Статья. Основные направления работы по экологическому воспитанию дошкольников

  • Библиография
  • docx
  • 26.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья обосновывает актуальность воспитания экологической культуры у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения , доказывает состоятельность и необходимость такого вида деятельности, с учетом возрастных особенностях психологического развития детей дошкольного возраста. Автор, основываясь на результатах личного опыта педагогической деятельности, знакомит читателей с основными направлениями и результатами работы через различные образовательные области.статья "Основные направления работы по экологическому воспитанию дошкольников"
Иконка файла материала Статья.docx
Статья. Основные дошкольников   направления работы по экологическому воспитанию  Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/ Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно­техническим процессом,  новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду  своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер. Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна  стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение  к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных  закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и  развитие человека. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из  предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно  ориентироваться в окружающем предметно­природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок  начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе,  накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.  Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,  показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с  ним. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше  внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в  природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к  нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда­то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании  детей, начиная с раннего возраста. Основной задачей экологического воспитания является создание у дошкольников, прежде всего,  установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование  экологического сознания.Целью экологического воспитания является становление у детей научно­познавательного,  эмоционально­нравственного, практически ­ деятельностного отношения к окружающей среде и к  своему здоровью. Задачи экологического воспитания: 1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. 2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. 3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как  малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка  огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет  остановиться, присмотреться, задуматься. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: – воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); – формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); – развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею,  желания сохранить её). – участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и  защите природы. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях  дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к  природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален,  нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за  комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание  среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе  и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Цель экологического воспитания в ДОУ — становление начал экологической культуры у детей,  развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их  воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на  базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к  человеку среда — она включает в себя, человека. Одним из важнейших условий формирования эколого­краеведческих представлений являются  непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимодетям предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и  животными. Например, растения, которые растут на участках детского сада, могут дать детям  богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного  экологического воспитания. Можно сказать, что содержание экологического воспитания включает в себя два блока. 1 блок – работа с детьми. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада есть клумбы с цветущими растениями. И они подобраны так, что в  течение сезона одни цветы сменяются другими. У ребят есть возможность ухаживать за цветами:  рыхлить землю, поливать, убирать сорняки. На примере сорняков можно объяснить многие  биологические особенности растений, влияние человека на растительные  сообщества. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы  знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в  жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуем игры с природным материалом  (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования:  ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со  свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, используются разнообразные игровые  упражнения: " Найди по описанию",  "Что, где растёт?",  "Узнай и назови",  "Вершки – корешки",  "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй",  "Когда это бывает? ", "Загадки о  животных", игры  на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).  Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "  Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его  контрастность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали  опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили  в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и  средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям.  Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений,  об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к  природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Часто в образовательной деятельности используется художественная литература. Художественная  литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф.  Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и  другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл  произведения. Циклы наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада – еще одно регулярное  мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. На протяжении  учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком  в песочнице (сентябрь); ночным небом (декабрь); за зимующими и перелетными птицами на участке  (январь – февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль – март); запробуждением одуванчиков на участке (апрель – май); за божьей коровкой, мухой, муравьем (в  весенне­летнее время). Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, – одну неделю в месяц  дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие,  по одежде определяют степень тепла и холода. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится  видеть, понимать и ценить ее красоту. Заполнение календаря природы – еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с  наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки  отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают  картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. В старших группах  воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать  погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным  состоянием на данный момент. Экологический проект – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования.  Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и,  соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного  учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство). 2 блок – работа с участниками педагогического процесса. Только совместными усилиями,  опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, экологически грамотного. Экологическое воспитание детей в ДОУ включает в себя: • Подготовку педагогов • Создание развивающей среды в ДОУ • Экологическое просвещение родителей • Различные виды деятельности. Таким образом, основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию  являются: • НОД; • Совместная деятельность взрослого и ребенка; • Самостоятельная деятельность ребенка; • Экскурсии и наблюдении; • Ознакомление с окружающим; • Изобразительная деятельность;• Игра; В помощь педагогам имеется: природоведческая литература; дидактические пособия; игры экологического содержания. Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: – сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей; – сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое  мышление; – дети учатся практическим действиям по охране природы; – развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать,  анализировать, делать выводы; – у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Абрамова Наталья Николаевна Воспитатель 1 категории МБДОУ д/с № 52