НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Саломина Елена Алексеевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новосибирской области «Коррекционная школа - интернат»
(ГБОУ НСО «КШИ»)
Аннотация: статья посвящена проблеме развития экологического воспитания у детей с ОВЗ.
Ключевые слова: нравственное воспитание, экологическое воспитание, дети с ОВЗ.
E. Salomina (Russia). Moral education as a prerequisite for development of environmental education of children with disabilities.
Annotation: the article is devoted to the problem of environmental education of children with disabilities.
Keywords: moral education, environmental education, children with disabilities.
Министерство образования Новосибирской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области
«Коррекционная школаинтернат», НСО г, Куйбышев, микрорайон Южный, дом 3
Саломина Елена Алексеевна
Секция № 1 «объединение усилий по поиску инновационных форм и содержания
экологической работы в системе общего и дополнительного образования»
УДК
87.01.29
87.01.39
87.01.45
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Саломина Елена Алексеевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новосибирской области «Коррекционная школа интернат»
(ГБОУ НСО «КШИ»)
Аннотация: статья посвящена проблеме развития экологического воспитания у
детей с ОВЗ.
Ключевые слова: нравственное воспитание, экологическое воспитание, дети с
ОВЗ.
E. Salomina (Russia). Moral education as a prerequisite for development of
environmental education of children with disabilities.
Annotation: the article is devoted to the problem of environmental education of
children with disabilities.
Keywords: moral education, environmental education, children with disabilities.
1Министерство образования Новосибирской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области
«Коррекционная школаинтернат», НСО г, Куйбышев, микрорайон Южный, дом 3
Саломина Елена Алексеевна
Что такое нравственное воспитание? На этот вопрос можно долго
рассуждать. Но с уверенностью можно заявить, что тема «Нравственное
воспитание как предпосылки развития экологического воспитания у детей с
ОВЗ» актуальна для всех времен и народов, а для XXI века очень актуальна, а в
некоторых случаях становится первостепенной. Как воспитание патриотизма,
чувства любви к прекрасному, экологического отношения к природе. В этом
направлении проблемным полем является социализация человека. Анализ
многочисленных концепций показывает, что все они тяготеют к одному из двух
подходов, расходящихся между собой и понимании роли самого человека в
процессе становления здоровой личности (здоровье, нравственное воспитание,
духовное воспитание, экологическое воспитание). Первый подход предполагает
пассивную позицию человека. Второй подход предполагает, что человек активно
участвует в становлении личности, в сохранении здоровья, и не только
адаптируется в развитом обществе, но и влияет на жизненные обстоятельства и
на самого себя. Сущность воспитания согласно второму подходу состоит в
сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного
общества. Приспособление есть адаптация, предполагающая согласование
требований среды по отношению к человеку с его установками и его
поведением. Особенно остро стоит вопрос об экологическом воспитании у детей
с ограниченными возможностями здоровья, в частности, у умственно отсталых
детей. Процесс осуществляется широким набором универсальных средств, из
которых является экологическое воспитание. В этом случае воспитание – это
специальный, особым образом организованный процесс передачи старшим
поколением младшему и усвоение последним общественно – исторического
опыта. Воспитывать человека жить в гармонии с собой и природой, уважительно
2Министерство образования Новосибирской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области
«Коррекционная школаинтернат», НСО г, Куйбышев, микрорайон Южный, дом 3
Саломина Елена Алексеевна
относится к природе, нужно начинать с раннего возраста. Работа должна
исходить из семьи, основываясь на личном примере взрослых членов семьи.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особой
организации образовательного процесса. Формирование экологического
сознания, способов грамотного поведения в обществе с целью нравственной
социализации имеют общие задачи и выделяют частные:
Формирование экологических понятий;
Формирование экологических суждений;
Формирование экологических навыков и убеждений.
Экологическое воспитание происходит на основе сущности нравственных
представлений и явлений, и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо,
что справедливо, что несправедливо. Экологическое воспитание – это часть
нравственного воспитания. Не стоит считать, что дети с ограниченными
возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Это
полноправные члены общества и обладают потребностями к приобщению к
культуре, разнообразным формам образования и труда. Дети с ОВЗ являются
неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад в окружающую их
действительность. Их поведение должно соответствовать всем моральным,
этическим и правовым нормам. Одной из задач экологического образования
является формирование у детей представления о человеке не как о хозяине, а
как о части природы, зависящей от нее. Необходимо искоренять
потребительское отношение человека к природе. Необходимо донести до детей,
что в природе нет ничего не нужного. Все, что есть в окружающей среде, служит
какойлибо цели. В настоящее время у большинства ребят сформировано четкое
деление живых организмов на вредные и полезные, злые и добрые. Этому
способствуют и многие произведения, и мультипликационные фильмы. Во
3Министерство образования Новосибирской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области
«Коррекционная школаинтернат», НСО г, Куйбышев, микрорайон Южный, дом 3
Саломина Елена Алексеевна
многих из них хищники изображены злыми и желающими съесть«хороших»
зайчиков, поросяток и т.д. Поэтому многие дети убеждены, что хищники – это
плохо и такие звери вообще не нужны в природе. Однако, с точки зрения
экологии, в природе нет хороших или плохих животных. Каждое растение,
каждый живой организм выполняет важную задачу, играет свою роль в природе.
Лес без хищников не был бы уравновешенной экосистемой. Важно показать
взаимосвязь животного и растительного мира: кролик ест морковку, курица
клюет зерна, корова кушает траву. Это их еда, и ни одно животное не должно
голодать. Следовательно, одной из важных задач экологического воспитания
является выработка одинаково бережного отношения ко всем живым
организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет. Составление
программ по экологическому воспитанию должно руководствоваться
принципом интегрированного подхода. Экологическое образование должно
проводиться на отдельных занятиях, но элементы экологических знаний дети
могут получать и на других занятиях (математике, литературе и т.д.).
Художественная литература занимает особое место в работе с детьми. Однако,
для целей экологического воспитания подходит лишь та литература, в которой
любовь к природе не рассматривается сквозь призму выгоды для человека.
Школа не находится в стороне нравственного, экологического и
Каждый учитель, проводивший любой
здровесберегающего воспитания.
предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников. Освоение
общественно – исторического опыта, в том числе, экологической
направленности у детей с ОВЗ наиболее эффективно осуществляется на уроках
с практической направленностью.
4Министерство образования Новосибирской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области
«Коррекционная школаинтернат», НСО г, Куйбышев, микрорайон Южный, дом 3
Саломина Елена Алексеевна
В ГБОУ НСО «КШИ» применяются различные методы и технологии по
сохранению физического здоровья, ведению ЗОЖ, нравственному воспитанию,
экологическому воспитанию.
Для решения проблемы здорового образа жизни и экологического баланса
природа плюс человек недостаточного эпизодического включение тех или иных
здоровьесберегающих технологий, необходимо комплекса мероприятий и
условий их реализации. На уроках естественных наук учитель акцентирует
внимание на здоровье организма человека, на взаимосвязь внутреннего здоровья,
ведение здорового образа жизни с экологическим здоровьем природы. На уроках
русского языка и литературы обучающиеся пишут сочинения, составляют
памятки. На уроках профессионально трудовой подготовки мальчики
участвуют в озеленении школьной территории, воспитанники интерната
проводят акции «Покормите птиц зимой», «Квартирка для пернатого», акция
«Белый лебедь летит», флешмоб «Я за здоровый образ жизни», «Я люблю
жизнь!». В начальном звене используются «экологические буквари»,
выполненные в четырех вариантах по временам года. Учителя – логопеды и
дефектологи активно применяют здоровьесберегающие технологии на своих
занятиях. В их кабинетах оформлены «экологические коллажи» с изображением
пейзажей в ярких тонах, в разной технике, с обязательной перспективой на
положительные эмоции, а положительные эмоции – это «живой» настрой на
дальнейшее сотрудничество. Человек с положительным эмоциональным
настроем внутренне спокоен, у него все находится в гармонии. Соответственно,
тогда гармонически сложившаяся личность будет в гармонии с собой, другими
людьми и окружающей природой. Нравственное воспитание является
предпосылками развития экологического воспитания у детей с ОВЗ. Мнение о
том, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в
5Министерство образования Новосибирской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области
«Коррекционная школаинтернат», НСО г, Куйбышев, микрорайон Южный, дом 3
Саломина Елена Алексеевна
экологическом воспитании, является ошибочным. Дети с ОВЗ – это
полноправные члены общества. Они обладают потребностями к приобщению к
разнообразным формам образования и труда, в том числе и к культуре.
Нравственное воспитание идет рука об руку с экологическим воспитанием, так,
как нравственный опыт – значимая часть исторического опыта, которая
усваивается в процессе нравственного воспитания. А нравственное воспитание –
это здоровый образ жизни, морально устойчивый, уравновешенный человек,
здоровый внешне и внутри. Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью
общества и способны внести свой вклад в окружающую их действительность.
6