Статья; "Основные направления взаимодействия школы и семьи".
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
26.07.2019
Кризисные явления в семейной сфере, которые нарастали в течение последних десятилетий, повлекли за собой изменения воспитательного потенциала семьи. Отмечают снижение воспитательного потенциала массовой российской семьи, ухудшение взаимодействия родителей и детей и ,как следствие многочисленные проблемы детства. В этой ситуации семья остро нуждается в педагогической поддержке.
Жолудкова В.А. СТАТЬЯ.docx
Жолудкова В.А.
ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель
Аннотация: Кризисные явления в семейной сфере, которые нарастали в течение последних
десятилетий, повлекли за собой изменения воспитательного потенциала семьи. Отмечают
снижение воспитательного потенциала массовой российской семьи, ухудшение
взаимодействия родителей и детей и, как следствие многочисленные проблемы детства. В
этой ситуации семья остро нуждается в педагогической поддержке.
Ключевые слова: педагог – родители ребенок
Основные направления взаимодействия школы и семьи.
Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и
воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество.
В этих условиях школа должна быть открытой для родителей. Это
значит: родители по своему желанию могут присутствовать на уроках и на
различных занятиях с детьми; могут участвовать в образовательном процессе
в качестве руководителя кружка, в проведении бесед с детьми и экскурсий.
Для родителей проводятся концерты, выставки работ детей, им посылаются
письма – благодарности за участие в делах класса.
Главная цель открытой школы в работе с родителями заключается в
том, чтобы родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло и его
ребенку, и постоянно заботились бы об этом доме (школе). В свою очередь
школа оказывает помощь родителям в установлении со своими детьми и в
семье таких отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть
самым важным, самым любимым и самым необходимым.
Педагог должен признавать и поддерживать главенствующую роль
семьи в воспитании и обучении ребенка.
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
педагогическому такту и этике взаимоотношения;
педагогической подготовленности родителей и уровню их
культуры;
педагогическому просвещению родителей;
умению видеть сложные взаимоотношения в семье; единству требований школы и семьи.
Сотрудничество педагогов и семьи приносит пользу детям через
хорошее самочувствие, ощущение счастья, чувства сопричастности,
наполнения энергией, ощущение полезности.
Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет:
развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать
своего ребенка;
забывать на время о своих проблемах;
познакомиться с новыми людьми;
ощутить « приятную усталость» вместо « тягостного» утомления.
Основные направления сотрудничества семьи и школы:
чтения книг совместно с ребенком;
выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу
ребенка и родителей;
привлечение ребенка к обучающей деятельности
(выступление в роли учителя);
участие в выставках, соревнованиях, организуемых для
учеников и родителей;
проведение дней здоровья;
проведение совместных праздников в школе с участием
родителей.
определение стратегии родительского воспитания и ее
корректировка, при необходимости;
оказание своевременной квалифицированной помощи
родителям в воспитании детей;
создание групп поддержки из числа родителей для
проведения классной и внеклассной работы с детьми. Для организации взаимодействия школы и родителей важно иметь
представление о том, как же родители оценивают учителя, что определяет
отношение родителей к конкретному учителю. Особенно это касается
учителей начальной школы. Именно в первоначальный период обучения
ребенка в школе идет налаживание контактов и взаимодействия между
педагогами и родителями. Во многом от характера взаимодействия с
первыми учителями у родителей формируется представление о школе и о
педагогах в целом.
Привлечение родителей к участию в жизни класса
1. Предварительное знакомство родителей со школой.
2. Первое собрание знакомство.
3. Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка,
выражение благодарности родителям за участие в делах класса и
школы….).
4. Телефонные звонки в особых случаях (не выяснять отношения, а
пригласить для беседы).
5. Уважение между педагогом и родителями. Выражение признательности
родителям. Терпеливость в общении.
6. Обсуждение надежд родителей и педагогов.
7. Сотрудничество родителей друг с другом для оказания помощи и
поддержки школы.
8. Информация для родителей и их обучения.
9. Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание
множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя,
гость класса, рассказчик, экскурсовод, член родительского комитета,
ассистент…).
10.Проводите для родителей конференции, консультации, встречи по
обсуждению успехов детей и по проблемам семьи, воспитания,
обучения.
11. Сохраняйте конфиденциальность.
Учитель может выбрать различные стили общения с родителями, но важно
стараться быть дружелюбным по отношению к ним. Дружелюбный собеседник одобряет людей, относится с уважением к услышанному, открыто выражает
восхищение и уважение.
Наиболее предпочтительные стили поведения учителя при встрече с
родителем: внимательный собеседник, оживленный собеседник, не скованный,
не напряженный собеседник, собеседник , оставляющий приятное впечатление
и в целом к школе мы предлагаем провести анонимный опрос родителей.
Желательно, чтобы такой опрос проводил завуч школы или психолог, с тем,
чтобы полученные данные не спровоцировали конфликты между учителями и
родителями. Учителям представляются лишь обобщенные данные, которые
позволят выделить наиболее значимые требования родителей к деятельности
учителя и к школе.
Анкета для родителей.
1. Педагог умеет точно предсказать успехи моего ребенка в учебе.
2. Педагог – справедливый человек.
3. Педагог умело учит моего ребенка, поэтому он не боится проверочных
работ.
4. Слово педагога закон для моего ребенка.
5. Педагог тщательно планирует работу с моим ребенком.
6. Мой ребенок вполне доволен педагогом.
7. Педагог может всегда дать разумный совет.
8. Я полностью доверяю педагогу.
9. Оценка педагогом моего ребенка очень важна для меня.
10.Работать с педагогом для моего ребенка – одно удовольствие.
11.Педагог всегда выслушает мнение моего ребенка.
12.Я могу поделиться с педагогом мыслями, которые касаются моего
ребенка.
13. Я не сомневаюсь в справедливости и необходимости методов и средств,
которые педагог применяет на уроке.
14.Учитель хорошо знает сильные и слабые стороны моего ребенка. 15. Я хотел бы (как воспитатель ребенка) стать похожим на педагога.
Родители анонимно заполняют бланк на каждого учителя, работающего в
данном классе, по пятибалльной шкале:
1 балл – совершенно к нему не относится;
2 балла – чаще к нему не относится;
3 балла – когда как;
4 балла – похоже на него;
5 баллов – это точно о нем.
Педагог по каждой анкете может набрать от 15 до 75 баллов. Баллы всех
анкет складываются, и вычисляется средний балл по каждому параметру в
данном классе. Низким является результат менее 47 баллов, высоким – свыше
72 баллов, нормальным от – 48 до 71 балла (А.Е. Рябов)
Список литературы:
1Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.
2 Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. – М.: Знание 1983.
3Бушмина З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства//
Начальная школа. – 2000. № 5. – С. 8892.
4 Плотинекс И.Э. Психология в семье/ Пер. с латыш. – М.: Педагогика, 1991.
5. Рябов А.Е. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной
школе? // Начальная школа. – 2001. № 4. – С. 2730.
6 Соколова В.Н., Юзефович Г.Л. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и
родителей. – М.: Просвещение, 1991.
7 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990.
Статья; "Основные направления взаимодействия школы и семьи".
Статья; "Основные направления взаимодействия школы и семьи".
Статья; "Основные направления взаимодействия школы и семьи".
Статья; "Основные направления взаимодействия школы и семьи".
Статья; "Основные направления взаимодействия школы и семьи".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.