В современном мире сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у большинства людей на планете. Особую тревогу испытываем за самых беззащитных граждан – детей. И сейчас все более важным становиться вопрос о получении нужных знаний, чтобы оберегать себя и своих детей. Подготовиться к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность, жизнь и здоровье. Подробно разъяснять и четко следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.Статья
диплом.doc
1
«Особенности преподавания курса ОБЖ
в школах VIII – го вида»
Преподаватель – организатор ОБЖ
ГСОУ № 46 «Центр РиМ»
Калининского района:
Костина Ольга Александровна 2
Санкт – Петербург
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение……………………………………………………………….3
II. Основная часть………………………………………………………..8
1. Характеристика нарушений при легкой степени умственной
отсталости………………………………………………………………8
2. Сравнительный анализ программ курса ОБЖ в общеобразовательных
школах и школах VIII – го вида……………………………………..14
2.1. Примерная программа среднего (полного) общего образования
по основам безопасности жизнедеятельности………………………....14
2.2. Проект программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 59, 1012 классов коррекционной школы VIII – го вида……..25
2.3. Анализ программ...........................................................................28
3. Динамика развития учащихся коррекционной школы VIII – го вида
3.1. Показатели объема знаний по предмету ОБЖ у учащихся 9 – 11
классов школы VIII – го вида на начало и конец учебного года.
Результаты психолого – педагогического
исследования…………………………....31
3.2. Практическая часть. Программа формирования знаний по
предмету ОБЖ у учащихся с легкой степенью умственной
отсталости……..36
III.
Выводы. Заключение…………………………………………….43 IV. Проектно – практические рекомендации……………………….45
Библиографический список………………………………………………..63
3
Введение.
Актуальность.
В современном мире сложившаяся социальная и экологическая обстановка
вызывает беспокойство у большинства людей на планете. Особую тревогу
испытываем за самых беззащитных граждан – детей. И сейчас все более
важным становиться вопрос о получении нужных знаний, чтобы оберегать
себя и своих детей. Подготовиться к встрече с разными сложными, а порой и
опасными жизненными ситуациями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны
выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность, жизнь и
здоровье. Подробно разъяснять и четко следить за их выполнением. Однако
безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма усвоенных
знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации.
Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными.
Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила
(правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, 4
правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой,
животными).
С развитием социальной и экономической обстановки в мире с каждым годом
все больше и больше прибавляется экстремальных и чрезвычайных ситуаций,
требующих от нас, немедленных, но верных решений. Это и участившиеся
взрывы наводнения, выбросы нефтегазовой промышленности, разнообразие
новых видов мошенничества, заполонение разума людей сектантскими
поверьями, и конечно, угроза терроризма.
Считая, что современный ребенок, развивающийся в веке компьютеризации,
информатизированности, для своей безопасной жизнедеятельности обязан
знать все необходимые правила, быть самостоятельным, ответственным.
Задача взрослых – родителей и педагогов подготовить к встрече с различными
ситуациями, вооружить необходимыми знаниями как можно раньше.
Но что делать, если ребенок с нарушением интеллекта? И для него очень
трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более
социализация. Нарушены не только различные важные виды деятельности,
понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя,
нарушена детская жизнь. Такой ребенок похож на сломанный кубикрубик.
Который родители, учителя и воспитатели, врачи, дефектологи и другие
многочисленные специалисты пытаются собрать заново.
Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить,
одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный
момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со
стороны окружающей среды и социума. 5
В недалекое время назад, ОБЖ в специальных (коррекционных) школах было
введено как классные часы.
Считаю, что детям с нарушением интеллекта необходимо ещё больше давать
знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их
знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему
плохому внушению, повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь
как чрезвычайное происшествие.
Поэтому необходимо введение полноценных уроков ОБЖ в специальных
(коррекционных) школах. Предлагаю программу и тематическое
планирование для экспериментально использования. Цель, которой –
воспитание “личности безопасного типа”, хорошо знакомой с современными
проблемами безопасности жизни и деятельности человека, осознающего
важность, стремящийся решить эти проблемы, разумно сочетать свои
интересы с интересами общества. Так же развития самостоятельности и
ответственности. Основанием для ее написания стала нехватка методической
литературы по этой теме, пригодной для изучения в специальных
учреждениях; систематизации нужных для изучения тем, тематического
планирования.
Программа разделена на разделы в соответствии с разделами начального
общеобразовательного звена: “Опасные ситуации на дороге”,
“Противопожарная безопасность”, “Опасные ситуации и правила поведения на
воде”, “Отравления и пути их предотвращения”, “Животные и опасности
связанные с ними”, “Криминогенные ситуации”. Добавлены разделы, которые
связанные с необходимыми предметами и знаниями в специальных
учреждениях: “Здоровье”, “Окружающая среда”, “Личная гигиена”, “Основы
медицинских знаний”. 6
Уделяется большое внимание на понимание и распознавание опасных
ситуаций. Для ученика общеобразовательной школы необязательной
напоминать самые элементарные знания или правила поведения, это он все
впитал еще с младенчества и оперативно владеет ими. Для ученика
специального учреждения необходимо постоянно напоминать, терпеливо
разъяснять, добиваться автоматизации применений и осознанности в
понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний. Это для
ученика специального упреждения очень трудно. Здесь ведется многолетняя
работа всех учителей и воспитателей, и многих специалистов.
Предмет ОБЖ, как никакой другой имеет множественные межпредметные
связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром,
рисованием, трудом). На уроке это комплекс обучения не только безопасной
жизни, но и развитие, закрепление, систематизация и коррекция всего
пройденного материала.
Уроки ОБЖ позволят решать основные задачи как: развитие речи, чтения,
письма, орфографии, грамматики, развитие словарного запаса, понимание
речи, закрепление практической стороны математики, привитие навыков
самообслуживания, воспитание культуры в общении с окружающими,
воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине, знакомство
с русской культурой;
многие коррекционные задачи: развитие всех психических процессов;
игротерапия; пропедевтика страхов, тревожных состояний; снижение
агрессии; воспитание адекватности поведения; работа над правильным
произношением.
На уроках применяются как традиционные так и нетрадиционные формы
обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, 7
коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания
организацию различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно
важного опыта.
Сущность программы в том, что по сравнению с общеобразовательными
учреждениями, в специальных учреждениях необходимо комплексное
решение всех педагогических и коррекционных задач на всех уроках и всех
видах детской деятельности.
Цель: Выявить особенности преподавания курса ОБЖ в коррекционных
школах VIII – го вида.
Задачи:
1. Ознакомление с характеристикой нарушений при легкой степени
умственной отсталости.
2. Выявление специфики преподавания курса ОБЖ в школах VIII – го
вида.
3. Выявление особенностей преподавания курса ОБЖ в старших классах
коррекционной школы VIII – го вида.
4. Анализ программ и методических документов, необходимых для
преподавания курса ОБЖ в школах.
5. Исследование показателей объема знаний у учащихся 9 – 11 классов в
школе VIII – го вида по предмету ОБЖ.
Объект исследования: процесс преподавания курса ОБЖ в школе. Предмет исследования: специфика преподавания курса ОБЖ в школе VIII –
го вида.
8
II. Основная часть
1. Характеристика нарушений при легкой степени умственной
отсталости.
Легкая умственная отсталость – наименьшая степень психического
недоразвития, наиболее ее распространенная форма, она составляет 75 – 89%
от всей популяции умственно отсталых. Предполагается, что подавляющее
количество заболеваний является эндогенными или семейными по своему
происхождению. В части случаев наследственное предрасположение 9
провоцируется негрубыми экзогенными вредностями. Легко умственно
отсталые дети, обладающие удовлетворительным вниманием и памятью,
способны к обучению по программе коррекционной школы, основанной на
конкретно – наглядных методах обучения. Они осваивают профессиональные
навыки низкой квалификации и при определенных условиях самостоятельно
трудятся на обычном производстве.
Диапазон интеллектуальной
недостаточности у легко умственно отсталых субъектов составляет в
показателях IQ 50 – 69.
Структура психических нарушений легкой степени умственной
отсталости складывается из особенностей недоразвития практически всех
психических проявлений [Исаев Д. Н., 2003].
Расстройства мышления – первейший признак умственной отсталости.
умственно отсталых детей, в частности,
Недоразвитие мышления
определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного
чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической
деятельности (Шиф Ж. И., Петрова В. Г.).
Умственно отсталые индивиды мыслят конкретно, не отделяя
существенное от второстепенных признаков в предмете. Мыслить образами и
понимать метафорический смысл информации индивиды с легкой умственной
отсталостью не способны. Они не могут абстрагироваться от конкретики, что
необходимо в процессе обобщения, выявления закономерностей явлений.
Расстройства чувств.
Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны
малодифференцированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С.
Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы,
ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или
неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того
или иного раздражителя [Рубинштейн С. Я.,1986]. 10
Эмоции умственно отсталого индивида часто бывают неадекватными,
непрапорциональными воздействиям внешнего мира по своей динамике. У
одних наблюдается чрезмерная легкость и поверхностность переживаний
серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к
другому. У других – чрезмерная сила и инертность переживаний,
возникающих по малосущественному поводу.
Большое влияние
эгоцентрических эмоций на оценочные суждения – проявление их личностной
незрелости. Они высоко оценивают лишь тех, кто приятен, или то, что
доставляет удовольствие. Эмоциональная косность умственно отсталого
индивида тесно связана с косностью интеллектуальной. По мере развития
личности ребенка эти отношения меняются.
Волевые расстройства.
Среди черт личности важнейшей является воля, проявляющаяся в
сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное
действие имеет достаточно сложную структуру. Человек должен весьма четко
представлять себе цель действия, возможные препятствия на пути к ее
достижению и способы их преодоления. Кроме того, что не менее важно, он
должен стремиться к достижению той или иной цели.
С необходимостью осуществлять волевые действия умственно отсталые
учащиеся встречаются ежедневно, так как школьная жизнь предъявляет к ним
множество разнообразных требований. Школьник должен соблюдать режим
дня (вовремя вставать, умываться, приступать к занятиям и т. п.), дисциплину
на уроке, решать задачи, писать диктанты, делать уроки и т. д. Все это
выполняется умственно отсталым ребенком с гораздо большим трудом, чем
его нормальными сверстниками. Развитие у умственно отсталых школьников
волевых качеств происходит в результате длительного, умелого, терпеливого
труда учителей и воспитателей вспомогательных школ. 11
Названные трудности обусловлены слабостью воли умственно отсталых детей.
В основе этого явления лежат два основных фактора: слабое осознание целей
и отсутствие необходимых побуждений к их достижению. Отсюда следует,
что смысл индивидуального подхода в процессе формировании у умственно
отсталых учащихся эмоционально волевой сферы состоит не только в
правильной, четкой постановке целей и доведении их до сознания ребенка, но
и в формировании побуждения [Белкин А.С., 1977].
Расстройства речи.
Речь необходимая основа человеческого мышления; мыслительные
процессы развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок
овладевает речью. С другой стороны, процесс постепенного овладения речью
является одним из основных показателей нормального психического, а
отчасти и физического развития ребенка.
При несложных формах олигофрении формирование речи идет путями,
близкими к формированию речи в норме, но отстает по срокам.
Картина речевого нарушения зависит от степени умственной отсталости, с
одной стороны, и от наличия, помимо общего недоразвития всех мозговых
систем, более грубой локальной патологии со стороны систем, имеющих
непосредственное отношение к речевому акту (речеслуховая и
речедвигательная) [Токарева О. А., 1969].
Наиболее характерными чертами детейолигофренов являются: а)
инертность, обнаруживающаяся в особой устойчивости старых, ранее
выработанных связей, в их стереотипном, персеверативном проявлении; б)
слабость активного торможения, с чем связана импульсивность одних детей и
вялость, тормозимость других; в) общее недоразвитие всей психики.
Следствие этих свойств — неустойчивость, отвлекаемость внимания,
недостаточность процессов синтеза и анализа. 12
Все указанное ограничивает расширение жизненного опыта олигофрена,
развитие его интересов и потребность в общении с окружающими. В речевых
проявлениях олигофрены еще менее инициативны, не пользуются даже теми
небольшими возможностями, которые у них имеются, сами в контакт не
вступают, на настойчивый вопрос часто отвечают или кивком головы, или
случайным словом (одним из слов вопроса или названием предмета, который
попал в поле их зрения).
Речь ребенкаолигофрена с возрастом постепенно развивается, но все же
остается своеобразно нарушенной.
С приближением к школьному возрасту, в связи с вопросом об обучении
олигофрена, он обычно попадает к логопеду; анализ его речи обнаруживает
бедность и элементарность словаря, его конкретность. Бедность словаря
выражается в преобладании употребления существительных и глаголов, в
отсутствии обобщающих слов. Пассивный словарь оказывается больше
активного, последний с трудом актуализируется; иногда для произнесения
слова требуется наводящий вопрос. Речь маловыразительна, монотонна,
звукопроизношение характеризуется нечеткостью и диффузностью [ Правдина
О. В., 1973].
Исаев Д. Н. В своей работе «Умственная отсталость у детей и
подростков», 2003 г. пишет: «…легко умственно отсталые дети приобретают
элементарные речевые навыки с задержкой, но большинство из них
овладевают способностью использовать речь в повседневных целях и
поддерживать беседу. Однако, для их речи характерны фонетические
искажения, ограниченность лексикона, недостаточность понимания слов
(«слова – клички»), неточное знание употребляемых слов. Слово не
используется в полной мере как средство общения. Активный лексикон
крайне ограничен, перегружен штампами….В тяжелых случаях отмечаются
признаки общего речевого недоразвития. Отстающая в своем развитии речь 13
умственно отсталых детей не может быть ни адекватным средством общения,
ни обозначения, ни полноценным орудием мышления».
Особенности восприятия, внимания и памяти.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти
запоминание, сохранение и воспроизведение у умственно отсталых имеют
специфические особенности, так как формируются в условиях аномального
развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно
воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются
внутренние логические связи.
У умственно отсталых позже, чем у их нормальных сверстников, формируется
произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного
запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с
нормальным интеллектом. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова,
слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько
получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом
их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.
Воспроизведение процесс очень сложный, требующий большой волевой
активности и целенаправленности. Изза непонимания логики событий
воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер.
Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и
припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при
Наибольшие трудности вызывает воспроизведение
воспроизведении.
словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно
отсталых слабо развита.
Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая
забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы изза общей ее слабости…У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в
14
воспроизведении
представлений.
Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные
восприятия
образов
нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной
деятельности умственно отсталых [Забрамная С. Д., 1995].
Недоразвитие психомоторики.
Обычно у умственно отсталых лиц имеется недоразвитие психомоторики,
проявляющееся в замедлении темпа развития локомоторных функций, в
непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных
движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны,
угловаты, недостаточно плавны особенно плохо сформированы тонкие и
точные движения, жестикуляция и мимика.
Овладение трудовыми навыками.
При благоприятных обстоятельствах легко умственно отсталый подросток
способен овладеть профессиями, требующими способностей к практической
деятельности, т. е. неквалифицированным и полуквалифицированным ручным
трудом (маляра, слесаря, швеи, картонажницы и т. д.) [Исаев Д. Н., 2003]. 15
2. Сравнительный анализ программ курса ОБЖ в
общеобразовательных школах
и школах VIII – го вида
Для объективного анализа программ рассмотрим основные положения
программы среднего (полного) общего образования по основам ОБЖ.
2.1. Примерная программа среднего (полного) общего образования
по основам безопасности жизнедеятельности
Статус документа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности
составлена на основе федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по
разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для
определения перечня учебного оборудования и приборов, для проведения
военнопрофессиональной ориентации и военно
учебных сборов,
патриотического воспитания.
Примерная программа выполняет две основные функции:
информационнометодическую функцию, которая позволяет всем
участникам образовательного процесса получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами данного учебного предмета; 16
организационнопланирующую функцию, которая предусматривает
выделение этапов обучения, структурирование учебного материала,
определение его количественных и качественных характеристик на каждом из
этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной
аттестации обучающихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских
учебных программ и учебников, а также может использоваться при
тематическом планировании курса учителем.
Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть
учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского
выбора вариативной составляющей содержания образования, и при этом
позволяет авторам учебных программ и учебников реализовать собственный
подход в части структурирования учебного материала, определения
последовательности изучения этого материала, а также путей формирования
системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации
обучающихся.
Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого
образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы
учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных
подходов к построению учебного курса.
Структура программы
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку;
основное содержание с примерным распределением учебных часов по
разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и
разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной
безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения 17
безопасности населения; основы обороны государства и воинская
обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление
о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения.
Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа
жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Цели
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной
общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной
системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об
обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни;
чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной
символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы;
бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности
ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и
здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства
индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую
помощь пострадавшим.
Место предмета в базисном учебном плане 18
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в количестве 35
часов, из расчета 1 час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней
предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных
часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования
разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения
современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного
общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность;
использование элементов
причинноследственного и структурно
функционального анализа;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно
исследовательской работе;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного
типа;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде,
выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни
экологических требований;
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои
мировоззренческие взгляды; 19
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или
будущей профессии.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки выпускников». Требования направлены на формирование
знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих
предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления
правильно действовать.
Основное содержание программы
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (4 часа)
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый
образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная
активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление
наркотиков) и их социальные последствия.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия
снижение умственной и физической
употребления алкоголя,
работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его
составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую
систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и
Социальные последствия пристрастия к наркотикам.
определения.
Профилактика наркомании. 20
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и
общества.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая
медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Государственная система обеспечения безопасности населения (8 час)
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и
района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о
чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения
(укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи,
решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи
гражданской обороны.
Структура и органы управления гражданской обороной.
Современные средства поражения и их поражающие факторы.
Мероприятия по защите населения.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих
в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. 21
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов
ЧС мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской
обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской
обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных
сооружениях.
Аварийноспасательные и другие неотложные работы, проводимые в
зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно
спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в
зонах заражения.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении,
ее предназначение.
Основные направления деятельности государственных организаций и
ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация,
аварийноспасательные работы, обучение населения.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при
захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на
территории военных действий.
Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации
от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты
населения от чрезвычайных ситуаций.
Милиция в Российской Федерации – система государственных органов
исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и
собственности граждан от противоправных посягательств.
Служба скорой медицинской помощи.
Другие государственные службы в области безопасности. 22
Основы обороны государства и воинская обязанность (18 час)
История создания Вооруженных Сил России.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV
веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная
реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные
реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки
проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил.
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных
Сил Российской Федерации, рода войск.
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
ВоенноВоздушные Силы: история создания, предназначение, структура.
ВоенноМорской Флот, история создания, предназначение, структура.
Ракетные войска стратегического назначения: история создания,
предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение, структура.
Воздушнодесантные войска: история создания, предназначение,
структура.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их
роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа
Вооруженных Сил.
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности
Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел
Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации,
войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение. 23
Воинская обязанность
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет.
Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная
постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому
учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при
первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное
содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные
направления добровольной подготовки граждан к военной службе.
Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу.
Особенности прохождения военной службы по призыву.
Прохождение военной службы по контракту.
Требования,
предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к
гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
Статус военнослужащих.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и
родах войск.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным,
индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам гражданина.
Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные
взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по
призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы
(неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между
военнослужащими, самовольное оставление части и др.). 24
Воинские символы и боевые традиции Вооруженных
Сил
Дни воинской славы России — Дни славных побед.
Основные формы увековечения памяти российских воинов,
отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и
подразделений.
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и
славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его
хранения и содержания.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и
военной службе.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого
Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной
техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Военнопрофессиональная ориентация
Ориентация на овладение военноучетными специальностями. Военная
служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на
обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах
учреждений высшего профессионального образования.
Основные
виды образовательных учреждений
военного
профессионального образования.
Правила приема граждан в учреждения военного профессионального
образования. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
25
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на
базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на
безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и
факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального
происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
основы российского законодательства об обороне государства и
воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского
освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во
время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военнопрофессиональной деятельности; особенности
прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной
гражданской службы;
требования,
предъявляемые военной службой к уровню
подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС; 26
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
Уметь
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное
самоопределение по отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для
военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в
соответствующие службы экстренной помощи.
2.2. Проект программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 59, 1012 классов коррекционной школы VIII – го вида.
Пояснительная записка
Представленный проект программы «ОБЖ» предназначен для учащихся с
нарушением интеллекта и является интегрированным курсом экологии,
валеологии и основ безопасности жизнедеятельности. 27
Обучение «Основам безопасности жизнедеятельности» в школах VIII – го
вида носит элементарно – практический характер и направлено на достижение
следующих целей:
учить детей предвидеть опасность;
практическая подготовка к самостоятельной жизни;
формирование знаний и умений, обеспечивающих сохранение жизни и
здоровья;
повышение уровня общего развития обучающихся, способности к
социальной адаптации в обществе.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся
с нарушением интеллекта, возрастных особенностей, взаимосвязи памяти,
внимания, мышления.
Содержание данной программы включает в себя следующие разделы:
1. опасности в жилище;
2. опасные ситуации на улицах и дорогах;
3. безопасность в пути;
4. социальные опасности;
5. нарушение экологического равновесия;
6. оказание 1ой медицинской помощи;
7. безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях;
8. производственные аварии и катастрофы, пожары и взрывы;
9. аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных
веществ. 28
Программа состоит из разделов (блоков). В каждом разделе даны темы
занятий, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям
учащихся.
I блок – 5 классы – «Опасные и чрезвычайные ситуации».
Задачами блока являются обучение умению предвидеть опасность,
правилам безопасного поведения в доме, в школе, на улице и дорогах;
оказанию 1ой медицинской помощи при домашних травмах.
II блок – 6 класс – «Безопасность и защита людей в экстремальных
природных условиях».
Задачи: правила поведения в экстремальных природных условиях,
привитие практических навыков поведения на природе и обучение оказания 1
ой медицинской помощи и самопомощи в случае автономного существования
в природных условиях.
III блок – 7 класс – «Я среди людей».
Задачами обучения являются: формирование мотивации здорового образа
жизни с учетом своих возрастных особенностей.
IV блок – 8 класс – «Безопасность и защита человека в чрезвычайных
ситуациях».
Задачами этого блока являются формирование правильных действий и
поведения при различных авариях техногенного характера, правильного
поведения и действия при радиоактивных авариях и авариях с выбросом
сильнодействующих веществ.
V блок – 9 класс – «Безопасный образ жизни».
Задачи этого блока: закрепить полученные знания, отработать навыки 1ой
медицинской помощи на практике, с обеспечением личной и коллективной
безопасности учащихся с нарушением в умственном развитии в социуме. 29
Программа 1012 классов продолжает изучение вопросов, связанных с
оновами медицинских знаний и правилами оказания медицинской помощи,
более глубоко знакомит с рядом рекомендаций по созданию своей
инедивидуальной системы здорового образа жизни, позволяет закрепить
материал, полученный на уроках ОБЖ в 5 – 9 классах, систематизировать его,
выработать свой взгляд на правила безопасного поведения в повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Наличие таких
знаний поможет чувствовать себя более уверенно в критических ситуациях.
Программа ОБЖ построена с учетом межпредметных связей. Это
позволяет учителю соблюдать принцип систематичности и
последовательности в обучении, при сообщении нового материала
использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний,
совершенствовать имеющиеся у них умения и навыки, формировать новые.
Основным методом обучения является диалог учителя с классом.
Также используются следующие методы: рассказ, дидактический рассказ,
беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация,
видеометод, упражнения, наглядность, лабораторный метод, практический
метод, познавательная игра, обучающий контроль, ситуационный метод,
игровой метод, соревнование.
В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный
шаг в реализации метода.
Приемы можно классифицировать следующим образом:
1. Защитно – профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
2. Компенсаторно – нейтрализующие (физ. минутки).
3. Стимулирующие (элементы закаливания, фитотерапия, аромотерапия и
т. д.).
4. Информационно – обучающие. Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение
специального дневника здоровья.
30 31
2.3. Анализ программ
Проанализировав программы курса ОБЖ в массовой и коррекционной
школах, можно выделить ключевые различия и сходство в содержании.
Массовая школа
Коррекционная школа
1. Программа разработана в соответствии с
образовательным
Государственным
Отсутствует.
примерной программы
Наличие
стандартом среднего общего образования.
2. Обучение по программе до 11 кл.
До 12 класса
3. Основная направленность курса:
а) воспитание ответственности за личную
безопасность общества и
безопасность,
а) формирование знаний и
обеспечивающих
умений,
государства;
б)
развитие необходимых моральных,
сохранение
здоровья;
жизни
и
физических, психологических качеств для
выполнения конституционного долга и
б)
учебный материал
«Основы военной службы»
обязанностей гражданина России по защите
Отечества;
отсутствует;
в) формирование умения
в) формирование умения оценивать опасные
ситуации.
предвидеть опасность;
г)
общее развитие,
в
частности
развитие
способности к социальной
адаптации. Программа рекомендует учитывать
4.
возрастные особенности.
5. Основное содержание программы состоит
из 3х разделов:
32
Учитываются не только
возрастные,
психофизические
но
и
особенности.
содержание
Основное
программы состоит из 5
I. Обеспечение личной безопасности и
сохранение здоровья.
блоков:
I. «Опасные и чрезвычайные
II. Государственная система обеспечения
безопасности населения.
ситуации».
II. «Безопасность и защита
III. Основы обороны государства и воинская
обязанность.
людей в экстремальных
природных условиях».
III. «Я среди людей».
IV. «Безопасность и защита
человека в чрезвычайных
ситуациях».
V. Безопасный образ жизни.
Все темы блоков требуют
регулярного повторения.
Сходство программ заключается в следующем:
1. Программы призваны выполнить две основные функции.
информационно – методическую, которая позволяет всем
участникам процесса получить представление о целях,
содержании, средствах воспитания и развития обучающихся по
предмету ОБЖ; 33
организационно – планирующую, которая предусматривает
выделение этапов обучения, структурирование учебного
материала.
2. Программы включают три раздела: пояснительную записку, основное
содержание с примерным распределением учебных часов, требования
к уровню подготовки учеников.
3. Программы рассчитаны на 35 учебных часов в году.
3. Динамика развития учащихся коррекционной
школы VIII – го вида
Показатели объема знаний по предмету ОБЖ у учащихся 9 –
11 классов школы VIII – го вида.
В начале учебного года учителем ОБЖ, совместно с педагого –
психологом проводится исследование среди учащихся всей школы, целью
которого является диагностика показателей объема знаний по предмету.
Для исследования используются стандартизированные
психодиагностические методики.
Исследуемые показатели:
Внимание, память, мышление Эти психические функции исследуются,
чтобы установить способность к восприятию, запоминанию,
осмыслению информации и последующему ее использованию в
реальной жизни.
Мотивация к обучению. Результаты исследования по этому
показателю позволяют адаптировать программу обучения с учетом
индивидуальных особенностей учащихся. 34
Ориентация в окружающем мире (глазомер, пространственные
представления, умение оценить расстояние до объекта, общая
координация движений, мелкая моторика).
Умение предвидеть опасность
Знание правил безопасности
По результатам проведенного исследования составляется план
дальнейшей учебно – воспитательной работы с элементами
коррекционных занятий, проводимых педагогом психологом. В сентябре
проводится объектовая тренировка, с целью психологической подготовки
учащихся к возможным экстремальным ситуациям.
На Рис. 1 можно увидеть динамику развития таких показателей, как
внимание, память и мышление по рузьтатам проведенных мероприятий.
Рис. 1. Динамика развития основных психических функций. 35
Рис. 2 Ориентация в окружающем мире, уровневые показатели
0 – 1 – низкий уровень;
2 – 3 – средний уровень;
3 – 4 – высокий уровень.
Г глазомер, ПП пространственные представления, УОР умение оценить
расстояние до объекта, ОКД общая координация движений, ММ мелкая
моторика. 36
Умение предвидеть опасность
Рис. 3 Умение предвидеть опасность
Как видно из рис. 3 на начало учебного года 76% учащихся не умеют
предвидеть и оценивать опасность. С этой задачей справляется только 18%
учащихся. После проведенных в течение учебного года уроков ОБЖ,
коррекционно – развивающих занятий с психологом, наблюдается
положительная динамика. Так, уже 82% учащихся могут самостоятельно
предвидеть опасность, а следовательно и избежать ее. 37
Рис. 4 Знание правил безопасности
Уровневые показатели:
0 – 1 – низкий уровень;
2 – 3 – средний уровень;
3 – 4 – высокий уровень.
Как видно из рис. 4, на конец учебного года выражена положительная
динамика в усвоении знаний правил безопасности на улице, в доме,
транспорте; в чрезвычайных ситуациях и на природе. 38
3.2. Практическая часть. Программа формирования
знаний по предмету ОБЖ у учащихся с легкой степенью
умственной отсталости.
Рассмотрим пример бинарного урока, проведенного в 10ом классе
коррекционной школы.
Конспект бинарного урока в 10 – ом классе.
Тема: Правила поведения в местах большого скопления народа. Толпа.
Учитель: Костина Ольга Александровна.
Педагог – психолог: Цветкова Юлия Сергеевна.
Цели: ознакомить учащихся с зонами большого скопления народа и
возможными опасностями в этих зонах; учить правилам безопасного
поведения в толпе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.
3. Сообщение темы урока (учитель записывает тему на доске, а учащиеся в
тетради).
Учитель: Расскажите, где вы бываете с родителями в праздничные и
выходные дни? (учащиеся поочереди перечисляют места семейного отдыха и
прочие публичные места, а учитель фиксирует их на доске).
Кино, театр.
Музеи, выставки.
Центры досуга и развлечений. 39
Стадионы.
Парки.
Демонстрации, салют.
Метро.
Гипермаркеты.
Психолог: Все перечисленное – это места большого скопления народа.
Сегодня мы будем говорить об опасностях, которые угрожают человеку в
местах большого скопления народа. Будем учиться правильно вести себя,
оказавшись в толпе, не поддаваться панике.
Работа по теме урока.
Учитель: Пребывание в большом городе бывает опасней, чем в безлюдных
и диких местах далеко от цивилизации. Город наполнен различным
транспортом, в частности метро. Давка в «час пик» время отпраления на
работу и возвращения с нее, возникает ежедневно и сравнима с давкой на
стадионах, рынках, в очередях.
Вспомните, кто из вас хоть раз оказывался в толпе?
Расскажите о своих чувствах и действиях.
Сотни и тысячи людей собираются на ограниченной территории, когда
происходят митинги, массовые культурные мероприятия, шествия и
демонстрации. Толпа представляет собой сложный, весьма противоречивый,
неуправляемый «биологический организм», действующий по своим законам и
не обеспечивающий безопасность участников.
Психолог: Практически каждый человек непроизвольно подчиняется
непреодолимой силе толпы. У него проявляется несвойственная ему ранее
агрессивность (пояснения), меняются характерные черты личности, т. е. из
труса он может превратиться в героя, из слабого – в сильного, так как под 40
прикрытием толпы ему кажется, что он может остаться безнаказанным за свои
действия. Но это на время, пока действует психология толпы. Человек под
воздействием толпы склонен к произволу (пояснения), свирепости, вплоть до
убийства другого человека. Толпа подобна стихийному бедствию или
техногенным авариям, которые внезапно возникают и приносят иногда
непоправимые последствия (вред здоровью, травмы различной тяжести и т.
п.). Особо опасно – поддаваться панике (пояснения).
Учитель: Ученые США провели исследования и выделили основные
характерные черты поведения людей, поддавшихся панике толпы:
паническое бегство всегда направлено в сторону от опасности (не
делаются никакие попытки противодействия);
направление бегства при панике не является случайным (выбор
знакомой дороги или той дороги, по которой бегут остальные);
по своему характеру паническое бегство – асоциально (самые сильные
связи могут быть прерваны: мать может бросить ребенка, муж – жену и
т. д.);
человек, охваченный паникой, всегда верит, что обстановка крайне
опасна (паническое бегство прекращается, когда человек думает, что
оказался вне зоны опасности);
человек, охваченный паникой, плохо соображает, хотя полностью его
действия не лишены логики. проблема скорее в том, что он не ищет
альтернативных решений и не видит последствий своего решения, как,
например, в типичной для пожара ситуации – прыжок с большой
высоты;
Перечисленные особенности толпы свидетельствуют, что остановить толпу
может только сверхсильный эмоциональный тормоз. Таким тормозом может
стать лидер толпы, пользующийся непререкаемым авторитетом. Его голос и 41
четкая команда могут повлиять на толпу. Другое средство – горячее
убеждение в опасности.
Психолог: А теперь советы тем, кто хочет избежать опасности:
1. Если ты хочешь жить – немедленно уходи из толпы.
2. Лучше обойти толпу, но не идти против ее течения.
3. Если тебя увлекли – избегай центра и края (витрины, набережные).
4. Не цепляйся за решетки, деревья (могут быть сломаны руки и ноги).
5. Застегнись, выбрось все, что держишь в руках, согни их и прижми к
груди.
6. Главная задача – не упасть!
7. Если упал – защити голову руками, сгруппируйся и рывком попробуй
подняться (продемонстрировать), опираясь только на одну, согнутую в
колене ногу.
8. Самое главное – при попадании ув толпу помни и осмысли свои
действия. Принимай обдуманные решения.
9. Если толпа неподвижная – для спасения используй психологические
приемы – кричи: «Я больной, меня тошнит», инстинктивно люди
расступаются при таких словах.
10.Сохраняй спокойствие, старайся ровно дышать!
При обсуждении этих рекомендаций учащимся даются пояснения, почему
поступать надо именно так, а не иначе.
Учитель: А теперь мы с вами прочитаем статью о панике во время пожара,
стр. 82 учебника. Запишем в тетради правила «Как уцелеть в толпе».
Правила:
1. Лучше всего не попадать в нее. Обойти.
2. Не идти против толпы!
3. Избегать центра толпы и ее краев.
4. Не цепляться ни за что руками.
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Статья "ОБЖ в школе * вида"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.