Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»
Оценка 5

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
физическая культура
Взрослым
13.02.2017
Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»
Известно, что все психические процессы имеют сложное многокомпонентное строение и опираются на работу многих мозговых структур, каждая из которых вносит свой, специфический вклад в их протекание. В связи с этим каждая трудность может иметь место при дисфункции различных отделов головного мозга, но в каждом из этих случаев она проявляется специфично, качественно отличаясь от особенностей его проявления при недостатках развития других мозговых структур.
Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения.doc
«Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения» Введение Основные факторы успеваемости. Система показателей успеваемости. Психолого­педагогические факторы развития и их влияние на школьную  успеваемость. Умственное развитие.  Психологическая готовность детей к школьному обучению.  Возраст, в котором начинается школьное обучение.  Дидактико­методическая система школьного обучения. Заключение Список использованной литературы 1 Известно,   что   все   психические   процессы   имеют   сложное   многокомпонентное строение и опираются на работу многих мозговых структур, каждая из которых вносит   свой,   специфический   вклад   в   их   протекание.   В   связи   с   этим   каждая трудность   может   иметь   место   при   дисфункции   различных   отделов   головного мозга, но в каждом из этих случаев она проявляется  специфично, качественно отличаясь   от   особенностей   его   проявления   при   недостатках   развития   других мозговых структур. «Слабые», недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих мобилизации психической активности. Одним   из   факторов,   влияющих   на   успешность   школьного   обучения   и   в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, является   Определенные   трудности   в   учении уровень   умственного   развития   детей. возникают в случае расхождения требований, предъявляемых учебным  процессом к   уровню   осуществления   познавательной   деятельности   школьника,   с   реальным уровнем его умственного развития. Умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития человека. У школьников умственное развитие играет существенную роль, поскольку от него порой зависит успешность учебной деятельности. А успешность учебной  деятельности  отражается  на  всех  сторонах  личности ­ эмоциональной,  Под   влиянием   чего мотивационной,   волевой,   характерологической.        осуществляется   умственное   развитие?   В   определенной   мере   оно   имеет   место вследствие   естественного   созревания   мозга,   что   является   обязательной предпосылкой психического развития в целом. Но главным образом умственное развитие происходит под социальным влиянием ­ обучения и воспитания. Что   же   понимается   под психологической   готовностью   детей   к   школьному обучению?   Речь   идет   о   кардинальной   перестройке   всего   образа   жизни   и деятельности   ребенка,   о   переходе   к   качественно   новой   стадии   развития,   что связано   с   глубокими   изменениями   всего   внутреннего   мира   ребенка,   которые 2 охватывают   не   только   интеллектуальную,   но   и   мотивационную,   эмоционально­ волевую сферы личности ребенка.     Готовность к школьному обучению означает достижение   определенного   уровня   развития   познавательных   возможностей, личностных   качеств,   общественно   значимых   потребностей,   интересов,   мотивов. Главным   условием   формирования   психологической   готовности   к   школе является полноценное   удовлетворение   потребностей   каждого   ребенка   в   игре. Именно в игре, как известно, формируются все познавательные процессы ребенка, умение произвольно управлять своим поведением, подчиняясь заданным игровыми ролями   правилам,   формируются   все   психологические   новообразования дошкольного   периода   развития   и   закладываются   предпосылки   для   перехода   на новый качественный уровень развития.  Как показывает школьная практика, так тяжело учить слишком маленьких детей, которые с трудом воспринимают то, что легко дается детям в возрасте 6–7 лет. Но и начало школьного обучения в более позднем возрасте (8–9 лет) тоже является малоуспешным, так как пройден уже период   наилучшей   восприимчивости   ребенка   к   обучающим   воздействиям, «закрылись»   воспринимающие   «каналы»,   и   ребенок   гораздо   с   большим   трудом усваивает материал, который дался бы ему значительно легче, начни он обучение в более   раннем   возрасте.   Только   в   определенные   возрастные   периоды   обучение данному   предмету,   данным   знаниям, навыкам   и   умениям   оказывается   наиболее легким,   экономным   и   плодотворным.   Начало   процесса   обучения   должно увязываться с созреванием тех свойств и функций, которые необходимы в качестве предпосылок   для   данного   вида   обучения.   В   этом   случае   речь   идет   о   нижней границе   начала   обучения   в   определенном   возрасте.   Так,   4­месячного   младенца нельзя обучать речи, а 2­летнего ребенка — грамоте, потому что в этом периоде своего развития ребенок еще не созрел для данного обучения. Но и неверно было бы считать, что чем позже начинается соответствующее обучение, тем легче оно должно   даваться   ребенку,   так   как   необходимые   предпосылки   для   обучения достигли   большей   степени   зрелости.   Слишком   позднее   обучение   так   же 3 малоплодотворно для ребенка, как и слишком раннее. Так, ребенок, начинающий обучаться   грамоте   в   12   лет,   оказывается   в   неблагоприятных   условиях   и встречается   с  такими   трудностями,  которые   у   него   не  возникли   бы   при   более ранних сроках начала обучения данному виду школьных умений.  Однако в жизни, особенно в последние годы  складывается тревожная ситуация  психологической неготовности немалого числа детей, приходящих учиться в 1  класс. Одной из причин этого негативного явления выступает тот факт, что  современные дошкольники не только мало играют, но и играть не умеют. Так,  развитая  форма игры имеет место лишь у 18% детей подготовительной группы  детского сада, а 36% детей подготовительной группы не умеют играть вообще.Это  искажает нормальный путь психического развития и негативно отражается    на  формировании готовности детей к обучению в школе.   В числе одной из причин этого называется неправильное понимание родителями и воспитателями   подготовки   детей   к   школьному   обучению.   Вместо   того,   чтобы предоставить ребенку наилучшие условия для развития его игровой деятельности, взрослые,   отнимая   время   от   игровых   занятий   и   искусственно   ускоряя   детское развитие,   учат   его   писать,   читать   и   считать,   то   есть   тем   учебным   умениям   и навыкам, которыми ребенок должен овладеть в следующем периоде возрастного развития.   Психологическая   готовность   к   школьному   обучению   не   состоит   в   наличии   у ребенка учебных умений письма, чтения и счета. Но ее необходимым   условием является сформированность   у   него   психологических   предпосылок   учебной деятельности. К   числу   таких   предпосылок   относятся   умение   анализировать   и   копировать образец, умение  выполнять  задания по  словесному  указанию  взрослого,  умение слушать   и     слышать,   умение   подчинять   свои   действия   заданной   системе требований   и   контролировать   их   выполнение.    Без   этих,   на   первый   взгляд, простых и даже элементарных, но являющихся базовыми, психологических умений 4 обучение невозможно . Под влиянием чего осуществляется умственное развитие? В определенной мере оно имеет место вследствие естественного созревания мозга, что   является   обязательной   предпосылкой   психического   развития   в   целом.   Но главным   образом   умственное   развитие   происходит   под   социальным   влиянием   ­ обучения и воспитания.Что же такое умственное развитие (интеллект)? У разных авторов мы находим разные определения этого понятия. Так, Ф. Кликс определяет интеллект как способность к такой организации познавательной активности, при которой заданная цель (проблема) может быть достигнута наиболее эффективным образом, то есть с наименьшими затратами времени и ресурсов; Холодная М.А. считает,   что   интеллект   ­   это   система   психических   механизмов,   которые обуславливают возможность построения субъективной картины происходящего. С точки   зрения   Колмыковой   З.И.   ­   это   сложная   динамическая   система количественных   и   качественных   изменений,   происходящих   в   интеллектуальной деятельности   субъекта   в   связи   с   овладением   им   человеческим   опытом   в соответствии   с   общественно­историческими   условиями,  в  которых   он   живет,  и индивидуально­возрастными особенностями его психики. Учебная   деятельность   не   предъявляет   специальных   требований   к   природным   врожденной   организации   его   высшей   нервной особенностям   ученика, деятельности. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют   лишь   пути   и   способы   работы,  особенности   индивидуального   стиля деятельности,   но   не   уровень   достижений.   Различия   по   темпераментам   –   это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.  Природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности.   подвижность­инертность, К   таким   свойствам   относятся   сила­слабость, уравновешенность­ неуравновешенность нервных процессов . Не   обуславливая   уровень   конечного   результата   обучения,   психологические особенности   темперамента   в   определенной   степени   могут   затруднять   процесс 5 обучения. Вот  почему   важно  учитывать  особенности  темперамента  школьников при организации учебной работы. Тем не менее,   в психологических исследованиях найдено определенное влияние природных   особенностей   учеников   на   успешность   их   учения.   Психологическое обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов.   Означает   ли   это,   что   указанные   особенности   нервной   системы неизбежно   влекут   за   собой   низкую   эффективность   учебной   деятельности? Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации   являются   неодинаково   трудными   для   школьников,  различающихся   по своим   типологическим   особенностям,   и   для   учащихся   с   сильной   и   подвижной нервной   системой   изначально   существуют   преимущества   перед   учениками   со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные   для   сильных   и   подвижных   по   своим   нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой  и инертной нервной системой   чаще   оказываются   в   менее   выгодном   положении   и   чаще   встречаются среди неуспевающих. Отмечая необходимость учета особенностей темперамента учащихся   в   процессе   обучения,   прежде   всего,   следует   учитывать   своеобразие флегматического и меланхолического темпераментов.Успех или неуспех в учении может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие как   так   и   индивидуальным   проявлениям требования   учебного   процесса, типологических   свойств   учащихся.   Немалое   значение   здесь   приобретают особенности   организации   учебного   процесса,   степень   сформированности индивидуального   стиля   деятельности   ученика,   учитывающего   его   природные   и типологические   особенности.  Одним   из   факторов,   влияющих   на   успешность школьного   обучения   и   в   значительной   степени   предопределяющих   трудности школьника в учении, является уровень умственного развития детей. Определенные 6 трудности в учении возникают в случае расхождения требований, предъявляемых учебным   процессом   к   уровню   осуществления   познавательной   деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития. Умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития человека. У школьников умственное развитие играет существенную роль, поскольку от него порой   зависит   успешность   учебной   деятельности.   А   успешность/неуспешность учебной деятельности отражается на всех сторонах личности — эмоциональной, потребностно­мотивационной, волевой, характерологической. Так,   недостаточная   сосредоточенность   и   отвлекаемость   внимания   учащихся   со слабой   нервной   системой   может   компенсироваться   усилием   самоконтроля   и самопроверкой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость – частыми перерывами в работе . Важную роль в преодолении процессуальных трудностей  в учебном   процессе   у   школьников   со   слабой   нервной   системой   и   инертными нервными   процессами   играет   учитель,   которому   необходимо   знать   и   владеть ситуациями, затрудняющими или облегчающими учебную деятельность школьника. Положительные стороны учащихся со слабой  нервной системой. ­ Могут работать в ситуации, требующей монотонной работы по алгоритму или шаблону. ­ Любят  работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по  расписанным этапам работы; ­ Планируют предстоящую деятельность, составляют планы  в письменной форме. ­ Предпочитают использовать опоры, наглядные изображения ( графики, схемы, таблицы). ­ Склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов. Затрудняющие ситуации. ­   Длительная,   напряженная   работа   (быстро   устает,   теряет   работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает) 7 ­   Работа,   сопровождающаяся   эмоциональным   напряжением   (контрольные, самостоятельные ограниченные во времени) ­ Высокий темп постановки вопросов. ­ Работа в ситуации, требующей отвлечения. ­ Работа в ситуации, требующей распределения внимания и его переключения. ­ Ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объему и разнообразию содержания материал. Современный   взгляд   на   содержание   и   пути   умственного   развития   школьников  тесно   связан   с  теоретическими   представлениями   о   когнитивных   структурах,  с помощью   которых   человек   извлекает   информацию   из   окружающей   среды, осуществляет анализ и синтез всех поступающих новых впечатлений   и сведений. Чем больше они развиты, тем больше возможности получения, анализа и синтеза  информации, тем больше видит и понимает человек в окружающем его мире и в самом себе. В связи с этим представлением главной задачей школьного обучения должно быть призвано   формирование   структурно   организованных   и   хорошо   внутренне расчлененных   когнитивных   структур,   являющихся   психологической   базой приобретаемых   знаний.   Только   такая   база   может   обеспечить   гибкость   и подвижность мышления, возможность мысленного сопоставления разных объектов в самых разных отношениях и аспектах, другими словами, приобретенные знания будут   не   формальными,   а   действенными,   дающими   возможность   широкого   и разностороннего   оперирования   ими.   Поэтому   в   процессе   школьного   обучения ребенку   нужно   не   просто   сообщить   сумму   знаний,   но   и   сформировать   у   него систему знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Добиться этого можно двумя  путями: ­   целенаправленно   и   систематически   развивать   мышление   учащихся; ­ предлагать для усвоения систему знаний, составленную с учетом формирования когнитивных   структур,   что   приводит   к   повышению   качества   мыслительной 8 деятельности. Оказывая   существенное   влияние   на   школьную   успеваемость, умственное   развитие   не   всегда   однозначно   определяет   школьные   успехи   или неуспехи   ребенка.   В   средних   и   старших   классах   на   успешность   школьного обучения   начинают   оказывать   сильное   влияние   и   другие   факторы,   размывая влияние фактора умственного развития.   Другими словами, прямая связь между уровнем   умственного   развития   школьника   и   средним   баллом   его   школьной успеваемости не всегда находит подтверждение в школьной практике. Это значит, что достаточно хорошо может учиться ребенок, характеризующийся невысоким уровнем умственного развития, а ученик, показывающий высокие результаты по интеллектуальным   тестам,   может   демонстрировать   средние   или   ниже   среднего успехи   в   учении.   Это   свидетельствует   о   многообразии   причин,   порождающих школьную неуспеваемость, где уровень умственного развития –только один из них.   Главным условием формирования психологической готовности к школе является полноценное удовлетворение потребностей каждого ребенка в игре. Именно в игре, как   известно,   формируются   все   познавательные   процессы   ребенка,   умение произвольно управлять своим поведением, подчиняясь заданным игровыми ролями правилам,   формируются   все   психологические   новообразования   дошкольного периода   развития   и   закладываются   предпосылки   для   перехода   на   новый качественный   уровень   развития.   Однако   в   жизни,   особенно   в   последние   годы складывается тревожная ситуация психологической неготовности немалого числа детей, приходящих учиться в 1 класс. Одной из причин этого негативного явления выступает тот факт, что современные дошкольники не только мало играют, но и играть   не   умеют.   Так,   развитая   форма   игры   имеет   место   лишь   у   18%   детей подготовительной группы детского сада, а 36% детей подготовительной группы не умеют   играть   вообще. Психологическая   готовность   к   школьному   обучению   не состоит   в   наличии   у   ребенка   учебных   умений   письма,   чтения   и   счета.   Но   ее необходимым   условием   является   сформированность   у   него   психологических предпосылок учебной деятельности.   9 К   числу   таких   предпосылок   относятся   умение   анализировать   и   копировать образец, умение  выполнять  задания по  словесному  указанию  взрослого,  умение слушать и слышать, умение подчинять свои действия заданной системе требований и контролировать  их выполнение. Без этих, на первый взгляд, простых и даже элементарных,   но   являющихся   базовыми   психологических   умений   обучение невозможно.    На   обучаемость,   или   на   темп   продвижения,   оказывают   влияние многие особенности психики учащихся — внимание, память, волевые качества и др. Но поскольку обучаемость в определенной степени является характеристикой умственных   способностей,   в   ее  содержание,   прежде   всего,   входят   особенности мышления,   определяющие   степень   ее   продуктивности.   Какие   же   особенности мыслительных процессов оказывают влияние на процесс приобретения знаний? Это качественное   своеобразие   развития   процессов   анализа,   синтеза,   обобщения, абстрагирования.     В   психологических   исследованиях   найдено   определенное   влияние   природных особенностей учеников на успешность их учения. Психологическое обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется   слабостью   нервной   системы,   инертностью   нервных   процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной системы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности? Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными   для   школьников,   различающихся   по   своим   типологическим особенностям,   и   для   учащихся   с   сильной   и   подвижной   нервной   системой изначально   существуют   преимущества   перед   учениками   со   слабой   и   инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих.   Успех или неуспех в учении может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а 10 тем,   насколько   сформированы   индивидуальные   приемы   и   способы   действий, соответствующие   как   требования   учебного   процесса,   так   и   индивидуальным проявлениям   типологических   свойств   учащихся.   Немалое   значение   здесь   степень приобретают   особенности   организации   учебного   процесса, сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего   Так,   недостаточная его   природные   и   типологические   особенности.   сосредоточенность   и   отвлекаемость   внимания   учащихся   со   слабой   нервной системой   может   компенсироваться   усилием   самоконтроля   и   самопроверкой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость ­ частыми перерывами в работе.   Важную   роль   в   преодолении   процессуальных   трудностей   в   учебном процессе   у   школьников   со   слабой   нервной   системой   и   инертными   нервными процессами играет учитель, которому необходимо знать и владеть ситуациями, затрудняющими или облегчающими учебную деятельность школьника.    Известно,   что   школьники,   несмотря   на   одинаковые   программы   и   условия обучения   и   воспитания   в   школе,   имеют   неодинаковые   знания,   различные показатели успеваемости. Успеваемость как понятие означает степень успешности освоения учащимися знаний, школьной программы. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со   стороны   взрослых   и   сверстников.   Роль   успеваемости   в   развитии   школьника огромна! Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима для учеников, учителей и родителей. Одни и те же условия обучения и воспитания по­разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности,   и   развитие   личности   не   совершается   под   влиянием   одних   внешних условий.   В   определении   элементов   неуспеваемости   необходимо   опираться   на дидактическую,   методическую   и   психологическую   литературу,   использовав 11 программы   и   учебники,   а   также   результаты   наблюдений   педагогического процессов. Организация   учебного   процесса   должна учитывать   психологические   факторы, влияющие на школьную успеваемость и включать в себя:  обеспечение преемственности между школьным и дошкольным  периодами обучения ребенка;  учет особенностей психики, учебных трудностей и ошибок детей в их  причинно­следственной связи; направленность общеклассной работы на  устранение учебных ошибок,( групповой – на преодоление учебных  трудностей, индивидуальной – на нейтрализацию негативных действий,  вызванных особенностями психики отдельных детей.) Успеваемость ­ многогранное явление школьной действительности,  требующее разносторонних подходов при ее изучении. Чтобы ребенок хорошо учился, необходимо: 1) отсутствие существенных недостатков умственного развития; 2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к  достижению такого уровня; 3)материальные возможности удовлетворения важнейших духовных  потребностей человека; 4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе. Список использованной литературы. 12 1.Бабановский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. –  «Советская педагогика», 1972, № 1 2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1989. 3. Вахрушев С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями  начальных классов. – М., 1995. 4. Выготский Л.С. Проблемы изучения и умственного развития. – Избр.  Исслед. – М., 1974. 5. Локалова Н.П. «Школьная неуспеваемость. Причины,  психокоррекция,  психопрофилактика» 6. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей:  Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с. 7. Интернет­источники http://www.psyh.ru/rubric/3/articles/8/ 13

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»

Статья  «Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017