Статья: Памятка музыканту: частоты

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классически звуковой спектр делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Границы частот, хотя и не все с этим согласны, можно обозначить следующим образом: низкие от 10 Гц до 200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц - высокие. Для более точного определения, давайте разделим эти три части на более мелкие и рассмотрим их по отдельности. 1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) - это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект. 2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) - это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре. 3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) - здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары. 4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) - соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной". 5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!
Иконка файла материала 11.docx
Памятка музыканту: частоты Справочные данные, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Классически звуковой спектр делится на три  части: низкие, средние и высокие частоты. Границы  частот, хотя и не все с этим согласны, можно  обозначить следующим образом: низкие от 10 Гц до  200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц ­  высокие. Для более точного определения, давайте  разделим эти три части на более мелкие и  рассмотрим их по отдельности.  1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) ­ это самые  низкие ноты, от которых резонирует комната, а  провода начинают гудеть. Если ваша  звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит  эти частоты, вы должны ощутить потерю  насыщенности и глубины звука. Естественно, призаписи и сведении потеря этих частот вызовет тот же  эффект.  2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) ­ это верхние  ноты басовых инструментов и самые низкие ноты  таких инструментов, как гитара. Если потерять этот  регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение  силы звука. А ведь именно в этих частотах  содержится энергия звука, которая заставляет вас  пританцовывать под музыку, недаром основная  энергия ритм­секции сконцентрирована именно в  этом регистре.  3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) ­ здесь  размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это  регистр гитары.  4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) ­ соло  скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в  которой не хватает этих частот обычно называют  "занудной" или "смурной".  5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в  этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части  спектра позволяет достичь яркого, искрящегося  звука, создающего эффект присутствия. Однако,  если энергия этой полосы частот чрезмерна, то эторежет слух. Это и называется "слушательской  утомляемостью" и является проблемой большинства  недорогих аккустических систем, которые  искуственно усиливают данную часть спектра для  "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие  штучки!  6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы  встречаемся с самым сильным искажением высоких  частот и где шипение пленки (для любителей  кассетной записи) становится самым заметным, так  как здесь очень мало других звуков, способных  скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать  и более высокие тона, эти частоты считаются  пределом восприятия. Но по большому счету, для  хорошего звука ­ это маловато.  7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша  последняя октава, это самые тонкие и нежные  высокие частоты. Если этот диапазон частот будет  неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при  прослушивании записей (если, конечно, медведь не  наступил вам на ухо).  Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для  устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц  при помощи параметрического эквалайзера, ширина  полосы которого достаточно узка. Это устранит  шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук.Графический эквалайзер (треть октавы) тоже  эффективен в этой ситуации, но остальными типами  эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так  как они имеют слишком широкую зону влияния и  регулировка может существенно изменить звучание  бас­гитары, в том числе не в лучшуюсторону. Нижние частоты бас­гитары и басового барабана лежат в  области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию  мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя  частота электрогитары ­ 80 Гц. Для устранения  "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для  устранения резкого, неприятного призвука ­ ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить "ду", сделать  "жалящим" звучание рок­гитары, просмотрите  область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту  и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой,  как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат  "бочковато" ­ из­за неподходящих микрофонов,  неудачного расположения микрофона, акустических  характеристик помещения или просто из­за того, что  инструмент плохой. Область "вредной" частоты  находится обычно между 200 Гц и 500 Гц ­ ее и надо  вырезать. Вокал также занимает большую зону  частотного диапазона, при этом область 2­4 кГц  регулируется для улучшения артикуляции.  Частотный диапазон музыкальных инструментов Рояль, фортепиано 27­4200 Гц  Контрабас 40­300 Гц  Электрическая бас­гитара 41­250 Гц  Туба 45­320 Гц  Валторны 60­740 Гц  Фагот 60­630 Гц  Виолончель 65­880 Гц  Тромбон 80­500 Гц  Акустическая гитара 82­1175 Гц  Электрическая гитара 82­1570 Гц  Альт 130­1240 Гц  Кларнет 140­1980 Гц  Труба 160­990 Гц  Скрипки 210­2800 Гц  Гобой 230­1480 Гц  Флейта 240­2300 Гц  Пикколо­флейта 560­2500 ГцЧастотный диапазон человеческого голоса:  Бас 75­330 Гц  Тенор 120­500 Гц  Меццо­сопрано 170­700 Гц  Сопрано 230­1100 Гц 1. При сравнении частотного диапазона музыкальных  инструментов и человеческого голоса, последний  имеет самый широкий диапазон частот (если не  считать фортепиано и рояль).  2. Так же необходимо учитывать силу звучания  (динамический диапазон) данных инструментов.  Например:  Динамический диапазон гитары составляет 15 дБ;  органа — 35 дБ; рояля — 45 дБ; женский голос 20­ 35 дБ; мужской голос 20­45 дБ, эстрадного оркестра  45­55 дБ, симфонический оркестр 60­75 дБ.  Вывод: человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100 Герц, который так или иначе  перекрывает (заглушает, смешивается) с любым  музыкальным инструментом (оптимальная точка —300 Герц).Размещение  акустических систем Музыкальная Студия » Акустика студии, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Вы можете приобрести самую  дорогую в мире систему, но если вы  расположите её в небольшой  кубической комнате – стоимость уже  не будет иметь значения. Определение правильного места для ваших АС –  единственный наиболее важный  фактор в получении хорошего звука в  вашей комнате.  Очень точное расположение АС  может открыть перед вами новое  звуковое измерение. (G. Cardas) *Любые АС не существуют сами по  себе. Они суть неизбежный  компромисс с комнатой  прослушивания. Не бывает просто  хороших АС – бывают подходящие.  При большом желании и небольшом  везении ваша комната может стать  для Вас счастливейшим местом.  Будем исходить из того, что вся  мебель и обстановка в комнате  существовала до приобретения АС  или аппаратуры, которые должны  интегрироваться в вашу комнату не  нарушая сложившуюся в ней  динамику. Цель хорошей комнаты  прослушивания: минимизировать  окраску, которая является самой  сильной в басовом регионе между 20 и 200 Hz. В более высоких частотах  комната так же имеет влияние, но  резонансы являются намного менее  проблематичными, так как намного  легче добиться поглощения  высокочастотных резонансов. Любая  комната будет резонировать во  многих частотах.  Точность и высота резонансного пика  зависят от поглощающих свойствкомнаты. Комната с большим  количеством мягкой мебели, с  коврами на полу и драпами будет  акустически относительно “мертвой”.  Пики и провалы в ответе частоты в  таких помещениях имеют  неравномерность 5­10 db. Комната с  голыми стенами и полом будет очень  “живая”, и пики и провалы  изменяются 10­20 dB или больше.  Общее правило таково: в акустически  хорошей и правильной комнате можно распологать АС достаточно близко к  отражающим поверхностям с  минимальными отрицательными  последствиями. В акустически плохих комнатах главная стратегия состоит в  том, что бы разместить АС  максимально далеко от границ  комнаты и самого слушателя  насколько это возможно.  Если мы чувствуем ряд глубоких  провалов или пиков в частоте, значит  это результат отражений. Сокращение уровня отражений выравнивает  фактическую кривую ответа частоты  Самое важное – минимизировать  ранние отражения (меньше 20ms) вмаксимально возможной степени.. Их  сокращение улучшает качество звука  и стереообраз.. Как улучшить  акустику комнаты, чтобы эта кривая  пригладилась? Это может быть  сделано с помощью поглощающих  материалов, закрывающих твердые  поверхности около АС. Лучшая,  наиболее полезная среда для  прослушивания, – полное совмещение  принципов “живой” и “мертвой”  акустики комнаты. Я лично  предпочитаю слегка заглушенную  (dead) комнату в отличие от живой,  звонкой (live). Как это можно  определить без специальныз  приборов? .Хлопните в ладоши.  Покажется вам, что затухание звука  естественно, или слишком долго  гаснет (live), или наоборот слишком  быстро затухает (dead)? Лучшее  решение состоит в том, что бы  обеспечить комнату разумным  балансом дисперсии и поглащения.  Комната с голыми стенами будет  иметь сильное эхо, которое ухудшает  ясность. Картины на стенах, книжные  полки, драпировка, на­польные  покрытия обеспечат звуковоепоглощение и рассеят вредные  отражения. Неприкрытые окна, голые  полы и стены не желательны.  АС должны распологаться в  акустически мертвой зоне,  занимающей примерно 1/3  пространства комнаты. Затем идет  очень живая зона комнаты, в которой  должны находиться предметы  рассеивающие, но не поглощающие  звук. Чем ближе поглощаюшая  поверхность (ковер) к АС, тем лучше.  Различные типы ковров и сама  подкладка (основа) ковра больше  всего влияют на верхнюю середину и  в/частоты. Чем толще и больше ковер, или ковровое покрытие, тем больше  они будут “впитывать” эти частоты.  Ковры и шторы уменьшают  реверберации в комнате, и, как  следствие, передачу звуковой энергии  стенам. Ковровые покрытия почти не  влияют на низкие частоты, но средние  частоты могут переглушить. Я  предпочитаю нетолстый ковер от  стены к стене. Это резонно хотя бы  потому, что основная масса  производителей АС решающиепрослушивания своих изделий  проводят в комнатах с полностью  заглушенным полом.  Многие специалисты считают, что  основа ковра/покрытия должна быть  из естественных волокон, а не из  резины или вспененного каучука, т.к.  они поглощают частоты выборочно –  некоторые частоты значительно  приглушаются, а другие не  приглушаются совсем. Самое важное  – минимизировать ранние отражения.  Их сокращение улучшает качество  звука и стереообраз. Все  проектировщики студий звукозаписи  стараются уменьшить именно ранние  отражения в максимально возможной  степени. Как расположить АС в  комнате надлежащим образом? Вы  должны преследовать 2 основных  цели: плоская частотная  характеристика и хороший  трехмерный образ. Даже при том, что  у вас хорошие АС, влияние комнаты  очень важный фактор. Во многих  случаях важнее обратить внимание на  акустику комнаты, чем потратить в 2  раза больше денег на новые АС.Симметрия Окружающая среда сзади и по бокам  АС должна быть симметрична. В  меньшей степени важна окружающая  среда непосредственно рядом со  слушателем. Относительно симметрии передних и задних стен имеется много сторонников различных мер.  Большинство (но не все) соглашаются, что стена позади слушателя должна  быть с хорошими отражающими  свойствами.  Профессионалы считают, что вся  область вокруг АС должна быть  заглушена, чтобы максимально  уменьшить отражения. Еще один  момент: желательно заглушить  боковые стены лишь непосредственно  перед АС, чтобы минимизировать  близкие отражения боковой стены.  Для лучшего воспроизведения  трехмерной звуковой картинки  комната должна иметь хорошую  симметрию между и вокруг АС. Это  означает, что если АС расставлены не  симметрично, ранние отражения отзадней стены у первой АС будут  отличаться от отражений второй АС,  и критические части стареосигнала  будут поврежедны. Обязательно  чтобы расстояние от вас до обеих АС  была максимально идентичным. В  хороших системах отклонение в  несколько см. будет отчетливо  слышно. Обычно считается что АС и  слушатель должны образовывать  равностороний треугольник, но это не  абсолютное правило. Некоторые  производители дают свои  рекомендации по расстановке своих  АС. Помните, что любая  рекомендация ­ только старт, начало  для эксперимента,  поэкспериментировав как следует, вы  добьетесь желаемых результатов.  Направленный звук от АС прежде  всего ответственен за imaging  (образность звуковой картинки), в то  время как отраженный звук больше  всего влияет на изменение тонального  баланса АС – в смысле плотности  звука, или его истощения и т.д. Любая отражающая поверхность – стена, пол, мебель, создает отражения . Исходя изэтого и надо распологать АС. Самое  важное максимально уменьшить  естественные отражения. Ранние  отражения достигают слушателя  почти одновременно с прямым  звуком, деградируя сигнал. Например  АС с широкими передними панелями  – планары и др., менее критичны к  близлежащим боковым стенам и  поверхностям , но очень критичны к  близости к задней стене. В общем, чем дальше от отражающих поверхностей  и чем дальше от задних стен – тем  большей будет глубина soundstage и  будет больше “воздуха” .  Расположение слушателя Слушатель должен сидеть точно  посередине между АС, расстояние до  слушателя, чуть больше чем  расстояние между АС. Если вы не  соблюдете это правило, вы никогда не услышите хорошей звуковой  картинки. В комнате с  пропорциональными размерами  лучшее расположение слушателя­ 30­ 90 см от задней стены. Если вы сидите прямо у стены, вы должны немногозаглушить место на стене  непосредственно позади вашей  головы. Ваш мозг не сможет  обработать эти отражения, но  поверьте мне, в данном случае они  могут сильно повлиять на звук.  Помните одну вещь ­ близость головы  к тыловой стене имеет два  положительных эффекта. Во­первых,  вблизи у стен самое высокое звуковое  давление, а скорость звуковых волн  самая минимальная. Расположение в  зоне максимального давления дает  лучшее восприятие глубокого баса.  Во­вторых, отраженные звуковые  волны короче чем окружность головы, так что мозг не может измерить  задержку времени между ушами.  Когда мозг не может определить  отражения – он игнорирует их.  Это простой пример того, как мозг  игнорирует нежелательную или  несущественную информацию и  подтверждение эффекта Хааса – если  информация от АС придет первой, то  любые искажения и отражения (даже  неприятные) придут позже и назначительно меньшей громкости – и  наш мозг проигнорирует их.  Часто слушатель сидит слишком  далеко от АС. Чем дальше вы сидите,  тем больше свободное пространство  комнаты воздействует на звук,  особенно это относится к средним и  высоким частотам, но близко – тоже  плохо – звук не успеет оформиться в  картинку. Большое значение имеет  высота АС. Лучше всего, когда в/ч  динамик расположен чуть выше уха  (но не всегда) – экспериментируйте,  выше или ниже сидеть. Развал  схождение – этим методом  достигается сосредоточение  звукового образа (imaging) и  регулировка тонального баланса, а так же оптимизация средних и высоких  частот с помощью регулировки их  направленности. Легче всего это  делать вдвоём. Сначала направьте АС  так, чтобы они смотрели на точку  немного позади головы слушателя –  сохраняя одинаковое расстояние от  уха до твиттера каждой АС .  Поставьте музыку с вокалом или  скрипкой. Один человек долженнаблюдать за фокусом. Другой  должен вращать АС вокруг  внутреннего перед­него шипа.  Слушатель должен обнаружить какое  расположение АС наилучшее. Когда  это сделано, установите вторую АС  идентично первой. Одни АС работают лучше завернутыми внутрь, другие  иначе, но лучше всего не большой  поворот внутрь или вообще не  трогать. Следуйте за рекомендациями  изготовителя .  Самое главное – правильно заполнить  центральные образы без привнесения в жертву ширины soundstage. Наклон  АС так же важный фактор – вперед  назад, внутрь и т.д. – тоже влияет на  звук. Многие производители делают  отрицательный наклон передних  панелей своих АС для достижения  должной образности и когерентности  звучания ди­намиков. Некоторые  специалисты отвергают такой  подход.  Высота прослушивания В двухполосных АС ваши ушидолжны находиться на условной  линии между в/ч и вуфером, в 3  полосных – на линии между в/ч и с/ч  динамиком. Имейте в виду, что  лучшее местоположение для создания  просторного soundstage, не может  быть идеальное ме­стоположение для  баса. Мы должны найти такой  компромисс, при котором эти  характеристики максимальны в нашем представлении. На личный вкус  можно иногда пожертвовать одним  ради другого. Развязка от пола самый  важный момент при установке АС.  Только после решения этого вопроса  вы сможете услышать ваши АС  такими, какие они и есть на самом  деле. АС больше всего подвержены  резонансам, поэтому больше всего  нуж­даются в жесткой фиксации.  Самое главное, что дает жесткая  установка колонок, ­ это четкая  фокусировка, ясность, детальность,  слитность, хорошо артикулированный  бас. Звук станет плотнее и четче,  особенно на большой громкости. Чем  дороже ваша система, тем больше  требований к установке АС. Слишком низкое расположение колонок сужаетдинамический диапазон. Улучшение  акустических характеристик вашей  комнаты может полностью изменить  ваше мнение относительно качества  вашей системы. Какие  характеристики комнаты влияют на  звучание. Весь звук в границах вашей  комнаты будет зависеть от  комбинации трёх акустических  характеристик: отражения,  рассеивание, поглощение. Хорошая  комната прослушивания будет иметь  пропорциональное количество этих  характеристик. Чем меньше  расстояние между стенами, где  расположены АС и слушатель, тем  более звонкое звучание , чем больше  расстояние между этими стенами, тем глубже бас. Отражения: вся или  большинство звуковой энергии  состоит из отражений, происходящих  в комнате по правилу : угол падения  равен углу отражения. Твердые  плоские и гладкие поверхности ­  голые стены, стекло, голые твёрдые  поверхности мебели ­ отражают  звуковую энергию.  РассеиваниеВсе или большинство звуковых волн,  отраженных обратно в комнату,  находятся там уже в беспорядочном  состоянии – беспорядочно рассеянная звуковая масса. Твердые, неплоские,  шероховатые, ребристые поверхности, цилиндричесой и округлой формы  предметы – рассеивают звук.  Поглощение в противоположность  отражениям, большинство звуковой  энергии впитывается. Мягкие  пористые поверхности ковры,  половые покрытия, мягкая мебель,  драпировки из толстой ткани и т.д. –  поглощают.  Качество низких частот в вашей  комнате в большей степени зависит от самой комнаты. Поскольку длина  волны басовых частот очень большая,  большая часть обстановки,  оформление стен и пола делают очень  немного для изменения басовых  частот в комбинации room/speakers.  Поэтому оптимизация низких частот  является вопросом выбора комнаты  прослушивания с оптимальными  размерами (соотношениями) ирасположения в этой комнате АС.  Низкочастотная энергия  распостраняется сферически во всех  направлениях одинаково. Когда  низкочастотная звуковая волна  ударяется о преграду (стена), басовая  энергия – большей частью ­  отражается обратно в комнату,  отражаясь от каждой преграды – пол,  стены, потолок. Вуфер должен  находиться на неравном расстоянии  от трех ближайших боковых  плоскостей комнаты. Всё это  существенно, т.к. ближайшая к АС  отражающая плоскость усиливает  некоторые басовые частоты.  Если отражающие плоскости  находятся от АС на равном  расстоянии, некоторые басовые  частоты будут усилены очень сильно.  Т.е. если ваша АС стоит на  одинаковом расстоянии от задней  стены, боковой стены и стенки шкафа  или комода, то вы получите тройное  усиление каких­то одних групп  басовых частот, что приведет к очень  слышимому гулу на этих частотах.  Если двери находятся в углахкомнаты, бас может просто напросто  “вытекать” через них. При серьезном  прослушивании надо двери закрывать. Дело обстоит не так для средних и  высоких частот, где энергия  направлена более сосредоточенным и  управляемым образом, конусообразно, по рупорному принципу.  Низкочастотные отражения ,  резонансы можно достаточно просто  регулировать, манипулируя  расстановкой АС, варьируя  расстояниями от колонки до  ближайшей стены. Три наиболее  важных узла в порядке важности –  относительно расстояния между АС и :  1. Ближайшими боковыми стенами  (поверхностями)  2. Задней стеной  3. Другими плоскими поверхностями.  Чем сильнее будут отличаться друг от друга все три эти параметра(расстояния), тем меньше будет  “унисон” , соответственно меньше  будут нежелательные резонансы.  Стоячие волны­ это низкочастотные  отражения (резонансы) между двумя  параллельными стенами , основные  враги хорошего звука. Они  окрашивают звучание в вашей  комнате, подчеркивая некоторые  музыкальные ноты и создают грубое и  неестественное распределение  акустической энергии в пределах  комнаты. Распостронение стоячих  волн – собственность физических  характеристик комнаты и не имеет  никакого отношения к аппаратуре. В  прямоугольных комнатах стоячие  волны возникают во всех трёх  направлениях одновременно, оказывая очень сложно распределённое  давление в пределах комнаты Стоячие волны – причины заметных  окрашиваний выше приблизительно  300герц. Однако изолированые или  случайные стоячие волны могут быть  заметны и ниже этой чатоты. Стоячие  волны являются по существу  осколками каких­либо частот  сбившихся в кучу, в каких­ либоместах в комнате. Равномерно  распределённые окрашивания почти  не проблематичны по сравнению со  стоячими волнами. Понимание того,  чем являются стоячие волны и как  они работают будет полезно для  лучшей оптимизации вашей комнаты и ваших АС.  Определение осевой постоянной  стоячей волны между двумя  параллельными стенами может быть  легко расчитана следующим  уравнением. : (1) Fo = 1130 / 2L или  (2) Fo = 565 / L (где константа 1130 –  скорость света в футах в секунду, L –  расстояние между стенами в футах  пример: вычисление  фундаментальных стоячих волн в трех основных направлениях для комнаты  размером 16`W * 26`L * 8`H (4.8 ш *  7,8 д * 2,4 в ) между коротких стен Fo w = 565/16 = 35 герц между длинных  стен Fo l = 565/26 = 22 герц между  полом и потолком Fo h = 565/ 8 = 70  Гц.  Обратите внимание, что в этом  примере высота стены в 2 раза меньшедлины короткой стены Foh = 2Fow =  70 Гц. Эта комната имела бы  значительную окраску на 70 Гц, 140  Гц, 210 Гц и далее кратно 70. Худшее  возможное тональное распределение  происходит, когда измерения комнаты равны во всех трех направлениях, т.е.  когда комната – идеальный куб. В  такой комнате гармоники всех  резонансных частот будут равны  между собой, а резонансы низких  частот будут чрезвычайно грубы и  окрашены. Наилучшее возможное  тональное распределение будет в  комнате, рахмеры которой не связаны  одним целым (кратным) числом.  L24*W24*H8 ­плохой пример ­ все  размкры кратны 8 L26*W15*H8 ­  хороший пример. Самое гладкое  басовое расширение будет получено,  если частоты отраженной энергии  будут распределяться равномерно и  не будут смешиваться в кучу.  Определение баса в комнате Число 550 – половина скорости звука  в секунду над уровнем моря. Деля это число на какую­либо басовую частоту,скажем 20 Гц, мы получим  наименьшее расстояние между  стенами, при которой эта частота  будет поддержана комнатой. Если  разделить это число на басовую  частоту 20 герц, мы получим 27,5  футов – такое минимальное  расстояние должно быть между стен  вашей комнаты для того, чтобы  поддержать эту частоту. Если  расстояние между противоположными стенами , где расположены слушатель  и АС, составляет 12,8 фута, значит  550 :12,8 = 43 Гц – нормально для  британской АС среднего размера, но  позорно для АС типа Infinity Bass  Tower.  Предположим вы хотите иметь бас  ниже 35 Гц – 550:35= 15,7 футов –  минимальное расстояние между стен,  чтобы поддержать частоту 35 Гц. Но  это число – 15,7 ­ почти двойная  высота стандартной комнаты – и это  плохие вести. Комната будет иметь  одни и те же стоячие волны в двух  направлениях .Но не расстраивайтесь,  мало вероятно, чтобы эти размеры  были строго кратны двум. Звуковаясцена и звуковая картинка зависят от  расположения АС, их ориентации и  акустики комнаты. Оптимизация  расположения АС ­ трудная задача.  Поскольку расположение АС  одинаково важно и для soundstage и  для хорошего воспроизведения баса,  вы должны найти между этими  характеристиками компромисс –  намного лучше немного пожертвовать  уменьшением баса для получения  хороших staging/imaging. Гглубина  сцены лучше всего, когда АС  расположены на некоторой дистанции  от фронтальной стены – это понизит  эффект от ранних её отражений ,  улучшит сфокусированность образов,  позволит колонкам “дышать”. В  системах высшего разрешения, точно  расположенных в акустическом  пространстве, звуковая сцена может  простираться далеко за пределы  комнаты прослушивания: тыл сцены  не упирается в заднюю стену, а  естественным образом простирается  вглубь. Ширина сцены на  окончательную ширину будет  воздействовать расстояние между АС  и развал –схождения колонок. Нопомните, что на большинстве записей  эта звуковая характеристика плохо  записана.  Определение расстояние между АС Поставьте запись с хорошей  фокусировкой центрального образа –  например вокал. Расположите АС  примерно на 1.8 ­ 2 метра друг от  друга, и чтобы они были направлены в точку немного позади вашей головы.  Слушайте, достаточно ли звук  сфокусирован. Раздвиньте АС дальше  – сантиметров на 30 и слушайте снова  и т.д.. Когда центр начнет тончать и  расплываться и становиться  разбросанным, знайте, что дальше  раздвигать АС нельзя. Вы теперь  знаете, насколько широко можно  расставить АС не потеряв soundstage  и плотность центрального образ  (фокус). Фокус в значительной  степени , но не полностью, связан с  передачей АС высоких частот. Наше  ухо использует их для очертания  предмета. Поэкспериментируйте с  развал – схождением.В/ч распостроняются очень  направленно. Счастливый побочный  эффект от узкой направленности ещё  и в том, что уменьшаются побочные  отражения от близлежащих  поверхностей, минимизируя эхо  отраженных частот, которые влияют  на з/картинку.  Регулировка баланса Если баланс системы отрегулирован  так, что звук распостраняется неровно по всему фронту и он плохо  сфокусирован, значит причина может  быть в том, что одна АС ближе к вам,  чем другая. Например, если ведущий  вокал, который должен звучать по  центру приходит к вам справа, правый спикер должен быть отодвинут назад  или левый выдвинут вперёд. Обычно  даже 2­3 см разницы в расстоянии до  вас уже отчетливо слышны.  Перемещения АС Все боковые перемещения АС влияют  больше на мidbass а перемещение“вперёд – назад” влияют больше на  глубину баса.  Плотность звукового образа­ одна из  необычных и музыкально очень  красивых характеристик –  способность сконцентрировать не  только энергию в/ч, но так же и  богатство музыкальной энергии  сосредоточенной в с/ч и верхнем басу. Из­за широкой характеристики  рассеивания этих частот, плотность  образа в этой части не зависит от того, какие края у АС – острые или  скругленные. Узкий корпус с сильно  скругленными краями позволяет  снизить отражения от передней  панели, но появляются проблемы  возникновения внутри ящика стоячих  волн. Узкий корпус способствует  хорошему воспроизведению с/ч, т.к.  чем уже корпус, тем более звукчание  становится всенаправленным. Если  АС с широкой диаграммой  направленности (узкий корпус)  расположить в звонкой комнате, то  тембр её звучания будет сильно  искажен. Узкий корпус и небольшие  динамики приводят к нехватке