Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР
Оценка 4.6

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Оценка 4.6
Педсоветы +1
doc
дефектология
Взрослым
10.01.2017
Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Статья Юрьевой Бар окт 11г Бир пед.doc
Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей  с ОНР Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного   обучения   в   школе   является   умение   общаться   с   взрослыми   и сверстниками.   Взрослые   –   хранители   опыта,   накопленного   человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих   в   школу,  испытывают   значительные   трудности   и   не   владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти   трудности   наблюдаются   у  детей   старшего   возраста,   имеющих   общее недоразвитие речи. Поэтому  обучение   рассказыванию  как  метод   формирования   связной речи у детей с ОНР, относится к числу актуальных. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически  правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная   речь   неотделима   от   мира   мыслей:  связность   речи  –   это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической   речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Успешность   обучения   детей   в   школе   во   многом   зависит   от   уровня овладения   им   связной   речью.   Восприятие   и   воспроизведение   текстовых учебных   материалов,   умение   давать   развернутые   ответы   на   вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение   рассказывать   помогает   ребенку   быть   общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания,   которое   осуществляется   логично,   последовательно   и   точно, грамматически правильно и образно. Занятия по пересказу Особая роль пересказа в формировании связной монологической речи детей   подчеркивается   многими   исследователями:  В.   П.   Глуховым,   Н.   С. Жуковой, Т. Б. Филичевой, Э. П. Коротковой, Ф. А. Сохиным и др., как в об­ щей дошкольной, так и специальной педагогике. При этом совершенствуется   произношение,   усваивается   построение   отдельных структура   речи, предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию "чувства языка" ­ внимания к лексической, грамматической   и   синтаксической   сторонам   речи,   что   особенно   важно   в коррекционной работе с детьми с ОНР. При обучении детей с ОНР пересказу  применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения   они   овладевают   навыками   воспроизведения   текста   с   опорой   на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по  ходу  составления  пересказа  (пересказ   по  опорным  вопросам,  показ  ил­ люстраций,   последовательно   отражающих   содержание   произведения.   а   в дальнейшем   ­   отдельных   иллюстраций   с   изображением   персонажей   и существенных   деталей).   Первоначально   дети   пересказывают   по   одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года они   учатся   составлять   пересказ   по   предваряющему  плану­схеме.   Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа.   На   втором   году   обучения   дети   должны   овладеть   пересказу   без опоры на наглядный материал, Эффективным при обучении пересказу являются  прием использования детского   рисунка.   При   обучении     пересказу   в   ряде   случаев   желательно применять "иллюстративное панно" с красочным изображением обстановки и основных   деталей,     с     которыми   связано   развитие   сюжетного   действия произведения. Перечисленные методические приемы просты и доступны для практики работы с детьми с ОНР. В   процессе   занятий   по   пересказу     специальное   внимание     уделяется коррекционной   работе   по   формированию   у   ребенка   грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.  В занятия по пересказу входят: упражнения в словоизменении, подборе лексем   и   словоформ;   упражнения   в   дополнении   предложения   нужным   по смыслу словом, воспроизведение конкретного лексического материала текста в форму игры­упражнения "Кто лучше запомнил?" и др. Таким образом, у детей формируются навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений. Работа   по   развитию   фразовой   речи   на   занятиях   по   пересказу предусматривает: ­   усвоение   нормативных   основ   построения   фраз   различных   син­ таксических   структур;   упражнения   в   правильном   употреблении   фраз   на языковом   материале   литературных   произведений   с   последующим применением   полученных   навыков   при   самостоятельном   составлении пересказа; ­ развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении   фраз   в   рассказах   других   детей   и   ошибки   в   собственных высказываниях. На   первом   году   обучения   отрабатываются   следующие   ведущие структуры: простые распространенные предложения из 3­5 слов с включением дополнения, обстоятельства, определения; осложненные конструкции с двумя   сложносочиненные однородными   сказуемыми   или   дополнениями;   предложения   с   союзами   "и",   "а"   и   сложноподчиненные   с   придаточными предложениями.   На   втором   году   обучения   на   занятиях   по   пересказу обращается   внимание   на   овладение   детьми   навыками   построения предложений   с   несколькими   однородными   сказуемыми,   выраженными глаголами прошедшего времени совершенного вида.  Обучение рассказыванию по картинам Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика     обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей   речевых   нарушений   и   особенностей   психического   и   познавательного развития.  Это   касается   проведения   специальной   подготовительной   работы, отбора   и   последовательности   использования   картинного   материала,   струк­ туры   занятий   и   приемов   коррекционной   работа.   Уделяется   внимание приемам,   направленным   на   развитие   внимания,   зрительного   и   слухового восприятия, логического мышления и др. В   целях   формирования   связной   монологической   речи  старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом: 1. Составление   рассказов   по   сюжетным   многофигурным   картинам   с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах   общего,   хорошо   знакомого   им   сюжета   ("Семья",   "Зимние развлечения", “Игры на детской площадке" и т.д.).  2.  Составление небольших рассказов­описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события,  определяющих тематику картин ("Ледоход", "Река замерзла" и др. из тематических серий О.И.Соловьевой,  В.А.Езикеевой). 3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих   развитие   сюжетного   действия.   Могут   быть   использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова ("Зонтик", "Тигр и зайчики" и др.), В.Г.Сутеева  (серия "Находка" и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой.  На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий. (Серии картинок "Умный ежик", "Зайчик и уточки" ­ по сюжетам Н.Радлова и др.) 4.   Обучение   рассказыванию   по   отдельной   сюжетной   картине   с придумыванием   детьми   предшествующих   и   последующих   событий   (по опорным вопросам).  С этой целью можно применять картины "Спасаем мяч", "Шар улетел" и т.д. 5. Описание пейзажной картины. Коррекционно­логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом   особенностей   конкретного   картинного   материала   в   соответствии   с задачами каждого периода обучения.  Обучение описанию предметов Описание   ­   особый   вид   связной   монологической   речи.   Комму­ никативная   задача   высказывания­описания   состоит   в   создании   словесного образа   объекта,   признаки   которого   раскрываются   в   определенной последовательности. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на   познавательное   развитие   детей   и   формирование   их   речемыслительной деятельности,   способствуют   активизации   зрительного,   речеслухового   и тактильного   восприятия,  памяти,   внимания,  наблюдательности.  В   процессе описания   они   учатся   выделять   и   сопоставлять   существенные   признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное послед звательное сообщение. При   обучении   старших   дошкольников   с   ОНР   описанию   предметов ставятся следующие задачи: ­ формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, ­ развитие обобщенных представлений о построении рассказа­описания предмета; ­   овладение   языковыми   средствами,   необходимыми   для   составления описательного рассказа. Обучение рассказыванию с элементами творчества Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным   выбором   содержания   (ситуаций,   действий,   образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Методические разработки даны А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, А. П. Николаичевой, Е. И. Тихеевой. Обучение   творческому   рассказыванию   играет   важнейшую   роль   в развитии словесно­логического мышления, представляя большие возможности для   самостоятельного   выражения   ребенком   своих   мыслей,   осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями,   способствует   активизации   знаний   и   представлений   об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка­ дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для   перехода   к   новой     ведущей   (учебной)   деятельности.   К   основным   его видам   относятся   рассказы   по   аналогии,   придумывание   продолжения   и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему. Составление   творческого   рассказа   предполагает   умение   связно   и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа­сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и места событий   и   т.д.).   Поэтому   обучение   составлению   творческих   рассказов осуществляется при условии сформированности у них определенных навыков связных   развернутых   высказываний   (пересказ,   составление   рассказа   по картине, о предмете и др.).

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Статья. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017