Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
дефектология
1 кл
11.05.2019
В статье пишется, что навыки мелкой моторики важны потому, дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. И важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте
мелкая моторика статья.doc
Муниципальное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение №2 г. Тирасполь
учительдефектолог IIкв.категории,
воспитатель ГПД IIкв.категории,
Карчевская Наталья Михайловна
Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП"
В последнее время очень часто говорят о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же
такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной
проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой
зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание
рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим,
было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и
развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только
тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует
использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных
действий.
Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и
обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Речь ребёнка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит
общение. Раньше всего ребёнок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при
этом детали, которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнении с её дном).
Слово – название предмета становится словом – понятием лишь после того, как на него выработается
значительное количество двигательных условных связей.
Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в
пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при
этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает,
что это не случайность, а закономерность.
Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одни из этих
детей с раннего возраста обучают общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой,
других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и
ребёнок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение
звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются
обучению с большим трудом – оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее
разговаривали пальцами, очень легко овладевают звуковой речью.
Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребёнка к активной
речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук.
Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:
Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях
головного мозга, инсульте, травмах головы)
Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени
развития ловкости и т. д.)
Остановимся подробнее на последнем типе нарушений.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы,
характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно
проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную
позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление,
психика, зрение и речь.
Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их
мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Поэтому важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики
в раннем и дошкольном возрасте.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному
обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что
первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это
сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма
требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного
восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного
мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного
восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного
состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые
для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического
опыта, развития навыков ручной умелости.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на
развитие мелкой моторики координации движении руки, решают сразу две задачи: вопервых,
косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, вовторых, готовят к
овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Но не всегда родители уделяют этому внимание. Поэтому работа по развитию мелкой моторики я
провожу почти на каждом уроке.
Работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить регулярно, выделяя на это 35 минут на
каждом уроке. Упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами – вот что
нужно ребенку с ДЦП для повышения внимания и работоспособности.
Для легкости запоминания упражнения можно придумать каждому из них своей название, понятное
детям. Начинать урок письма можно с самомассажа:
Упражнение, в котором детки сами себе будут разминать кисти рук. «Руки замерзли»;
Упражнение «одеваем перчатки» натягиваем на каждый палец перчатку;
Каждый палец перетираем от основания к ногтю;
Сгибать каждый палец по очереди;
Большой палец дети втягивают вверх, а все остальные сжаты в кулак – «флажок»;
В этом упражнении одну руку следует согнуть в кулак, а второй рукой накрыть этот кулак
горизонтально – «стол»;
Также, согнуть одну руку в кулак, а вторую прислонить ладошкой горизонтально – «стул»;
Предложите детям сильно прижать ладонь к столу или к другой ладони, и по очереди отнимать каждый
пальчик – «пальчики приклеились»;
В этом упражнении нужно соединить большой, указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинец
вытянуть вверх – «собака».
Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются
речевые игры с пальчиками. Их можно использовать на уроке в качестве физминуток.
Дом и ворота
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
"Сидит белка."
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичкесестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому. Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с
большого пальца.
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
Игра №1"Солнышко"
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку
(веселое личико); а с другой стороны тоже глазки, носик и ротик. но с опущенными уголками
(грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите
малышу сказку о том, что на небе жилобыло солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С
тех пор оно стало грустнымгрустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики.
Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте,
поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
Игра №2 "Елочка"
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на
елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку
использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно
раздеть и снова одеть.
Игра №3"Травушкамуравушка"
Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху
зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые
картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит
ежик. Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.
Первые помощники на любом занятии счетные палочки. Из них мы выкладываем буквы, ответы на
загадки, решаем головоломки.
Очень разнообразная работа проводится с нитками, веревкой. С их помощью мы рисуем картины по
силуэту.
Очень любят дети играть в игры по методике Марии Монтенссори, особенно различные шнуровки.
На уроке трудового обучения дети очень любят играть в игру « Лепим колобки, колбаски, блинчики».
Из пластилина дети лепят праздничный обед для куклы. Делают «колобки», «колбаски», « блинчики».
Потом из этих заготовок можно собрать фигуры людей и животных. Развивается фантазия ребенка.
Любят играть в игры из бумаги. Обычную бумагу мы с ребятами превращаем в снежки, скатываем
рулончики из бумажных полосок. Еще одним полезным занятием является отщипывание – отрывание
пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.
Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское
искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук,
оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети
запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые
в памяти знания и умения.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное
отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить
конструктивные, изобразительные и творческие способности.
Все эти упражнения, игры по мелкой моторике на начальном этапе даются детям с ДЦП, достаточно
тяжело. Через некоторое время занятия становятся автоматизированными, а движения ускоряются. Очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей мелкую моторику, т.е. гибкость и
точность движений пальцами рук. Именно она является мощным стимулом развития у ребенка
восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, что так важно для детей, страдающих детским
церебральным параличом.
Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП
Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП
Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП
Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.