Крючкова Т.Ю. МБНОУ «Лицей №3 (искусств)».
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тему для выступления "От слов к музыке и числам» я обозначила не случайно. Работаю я преподавателем по классу фортепиано в уникальном Лицее №3, у нас даже в названии заложено Муниципальное Бюджетное Нетиповое УО. Вот от этого слова «нетиповое» мы и остались в образовании лицеем искусств. Обучение у нас бесплатное. Детки поступают на художественное, театральное, хореографическое и музыкальное отделение без вступительных экзаменов, так как отмечено в законе «Об образовании РФ». Каждый родитель имеет право обучать своего ребёнка по выбранному направлению. Дай Бог, чтобы родители понимали, к какому виду искусства у ребёнка есть способности. Очень хорошо, что с октября дети посещают группы подготовки. Для них, будущих музыкантов, я составила рабочие тетради «Первые шаги в мир музыки». Работая поэтапно на занятиях, ребята с помощью слов, чисел и нот, познают удивительный мир музыки. Дружат со скрипичным ключом, вместе с ним считают, играют, поют, исполняют первые в жизни детские песни и произведения, так же фантазируют, учатся мыслить, рассуждать и сочинять сказки.
Обратимся сначала к СЛОВУ.
Что такое слово, все вроде бы понимают. Мы каждый день пользуемся для общения друг с другом словами. Однако если спросить кого-нибудь, что такое слово, ответить внятно и вразумительно смогут далеко не все. В большинстве словарей пишут, что слово - это значимая (центральная) и самостоятельная языковая единица, которая служит для называния различных предметов, явлений, отношений, свойств и т.д. Выходит, слово – это всего лишь набор букв или звуков, расположенных по определенным правилам? Не совсем так. В первую очередь это информация, которая оформлена в языковую форму. Понятие слова пришло к нам от греческого «λόγος» («Логос»). И хотя обычно его переводят как «слово», означает оно на самом деле гораздо больше. Точнее и правильнее было бы переводить «логос» как «разум». Тогда получается, что слово – это не что иное, как результат мыслительного процесса, облаченный в конкретную языковую единицу.
В культурно-историческом развитии человека слово появилось тогда, когда появилась острая необходимость договариваться между собой (например, при организации охоты и других видов деятельности). Когда именно это произошло сказать сложно, даже антропологи к единому мнению на сей счет до сих пор не пришли. Существует порядка десяти гипотез о зарождении устной речи. К примеру, американский ученый Г. Хьюз и его коллеги утверждают, что появлению слова предшествовал язык жестов, который существовал до этого, вероятно, не меньше миллиона лет. Однако этот язык имел множество недостатков: занимал руки и отвлекал от труда, не мог использоваться в темноте.
Так же, очень важным для учёных, является момент появления имён у чисел. Например, оказалось, что у нивхов, живших в Сахалине и в низовьях Амура, числительные зависили от того, какие предметы считают. Важную роль играла форма предмета, так что по-нивсхи в сочетаниях «два яйца», «два камня», «два одеяла», «два глаза» и т. д. числительные различны. Одному русскому слову «два» соответствует несколько десятков различных слов. Должно пройти много столетий, а может быть и тысячелетий, прежде чем одни и те же числительные стали применяться к предметам любого вида. Вот тогда и появились общие названия для чисел. По мнению учёных сначала названия получили только числа 1 и 2. Когда древние римляне (в древности они говорили по латыни) придумывали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе всегда одно. А название числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно: крыльями, ушами и т. д. Но бывало, что числами 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали с местоимениями «я» и «ты», были языки, где «один» звучало так же, как «мужчина», а «два» - как «женщина». /Мужчины всегда впереди!
У некоторых людей, живущих на планете, ещё совсем недавно не было других числительных, кроме «один» и «два». А всё, что шло после двух называлось «много». Приведу пример из своей практики. Начиная слушать интервалы на начальном этапе обучения , я предлагаю малышу угадать количество звуков: 1, 2, много! От простого к сложному, через слуховое и образное восприятие. Например: летит самолёт или космический корабль, рядом с ним второй и а много- целая эскадрилья!!!
Плавно перехожу к очень важному аспекту, который связан со словом, цифрой и без которого не сможет существовать музыка. Это ритм! Я считаю, что ребёнок, легко справившийся на прослушивании с ритмическими задачами, легче и активнее начнёт исполнять произведения на фортепиано. Для того, чтобы юный музыкант понял, почему от него требуют похлопать в ладоши, постучать по барабану или по столу, я начинаю историческую игру. Мы мысленно перевоплощаемся в древних людей и с помощью жестов и ритма общаемся. Если ребёнок справляется с задачей более лёгкого ритмического рисунка, он поднимается по лесенке к старшему племени. Дети сами дают название племени. Были « музыкоеды», «ритмоплясы», просто «фантазёры» и «умники». На протяжении всего времени обучения, учащиеся знают, что без точного ритма (верный счёт в заданном размере), без верных пальцев(обозначены цифрами) и других важных нюансов, музыка НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Самые любознательные всегда спрашивают откуда взялись ноты? Всегда рассказываю о том, музыка звучала , когда люди еще не знали нот. Кто-то пел мелодию, другие пытались повторить ее. Много мелодий было утеряно. Люди не всегда точно могли воспроизвести понравившийся мотив. История о возникновении нот насчитывает не одно тысячелетие, со времен возникновения первых музыкальных инструментов. Правда в те времена как токовой нотной грамоты не было и звуки, издаваемые музыкальными инструментами, записывались в виде обозначений, придуманных самим музыкантом: черточки, точки, различные завитушки, ограничение накладывало только фантазия музыканта. Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить информацию о придуманной им композиции, на каком либо носителе информации, и передавать ее следующим поколениям. Позднее, эти символы стали записывать на горизонтальных линиях, где красным и желтым цветом обозначалась высота звука (первоначальные ноты). Но различное обозначение нот у каждого музыканта вносило хаос в музыкальный мир – это и стало предпосылкой появления нот, похожих на современные. Они должны были внести порядок в процесс записи музыкальных композиций и сделать их легко читаемыми для других людей. Замечательный итальянский музыкант Гвидо Де’Ареццо , составил нотную запись, которая явилась родоначальницей нашей теперешней нотной грамоты. Именно этот момент можно считать днем появления нот в истории. А было это, примерно , 991 - 1033гг, он начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю. Вначале музыкант использовал красные, черные и желтые линеечки для размещения нот. Он создал для детей понятный и наглядный музыкальный алфавит. Позже линеечки перестали рисовать цветными, все они стали черными, а ноты из квадратных превратились в круглые. Скорее всего, когда начали писать ноты вручную, быстрее и удобнее было нарисовать кружочки, чем квадратики. Названия нот сохранились до наших дней. А запись совершенствуется.
Великий классик Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Для того чтобы знать, существует цифра, чтобы думать — буква. А для того, чтобы люди могли мечтать –нота!
В заключении прочитаю Вам маленькую сказку, в которой заложены познавательные и воспитательные моменты, касающиеся слов, музыки и чисел. Музыкальным фоном может служить музыка на выбор из школьного репертуара. Сегодня это Largo из концерта А.Вивальди фа минор.
Сказка о цифре 3.
Жила была цифра 3 . Она была прекрасна, так как сверкала тремя самыми яркими цветами: красным, жёлтым, зелёным. Тройка очень любила свой треугольный домик на планете «Земля»— третьей планете от Солнца. Именно Солнце наделило цифру 3 тремя качествами: думать, знать и мечтать, а мечты у красавицы Тройки были сказочными. Она хотела говорить, считать и петь. Решила наша героиня попросить у родной планеты «Земля» исполнить свои три желания. Первое желание: научиться грамотно говорить. Второе- научиться слова превращать в музыку, а третье- научиться записывать слова и музыку, чтобы собрать большое количество своих историй. Собрались вместе Земля, Луна и Солнце и решили исполнить три желания цифры3. Они наделили её всеми этими качествами. Тройка была счастлива. Теперь она смогла нарисовать и смастерить трёхцветный флаг любимой страны, а так же подружиться со сказочными героями. Это три богатыря и три поросёнка. Вместе они отправились в путешествие по Океану на трёх китах. Плыли они три года , три месяца и три дня. Во время путешествия сочиняли стихи, музыку, измеряли расстояние, проведённое в путешествии. Три богатыря научили друзей силе, мужеству и отваге. А три поросёнка- дружбе , любви и уважению. Так наша прекрасная , весёлая цифра превратилась в мудрую Тройку, потому что приобрела очень важные жизненные качества. Вернувшись из путешествия в свой маленький треугольный домик , она написала увлекательную книгу из трёх частей с удивительно красивыми картинками о своих приключениях. Вечерами цифра 3приглашала своих друзей, угощала их фирменным трёхслойным пирогом. Они пели свои любимые песни и перечитывали книгу о путешествиях. Я в гостях там была, ела варенье, чай пила. Эту сказку сочинила . Вам в подарок подарила.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.