Статья "Организация самоуправления в начальной школе"
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
14.05.2017
Самоуправление в коллективе младших школьников развивается успешно, если детям интересно. По сути – это игра, но только очень серьезная. Кто-то из великих сказал, что вся наша жизнь – игра. Так почему бы не поучиться жизни, используя замечательную модель классного самоуправления?! Вся наша жизнь складывается из событий (СО-БЫТИЕ). Очень важно организовать детям такое воспитательное пространство - БЫТие, в котором будет воспитывать не воспитатель, а ситуации, диалоги или простые реплики.
Самоуправление в начальной школе.docx
Организация самоуправления в начальной школе
Из опыта работы
Учителя начальных классов
МБУОШИ «Новопортовской школыинтернат
среднего (полного) общего образования»
Чекмарёвой О.С.
Современная школа должна научить ребенка быть инициативным, самостоятельным
в принятии решений, ответственным за свои поступки.
Однако процесс социализации начинается еще до поступления ребенка в школу.
Дети осваивают социальные нормы, общаясь с близким окружением, со сверстниками,
определяют свою позицию к осваиваемым нормам и ценностям.
Основная задача первой ступени обучения — продолжить развитие этого процесса,
сформировать мотивы общественнополезной деятельности.
Об ученическом самоуправлении, как таковом, в начальной школе речь идти не
может, т.к. младшие школьники еще не имеют знаний, умений, опыта в самоорганизации.
Но мы можем создать благоприятные условия для развития организаторских качеств,
инициативности, самостоятельности, умения общаться для того, чтобы в среднем и
старшем звене дети могли решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.
Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг ее видов и тех
отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он
сам.
Организация жизнедеятельности младших школьников представлена в виде игровой
модели, так как «игра – самое универсальное в неисчерпаемости своих возможностей
педагогическое средство, позволяющее осуществлять внешне тонко инструментируемое
прикосновение к личности ребенка» и детскому коллективу, оставаясь мощным стимулом
преобразования внутреннего мира человека. (Л.С.Выгодский)
Особенность игровой деятельности заключается в том, личность играющего
одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью
очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет
активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для
реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также
обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования
личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей
действительности.
Одновременно игра выполняет психотерапевтические функции, восстанавливает
физические и духовные силы ребенка, снимая жесткое напряжение и снижая уровень
тревожности, которые сопровождают ребенка в реальной учебной жизни.
В современных условиях значимо совместить воспитательные цели и смыслы с
внутренними ожиданиями школьников, то есть потенциально богатое с педагогической
позиции содержание «поместить» в красочную, нарядную «обертку», совпадающую с
детским мотивом «мне интересно», «я хочу участвовать». Именно это условие является
решающим при реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала
каждой игровой модели на уровне личностного смысла участников.
наиболее удачными находками в технологии организации самоуправления считаю:
Проработав много лет с детьми младшего школьного возраста, игровую оболочку жизнедеятельности школьников, создающую мощный дополнительный
ресурс эмоциональной привлекательности и соответствующую педагогическим идеям
детской природосообразности;
постепенное расширение и усложнение поля социальной практики учащихся по годам
обучения в пространстве детского объединения;
содержания игровых и социальных ролей учащихся и творческих поручений;
активное участие и соуправление детей, родителей, педагогов, когда помощь взрослых не
вытесняет инициативы детей.
Самоуправление в коллективе младших школьников развивается успешно, если
детям интересно. По сути – это игра, но только очень серьезная. Ктото из великих сказал,
что вся наша жизнь – игра. Так почему бы не поучиться жизни, используя замечательную
модель классного самоуправления?! Вся наша жизнь складывается из событий (СО
БЫТИЕ). Очень важно организовать детям такое воспитательное пространство БЫТие, в
котором будет воспитывать не воспитатель, а ситуации, диалоги или простые реплики.
Есть большой смысл организовать жизнь детей таким образом, чтобы они постоянно
неискусственно вступали в реальные отношения, учились видеть за каждым предметом и
поступком человека с его ценностями, чтобы учились мыслить и рассуждать,
самостоятельно принимать решения и быть ответственными за них.
Поэтому в нашем классе и появился сказочный ГОРОД ЛЮБОЗНАЕК.
В городе есть своя символика. В этом городе живут те, кому интересно творить,
взрослеть каждый день, учиться общению… Учащиеся оказываются в ситуации выбора и
сами определяют пути решения поставленной проблемы.
Игра рассчитана на 4 года.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Ц ели организации ученического самоуправления в классе:
повышение активности учащихся в классных делах;
реализация интересов каждого учащегося;
привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать
лидерские качества;
дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и
родителей);
формировать толерантность, умение общаться.
Высшим органом ученического самоуправления класса является
районов. Оно решает наиболее важные вопросы:
собрание глав определяет основные направления классной жизни.
обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые
решения;
совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной
работы;
высказывает предложения по улучшению учебновоспитательного процесса;
избирает МЭРА, заслушивает и оценивает работу актива.
Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
Как и в любом городе, в ГОРОДЕ ЛЮБОЗНАЕК, осуществляется управление в лице мэра
и его советников. Город разделен на районы, в которых живут «любознайки»,
занимающиеся одним видом деятельности (познавательной, трудовой, культурномассовой,
социальной, спортивной и т.д.) В каждом районе выбирается глава района. Из глав района
составляется совет города (актив класса).
Функции органов самоуправления по видам деятельности:
Район Всезнаек (Познавательная деятельность):
организует внеклассные мероприятия по предметам;
контролирует успеваемость;
отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников;
организует консультации по предметам;
помогает в проведении предметных олимпиад.
Район Труда (Трудовая деятельность):
отвечает за озеленение класса;
помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и
чистотой, дежурство по классу.
Район Затейников (Культурномассовая деятельность):
организует и проводит коллективнотворческие дела, конкурсы;
организует выставки творческих работ жителей города;
организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов:
организует игротеку города.
Район Олимпийцев (Спортивная деятельность):
организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья;
организует физминутки на переменах:
определяет лучших спортсменов города.
Район Летописцев (информационная ):
оформляет классный уголок, портфолио класса;
ведут летопись класса;
пишут заметки в школьную газету.
Мэр города: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость. Мэр
– полномочный представитель города (класса) на совещаниях и заседаниях любого уровня,
защищает интересы города (класса). Мэр города (класса) обязан:
контролировать посещаемость учащимися уроков;
выполнять поручения классного руководителя, связанные с учебновоспитательным
процессом.
Глава района:
организует выполнение решений собрания глав в своём районе.
организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
готовит и проводит собрания жителей района.
отражает всю важную информацию в районном уголке. Каждый житель города имеет определенное поручение по своим способностям.
Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социальнозначимую
деятельность.
Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления
определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки
его деятельности активом города или всем жителями.
Игра проводится в три этапа:
1 этап (первый класс)– проводится подготовительная работ, которая включает
следующие моменты:
сбор информации об ученическом коллективе,
проведение социометрического исследования класса,
выявление, с помощью наблюдения и анкетирования, организаторов, исполнителей,
инициаторов.
Дети строят свои домики из кирпичиков, где каждый кирпичик это какоето дело
поручение, в конце года проводится анализ построенных домиков. Это хорошая
диагностика способностей и интересов ребёнка, его активность и стремление к
самореализации, которая позволяет выявить организаторов, исполнителей, инициаторов.
2 этап( второй класс) – создание административных центров города. Дети могут сами
определиться в выборе дела, которое они смогут проводить в классе.
3 этап (34 классы) – работа административных центров города. Работа уже проверенных
и сложившихся групп, их способность самостоятельно выполнять свои поручения.
Самоуправление в нашем «Городе Любознаек» строится на основе следующих принципов:
добровольность;
сотрудничество;
чередование творческих дел;
добросовестность в выполнении поручений.
Подробнее остановлюсь на выборах мера и глав района. Младший школьник – это
ребёнок, которому всё интересно и все подвластно, поэтому даю возможность каждому
ребенку побывать в роли главы района. Главу района выбирают 1 раз в четверть, таким
образом, каждый житель района может проявить себя в роли руководителя. Мэр
избирается 1 раз, открытым голосованием всех жителей города
школе. Отметить лучшие портфолио, лучших представителей совета. Послушать мнения
ребят о наиболее понравившихся делах и мероприятиях, о планах на будущий год, о том,
что не удалось и почему? И как этого избежать в дальнейшем.
В конце года подвести итоги работы. Выявить победителей в районах, в городе, по
И в заключение хочется сказать, что классный коллектив, в частности наш город, –
это маленькая модель общества. Поведение ребенка в классе – это поведение взрослого в
обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю,
такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Систематическая работа над развитием классного самоуправления приведет к
благоприятной психологической атмосфере в классе. Ребята будут чувствовать себя в
коллективе комфортно, и проявлять себя с творческой стороны.
Статья "Организация самоуправления в начальной школе"
Статья "Организация самоуправления в начальной школе"
Статья "Организация самоуправления в начальной школе"
Статья "Организация самоуправления в начальной школе"
Статья "Организация самоуправления в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.