Статья: на заметку по музыке

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Справочные данные, Статьи о музыке » Теория музыки Мажор Минор T II III S D VI VII t II III s d VI VII C Dm Em F G Am H7 Am H7 C Dm E7 F G (транспонирование вверх, добавление диезов) G Am Hm C D Em F#7 Em F#7 G Am H7 C D D Em F#m G A Hm C#7 Hm C#7 D Em F#7 G A A Hm C#m D E F#m G#7 F#m G#7 A Hm C#7 D E E F#m G#m A H C#m D#7 C#m D#7 E F#m G#7 A H H C#m D#m E F# G#m A#7 G#m A#7 H C#m D#7 E F# F# G#m A#m H C# D#m F7 D#m F7 F# G#m A#7 H C# (транспонирование вниз, добавление бемолей) F Gm Am B C Dm E7 Dm E7 F Gm A7 B C B Cm Dm Eb F Gm A7 Gm A7 B Cm D7 Eb F Eb Fm Gm Ab B Cm D7 Cm D7 Eb Fm G7 Ab B Ab Bm Cm Db Eb Fm G7 Fm G7 Ab Bm C7 Db Eb Db Ebm Fm Gb Ab Bm C7 Bm C7 Db Ebm F7 Gb Ab Gb Abm Bm H Db Ebm F7 Ebm F7 Gb Abm B7 H Db Как Вы уже заметили, для пущего удобства я обозначил ступени ладов не как отдельные звуки (ноты), но как аккорды, употребимые в гармонии, базирующейся на параллельных мажоре и миноре. Подавляющее большинство популярных песен гарантированно не будет содержать в своей гармонизации больше аккордов, чем в одной строчке левой или правой половины таблицы. Эти строчки можно смело назвать тональностями, а сами аккорды суть простые трезвучия, имеющие терцовое строение по законам гармонии.
Иконка файла материала 16.docx
Таблица  тональностей.  Транспонирование. Справочные данные, Статьи о музыке » Теория музыки Минор t II III s d VI  VII Am H7 C Dm  E7 F G Мажор T II III S D VI  VII C Dm Em F G  Am H7 (транспонирование вверх,  добавление диезов) G Am Hm C D  Em F#7 D Em F#m G A  Hm C#7 A Hm C#m D E  F#m G#7 E F#m G#m A H  C#m D#7 H C#m D#m E  F# G#m A#7 F# G#m A#m H  C# D#m F7 (транспонирование вниз,  добавление бемолей) F Gm Am B C  Dm E7 Em F#7 G Am  H7 C D Hm C#7 D Em  F#7 G A F#m G#7 A Hm C#7 D E C#m D#7 E  F#m G#7 A H G#m A#7 H  C#m D#7 E F# D#m F7 F#  G#m A#7 H C# Dm E7 F Gm  A7 B CB Cm Dm Eb F  Gm A7 Eb Fm Gm Ab B  Cm D7 Ab Bm Cm Db  Eb Fm G7 Db Ebm Fm Gb  Ab Bm C7 Gb Abm Bm H  Db Ebm F7 Gm A7 B Cm  D7 Eb F Cm D7 Eb Fm  G7 Ab B Fm G7 Ab Bm  C7 Db Eb Bm C7 Db Ebm F7 Gb Ab Ebm F7 Gb  Abm B7 H Db Как Вы уже заметили, для  пущего удобства я обозначил  ступени ладов не как отдельные  звуки (ноты), но как аккорды,  употребимые в гармонии,  базирующейся на параллельных  мажоре и миноре. Подавляющее большинство популярных песен  гарантированно не будет  содержать в своей гармонизации больше аккордов, чем в одной  строчке левой или правой  половины таблицы. Эти строчки можно смело назвать  тональностями, а сами аккорды  суть простые трезвучия,  имеющие терцовое строение по  законам гармонии.Наверное, Вы отметили также,  что первую, четвертую и пятую  ступень и в мажоре, и в миноре  я обозначил буквами T, S и D  соответственно ­ аккорды от  этих ступени в гармонии  считаются основными, и  назваются тоникой,  субдоминантой и доминантой.  Например, знаменитые "три  аккорда" Am, Dm и E7 в часто  употребимом ля­миноре, первые в багаже всякого начинающего  гитариста, ими можно  гармонизовать несложную  мелодию.  Также, если Вы были  внимательны, то должны были  увидеть три ошибки в каждой  строчке таблицы ­ аккорды  седьмой ступени мажора,  второй и пятой ступени минора. На самом деле, если правильно  выстроить по терциям  трезвучия от второй ступени  минора и седьмой  параллельного ему мажора,получатся одинаковые  уменьшенные аккорды  (например, Hm­5 в паре  тональностей C­Am). В  акустическом исполнении на  гитаре вместо него гораздо чаще используют мажорный  септаккорд (например, H7), или  же иногда полууменьшенный  септаккорд (к примеру, Hm7­5). Что касается употребления того же мажорного септа в качестве  доминанты в миноре ­ эта  традиция пришла к нам еще из  средневековья. Тогда для  построения доминанты для  усиления ее функции  использовался гармонический  минор с увеличенной седьмой  ступенью ­ таким образом,  получался мажорный аккорд.  Опять же, доминанты как в  мажоре, так и в миноре очень  часто достраивают до  септаккорда.  Транспонированием называется  перенесение по высоте всего  музыкального содержанияпроизведения ­ мелодии и  гармонии. Транспонирование  часто применяют в случае  невозможности или  трудоемкости исполнения  голосом или на каком­либо  инструменте в оригинальной  тональности. Минимальный шаг  транспонирования составляет  полтона, соответственно,  возможны двенадцать  различных пар тональностей  мажор и минор. Как Вы могли  заметить, я применил  кажущуюся странной на первый  взгляд логику построения  таблицы ­ квинтовые скачки  вверх и вниз. На самом деле,  такое построение более чем  удобно, согласовано с нотной  записью и объясняет  правильные обозначения звуков  и аккордов в разных  тональностях. Например, при  транспонировании вверх по  квинтам от до­мажора на  каждом этапе появляется новый звук между IV и V ступенями  предыдущей тональности ­ егообозначают при помощи диеза  (увеличения), добавленного к  названию V ступени. Похожая  ситуация наблюдается и при  повышении на квинту минора, а  также транспонирования  тональностей вниз (там  используется знак уменьшения ­ бемоль). Кстати, таковы  правильные обозначения  ступеней в тональностях ­  например, в ми­мажоре аккорд  C#m не стоит назвать Dbm, и уж тем более нельзя сочетать диезы и бемоли в одной тональности.  Удобство такого построения  таблицы заключается еще и в  том, что при адаптации музыки  для голоса легче всего  транспонировать ее на квинту  вверх или вниз (соседние  строки) ­ в этих тональностях  похожие аккорды. Вообще,  наиболее употребимые пары  тональностей приведены в  первых пяти строчках ­ связано  это с тем, что на гитаре  аккорды основных ступенейэтих тональностей легко взять в открытых позициях (без барре).  Еще две часто используемые  пары ­ Dm­F и Cm­Eb ­  популярны соответственно  благодаря музыке джаз (на  многих духовых инструментах  проще играть в ре­миноре и фа­ мажоре) и русской  семиструнной гитаре (отличный от шестиструнки строй которой  позволял легко брать аккорды  до­минора).  Нетрудно разглядеть, что  количество строчек в таблице  (13) не соответствует числу пар  тональностей (12). Опять же все просто ­ пары тональностей F#­ D#m и Gb­Ebm в рамках  повсеместно применяемого  равномерно­темперированного  строя полностью совпадают,  соответственно, могут  использоваться и те, и другие  обозначения. Кстати, в паре F#­ D#m аккорд F7 формально  должен называться E#7, а в паре Gb­Ebm вместо H логичнообозначение Cb. Cakewalk:  работаем с  нотным  станом Справочные данныеВ Cakewalk'е инструмент Staff  (Нотный стан) является одним из  самых удобных и важных средств  создания мелодии. Для музыкантов,  пользующихся классическими  нотными записями, гитаристов,  привыкших к гитарному грифу и  табулатуре, этот инструмент просто  необходим. Он значительно упрощает процесс музыкального творчества.  Итак, чтобы активировать "Нотный  стан", следует запустить Cakewalk и  выбрать в меню View пункт Staff.  Откроется примерно такое окно:  В верхней части этого окна  располагается панель с рабочими  кнопками. Первые четыре из них  управляют процессом нанесения нот  на нотный стан:Кнопка с изображением чёрной  стрелки (Select) активирует режим  выбора нот. С помощью него можно  выбрать уже имеющуюся на стане  ноту или группу нот, для того чтобы  изменить их параметры, удалить,  копировать и т.д. Карандаш (Draw)  включает режим рисования нот. В  этом режиме можно наносить ноты  нажатием на соответствующую  область нотного стана. Активация  кнопки с рисунком ластика (Erase)  включает режим стирания. Ненужные ноты можно стереть с нотного стана  простым нажатием на их  изображения. Кнопка с динамиком  (Scrub) позволяет перейти в режим  предварительного прослушивания  мелодии.  Следующие две кнопки с  изображениями луп позволяют  масштабировать нотный стан. То же  действие можно произвести с  помощью красного бегунка,  расположенного между ними. Дляэтого следует на него нажать и,  удерживая кнопку мыши,  передвинуть курсор вверх (для  увеличения) или вниз (для  уменьшения изображения).  Кнопка с изображенной на ней сеткой (Snap to Grid) выводит на экран  информацию о размере ноты,  которую вы собираетесь наносить на  стан.  Кнопка Pick Tracks даёт возможность выбора дорожки для  редактирования.  Следующие за ней кнопки с  рисунками следов позволяют  производить пошаговое (понотное)  проигрывание трэка. И, наконец, самая последняя кнопка  верхнего ряда активирует  инструмент Fretboard (есть не во всех  версиях Cakewalk), имитирующий  гитарный гриф. Полезность  Fretboard'а невозможно переоценить.  Все гитарные партии вашей будущей  композиции лучше всего создавать спомощью него. Этот инструмент  можно очень гибко настроить, кроме  того, доступен гриф не только  классической 6­струнной гитары, но и бас­гитары. Ноты на гриф наносятся  точно так же, как и на нотный стан.  Все кнопки редактирования (Select,  Draw, Erase, Scrub и т.д.) сохраняют  свои функции.  Нижний ряд панели инструментов  начинается с кнопок, позволяющих  изменить длительность ноты. Первая  ­ самая продолжительная по  звучанию ­ целая нота, последняя ­  самая короткая ­ 32­я нота. Кроме  того, можно увеличить  продолжительность звучания ноты в  два раза, воспользовавшись кнопкой с изображением точки (Dotted).  Кнопка Triplet превращает ноту в  триоль, т.е. разбивает её на три  равные части.  Чтобы настроить продолжительность  очень точно, воспользуйтесь  переключателем Note Duration.Следующая группа, состоящая из  пяти кнопок, призвана помочь  обогатить нотную запись  специальными музыкальными  символами.  Так, например, кнопка с буквой L  (Lyric) позволяет нанести на нотный  стан текст создаваемой песни. Он  помещается под нотами и  редактируется теми же кнопками ­  Select, Draw, Erase, Scrub.  Нажатие на кнопку с буквой C  (Chord) даёт возможность дополнить  стан символами аккордов, которые  располагаются над ним.  Параметры каждого из добавленных  аккордов можно редактировать в  окне Chord Properties, которое  открывается нажатием на  соответствующий символ правой  кнопкой мыши.  Здесь можно выбрать готовый аккорд из библиотеки либо создать свой  собственный, прослушать его,  импортировать новую библиотеку  аккордов.Name ­ Название аккорда.  Group ­ Группа.  Save ­ Сохранение аккорда.  Delete ­ Удаление аккорда из  библиотеки.  Import ­ Импортирование новой  библиотеки аккордов.  New Grid ­ Очистить сетку аккорда.  Remove Grid ­ Удаление сетки  аккорда.  Play ­ Прослушивание аккорда.  Кнопка экспрессии Expression  позволяет добавить на стан текст,  описывающий характер игры  музыкального инструмента  (например: "очень медленно",  "достаточно громко" и т.д.).  Кнопка с символом "<" добавляет на  стан музыкальный знак Hairpin. Он  позволяет динамически менять  уровень громкости того или иного  музыкального фрагмента. Hairpin  работает в двух режимах ­ крещендо,  т.е. нарастание, и диминуэндо ­  угасание звука.  Нажатием кнопки Pedal можнонанести на нотный стан музыкальный  символ педали, которая удерживает  на долгое время звучание ноты. Её  продолжительность фиксируется  звёздочкой ­ *.  Как было уже замечено выше, гриф,  как впрочем, и вообще весь нотный  стан, можно настроить. Для этого  нужно открыть окно Staff View  Layout. Сделать это можно нажатием  на кнопку Layout, расположенную на  панели инструментов либо кликнув  правой кнопкой мыши на грифе или  стане и выбрав одноимённый пункт.  В списке Track отображается список  дорожек, которые редактируются в  данный момент. Справа, под  надписью Staff Properties (Настройки  стана) располагаются: список Clef ­скрипичный ключ.  Нажатие на флажке Show Pedal  Events позволяет вывести на экран  свойства педали. Флажок Show Chord Grids делает видимым аккордное  обозначение.  Кнопка Set Font помогает подобрать  шрифт для какого­либо из элементов  нотного стана (элемент выбирается в  списке напротив). Можно изменить  шрифт текста названия трека, цифр  тактов, текста песни, экспрессии,  аккорда, номеров триплетов, ладов на табулатуре.  Активация флажка Display Tablature  выводит на экран табулатурное  (гитарное) обозначение мелодии.  "Табулатура" располагается под  "Нотным станом" и редактируется  примерно так же. Это очень удобный  инструмент. Для гитариста он просто незаменим. Горизонтальные линии  табулатуры обозначают струны,  цифры ­ номера ладов.  Кнопка Define выводит на экран ещё  одно очень полезное окно TablatureSetting (Настройка табулатуры).  В списке Method указывается метод  отображения табулатуры. Очень  полезен в работе переключатель  Number of Frets, позволяющий  указать количество ладов на  гитарном грифе (от 19 до 24).  Под надписью String Tuning  располагаются параметры настройки  струн гитарного грифа. Здесь можно  указать их количество (Number of  String), тональность каждой струны.  Можно, впрочем, ничего не  настраивать, а выбрать уже готовую  настройку из перечня предлагаемых.  String Tuning можно назвать чуть ли  не самой важной для гитариста  функцией. С её помощью можно,  например, запросто превратить  стандартный гитарный гриф в  басовый.  В списке Texture, который выводится  на экран нажатием на закладке  Fretboard, можно выбрать материал,  из которого будет изготовлен гриф.  Всего их 6: Rosewood Hi, Rosewood  Lo, Ebony Hi, Ebony Lo, Maple Hi,