Статья "Патриотическое воспитание школьников"
Оценка 4.7

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
физическая культура
Взрослым
13.02.2017
Статья  "Патриотическое воспитание школьников"
Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства. Патриотическое воспитание включает в себя систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание школьников.doc
Патриотическое воспитание школьников Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников Содержание:  Введение………………………………………………………………….2               Глава 1: Структура патриотического воспитания …………………….3               Глава 2: Функции патриотического воспитания ………………………4               Глава 3: Сущностные характеристики патриотического воспитания ..6  Заключение……………………………………………………………….10        Список используемой литературы……………………………………...11 Введение  Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое  воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности  Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному  развитию своей страны.                                                                                        Патриотизм ­ составная часть национальной идеи России, неотъемлемый  компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда  расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа,  как необходимое условие величия и могущества нашего государства.             Патриотическое воспитание включает в себя систематическую,  целенаправленную и скоординированную деятельность государственных  1 органов, общественных объединений и организаций по формированию у  учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,  готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите  интересов Родины. Особое место в патриотическом воспитании школьников принадлежит  гуманитарным учебным дисциплинам.                                                     Воспитательное воздействие на школьников оказывает рассказ и пример  верного служения Родине ветерана войны, система гуманных отношений,  складывающаяся в ходе проведения уроков мужества, внеклассных  мероприятий, различных праздников, индивидуальных бесед, экскурсий,  походов, трудовых десантов. Определяющее влияние на характер этих  отношений оказывает и педагогическое мастерство учителя, его  убежденность, приверженность патриотическим отечественным традициям,  тактичность, доброжелательность, гуманистический подход к каждому  воспитаннику с «оптимистической гипотезой» (А.С. Макаренко).                       К сожалению не многие люди являются настоящими патриотами. Проблема  патриотизма в настоящее время является одной из актуальнейших проблем  общества. Патриотизм проявляется в любви преданности своей стране,  стремление служить в её интересах, быть готовым к самопожертвованию ради  её защиты. Патриотическое воспитание направлено на формирование и  развитие личности, которая обладает всеми необходимыми качествами  патриота, это заключается в способности в любое время успешно выполнять  свои гражданские обязанности, и роль школы в этом плане неоценима.  Патриотизм одна из важнейших черт развития личности, который присущ  всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным  достоянием личности, характеризует уровень ее развития. У школьников  должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, но в  настоящее время, к большому сожалению, очень мало говориться о роли  нашего народа в Великой Отечественной войне, школьники мало знают о тех,  кто обеспечил им будущее, отстоял его для них. Может из­за этого многие  молодые люди не хотят служить в армии, хотя исходя из Конституции Р.Ф,  служба в армии является их священной обязанностью. Целью данной работы  являются – выявление приёмов и методов, которые используются в  воспитательной работе по формированию патриотического воспитания в  общеобразовательном учреждении. Так же, исходя, из цели исследования  были поставлены следующие задачи: обосновать структуру патриотического  воспитания; выявить сущностные характеристики патриотического  воспитания школьников; рассмотреть функции патриотического воспитания.  В данной работе исследуемым объектом является процесс патриотического  воспитания в общеобразовательном учреждении, а предмет исследования ­ 3  2 педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников. Глава 1: Структура патриотического воспитания.                                            Помимо образовательных учреждений значительное внимание  патриотическому воспитанию молодежи, уделяют также органы  государственной власти, которые осуществляют его преимущественно через  формирование готовности к защите Родины, уважения к действующему  законодательству и основам демократического, правового государства, к  российской истории, выдающимся памятникам культуры. В статье 43  Конституции РФ сказано, что все граждане РФ имеют право на бесплатное  образование. Это подразумевает, что они имеют право и на воспитание,  включая гражданско­патриотическое. Статья 59 утверждает обязанность  граждан защищать Отчество, а статья 70 устанавливает основные символы РФ  ­ флаг, герб и гимн. Также в России действует ФЗ "О воинской обязанности и  военной службе" в котором ст.14. устанавливает  военно­ патриотическое  воспитание граждан". Всё это формируют осознание молодыми людьми своего патриотического долга, основанного на уважении к согражданам, истории и  культуре родной страны, уважении к другим нациям и гуманистической  морали, выражающейся в разносторонней помощи людям, сохранении  природного богатства и культурно­исторического наследия. Структура  патриотического воспитания состоит из трех компонентов: патриотических  убеждений, сознания и деятельности  Патриотические убеждения к ним  относятся: признание определяющей роли народа и Родины в жизни человека;  признание 4 способности российского народа защищать собственное  государство и играть важную роль в международных отношениях, верить в  будущее России и ее народа. В несокрушимость, силу, стойкость, мощь и  справедливость родного государства; вера в неисчерпаемые силы, талант,  неповторимость, трудолюбие российского народа. Патриотическое сознание.  Оно включает в себя: любовь к Российскому историческому и самобытному  образу народа, веру в духовную силу народа и его предназначение. В силу  воли и ответственность за то, чтобы народ России занял почётное место в  цивилизованном мире; систему поступков, что является следствием любви к  Родине; умение осмысливать историю, культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего народа. Патриотическая деятельность она  предполагает: осознание глубокой связи с народом, участие в его делах,  забота о его благе; сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев,  обрядов родной страны; знание символов своей Родины; деятельность,  направленную на утверждение государственности своего народа, укрепление  своего государства и готовность ее отстаивать; знание истории своего рода,  народа, уважение к родным местам, почитание памяти героев родного края и  страны; добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение  творчески работать.                                     3 Глава 2: Функции патриотического воспитания.                                       Одной из главных функций патриотического воспитания является  объединяющее начало, стержень деятельности учащейся молодежи,  стимулирующий гражданскую активность, позволяющий ей перейти от слов о  любви к Родине к конкретным действиям, а именно: 1) ориентирующая функция, 2) мотивационно­мобилизационная функция, 3) информационная функция, 4) организационная функция, 5) преобразующая функция, 6) координирующая функция 7) контролирующая функция, 8) прогностическая функция, 9) коррекционная функция Под эффективностью патриотического воспитания понимается достижение  субъектами, в процессе осуществляемой ими деятельности, поставленных  целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию знаний у учащихся о государстве. Критерии эффективности патриотического воспитания позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны; не только ее результат, но и процесс его достижения.  При моделировании функций патриотического воспитания выделяются  функциональные компоненты  профессионально ­ педагогической  деятельности, которые относятся к задачам патриотического воспитания  школьников. Следующий перечень функций считается более  распространённым: ориентирующая функция; мотивационно­  мобилизационная функция; информационно­гностическая функция;  организационная функция; преобразующая функция; координирующая  функция; контролирующая функция; прогностическая функция;  коррекционная функция. Итак, об этих функциях можно сказать что:  4 Ориентирующая функция позволяет выявить наиболее предпочтительные  варианты поведения, которые относятся к соответствующему идеалу.  Мотивационно­мобилизующая функция включает умения возбуждать у  учащихся интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в  практику. Информационно­гностическая функция заключается в том, как  педагог пользуется выразительностью своей речи. Организационная функция  предполагает создание условий для процесса достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. Преобразующая функция требует  от педагога проявить определённый творческий подход к организации  образовательного процесса. Координирующая функция объединяет и  согласовывает содержания и направленности педагогических воздействий на  учащихся.Контролирующая функция основана на формировании личности  патриота своего государства на уроках и в жизни. Прогностическая функция  служит для предвидения ближайшего развития школьников и воспитательной  системы образовательного учреждения. Коррекционная функция изменяет  негативные моменты педагогического процесса, влияет на динамику роста,  уровня патриотической воспитанности школьников и повышает качественные  характеристики патриотического воспитания.                                                        Глава 3: Сущностные характеристики патриотического воспитания.   При характеристике патриотического воспитания как  системы, мы опираемся на обе вышеназванные  мировоззренческие позиции. Согласно первой позиции, мы  определяем структуру системы патриотического  воспитания школьников.Согласно второй мировоззренческой позиции и  с учетом результатов исследования В.И. Лутовинова о состоянии, проблемах  и направлениях развития системы патриотического воспитания, мы выделяем  следующие сущностные характеристики системы патриотического   воспитания школьников: многофакторность, длительность,  перспективность, комплексность, преобладание организаторских  форм педагогической деятельности, ступенчатость. Кратко охарактеризуем их. Многофакторность системы ­ первая сущностная характеристика  патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного  феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и  внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты  школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству,  5 средствам массовой информации,которые разнонаправлено ­целенаправленно  и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников. Систематичность и длительность ­ вторая сущностная характеристикап атриотического воспитания школьников ­ предполагает осуществление  воспитательных воздействий в определенном порядке и системе: – целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания  школьников, его основных стадий и этапов его реализации; – отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников:  форм, методов, средств; – организацию процесса патриотического воспитания школьников; – контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников; – определение основных направлений коррекции процесса патриотическогово спитания школьников; – принятие управленческих решений; – прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания  школьников и динамики патриотической воспитанности школьников. Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания  школьников реализуется как целесообразная, плановая,  комплексная реализацияпроцесса патриотического воспитания школьников,  с учетом возрастных,индивидуальных, национальных и конфессиональных осо бенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности   школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода  процесса  патриотического  воспитания школьников  и  динамики  патриотической  воспитанности школьников. Перспективность ­ третья сущностная характеристика патриотического  воспитания школьников  ­ определяет возможную успешность развития процессапатриотического восп итания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности  этого процесса. Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить  отдаленные и близкие цели,  планировать процесс  патриотического  воспитания школьников и прогнозировать его результаты. 6 Комплексность ­ четвертая  сущностная характеристика патриотическоговоспитания школьников ­ позв оляет увидеть педагогический процесс как единоецелое,  объединяющее    в себе отдельные направления реализации  его воспитательных функций.  Эта характеристика отражает  взаимоувязанность и  полноту различных типов, направлений, форм, методов,  средств патриотического воспитания школьников. Ступенчатость ­ пятая сущностная характеристика патриотического  воспитания школьников характеризует последовательность патриотического  воспитания школьников как процесса перехода от элементарных  представлений о патриотизме ­ к высшему ценностно­смысловому   проявлению патриотизма: служению Отечеству.  В связи с этим происходит последовательное построениепроцесса патриотиче ского воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации   патриотически­ориентированного  поведения до формирования  опыта  собственно патриотической деятельности. Приведенные характеристики являются сущностными и  могут быть применимы к процессу патриотического воспитания  как необходимые, но не достаточные. Также можно дополнить перечень сущностных характеристик, такими как  целостность. Целостность ­ шестая сущностная характеристика патриотического  воспитания школьников ­ означает завершенность, тотальность, цельность и  собственная закономерность вещи. Опираясь на определение философского словаря,  мы  рассматриваем  целостность системы патриотического воспитания школьников как  важнейшую сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и  завершенность процессапатриотического воспитания школьников в единстве  всех его стадий и этапов. Целостность процесса патриотического воспитания  школьников определяется,прежде всего единой целью патриотического воспи тания школьников и единством  всех целенаправленных воспитательных воздействий. Диалектика отношений  внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников  заключается: 7 – во­первых, в единстве и самостоятельности процессов (стадий, этапов,  ситуаций)его образующих; – во­ вторых,  в целостности  и соподчиненности входящих  в него   компонентов; – в­третьих, в наличии общего и сохранении специфического. Активность ­ седьмая сущностная характеристика патриотического  воспитания школьников характеризует деятельность педагогов  как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально­ окрашенную инициативную иситуативную при высоком  уровне владения  педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает  и активный  двусторонний  характер взаимодействия  педагога  и  школьников  как условие  его эффективности.  Активно включаемый   субъектами в различные  виды деятельности школьник  постепенно  становится активным  участником  и субъектом этого процесса. По словам  Э.В. Ильенкова  «личность и возникает тогда, когда индивид начинает  самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю  деятельность  по  нормам  и эталонам,  заданным ему извне ­ той культурой,  в лоне  которой он  просыпается  к человеческой  жизни, к человеческой  деятельности.  Пока  же  человеческая деятельность обращена на него, а  он остается  ее объектом,  индивидуальность,  которой  он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая  индивидуальность». Таким образом, сущностными характеристиками системы процесса  патриотического воспитания школьников являются: – целостность; – систематичность и длительность, – перспективность, – комплексность – ступенчатость, – активность, – полифункциональный характер. Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия  «патриотическое воспитание», его назначения, целей и задач; отметим, что  8 «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный  характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся  единством реализации его функций.                                                      Многофакторность системы определяется наличием многочисленными  внутренним и внешним факторам среды: семья, школа, формальные и  неформальные контакты школьника с другими людьми. Систематичность  предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном  порядке: целеполагание и планирование процесса патриотического  воспитания школьников; отбор содержания процесса патриотического  воспитания школьников: форм, методов, средств; организацию процесса  патриотического воспитания школьников; контроль над ходом процесса  патриотического воспитания школьников; определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников; принятие  управленческих решений; прогнозирование дальнейшего хода процесса  патриотического воспитания школьников и динамики патриотической  воспитанности школьников. Длительность реализуется как целе сообразная,  плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания  школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и  конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного  изменения личности школьника. Перспективность определяет возможную  успешность развития процесса и успешность в патриотическом воспитании.  Отражается в необходимости и возможности ставить отдаленные и близкие  цели, планировать и прогнозировать процесс патриотического воспитания.  Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое,  объединяет в себе отдельные направления реализации его воспитательных  функций. Ступенчатость характеризует последовательность патриотического  воспитания школьников как процесса перехода от элементарных 7  представлений о патриотизме ­ к высшему ценностно­смысловому  проявлению патриотизма. Целостность обеспечивает цельность и  завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве  всех его стадий и этапов. Активность характеризует деятельность педагогов  как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально­  окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения  педагогом способами и приёмами действий.                                               Заключение                                                                                                        Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе ­  сложный управленческий и технологический процесс. Причем все  содержательные компоненты этого процесса  взаимопереплетены, дополняют  друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.  Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и  9 целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого  патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к  выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите  интересов Родины. Защита Отечества волнует меня и моё поколение. Хочется, чтобы дети не оставались равнодушными,они должны знать,что у каждого  народа есть свои заветные имена,которые никогда не забываются. Чем дальше  – тем ярче становится в памяти потомков святой образ народных героев,  они,как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего  народа,являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству и  народу. Дети должны знать,что Отечество – это «земля отцов»,а каждый отец  передаёт свои знания, опыт своим сыновьям,встаёт на защиту сынов и «земли  отцов»,и приходит время – и сыновья создают живой щит на пути врага. Наши дети должны помнить, что Земля русская создавалась веками. За её  целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её  защитников. Они надеялись, что жизнь станет лучше и счастливее, если не  детям, то внукам, не внукам, то правнукам – их тяжкие труды не пропадут  напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.  Семейные ценности, воспитание в семье, личный пример педагога, планомерно организованная работа в школе ­ вот что станет успехом патриотического  воспитания школьника. Используемая литература: В.Е. Мусина «Патриотическое воспитание школьников учебное пособие» Афанасьев В.Г. Системность и общество Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2011­2015 годы» [Текст] // Собрание  законодательства РФ. — 2010. Чураев В.И. «Гражданско­патриотическое воспитание средствами искусства» Богомолова М.И., Захарова Л.М. «Межнациональное воспитание детей:  учебное пособие» .Михайлова Л.В.Воспитываем патриотов // Воспитание школьнтков­2006­№4­ С 65    10 Леонов С.А. Великая Отечественная война, ООО Дрофа, 2002­462с.  Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание  школьников­2005 № 8­С 17. Вырщиков А.Н. Военно­патриотическое воспитание школьников: Теория и  практика. – М.: Педагогика, 1990­152с.  Адаменко С.Воспитываем патриотов России // Народное образование­2005­ №4­С. 23 Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков.  Российская академия образования. — М.: Просвещение, 2009 (Стандарты  второго поколения). 11

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Статья  "Патриотическое воспитание школьников"

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Статья  "Патриотическое воспитание школьников"

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Статья  "Патриотическое воспитание школьников"

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Статья  "Патриотическое воспитание школьников"

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Статья  "Патриотическое воспитание школьников"

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Статья  "Патриотическое воспитание школьников"

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Статья  "Патриотическое воспитание школьников"

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Статья  "Патриотическое воспитание школьников"

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Статья  "Патриотическое воспитание школьников"

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Статья  "Патриотическое воспитание школьников"

Статья "Патриотическое воспитание школьников"

Статья  "Патриотическое воспитание школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017