учебных навыков: а) чтение: читает по слогам (не владеет чтением, знает буквы (некоторые, все), читает по слогам,  чтение сформировано и т.д.); б) счет: счет десятками до 100, осознанный счет до 20 (знает количественный (порядковый) счет до  (указать в пределах какого количества считает) и т.д.); в) арифметические действия примеры на сложение и вычитание в пределах 10 решает  самостоятельно, а пределах 100 с помощью калькулятора (не владеет, владеет составом числа,  умеет складывать числа в пределах (указать в пределах какого числа) и т.д.).   19. Состояние эмоциональной сферы: неустойчивое, частая смена настроения повышенная раздражительность,  слезливость,  аффективность,  пониженное (депрессия),  лёгкий  переход от пониженного настроения к повышенному,  импульсивность и т.д.).   (спокойное,   20. Коммуникативные черты характера: отзывчивость (общительность, контактность, отзывчивость, покладистость и т.д.). 21. Волевые черты личности: упорство, настойчивость (настойчивость, целеустремленность,  упорство, неустойчивость, пессимистичность и т.д.). 22. Работоспособность: а) темп замедленный, требуется постоянное побуждение к деятельности (высокий, умеренный,  несколько замедленный, равномерный,  вначале замедленный, но постепенно ускоряющийся,   высокий, но заметно замедляющийся к концу обследования, ускоренный темп в сочетании с  неупорядоченной хаотичной деятельностью, крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией в  сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью). б) истощаемость: работоспособность 10 минут с перерывом на отдых (относительно равномерный  темп, целенаправленность, продуктивность, к концу занятия: ухудшается осмысления, ослабление  ориентировочной деятельности, нарастание ошибок, замедление темпов, снижение качественного  уровня решений в негрубо выраженной форме,  те же явления, в той же степени, но примерно с  середины занятия, то же, но с приобретением грубой выраженности к концу занятия); в) переключаемость затруднена (отсутствие даже лёгких признаков инертности,  единичные факты  застревания на предыдущем действии, отчетливая тенденция к застреванию, то же, но в сочетании с фактами грубого застревания, то же, но в сочетании с фактами грубого застревания на предыдущем действии, слабо поддающееся коррекции). 23. Оценка собственных достижений: критика усиленная (адекватная, снижена, усиленная). Заключение: (уровень развития, нарушение и рекомендации): F 71 синдром Дауна, занятия с  психологом, дефектологом, логопедом.

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"

Статья на тему "Современные методики диагностики речевого развития у детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018