В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами письмо является целью и средством обучения. Умение писать на английском языке приобретает все большее значение в силу ряда причин. В настоящее время появилась возможность путешествовать, работать в иностранных фирмах, участвовать в международных конференциях и программах обмена, общаться через Интернет. Все это предполагает умение заполнять анкеты и декларации, вести деловую переписку, составлять резюме, писать эссе и доклады. Иными словами, необходимо уметь выражать мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, зная стилевые особенности и следуя определенным правилам организации письменного текста. В статье рассмотрена проблема технологии обучения иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности.Статья - результат практико-исследовательской работы по формированию у школьников навыков и умений письма.
Обучение письму.doc
Обучение письму является важным аспектом при изучении английского
языка. Умение писать на английском языке приобретает все большее значение
в силу ряда причин. В настоящее время появилась возможность
участвовать в
путешествовать,
работать в иностранных фирмах,
международных конференциях и программах обмена, общаться через
Интернет. Все это предполагает умение заполнять анкеты и декларации,
вести деловую переписку, составлять резюме, писать эссе и доклады. Иными
словами, необходимо уметь выражать мысли и идеи в письменной форме,
владея основами композиции, зная стилевые особенности и следуя
определенным правилам организации письменного текста.
Письменная речь отличается от других видов речевой деятельности не
только своей специфичностью, но и степенью распространенности
использования ее в быту. Языковеды и методисты неоднократно показывали,
что передача и прием информации с помощью человеческого языка
осуществляется главным образом в виде устной речи (говорение и
аудирование) или чтения. Пользование письменной речью является
значительно более ограниченным. Еще меньшую практическую значимость
имеет применение письменной речи на иностранном языке. И школе часто
выполнение разного рода «механических» письменных заданий превращается
для учеников в рутину. И еще не приобщившись к процессу письменного
самовыражения, дети теряют интерес к такому роду деятельности. В
результате, письменные умения учащихся значительно отстают от уровня
обученности другим видам речевой деятельности. Необходимость изменения
подобной ситуации привела меня к поиску и использованию в учебном
процессе таких методов и приемов обучения письму, которые превратили бы
процесс выполнения письменных заданий из рутины в творчество.
Цели и задачи обучения письму. Письмо и письменная речь, выступая
как средства обучения, играют разную роль на различных этапах обучения.
Так, на начальном этапе обучения основной задачей является обучение
2 письму, так как в этот период происходит формирование умений
каллиграфии и умений, связанных со звукобуквенными соответствиями.
Указанные умения представляют собой необходимое условие формирования
чтения и письменной речи. На среднем этапе центр тяжести в работе над
письмом переносится на орфографию в связи с накоплением нового
языкового материала. Одновременно с этим развивается письменная речь как
средство, способствующее формированию умений и навыков устной речи.
Наконец на старшем этапе приобретенные ранее письменные умения
совершенствуются наряду с аналогичным совершенствованием устной речи.
Определенное место занимает и работа над орфографией применительно к
новому языковому материалу. Кроме того, письменная речь приобретает еще
одну важную роль она становится вспомогательным средством в
самостоятельной работе учащихся над языком, в частности в виде
составления аннотаций и планов по прочитанным текстам.
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся
письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение
письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения
речи.
Задачи обучения письменной речи состоят, таким образом, в том, чтобы
сформировать у учащихся умения и навыки:
1) употреблять в письменном высказывании предложения,
соответствующие моделям изучаемого языка;
2) строить языковые модели в соответствии с лексической,
орфографической и грамматической нормативностью.
3) пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или
иной формы письменной коммуникации;
4) придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;
5) пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста;
6) логически последовательно излагать письменное высказывание.
3 На различных этапах содержание обучения письму будет различным,
однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти путем от
простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах
обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в
качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой
деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к
письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего
этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы
базовые навыки письма как такового.
Рассмотрим поэтапно составляющие содержания обучения письму.
Обучение графике. Чтобы человек научился писать на иностранном
языке, он прежде всего должен научиться писать буквы, знать их
конфигурацию. Здесь обучение письму теснейшим образом взаимодействует с
обучением чтению. Установление графемнофонемных соответствий на
данном этапе идет одновременно. Письмо и чтение основаны на единой
графической системе, и именно данное положение определяет требования к
обучению графике в целом. В соответствии с новыми стандартами обучения
учащиеся должны овладеть полупечатнымполупрописным шрифтом.
Поэтому на начальном этапе обучения учу младших школьников, вопервых,
узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать; во
вторых, писать правильно эти буквы, с учетом свойственной им
конфигурации; втретьих, правильно соединять буквы в словах.
Осваивая графику и каллиграфию английских букв, обучающиеся учатся
списывать слова, предложения, при этом выполняют разнообразные задания:
буквы разлетелись в разные стороны,запиши заглавные (строчные)
буквы в алфавитном порядке;
впиши недостающие буквы;
вставь пропущенные буквы;
посмотри на рисунки и заполни пропуски в предложениях;
4 выбери и запиши слова в которых есть звуки [i], [k], и т.п..
Далее, когда учащиеся освоили графику и каллиграфию, письменные задания
усложняются:
составь слово (слова) из предложенных букв;
составь предложение (предложения) из предложенных слов;
подпиши картинки; запиши словами; закончи предложение.
Младшие школьники очень любят играть, поэтому игровые задания также
являются часто используемым приемом при обучении письму: расшифруй
надпись на конверте по заданному шифру. Используй заглавную букву, где
нужно.
На этом этапе обучения приходится сталкиваться с определенными
сложностями на уровне различения букв и следовательно с проблемами их
правильного написания: сходство в написании букв родного и английского
языков, например, русские и латинские Мм – Mm, Тт – Tt, Pp – PP и т.д.
(межязыковая интерференция), а также наличие сходных элементов в
написании букв изучаемого языка, например: b – d – p – l – t – f и т.д.
(внутриязыковая интерференция).
Чтобы закрепить навык и снять возможные трудности выполняем
следующие упражнения:
1. Определяем, какие буквы в родном и иностранном языках можно
перепутать и почему; какие буквы пишутся одинаково и какие звуки они
передают; каких букв нет в родном языке; какие буквы имеют схожие
элементы и т.д.
2. Написание букв под диктовку.
3. Узнать буквы, написанные в воздухе, на спине, по контурам (игра «Отгадай
ка»).
4. Списывание букв и слов с доски (или из учебника).
Обучение орфографии. Орфография является одним из наиболее
проблемных моментов в обучении письму и ей вряд ли можно обучить на все
5 100 % сразу. Орфографические ошибки у обучающихся неизбежны, но их
количество необходимо сводить к минимуму. В этом плане очень важно
учитывать типологические группы сложностей и сформировать навыки
самоконтроля и коррекции у самих учащихся.
Написание на основе фонетического принципа.
Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента.
Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки.
Можно составить длинный список наиболее распространенных
буквосочетаний, причем это могут быть и гласные – “ee, ea, oo, ei”, и
согласные – “ch, sh, ght, gh, ph” и так далее.
Основная трудность данной группы состоит в том, что здесь правила
чтения могут изменяться. Например: head [hed], great [greit], heart [ha:t], heat
[hi:t] и так далее.
Один и тот же звук на письме может передаваться разными буквами и
буквосочетаниями, но в то же время одно и то же буквосочетание может
обозначать разные звуки в английском языке.
Трудные словарные слова.
Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо
запомнить. Часто это слова, которые имеют древний корень, как, например,
английские слова “daughter, neighbour, one ”, или являются заимствованиями
из других языков – “restaurant” и так далее.
Для преодоления трудностей на формирование орфографических
навыков учащимся предлагаются следующие упражнения и задания:
1. Рифмовка слов.
fight – bright – light – write – white – night
bow – flow – sow
2. Группировка слов на основе фонемных соответствий.
Предлагаю учащимся индивидуально, в парах или группах подобрать как
можно больше слов, в которых есть определенный звук. Обычно при
6 выполнении этого задания учащиеся пользуются своими словариками, другим
справочным материалом. Для облегчения и ускорения работы в рамках урока
учащимся можно предложить список слов, из которого они и будут выбирать.
3. Группировка слов на основе графемных соответствий. По своему смыслу
это задание напоминает предыдущее, но здесь учащиеся идут от звука к букве
4. Вставить пропущенные буквы в словах.
5. Закончить начатые слова.
6. Найти и исправить ошибки в словах/предложениях.
7. Зрительный диктант/самодиктант
8. Словарный диктант.
Обучение различным формам записи.
Данный этап является
промежуточным, подготовительным перед обучением письменной речи как
таковой. Именно на этом этапе письмо выступает и средством и целью
обучения одновременно. Обучение происходит последовательно, сначала
школьники учатся записывать идеи, ключевые слова, предложения; затем
предлагаю различные трансформации текстов и в последнюю очередь –
написание своих сочинений, различных по объему и по характеру.
Упражнения, используемые для этого, носят многофункциональный характер
и могут решать несколько взаимосвязанных задач обучения и языку и речи.
Упражнения и задания по формированию навыков записи:
1. Списывание с дополнительным заданием (раскрыть скобки, вставить
пропущенные слова, заменить выделенные слова синонимами и т.п.).
2. Выписать из текста или записать со слуха: ключевые слова, ответы на
вопросы, доводы (аргументы) «за» и «против» предложенных утверждений,
основных идей, примеров на употребление конкретных слов или
грамматических структур и т.п.
Такие задания одновременно способствуют развитию навыков поискового
чтения, умения выделять главное и аргументировать свой выбор со ссылкой
на источник.
7 3. Классификация объектов или предметов.
Эти задания способствуют развитию логического мышления, способности
обобщения. Очень полезными данные упражнения могут быть на этапе
отработки слов на заданную тему.
В начальной школе это самые простые задания: выпиши сначала слова,
которые можно обозначить значком , а потом ; заполни
таблицу, выбрав из списка слов те, которые можно заменить на he, she, it,
they.
В средних и старших классах наиболее часто использую WordWeb.
при изучении темы «Путешествия» предлагаю учащимся
Например,
выполнить задание Can you think of any reasons for travelling to the UK?
Complete the Word Web.
WHY TRAVEL TO THE UK?
to meet people
4. Упражнения на трансформации (перестроить фразу, из двух предложений
сформулировать одно, переписать минидиалог, чтобы просьбы звучали более
вежливо; письма могут быть трансформированы в телеграммы, текст – в
таблицу, последовательность картин или диаграмма – в текст и т.п.).
Подобные упражнения помогают анализировать и синтезировать полученную
информацию, отделяя главное содержание от второстепенных деталей.
Они подготавливают учащихся к написанию сочинений. Так, например,
можно предложить объединить несколько простых предложений в одно
сложное с использованием различных связующих элементов.
Например, следующие фразы:
8 The boy is short.
The boy has fair hair.
The boy is standing by the gates.
The boy looks curious.
можно преобразовать в следующее предложение The short fairhaired boy
standing by the gates looks curious.
Сравнение вариантов, предложенных учащимися, с оригиналом сделает
работу более целенаправленной, интересной и полезной.
5. Для развития логического мышления учащихся полезными могут быть так
называемые strip stories. Небольшой текст разрезается на отдельные
предложения,
которые ученики должны соединить в логической
последовательности. Еще одна разновидность заданий управляемые
поэтические упражнения. Примером управляемого поэтического упражнения
может служить так называемое cinquian poem – стихотворение, состоящее из
пяти строк, в каждой из которых сформулировано задание:
Line 1. State a subject in one word (a noun).
Line 2. Describe the subject in two words (Adverb + Adjective or two Adjectives).
Line 3. Describe an action about the subject in three verbs or 1sentence (3 words).
Line 4. Express an emotion about the subject in four words.
Line 5. Restate the subject in another single word.
Учащиеся начального уровня, пользуясь активным вокабуляром по темам
«Внешность» и «Черты характера», могут создать следующие пятистрочные
стихотворения в прозе:
Family.
Very friendly.
Have lunch together.
I like my relatives.
Happiness.
Baby.
Charming, cute.
Smiles, cries, sleeps.
He makes me happy.
Childhood.
9 Подобные стихотворные формы не требуют знания сложных
грамматических структур и поэтому вполне доступны для учащихся
начального уровня. Они способствуют расширению словарного запаса,
поскольку в процессе их создания приходится пользоваться словарем.
Сюда же можно отнести задания на завершение предложений (это должны
быть предложения открытого типа, т.е. не предполагающие фиксированного
окончания); составление вопросов к имеющимся ответам и наоборот; на
соединение разрозненных частей предложений/текста в логическом порядке;
на предвосхищение окончания текста, который был прочитан, прослушан
частично.
6. Упражнения на сжатие текста (составить план текста, сформулировать
основную тему/идею; составить планконспект, графической схемыопоры
ответа).
7. Упражнения на расширение текста (добавить прилагательные, глаголы,
придаточные предложения, абзацы, написать свой комментарий).
8. Проекты. Подготовка плакатов, таблиц, диаграмм.
Выполнение этих заданий формирует умение выбрать главное – то есть то,
что необходимо проиллюстрировать таблицей или диаграммой. В дальнейшем
этот навык очень пригодится для составления тезисов выступлений или
написания планов сочинений.
Уже на начальном этапе обучения наряду с традиционными заданиями
(диктанты, подстановочные упражнения, заполнение пропусков) я предлагаю
ученикам упражнения, имеющие выход в реальную жизненную ситуацию. Это
оформление
может быть заполнение анкет,
личных карточек,
автобиографических сведений. Так уже в конце первого года обучения
второклассники выполняют задание: Закончился учебный год. Ты уже
можешь говорить, читать и писать поанглийски. Напиши книгу на
английском языке о своем друге и проиллюстрируй ее.
Подобные задания вносят в процесс обучения письму элемент
10 творчества. А сами работы могут быть собраны в антологию письменных
произведений, что, безусловно, повышает уровень мотивации обучения.
Обучение написанию различных письменных текстов. К окончанию
школы учащиеся должны владеть навыками написания различных видов
текстов. К таким текстам относятся:
написание резюме;
написание писем;
написание рецензии на книгу, фильм;
написание различных рассказов (по картине, из личной жизни);
написание инструкций;
написание репортажа о событиях.
Начиная работать над этим видом письма, сразу объясняю учащимся, что
такое стили письменных работ, и как писать даже самые короткие тексты в
определенных форматах.
Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что для успешного
написания учащимися письменного сообщения любого формата необходимы
в какой
четкие инструкциипамятки,
последовательности и как выполнять задание. Задача учителя – найти или
где пошагово обозначено,
разработать эти опоры для учеников. На пример, «Как написать рассказ (по
картине/из личной жизни)»; «Как написать письмо личного характера»; «Как
написать о прочитанной книге» и т.п. В зависимости от уровня подготовки
учащихся опоры предлагаемые учащимся могут быть различными. Так, в
начальной школе при написании рассказа о себе, обучающиеся получают
памяткуопору:
a) your name
b) age
c) family
d) things you can (can’t) do
e) fafourite pets
11 Для слабых учащихся опора для написания рассказа будет выглядеть так:
a) My name is …
b)
c)
I’m …
I have got…
I can (can’t) …
d)
e) My favourite pet is …
Контроль уровня сформированности умений в письменной речи:
формат экзамена. Письменная часть экзамена состоит из двух заданий. К
первой части (обязательной) относится написание ответного письма с четко
поставленной задачей. Задача может варьироваться в зависимости от
установки и быть ориентированной на: 1) передачу/запрос информации; 2)
описание/повествование;
4) выражение
жалобы/благодарности и т.д. Эти письма могут быть формального или
3) объяснение/разъяснение;
нейтрального характера. Объем письма – 100140 слов.
Второе сочинение (написание текста описательного, повествовательного
или дискурсивного характера). Объем сочинения – 200250 слов.
Познакомившись со многими требованиями к письменным заданиям
формата экзамена, мы решили, что готовить детей к этой сложной работе
надо выходя за рамки урока. На внеурочных занятиях по подготовке
учащихся к выполнению письменных заданий формата ЕГЭ мне во многом
помогает учебное пособие «Учись писать с нами: учебное пособие по
развитию навыков письменной речи (на английском языке)» /С.А. Сучкова,
Г.М. Дудникова, О.М. Адаева – Самара: «Офорт», 2011.
В работе была рассмотрена проблема технологии обучения иноязычной
письменной речи как виду речевой деятельности. В соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами письмо
является целью и средством обучения.
Рассмотрев теоретические аспекты обучения письму, а именно: понятие
иноязычной письменной речи, цели и содержание обучения письму, пути и
12 средства формирования иноязычной письменной речи, можно сделать вывод о
том, что обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим
видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые
и фактические знания, служит надежным инструментом мышления,
стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
Практика показывает, что неоценимую помощь учителю в организации
работы по обучению письму могут оказать творческие задания,
способствующие развитию интереса, памяти и мышления детей.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс
лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. – 3е изд. – М.:
Просвещение, 2005. – 188213с.
3. Guideline for effective writing. Учебнометодическое пособие для
студентов факультетов иностранных языков /составители: Л.Н.
Филимонова, Э.С. Чуйкова. – Самара: Издательство МГПУ, 2005. –
206с.
4. Сучкова С.А., Дудникова Г.М., Адаева О.М. Учись писать с нами:
учебное пособие по развитию навыков письменной речи (на английском
языке). – 2е издание – Самара: «Офорт», 2011. – 150с.
5. Биболетова М.З., Н.Н. Трубанева Н.Н. «Английский с удовольствием»
211. Обнинск, издательство «Титул», 2011.
13
Статья "Обучение письму"
Статья "Обучение письму"
Статья "Обучение письму"
Статья "Обучение письму"
Статья "Обучение письму"
Статья "Обучение письму"
Статья "Обучение письму"
Статья "Обучение письму"
Статья "Обучение письму"
Статья "Обучение письму"
Статья "Обучение письму"
Статья "Обучение письму"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.