Статья о внеурочной деятельности по экологии
Оценка 5

Статья о внеурочной деятельности по экологии

Оценка 5
Разработки курсов
docx
экология
1 кл
27.03.2017
Статья о внеурочной деятельности по экологии
В этой статье обобщается опыт работы по внеурочной деятельности "Юный эколог". Как учитель может построить эту деятельность интегрируя ее с программами разных предметов, внеклассную работу, начиная с 1 класса. Также дается система мониторинга для отслеживания уровня развития познавательных, регулятивных УУД.
экология внеур деят.docx
Иващенко Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №5», г. Усть­Илимск Осуществление интегрированного обучения через внеурочную деятельность по экологии В   ООП   НОО   (ФГОС)   входит  Программа   формирования   экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.  Эта программа  способствует достижению формирования  представлений о взаимосвязях здоровья человека и здоровья   природы,   правилах   экологически   безопасного   поведения   в окружающей среде через внеурочную деятельность.  В начальной школе во всех системах   есть   курс   «Окружающий   мир»,   где   дети   знакомятся   с   природой, причем знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто ничего не знают о тех животных и птицах, которые   их   окружают.   И   поэтому   мы   зачастую   воспитываем   абстрактную любовь   к   природе   вообще,   а   она   должна   быть   конкретна   и   возникать   в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом. Опрос родителей будущих первоклассников подтвердил выбор направления внеурочной   деятельности.   Многие   родители   хотели   бы,   чтобы   их   дети занимались   в   кружке   по   экологии.   Мною   была   разработана     программа внеурочной деятельности «Я – юный эколог», рассчитанная на 1 год.  Главной   целью   этого   курса   стало   освоение   основных   понятий   и закономерностей   экологии, формирование   исследовательской,   экологической   навыков   самостоятельной   работы. Кроме   того, культуры,   развитие   первоклассники, знакомясь с экологией, могли научиться смотреть на природу глазами  эколога, и,  не  занимаясь  экологией,  понимать  суть  окружающих  нас явлений.  Для  этого  необходимо  решить ряд  задач:   расширение экологических представлений учащихся начальной школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;   углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;   формирование   ряда   основополагающих   экологических   понятий,   в соответствии  с возрастными особенностями младших школьников;  обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, города, области.  Курс «Окружающего мира» ­ это благодатное поле для того, чтобы через внеурочную деятельность полученные знания приобрели более практический и личностный   характер.  Ключевым   методом   организации   занятий     по   данной который   прививает   программе для меня стал метод проектов. Это самый распространенный вид исследовательского   труда,     учащимся   жизненно необходимые   знания   и   умения,   усиливает   мотивацию   ребенка   к   познанию окружающего мира. Этот метод позволяет комплексно проводить исследование, так   как  экологам   приходится   изучать   как   сами   организмы,   так   и   их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду, учитывая изменения ее параметров. Также обязательно использую игровую технологию. Рассматривая построение тем всего курса по экологии, определила  выход этих тем в разные предметы, интегрируя их, как показано в таблице.  Линии тематической интеграции                Название предмета Тема урока Деятельность учащихся Таблица 1 Блок интегр ации 1. Окружающий мир Откуда   берутся   снег   и лёд? Лабораторная работа Литературное чтение Технология Кружок «Я – юный эколог» И.   Суриков   «Зима»,   Ю. Коваль «Летели метели» Вырезание   из   бумаги снежинок Как зимует природа 2. Окружающий мир  Куда реки текут? Русский язык Литературное чтение Технология в     буква Большая географических названиях Играют   волны, свищет Передвижение по воде.    ветер Кружок «Я – юный эколог» Экология рек   наизусть, Заучивание выразительное чтение Выставка узоры» Проект «Зимушка­зима» «Зимние     с   картой Работа Иркутской области Составление рек Иркутской области   перечня Подготовка   выставки книг Изделия:   «Кораблик   из бумаги», «Плот» Выпуск экологических сказок сборника   Если   рассмотреть   прохождение   тем   разных   предметов   во   взаимосвязи   с внеурочной деятельностью, то можно выстроить их параллельное изучение. Период             Пред мет Сентябрь  Окружающий мир Схема параллельного прохождения тем Обучение грамоте / «Я – юный эколог» Таблица 2 Технология Тема раздела  «Почему и зачем?» Тема занятия  Многообразие  Литературное чтение Звуки в  окружающем  Тема урока Природа и флоры и фауны Январь  Тема раздела «Где и  когда?» Тема занятия  Кто как зимует Апрель Тема раздела  «Почему и зачем?» Тема занятия  Роль неживой  природы в жизни живого мире. Звуки в  речи. Звуки  [х], [х ,] Буквы Х, х  Чтение текста  Хомка Тема урока И. Токмакова  Когда это  бывает? творчество.  Природные  материалы. Тема урока Настроение  весны. Что такое колорит? Вот один из вариантов такой параллели. На уроке– экскурсии по окружающему миру   «Особенности   осенней   природы»   дети   провели   по   группам   свои наблюдения     и   зафиксировали   их   в   тетради.   На   уроках   русского   языка   и литературного чтения проведена работа по развитию речи,   с использованием личных наблюдений на экскурсии, подбором, иллюстрированием стихотворений и чтением их наизусть.  Таким образом, содержание уроков наполняется личностным смыслом для каждого   ученика.   Во   время   экскурсии   не   остаются   незамеченными   и экологические проблемы в городе: на деревьях листья становятся бурыми летом и опадают, необдуманное сжигание сухой травы, бездомные животные, мазутные лужи, мусор и другое. Эти проблемы озвучиваются учениками сразу же и на кружке по экологии, было предложено провести исследование одной из проблем совместно с родителями. Работа продолжилась  по теме «Золотая осень – рыжая подружка».   По   собственному   желанию   ребята­экологи     распределились   по группам  и  дальнейшие два занятия были отведены на работу над проектом и его защитой перед всем классом. Останавливаться на этом нам с ребятами не захотелось, и им было предложено подготовить праздник с родителями и там показать все, что у нас получилось. В нашем классе вместе с родителями прошел осенний экологический праздник «В гостях у осени».  В   ходе   работы   над   проектами   ведется   целенаправленное   формирование исследовательской деятельности учащихся. В сфере личностных универсальных учебных действий формируются общепознавательные   универсальные учебные действия: овладение   начальными   формами   исследовательской   деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; формирование логических действий   сравнения,   подведения   под   понятия,   аналогии,   классификации объектов, установление причинно­следственных связей в окружающем мире, в том   числе   на   многообразном   материале   природы   родного   края. Для отслеживания   уровня  образовательных   результатов  проводится   мониторинг: входной  ­  методика «В лесу», на знание правил поведения в природе, умение сделать выбор между удовольствием и самоограничением в интересах природы в пользу последнего; итоговый   ­ методика «Закончи историю», на определение ценностного   выбора  в  типичных   экологических   ситуациях.   Наблюдается положительная   динамика:   из   15   человек   процент   детей   с   высоким   уровнем повысился с 7% (1 человек) до 40% (6 человек), низкий уровень снизился с 26% (4 человека) до 0%. Юные   экологи  всегда   активно   задействованы   в   школьных   и   городских экологических акциях: «Птица года», «Покорми птиц!», «Сбережем планету от мусора!», День Земли, День воды. Свои знания ученики могли впервые показать, успешно   участвуя   во   всероссийских   дистанционных   конкурсах   по   экологии: «Планета   Земля»,   блиц­турнир   «Росток»,   «Открытие»,   «Чудеса   природы», «Осенние   фантазии»;   в   муниципальных   конкурсах   «Альтернативная   ель», конкурс плакатов «Берегите лес от пожаров!».   1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П.  Нестандартные и  Список литературы интегрированные уроки.­ М .: Вако, 2004 г. 2. Засоркина Н., Шатилова М. Метод проектов в начальной школе. –  Волгоград: Учитель, 2014 г. 3. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной  школе. – М.: 2003 4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.  – Ярославль: Академия развития, 2005 г.

Статья о внеурочной деятельности по экологии

Статья о внеурочной деятельности по экологии

Статья о внеурочной деятельности по экологии

Статья о внеурочной деятельности по экологии

Статья о внеурочной деятельности по экологии

Статья о внеурочной деятельности по экологии

Статья о внеурочной деятельности по экологии

Статья о внеурочной деятельности по экологии

Статья о внеурочной деятельности по экологии

Статья о внеурочной деятельности по экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017