Данная статья обосновывает актуальность воспитания экологической культуры у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения , доказывает состоятельность и необходимость такого вида деятельности, с учетом возрастных особенностях психологического развития детей дошкольного возраста. Автор, основываясь на результатах личного опыта педагогической деятельности, знакомит читателей с основными направлениями и результатами работы через различные образовательные области.статья "Основные направления работы по экологическому воспитанию дошкольников"
Статья. Основные
дошкольников
направления работы по экологическому воспитанию
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
/В. А. Сухомлинский/
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научнотехническим процессом,
новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду
своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна
стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение
к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных
закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и
развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из
предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно
ориентироваться в окружающем предметноприродном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок
начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе,
накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,
показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с
ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше
внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в
природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к
нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когдато
был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании
детей, начиная с раннего возраста.
Основной задачей экологического воспитания является создание у дошкольников, прежде всего,
установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование
экологического сознания.Целью экологического воспитания является становление у детей научнопознавательного,
эмоциональнонравственного, практически деятельностного отношения к окружающей среде и к
своему здоровью.
Задачи экологического воспитания:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в
целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как
малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка
огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет
остановиться, присмотреться, задуматься.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею,
желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и
защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях
дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к
природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален,
нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за
комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание
среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе
и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
Цель экологического воспитания в ДОУ — становление начал экологической культуры у детей,
развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их
воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на
базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к
человеку среда — она включает в себя, человека.
Одним из важнейших условий формирования экологокраеведческих представлений являются
непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимодетям предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и
животными. Например, растения, которые растут на участках детского сада, могут дать детям
богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного
экологического воспитания.
Можно сказать, что содержание экологического воспитания включает в себя два блока.
1 блок – работа с детьми. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными
растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
На территории детского сада есть клумбы с цветущими растениями. И они подобраны так, что в
течение сезона одни цветы сменяются другими. У ребят есть возможность ухаживать за цветами:
рыхлить землю, поливать, убирать сорняки. На примере сорняков можно объяснить многие
биологические особенности растений, влияние человека на растительные
сообщества. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы
знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в
жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуем игры с природным материалом
(песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования:
ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со
свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, используются разнообразные игровые
упражнения: " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки",
"Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о
животных", игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "
Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его
контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали
опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили
в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и
средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина
наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям.
Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений,
об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к
природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Часто в образовательной деятельности используется художественная литература. Художественная
литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф.
Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и
другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл
произведения.
Циклы наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада – еще одно регулярное
мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. На протяжении
учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком
в песочнице (сентябрь); ночным небом (декабрь); за зимующими и перелетными птицами на участке
(январь – февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль – март); запробуждением одуванчиков на участке (апрель – май); за божьей коровкой, мухой, муравьем (в
весеннелетнее время).
Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, – одну неделю в месяц
дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие,
по одежде определяют степень тепла и холода.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится
видеть, понимать и ценить ее красоту.
Заполнение календаря природы – еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с
наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда
ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки
отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают
картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. В старших группах
воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать
погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным
состоянием на данный момент.
Экологический проект – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования.
Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и,
соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного
учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
2 блок – работа с участниками педагогического процесса. Только совместными усилиями,
опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, экологически грамотного.
Экологическое воспитание детей в ДОУ включает в себя:
• Подготовку педагогов
• Создание развивающей среды в ДОУ
• Экологическое просвещение родителей
• Различные виды деятельности.
Таким образом, основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию
являются:
• НОД;
• Совместная деятельность взрослого и ребенка;
• Самостоятельная деятельность ребенка;
• Экскурсии и наблюдении;
• Ознакомление с окружающим;
• Изобразительная деятельность;• Игра;
В помощь педагогам имеется:
природоведческая литература;
дидактические пособия;
игры экологического содержания.
Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
– сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое
мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать,
анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды
деятельности.
Абрамова Наталья Николаевна
Воспитатель 1 категории
МБДОУ д/с № 52