Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП
Оценка 4.7

Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
дефектология
1 кл
11.05.2019
Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП
В статье пишется, что навыки мелкой моторики важны потому, дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. И важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте
мелкая моторика статья.doc
Муниципальное специальное (коррекционное)                                                                                             образовательное учреждение №2 г. Тирасполь                                                                                         учитель­дефектолог IIкв.категории,  воспитатель ГПД IIкв.категории,                                                                                            Карчевская Наталья Михайловна Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП"  В последнее время очень  часто говорят о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же  такое мелкая моторика и почему она так важна?  Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной  проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание  рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим,  было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и  развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только  тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения   Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует  использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы  одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных  действий. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и  обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Речь ребёнка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит  общение. Раньше всего ребёнок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при  этом детали, которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнении с её дном).  Слово – название предмета становится словом – понятием лишь после того, как на него выработается  значительное количество двигательных условных связей. Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в  пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает,  что это не случайность, а закономерность. Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одни из этих  детей с раннего возраста обучают общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой,  других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и  ребёнок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение  звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются  обучению с большим трудом – оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее  разговаривали пальцами, очень легко овладевают звуковой речью. Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Существует три основных типа нарушений мелкой моторики: Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях  головного мозга, инсульте, травмах головы) Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии) Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени  развития ловкости и т. д.) Остановимся подробнее на последнем типе нарушений. Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы,  характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно  проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную  позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление,  психика, зрение и речь. Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их  мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Поэтому важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики  в раннем и дошкольном возрасте. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному  обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически  рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что  первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это  сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма  требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного  восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного  мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного  восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного  состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического  опыта, развития навыков ручной умелости. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.  Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики координации движении руки, решают сразу две задачи: во­первых,  косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во­вторых, готовят к  овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Но не всегда родители уделяют этому внимание. Поэтому работа по развитию мелкой моторики  я  провожу  почти  на каждом уроке. Работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить регулярно, выделяя на это 3­5 минут на  каждом уроке. Упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами – вот что  нужно ребенку с ДЦП для повышения внимания и работоспособности.   Для легкости запоминания упражнения можно придумать каждому из них своей название, понятное  детям. Начинать урок письма можно с самомассажа: Упражнение, в котором детки сами себе будут разминать кисти рук. «Руки замерзли»; Упражнение «одеваем перчатки» ­ натягиваем на каждый палец перчатку; Каждый палец перетираем от основания к ногтю; Сгибать каждый палец по очереди; Большой палец дети втягивают вверх, а все остальные сжаты в кулак – «флажок»; В этом упражнении одну руку следует согнуть в кулак, а второй рукой накрыть этот кулак  горизонтально – «стол»; Также, согнуть одну руку в кулак, а вторую прислонить ладошкой горизонтально – «стул»; Предложите детям сильно прижать ладонь к столу или к другой ладони, и по очереди отнимать каждый пальчик – «пальчики приклеились»; В этом упражнении нужно соединить большой, указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинец  вытянуть вверх – «собака». Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются  речевые игры с пальчиками. Их можно использовать на уроке в качестве физминуток.          Дом и ворота На поляне дом стоит ("дом"), Ну а к дому путь закрыт ("ворота"). Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), В этот домик приглашаем ("дом"). "Сидит белка." Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке­сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с  большого пальца. "Дружба" Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок"). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев), Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).  Игра №1"Солнышко" Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку  (веселое личико); а с другой стороны ­ тоже глазки, носик и ротик. но с опущенными уголками  (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило­было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С  тех пор оно стало грустным­грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте,  поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое. Игра №2 "Елочка" Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на  елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку  использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.  Игра №3"Травушка­муравушка" Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка. И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит  ежик. Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось. Первые помощники на любом занятии ­ счетные палочки. Из них мы выкладываем буквы, ответы на  загадки, решаем головоломки.   Очень разнообразная работа проводится с нитками, веревкой. С их помощью мы рисуем картины по  силуэту. Очень любят дети играть в игры по методике Марии Монтенссори, особенно различные шнуровки. На уроке трудового обучения дети очень любят играть в игру « Лепим колобки, колбаски, блинчики».  Из пластилина дети лепят праздничный обед для куклы. Делают «колобки», «колбаски», « блинчики».  Потом из этих заготовок можно собрать фигуры людей и животных. Развивается фантазия ребенка. Любят играть в игры из бумаги. Обычную бумагу мы с ребятами превращаем в снежки, скатываем   рулончики из бумажных полосок. Еще одним полезным занятием является отщипывание – отрывание  пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское  искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук,  оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети  запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые  в памяти знания и умения. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить  конструктивные, изобразительные и творческие способности. Все эти упражнения, игры по мелкой моторике на начальном этапе даются детям с ДЦП, достаточно  тяжело. Через некоторое время занятия становятся автоматизированными, а движения ускоряются. Очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей мелкую моторику, т.е. гибкость и  точность движений пальцами рук. Именно она является мощным стимулом развития у ребенка  восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, что так важно для детей, страдающих детским  церебральным параличом.

Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП

Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП

Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП

Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП

Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП

Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП

Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП

Статья Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2019