Статья "Организация самоуправления в начальной школе"
Оценка 4.9

Статья "Организация самоуправления в начальной школе"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
14.05.2017
Статья "Организация самоуправления в начальной школе"
Самоуправление в коллективе младших школьников развивается успешно, если детям интересно. По сути – это игра, но только очень серьезная. Кто-то из великих сказал, что вся наша жизнь – игра. Так почему бы не поучиться жизни, используя замечательную модель классного самоуправления?! Вся наша жизнь складывается из событий (СО-БЫТИЕ). Очень важно организовать детям такое воспитательное пространство - БЫТие, в котором будет воспитывать не воспитатель, а ситуации, диалоги или простые реплики.
Самоуправление в начальной школе.docx
Организация самоуправления в начальной школе Из опыта работы Учителя начальных классов МБУОШИ «Новопортовской школы­интернат  среднего (полного) общего образования» Чекмарёвой О.С.  Современная школа должна научить ребенка быть инициативным, самостоятельным в принятии решений, ответственным за свои поступки.   Однако процесс социализации начинается  еще до поступления ребенка в школу. Дети   осваивают   социальные   нормы,   общаясь   с   близким   окружением,   со   сверстниками, определяют свою позицию к осваиваемым нормам и ценностям.  Основная задача первой ступени обучения — продолжить развитие этого процесса, сформировать мотивы общественно­полезной деятельности.  Об ученическом  самоуправлении,  как таковом, в начальной  школе речь идти  не может, т.к. младшие школьники еще не имеют знаний, умений, опыта в самоорганизации. Но   мы   можем   создать   благоприятные   условия   для   развития   организаторских   качеств, инициативности,   самостоятельности,   умения   общаться   для   того,   чтобы   в   среднем   и старшем звене дети могли  решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.  Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам.        Организация жизнедеятельности младших школьников представлена в виде игровой модели,   так   как   «игра   –   самое   универсальное   в   неисчерпаемости   своих   возможностей педагогическое   средство,   позволяющее   осуществлять   внешне   тонко   инструментируемое прикосновение к личности ребенка» и детскому коллективу, оставаясь мощным стимулом преобразования внутреннего мира человека. (Л.С.Выгодский)        Особенность   игровой   деятельности   заключается   в   том,   личность   играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна,   а   граница   между   ними   довольно   размыта   и   неопределенна.   Это   позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации   детской   потребности   в   самоутверждении   и   самореализации,   а   также обеспечивающий   педагогический   эффект   самообновления   и   самоусовершенствования личности,   направленность   на   саморазвитие   в   процессе   улучшения   окружающей действительности.         Одновременно   игра   выполняет   психотерапевтические   функции,   восстанавливает физические   и   духовные   силы   ребенка,   снимая   жесткое   напряжение   и   снижая   уровень тревожности, которые сопровождают ребенка в реальной учебной жизни.          В  современных   условиях   значимо  совместить  воспитательные   цели   и  смыслы   с внутренними   ожиданиями   школьников,   то   есть   потенциально   богатое   с   педагогической позиции   содержание   «поместить»   в   красочную,   нарядную   «обертку»,   совпадающую   с детским мотивом «мне интересно», «я хочу участвовать». Именно это условие является решающим при реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала каждой игровой модели на уровне личностного смысла участников.       наиболее удачными находками в технологии организации самоуправления считаю:  Проработав много лет с детьми младшего школьного возраста, ­ игровую оболочку жизнедеятельности школьников, создающую мощный дополнительный ресурс   эмоциональной   привлекательности   и   соответствующую   педагогическим   идеям детской природосообразности; ­ постепенное расширение и усложнение поля социальной практики учащихся по годам обучения в пространстве детского объединения;  ­ содержания игровых и социальных ролей учащихся и творческих поручений; ­ активное участие и соуправление детей, родителей, педагогов, когда помощь взрослых не вытесняет инициативы детей. Самоуправление     в   коллективе   младших   школьников   развивается   успешно,   если детям интересно. По сути – это игра, но только очень серьезная. Кто­то из великих сказал, что вся наша жизнь – игра. Так почему бы не поучиться жизни, используя замечательную модель   классного   самоуправления?!     Вся   наша   жизнь   складывается   из   событий   (СО­ БЫТИЕ). Очень важно организовать детям такое воспитательное пространство ­ БЫТие, в котором будет воспитывать не воспитатель, а ситуации, диалоги или простые реплики. Есть большой   смысл   организовать жизнь детей таким образом, чтобы они постоянно неискусственно  вступали в реальные отношения, учились видеть за каждым предметом и поступком   человека   с   его   ценностями,   чтобы   учились   мыслить   и   рассуждать, самостоятельно принимать решения и быть ответственными за них.   Поэтому в нашем классе и появился сказочный ГОРОД ЛЮБОЗНАЕК. В городе есть своя символика. В этом городе живут те, кому интересно творить, взрослеть каждый день, учиться общению… Учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.    Игра рассчитана на 4 года. Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.  Ц   ели организации ученического самоуправления в классе: ­ повышение активности учащихся в классных делах; ­ реализация интересов каждого учащегося; ­ привлечение родителей к совместной деятельности. Задачи организации ученического самоуправления в классе: ­   создать   условия   для   развития   организаторских   способностей   каждого,   формировать лидерские качества; ­ дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела; ­ создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности; ­ создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей); ­ формировать толерантность, умение общаться. Высшим   органом   ученического   самоуправления   класса   является     районов. Оно решает наиболее важные вопросы:      собрание   глав ­ определяет основные направления классной жизни. ­ обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения; ­   совместно   с   классным   руководителем   рассматривает   и   утверждает   план   внеурочной работы; ­ высказывает предложения по улучшению учебно­воспитательного процесса; ­ избирает МЭРА, заслушивает и оценивает работу актива. Собрание проводится не реже 1 раза в четверть. Как и в любом городе, в ГОРОДЕ ЛЮБОЗНАЕК, осуществляется управление в лице мэра и   его   советников.       Город   разделен   на     районы,   в   которых   живут   «любознайки», занимающиеся одним видом деятельности (познавательной, трудовой, культурно­массовой, социальной, спортивной и т.д.) В каждом районе   выбирается глава района. Из глав района составляется совет города  (актив класса).   Функции органов самоуправления по видам деятельности: Район Всезнаек (Познавательная деятельность):  организует внеклассные мероприятия по предметам;   контролирует успеваемость;   отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников;   организует консультации по предметам;   помогает в проведении предметных олимпиад. Район Труда (Трудовая деятельность):  отвечает за озеленение класса;     помогает   в   художественном   оформлении   праздников,   следит   за   порядком   и чистотой, дежурство по классу. Район Затейников (Культурно­массовая деятельность):  организует и проводит коллективно­творческие дела, конкурсы;   организует   выставки творческих работ жителей города;   организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов:  организует игротеку города. Район Олимпийцев (Спортивная деятельность):  организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья;   организует физминутки на переменах:  определяет лучших спортсменов города. Район Летописцев (информационная ):  оформляет классный уголок, портфолио класса;  ведут летопись класса;  пишут заметки в школьную газету. Мэр города: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.  Мэр – полномочный представитель города (класса) на совещаниях и заседаниях любого уровня, защищает интересы города (класса). Мэр города (класса) обязан: ­контролировать посещаемость учащимися уроков; ­выполнять   поручения   классного   руководителя,   связанные   с   учебно­воспитательным процессом. Глава района: ­ организует выполнение решений  собрания глав  в своём районе. ­ организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы. ­ готовит и проводит   собрания жителей района.  ­ отражает всю важную информацию в районном уголке. Каждый житель города   имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения  включают  учащихся  в   жизнедеятельность  коллектива  и  социально­значимую деятельность. Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности активом города или всем жителями. Игра проводится в три этапа: 1   этап   (первый   класс)–  проводится     подготовительная     работ,   которая     включает следующие моменты:   сбор информации об ученическом коллективе,   проведение социометрического исследования класса,   выявление, с помощью наблюдения и анкетирования, организаторов, исполнителей, инициаторов.  Дети строят свои домики из кирпичиков, где каждый кирпичик это какое­то дело поручение,   в   конце   года   проводится   анализ   построенных   домиков.   Это   хорошая диагностика   способностей   и   интересов   ребёнка,   его   активность   и   стремление   к самореализации, которая позволяет выявить   организаторов, исполнителей, инициаторов.    2 этап( второй класс) –  создание административных центров города.  Дети могут сами определиться в выборе дела, которое они смогут проводить в классе.  3 этап (3­4 классы)  – работа административных центров города. Работа уже проверенных и сложившихся групп, их способность самостоятельно выполнять свои поручения. Самоуправление в нашем «Городе Любознаек» строится на основе следующих принципов: ­добровольность; ­сотрудничество; ­чередование творческих дел; ­добросовестность в выполнении поручений. Подробнее остановлюсь на  выборах мера и глав района. Младший школьник – это  ребёнок, которому всё интересно и все подвластно,  поэтому даю возможность каждому  ребенку побывать в роли главы района. Главу района выбирают 1 раз в четверть, таким  образом, каждый житель района может проявить себя в роли руководителя. Мэр  избирается 1 раз, открытым голосованием всех жителей города   школе. Отметить лучшие портфолио, лучших представителей совета. Послушать мнения  ребят о наиболее понравившихся делах и мероприятиях, о планах на будущий год, о том,  что не удалось и почему? И как этого избежать в дальнейшем.  В конце года подвести итоги работы. Выявить победителей в районах,  в городе, по  И в заключение хочется сказать, что классный коллектив, в частности   наш город,  – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в классе – это поведение взрослого в  обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю,  такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.  Систематическая работа над развитием классного самоуправления приведет к  благоприятной психологической атмосфере в классе. Ребята будут чувствовать себя в  коллективе комфортно, и проявлять себя с творческой стороны.

Статья "Организация самоуправления в начальной школе"

Статья "Организация самоуправления в начальной школе"

Статья "Организация самоуправления в начальной школе"

Статья "Организация самоуправления в начальной школе"

Статья "Организация самоуправления в начальной школе"

Статья "Организация самоуправления в начальной школе"

Статья "Организация самоуправления в начальной школе"

Статья "Организация самоуправления в начальной школе"

Статья "Организация самоуправления в начальной школе"

Статья "Организация самоуправления в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017