Статья: О гитарном мастерстве (продолжение)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Известно, что каждый начинающий гитарист в начале своего обучения находится на своеобразной развилке (перекрёстке). Перед ним встает ряд вопросов. Например, такие: как нужно учиться играть на гитаре? с чего начинать? в каком направлении двигаться? каким принципам следовать? как подходить к делу? на чем сосредоточить основное внимание? что играть, наконец? и т.п. Такие вопросы он может задавать явно или они могут волновать его где-то в глубине души. Все дело в том, что от того как он ответит на них, зависит весь дальнейший ход его обучения. Ждет ли его успех и он станет гитаристом-мастером? Или потренькает пару годков и бросит? Когда я начинал играть на гитаре, то такие вопросы меня волновали, но мало… Многое так и осталось нерешенным. И я хочу, чтобы Вы для себя в полной мере определили, чего Вы ждете от гитарного обучения. Хочешь научиться играть на гитаре? И до сих пор не задал главных вопросов?!!!…
Иконка файла материала 11.docx
О  гитарном  мастерств е Советы музыкантам, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи   Известно, что каждый начинающий  гитарист в начале своего обучения  находится на своеобразной развилке  (перекрёстке). Перед ним встает ряд  вопросов. Например, такие: как нужно  учиться играть на гитаре? с чего  начинать? в каком направлении  двигаться? каким принципам следовать?  как подходить к делу? на чемсосредоточить основное внимание? что  играть, наконец? и т.п.  Такие вопросы он может задавать явно  или они могут волновать его где­то в  глубине души. Все дело в том, что от  того как он ответит на них, зависит весь  дальнейший ход его обучения. Ждет ли  его успех и он станет гитаристом­ мастером? Или потренькает пару годков  и бросит?  Когда я начинал играть на гитаре, то  такие вопросы меня волновали, но  мало… Многое так и осталось  нерешенным. И я хочу, чтобы Вы для  себя в полной мере определили, чего Вы  ждете от гитарного обучения.  Хочешь научиться играть на гитаре?  И до сих пор не задал главных  вопросов?!!!…  Если Вы только еще собираетесь учиться играть на гитаре (или же взяться за это  как следует), то Вам действительно надо задать главные вопросы. Начнем с  простого:1) С чего начинать и куда двигаться?  Для начала попытайтесь разобраться в  своих пристрастиях. Какую музыку Вы  слушаете, какая гитара Вас больше всего интересует (акустическая, электро…),  какими музыкальными стилями Вы бы  хотели овладеть в первую очередь, какие техники игры на гитаре Вас привлекают  (игра боем, блюзовые соло, тяжелые хэви риффы, классические вещи и т.п.) ­  ­ именно это станет остовом Вашего  обучения. Ну например, если Вас очень  привлекают всяческие рок­группы и Вы  хотели бы играть как они, то зачем брать самоучитель Ларичева или Матео  Каркасси? Хотя и они (вероятно) когда­ то понадобятся, но зачем строить  обучение по академической гитаре, если  Вас не туда тянет?  Займите четкую позицию ­ какую музыку Вы хотите играть? на какой гитаре?  может даже, какие конкретно песни Вы  непременно хотели бы переиграть?  Дайте волю своему желанию, сделайте  выбор и сосредоточьтесь на этом.2) Как учиться играть на гитаре?  Не менее важный вопрос. Тут я имею  ввиду: идти ли к преподавателю? какие  покупать самоучители и сборники?  каким аспектам игры уделять внимание  на первых порах? А ведь если Вы на  самом деле желаете овладеть гитарой, то нужна какая­то система занятий ­ пускай даже придуманная Вами самими…  Здесь опять Вы должны сделать  сознательный выбор. Например, если Вы  хотите играть джаз, то стоит ли идти к  преподавателю, который преподает  только классическую гитару и строит  обучение по канонам классической  гитары, объясняя это тем, что так “все  начинают” и без этого не обойтись?  Или другая крайность: покупать сборник песен Металлики, если Вы даже  зажимать лады не умеете?  3) Как подходить к делу?  Вопрос о том, а для чего Вам вообще  учиться играть на гитаре? Это просто  хобби или Вы хотите стать гитаристомпрофи и покорять публику как Ричи  Блэкмор, Джимми Пейдж или Хэндрикс? Дело обстоит так, что даже если у Вас  есть мечта, то друзья, например, могут  ее запросто отбить… Элементарно ­  просто не веря в Ваш успех.  И здесь уже нужна сила воли, чтобы  следовать к своей цели. Некоторые этого не делают, например, когда срывают все  плакаты с любимыми звездами, выйдя из  подросткового возраста… Как будто  гитара ­ это только перетряска юности.  Подход к обучению будет зависеть от  того, чего Вы хотите добиться своей  игрой. Пусть Вы собираетесь с друзьями  и играете музыку: Вам нравится то, что  вы вместе играете? или как играют они?  или то, что они просят Вас играть? В  любом случае ищите свой интерес в деле  гитарных экспериментов и подходите к  делу так, как по Вашему это должно  быть, отбросив все предубеждения! И  наконец…  То, что ОЧЕНЬ важно на первых  этапах обученияЗдесь я очень хотел бы отметить  несколько принципов или даже  рекомендаций, которые будут полезны  любому, кто берет гитару в руки для  того, чтобы в скором времени играть на  ней любимую музыку:  ­ с самого начала выработайте привычку  уделять время работе над техникой  игры. Если не проявите должного  внимания к этому аспекту, то станете не  более чем бренчальщиком… Полезно  даже начать обучение с разных  упражнений для развития пальцев рук и  т.п.  ­ уделяйте игре на гитаре определенное  время каждый день. Хотя бы по 1 часу.  Лучше играть утром и вечером. Не  бросайте дело, если никак не можете  что­то там сыграть ­ сложную вещь  можно отложить на потом и начать  разучивать что­то более легкое  ­ когда будете способны сыграть  конкретные произведения, выберите те,  которые Вам очень нравятся. Можно  даже составить список из любимых  песен, которые “нужно” переиграть. Инаоборот, не стоит садиться за нудную  вещь (даже если велит преподаватель  или так написано в самоучителе)  ­ постарайтесь заиметь хорошую гитару.  На раздолбанной акустике 80­х гг.,  которую нельзя настроить и где весь  гриф заляпан потными пальцами сложно  учиться. И еще одно ­ если струны Вам  уж больно сложно зажимать, значит что­ то не так: смените струны,  отрегулируйте гриф. Не ломайте пальцы, одним словом!  ­ если Вы действительно хотите играть в  группе и стать популярным гитаристом,  ищите друзей, которые хотят того же (а  не ребят с улицы, которым делать  нечего). Ищите таких же мечтателей!!!О  механическо й  звукозаписи Справочные данные, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьиМеханическая звукозапись основана  на вырезании (или выдавливании) в  материале носителя записи канавки с  помощью звукозаписывающего  устройства ­ рекордера. При  воспроизведении по канавке  перемещается (движется) игла  воспроизводящего устройства ­  звукоснимателя.  В процессе развития механической  записи были предложены два  основных способа модуляции  канавки: поперечный, при котором  резец колеблется влево­вправо от  нейтрального положения и канавка  постоянной ширины приобретает  извивы (рис. 1, а),и глубинный, при  котором резец смещается вверх­внизот нейтрального положения, вырезая  канавку переменной глубины и  ширины (рис. 1, б).    Рис. 1. Вид модулированной канавки при поперечной (а) и глубинной (б) записи Все предварительные операции по  записи и монтажу фонограммы ведут  с помощью магнитной записи.  Окончательно смонтированную  магнитную фонограмму переводят в  механическую на станке  механической записи (рис. 2). Он  имеет массивный диск (планшайбу) 1, вращаемый двигателем 2. Рекордер 4  с помощью механизма 3  перемещается в радиальном  направлении. Носитель записи 5  (медный или лаковый диск) прочно  закрепляется на планшайбе.  Алмазный резец рекордера  постепенно перемещается врадиальном направлении от края  диска к центру. В отсутствие сигнала  получается канавка без извилин,  немодулированная.  Рис. 2. Схема станка механической записи   При подаче на рекордер сигнала резец начинает колебаться и вырезать  канавку сложной формы. Такую  канавку называют модулированной.  После окончания записи на  поверхность лакового диска наносят  слой серебра, служащий далее  токопроводом при  электрохимическом процессе  нанесения слоя никеля. Слой никеля  достигает 0,3 ... 0,4 мм. Полученную  копию (первый оригинал) осторожно  отделяют от лакового диска. С  первого оригинала снова  электрохимическим (гальваническим) способом изготовляют несколько (додесяти) новых копий (вторых  оригиналов). После отделения  второго оригинала его прослушивают, как обычную грампластинку.  Обнаруженные дефекты устраняют  гравировкой, контролируя эту работу под микроскопом. Со вторых  оригиналов снимают третьи  оригиналы толщиной примерно 0,25  мм, для уменьшения износа матрицы  покрывают слоем хрома (правда  качество фонограммы при этом  ухудшается) и используют в качестве  матриц при прессовании пластинок.  Одной матрицей без существенного  ухудшения качества прессуют до  тысячи пластинок. Материалом для  пластинок служит винилит ­  сополимер винилхлорида с 15%  винилацетата с небольшой добавкой  размягчающих и окрашивающих  веществ.  Особенности записи стереосигналов Как уже упоминалось выше, в  процессе развития механической  звукозаписи были предложены два  способа модуляции канавки:поперечный и глубинный. (см. рис. 1). Комбинацию этих двух способов  используют для двухканальной  стереофонической записи. Однако  управлять движением резца в  горизонтальном и вертикальном  направлениях непосредственно  сигналами левого и правого каналов  нецелесообразно ввиду некоторого  различия свойств записываемых  фонограмм и трудности разделения  сигналов в звукоснимателе. поэтому  оба направления смещения резца  поворачивают на 45° и сигналы  каждого канала записывают  одновременным перемещением резца  в горизонтальном и вертикальном  направлениях. Тогда движение иглы,  воспроизводящей сигнал одного  канала, происходит по направлению  слева сверху ­ вправо вниз (и в  обратном направлении), другого  канала ­ справа сверху ­ влево вниз (и  в обратном направлении). Итак,  чтобы получить двухканальную  стереофоническую фонограмму резцу сообщают перемещения в двух  взаимно перпендикулярных  направлениях, причем оба онинаходятся под углом 45° к  поверхности носителя, как показано  на рис. 3. Поскольку угол раскрытия  стенок канавки равен 90°, на каждой  стенке канавки записывают один  сигнал: на внешней (ближе к краю  пластинки) сигнал правого канала, на  внутренней (обращенной к центру  пластинки) сигнал левого канала.  Стандартизована и фазировка  сигналов в каналах (дорожках).  Выходные напряжения  звукоснимателя находятся в фазе,  если игла подается вверх для левого  канала и вниз для правого (или  наоборот). Этот порядок принят по  следующим соображениям:  при вращении диска возникают  вертикальные перемещения иглы,  обусловленные короблением  пластинки и биениями диска из­за  неточной насадки на ось (плоскость  диска не перпендикулярна оси). Если  бы сигнал одного канала был записан  способом поперечной записи, а  другого ­ способом глубинной записи, то помеха, обусловленная  вертикальными перемещениями иглы,воспроизводилась бы только в одном  канале. Смещением направлений  записи на 45° достигается  противофазное и примерно  одинаковое по амплитуде  распределение напряжения этих  помех по обоим каналам. В  результате звучание помехи не  локализуется, что уменьшает ее  заметность.  Рис. 3. Образование канавки стереофонической фонограммы   При синфазных сигналах с  одинаковой (равной) амплитудой  (монофоническая запись) игла  перемещается только в  горизонтальной плоскости. Поэтому  при объединении сигналов обоих  каналов с целью монофонической  записи слуховое восприятие помех  еще более ослабляется.При квадрофонической записи на  каждой стенке канавки записывается  спектром звуковых частот сигнал  переднего канала, а на поднесущей  частоте спектр сигнала заднего  канала. Полный спектр записи при  этом простирается до 40 ... 45 кГц.Памятка музыканту: частоты Справочные данные, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Классически звуковой спектр делится на три  части: низкие, средние и высокие частоты. Границы  частот, хотя и не все с этим согласны, можно  обозначить следующим образом: низкие от 10 Гц до  200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц ­  высокие. Для более точного определения, давайте  разделим эти три части на более мелкие и  рассмотрим их по отдельности.  1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) ­ это самые  низкие ноты, от которых резонирует комната, а  провода начинают гудеть. Если ваша  звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит  эти частоты, вы должны ощутить потерю  насыщенности и глубины звука. Естественно, при  записи и сведении потеря этих частот вызовет тот жеэффект.  2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) ­ это верхние  ноты басовых инструментов и самые низкие ноты  таких инструментов, как гитара. Если потерять этот  регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение  силы звука. А ведь именно в этих частотах  содержится энергия звука, которая заставляет вас  пританцовывать под музыку, недаром основная  энергия ритм­секции сконцентрирована именно в  этом регистре.  3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) ­ здесь  размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это  регистр гитары.  4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) ­ соло  скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в  которой не хватает этих частот обычно называют  "занудной" или "смурной".  5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в  этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части  спектра позволяет достичь яркого, искрящегося  звука, создающего эффект присутствия. Однако,  если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это  режет слух. Это и называется "слушательскойутомляемостью" и является проблемой большинства  недорогих аккустических систем, которые  искуственно усиливают данную часть спектра для  "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие  штучки!  6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы  встречаемся с самым сильным искажением высоких  частот и где шипение пленки (для любителей  кассетной записи) становится самым заметным, так  как здесь очень мало других звуков, способных  скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать  и более высокие тона, эти частоты считаются  пределом восприятия. Но по большому счету, для  хорошего звука ­ это маловато.  7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша  последняя октава, это самые тонкие и нежные  высокие частоты. Если этот диапазон частот будет  неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при  прослушивании записей (если, конечно, медведь не  наступил вам на ухо).  Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для  устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц  при помощи параметрического эквалайзера, ширина  полосы которого достаточно узка. Это устранит  шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук.  Графический эквалайзер (треть октавы) тожеэффективен в этой ситуации, но остальными типами  эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так  как они имеют слишком широкую зону влияния и  регулировка может существенно изменить звучание  бас­гитары, в том числе не в лучшуюсторону. Нижние частоты бас­гитары и басового барабана лежат в  области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию  мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя  частота электрогитары ­ 80 Гц. Для устранения  "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для  устранения резкого, неприятного призвука ­ ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить "ду", сделать  "жалящим" звучание рок­гитары, просмотрите  область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту  и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой,  как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат  "бочковато" ­ из­за неподходящих микрофонов,  неудачного расположения микрофона, акустических  характеристик помещения или просто из­за того, что  инструмент плохой. Область "вредной" частоты  находится обычно между 200 Гц и 500 Гц ­ ее и надо  вырезать. Вокал также занимает большую зону  частотного диапазона, при этом область 2­4 кГц  регулируется для улучшения артикуляции.  Частотный диапазон музыкальных инструментов  Рояль, фортепиано 27­4200 Гц Контрабас 40­300 Гц  Электрическая бас­гитара 41­250 Гц  Туба 45­320 Гц  Валторны 60­740 Гц  Фагот 60­630 Гц  Виолончель 65­880 Гц  Тромбон 80­500 Гц  Акустическая гитара 82­1175 Гц  Электрическая гитара 82­1570 Гц  Альт 130­1240 Гц  Кларнет 140­1980 Гц  Труба 160­990 Гц  Скрипки 210­2800 Гц  Гобой 230­1480 Гц  Флейта 240­2300 Гц  Пикколо­флейта 560­2500 Гц Частотный диапазон человеческого голоса: Бас 75­330 Гц  Тенор 120­500 Гц  Меццо­сопрано 170­700 Гц  Сопрано 230­1100 Гц 1. При сравнении частотного диапазона музыкальных  инструментов и человеческого голоса, последний  имеет самый широкий диапазон частот (если не  считать фортепиано и рояль).  2. Так же необходимо учитывать силу звучания  (динамический диапазон) данных инструментов.  Например:  Динамический диапазон гитары составляет 15 дБ;  органа — 35 дБ; рояля — 45 дБ; женский голос 20­ 35 дБ; мужской голос 20­45 дБ, эстрадного оркестра  45­55 дБ, симфонический оркестр 60­75 дБ.  Вывод: человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100 Герц, который так или иначе  перекрывает (заглушает, смешивается) с любым  музыкальным инструментом (оптимальная точка —  300 Герц).Размещениеакустических систем Музыкальная Студия » Акустика студии, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Вы можете приобрести самую  дорогую в мире систему, но если вы  расположите её в небольшой  кубической комнате – стоимость уже  не будет иметь значения. Определение правильного места для ваших АС –  единственный наиболее важный  фактор в получении хорошего звука в  вашей комнате.  Очень точное расположение АС  может открыть перед вами новое  звуковое измерение. (G. Cardas) *  Любые АС не существуют сами посебе. Они суть неизбежный  компромисс с комнатой  прослушивания. Не бывает просто  хороших АС – бывают подходящие.  При большом желании и небольшом  везении ваша комната может стать  для Вас счастливейшим местом.  Будем исходить из того, что вся  мебель и обстановка в комнате  существовала до приобретения АС  или аппаратуры, которые должны  интегрироваться в вашу комнату не  нарушая сложившуюся в ней  динамику. Цель хорошей комнаты  прослушивания: минимизировать  окраску, которая является самой  сильной в басовом регионе между 20 и 200 Hz. В более высоких частотах  комната так же имеет влияние, но  резонансы являются намного менее  проблематичными, так как намного  легче добиться поглощения  высокочастотных резонансов. Любая  комната будет резонировать во  многих частотах.  Точность и высота резонансного пика  зависят от поглощающих свойств  комнаты. Комната с большимколичеством мягкой мебели, с  коврами на полу и драпами будет  акустически относительно “мертвой”.  Пики и провалы в ответе частоты в  таких помещениях имеют  неравномерность 5­10 db. Комната с  голыми стенами и полом будет очень  “живая”, и пики и провалы  изменяются 10­20 dB или больше.  Общее правило таково: в акустически  хорошей и правильной комнате можно распологать АС достаточно близко к  отражающим поверхностям с  минимальными отрицательными  последствиями. В акустически плохих комнатах главная стратегия состоит в  том, что бы разместить АС  максимально далеко от границ  комнаты и самого слушателя  насколько это возможно.  Если мы чувствуем ряд глубоких  провалов или пиков в частоте, значит  это результат отражений. Сокращение уровня отражений выравнивает  фактическую кривую ответа частоты  Самое важное – минимизировать  ранние отражения (меньше 20ms) в  максимально возможной степени.. Ихсокращение улучшает качество звука  и стереообраз.. Как улучшить  акустику комнаты, чтобы эта кривая  пригладилась? Это может быть  сделано с помощью поглощающих  материалов, закрывающих твердые  поверхности около АС. Лучшая,  наиболее полезная среда для  прослушивания, – полное совмещение  принципов “живой” и “мертвой”  акустики комнаты. Я лично  предпочитаю слегка заглушенную  (dead) комнату в отличие от живой,  звонкой (live). Как это можно  определить без специальныз  приборов? .Хлопните в ладоши.  Покажется вам, что затухание звука  естественно, или слишком долго  гаснет (live), или наоборот слишком  быстро затухает (dead)? Лучшее  решение состоит в том, что бы  обеспечить комнату разумным  балансом дисперсии и поглащения.  Комната с голыми стенами будет  иметь сильное эхо, которое ухудшает  ясность. Картины на стенах, книжные  полки, драпировка, на­польные  покрытия обеспечат звуковое  поглощение и рассеят вредныеотражения. Неприкрытые окна, голые  полы и стены не желательны.  АС должны распологаться в  акустически мертвой зоне,  занимающей примерно 1/3  пространства комнаты. Затем идет  очень живая зона комнаты, в которой  должны находиться предметы  рассеивающие, но не поглощающие  звук. Чем ближе поглощаюшая  поверхность (ковер) к АС, тем лучше.  Различные типы ковров и сама  подкладка (основа) ковра больше  всего влияют на верхнюю середину и  в/частоты. Чем толще и больше ковер, или ковровое покрытие, тем больше  они будут “впитывать” эти частоты.  Ковры и шторы уменьшают  реверберации в комнате, и, как  следствие, передачу звуковой энергии  стенам. Ковровые покрытия почти не  влияют на низкие частоты, но средние  частоты могут переглушить. Я  предпочитаю нетолстый ковер от  стены к стене. Это резонно хотя бы  потому, что основная масса  производителей АС решающие  прослушивания своих изделийпроводят в комнатах с полностью  заглушенным полом.  Многие специалисты считают, что  основа ковра/покрытия должна быть  из естественных волокон, а не из  резины или вспененного каучука, т.к.  они поглощают частоты выборочно –  некоторые частоты значительно  приглушаются, а другие не  приглушаются совсем. Самое важное  – минимизировать ранние отражения.  Их сокращение улучшает качество  звука и стереообраз. Все  проектировщики студий звукозаписи  стараются уменьшить именно ранние  отражения в максимально возможной  степени. Как расположить АС в  комнате надлежащим образом? Вы  должны преследовать 2 основных  цели: плоская частотная  характеристика и хороший  трехмерный образ. Даже при том, что  у вас хорошие АС, влияние комнаты  очень важный фактор. Во многих  случаях важнее обратить внимание на  акустику комнаты, чем потратить в 2  раза больше денег на новые АС.  СимметрияОкружающая среда сзади и по бокам  АС должна быть симметрична. В  меньшей степени важна окружающая  среда непосредственно рядом со  слушателем. Относительно симметрии передних и задних стен имеется много сторонников различных мер.  Большинство (но не все) соглашаются, что стена позади слушателя должна  быть с хорошими отражающими  свойствами.  Профессионалы считают, что вся  область вокруг АС должна быть  заглушена, чтобы максимально  уменьшить отражения. Еще один  момент: желательно заглушить  боковые стены лишь непосредственно  перед АС, чтобы минимизировать  близкие отражения боковой стены.  Для лучшего воспроизведения  трехмерной звуковой картинки  комната должна иметь хорошую  симметрию между и вокруг АС. Это  означает, что если АС расставлены не  симметрично, ранние отражения от  задней стены у первой АС будутотличаться от отражений второй АС,  и критические части стареосигнала  будут поврежедны. Обязательно  чтобы расстояние от вас до обеих АС  была максимально идентичным. В  хороших системах отклонение в  несколько см. будет отчетливо  слышно. Обычно считается что АС и  слушатель должны образовывать  равностороний треугольник, но это не  абсолютное правило. Некоторые  производители дают свои  рекомендации по расстановке своих  АС. Помните, что любая  рекомендация ­ только старт, начало  для эксперимента,  поэкспериментировав как следует, вы  добьетесь желаемых результатов.  Направленный звук от АС прежде  всего ответственен за imaging  (образность звуковой картинки), в то  время как отраженный звук больше  всего влияет на изменение тонального  баланса АС – в смысле плотности  звука, или его истощения и т.д. Любая отражающая поверхность – стена, пол, мебель, создает отражения . Исходя из этого и надо распологать АС. Самоеважное максимально уменьшить  естественные отражения. Ранние  отражения достигают слушателя  почти одновременно с прямым  звуком, деградируя сигнал. Например  АС с широкими передними панелями  – планары и др., менее критичны к  близлежащим боковым стенам и  поверхностям , но очень критичны к  близости к задней стене. В общем, чем дальше от отражающих поверхностей  и чем дальше от задних стен – тем  большей будет глубина soundstage и  будет больше “воздуха” .  Расположение слушателя Слушатель должен сидеть точно  посередине между АС, расстояние до  слушателя, чуть больше чем  расстояние между АС. Если вы не  соблюдете это правило, вы никогда не услышите хорошей звуковой  картинки. В комнате с  пропорциональными размерами  лучшее расположение слушателя­ 30­ 90 см от задней стены. Если вы сидите прямо у стены, вы должны немного  заглушить место на стененепосредственно позади вашей  головы. Ваш мозг не сможет  обработать эти отражения, но  поверьте мне, в данном случае они  могут сильно повлиять на звук.  Помните одну вещь ­ близость головы  к тыловой стене имеет два  положительных эффекта. Во­первых,  вблизи у стен самое высокое звуковое  давление, а скорость звуковых волн  самая минимальная. Расположение в  зоне максимального давления дает  лучшее восприятие глубокого баса.  Во­вторых, отраженные звуковые  волны короче чем окружность головы, так что мозг не может измерить  задержку времени между ушами.  Когда мозг не может определить  отражения – он игнорирует их.  Это простой пример того, как мозг  игнорирует нежелательную или  несущественную информацию и  подтверждение эффекта Хааса – если  информация от АС придет первой, то  любые искажения и отражения (даже  неприятные) придут позже и на  значительно меньшей громкости – инаш мозг проигнорирует их.  Часто слушатель сидит слишком  далеко от АС. Чем дальше вы сидите,  тем больше свободное пространство  комнаты воздействует на звук,  особенно это относится к средним и  высоким частотам, но близко – тоже  плохо – звук не успеет оформиться в  картинку. Большое значение имеет  высота АС. Лучше всего, когда в/ч  динамик расположен чуть выше уха  (но не всегда) – экспериментируйте,  выше или ниже сидеть. Развал  схождение – этим методом  достигается сосредоточение  звукового образа (imaging) и  регулировка тонального баланса, а так же оптимизация средних и высоких  частот с помощью регулировки их  направленности. Легче всего это  делать вдвоём. Сначала направьте АС  так, чтобы они смотрели на точку  немного позади головы слушателя –  сохраняя одинаковое расстояние от  уха до твиттера каждой АС .  Поставьте музыку с вокалом или  скрипкой. Один человек должен  наблюдать за фокусом. Другой