Статья "Патриотическое воспитание школьников"

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства. Патриотическое воспитание включает в себя систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Иконка файла материала Патриотическое воспитание школьников.doc
Патриотическое воспитание школьников Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников Содержание:  Введение………………………………………………………………….2               Глава 1: Структура патриотического воспитания …………………….3               Глава 2: Функции патриотического воспитания ………………………4               Глава 3: Сущностные характеристики патриотического воспитания ..6  Заключение……………………………………………………………….10        Список используемой литературы……………………………………...11 Введение  Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое  воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности  Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному  развитию своей страны.                                                                                        Патриотизм ­ составная часть национальной идеи России, неотъемлемый  компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда  расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа,  как необходимое условие величия и могущества нашего государства.             Патриотическое воспитание включает в себя систематическую,  целенаправленную и скоординированную деятельность государственных  1органов, общественных объединений и организаций по формированию у  учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,  готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите  интересов Родины. Особое место в патриотическом воспитании школьников принадлежит  гуманитарным учебным дисциплинам.                                                     Воспитательное воздействие на школьников оказывает рассказ и пример  верного служения Родине ветерана войны, система гуманных отношений,  складывающаяся в ходе проведения уроков мужества, внеклассных  мероприятий, различных праздников, индивидуальных бесед, экскурсий,  походов, трудовых десантов. Определяющее влияние на характер этих  отношений оказывает и педагогическое мастерство учителя, его  убежденность, приверженность патриотическим отечественным традициям,  тактичность, доброжелательность, гуманистический подход к каждому  воспитаннику с «оптимистической гипотезой» (А.С. Макаренко).                       К сожалению не многие люди являются настоящими патриотами. Проблема  патриотизма в настоящее время является одной из актуальнейших проблем  общества. Патриотизм проявляется в любви преданности своей стране,  стремление служить в её интересах, быть готовым к самопожертвованию ради  её защиты. Патриотическое воспитание направлено на формирование и  развитие личности, которая обладает всеми необходимыми качествами  патриота, это заключается в способности в любое время успешно выполнять  свои гражданские обязанности, и роль школы в этом плане неоценима.  Патриотизм одна из важнейших черт развития личности, который присущ  всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным  достоянием личности, характеризует уровень ее развития. У школьников  должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, но в  настоящее время, к большому сожалению, очень мало говориться о роли  нашего народа в Великой Отечественной войне, школьники мало знают о тех,  кто обеспечил им будущее, отстоял его для них. Может из­за этого многие  молодые люди не хотят служить в армии, хотя исходя из Конституции Р.Ф,  служба в армии является их священной обязанностью. Целью данной работы  являются – выявление приёмов и методов, которые используются в  воспитательной работе по формированию патриотического воспитания в  общеобразовательном учреждении. Так же, исходя, из цели исследования  были поставлены следующие задачи: обосновать структуру патриотического  воспитания; выявить сущностные характеристики патриотического  воспитания школьников; рассмотреть функции патриотического воспитания.  В данной работе исследуемым объектом является процесс патриотического  воспитания в общеобразовательном учреждении, а предмет исследования ­ 3  2педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников. Глава 1: Структура патриотического воспитания.                                            Помимо образовательных учреждений значительное внимание  патриотическому воспитанию молодежи, уделяют также органы  государственной власти, которые осуществляют его преимущественно через  формирование готовности к защите Родины, уважения к действующему  законодательству и основам демократического, правового государства, к  российской истории, выдающимся памятникам культуры. В статье 43  Конституции РФ сказано, что все граждане РФ имеют право на бесплатное  образование. Это подразумевает, что они имеют право и на воспитание,  включая гражданско­патриотическое. Статья 59 утверждает обязанность  граждан защищать Отчество, а статья 70 устанавливает основные символы РФ  ­ флаг, герб и гимн. Также в России действует ФЗ "О воинской обязанности и  военной службе" в котором ст.14. устанавливает  военно­ патриотическое  воспитание граждан". Всё это формируют осознание молодыми людьми своего патриотического долга, основанного на уважении к согражданам, истории и  культуре родной страны, уважении к другим нациям и гуманистической  морали, выражающейся в разносторонней помощи людям, сохранении  природного богатства и культурно­исторического наследия. Структура  патриотического воспитания состоит из трех компонентов: патриотических  убеждений, сознания и деятельности  Патриотические убеждения к ним  относятся: признание определяющей роли народа и Родины в жизни человека;  признание 4 способности российского народа защищать собственное  государство и играть важную роль в международных отношениях, верить в  будущее России и ее народа. В несокрушимость, силу, стойкость, мощь и  справедливость родного государства; вера в неисчерпаемые силы, талант,  неповторимость, трудолюбие российского народа. Патриотическое сознание.  Оно включает в себя: любовь к Российскому историческому и самобытному  образу народа, веру в духовную силу народа и его предназначение. В силу  воли и ответственность за то, чтобы народ России занял почётное место в  цивилизованном мире; систему поступков, что является следствием любви к  Родине; умение осмысливать историю, культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего народа. Патриотическая деятельность она  предполагает: осознание глубокой связи с народом, участие в его делах,  забота о его благе; сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев,  обрядов родной страны; знание символов своей Родины; деятельность,  направленную на утверждение государственности своего народа, укрепление  своего государства и готовность ее отстаивать; знание истории своего рода,  народа, уважение к родным местам, почитание памяти героев родного края и  страны; добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение  творчески работать.                                     3Глава 2: Функции патриотического воспитания.                                       Одной из главных функций патриотического воспитания является  объединяющее начало, стержень деятельности учащейся молодежи,  стимулирующий гражданскую активность, позволяющий ей перейти от слов о  любви к Родине к конкретным действиям, а именно: 1) ориентирующая функция, 2) мотивационно­мобилизационная функция, 3) информационная функция, 4) организационная функция, 5) преобразующая функция, 6) координирующая функция 7) контролирующая функция, 8) прогностическая функция, 9) коррекционная функция Под эффективностью патриотического воспитания понимается достижение  субъектами, в процессе осуществляемой ими деятельности, поставленных  целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию знаний у учащихся о государстве. Критерии эффективности патриотического воспитания позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны; не только ее результат, но и процесс его достижения.  При моделировании функций патриотического воспитания выделяются  функциональные компоненты  профессионально ­ педагогической  деятельности, которые относятся к задачам патриотического воспитания  школьников. Следующий перечень функций считается более  распространённым: ориентирующая функция; мотивационно­  мобилизационная функция; информационно­гностическая функция;  организационная функция; преобразующая функция; координирующая  функция; контролирующая функция; прогностическая функция;  коррекционная функция. Итак, об этих функциях можно сказать что:  4Ориентирующая функция позволяет выявить наиболее предпочтительные  варианты поведения, которые относятся к соответствующему идеалу.  Мотивационно­мобилизующая функция включает умения возбуждать у  учащихся интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в  практику. Информационно­гностическая функция заключается в том, как  педагог пользуется выразительностью своей речи. Организационная функция  предполагает создание условий для процесса достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. Преобразующая функция требует  от педагога проявить определённый творческий подход к организации  образовательного процесса. Координирующая функция объединяет и  согласовывает содержания и направленности педагогических воздействий на  учащихся.Контролирующая функция основана на формировании личности  патриота своего государства на уроках и в жизни. Прогностическая функция  служит для предвидения ближайшего развития школьников и воспитательной  системы образовательного учреждения. Коррекционная функция изменяет  негативные моменты педагогического процесса, влияет на динамику роста,  уровня патриотической воспитанности школьников и повышает качественные  характеристики патриотического воспитания.                                                        Глава 3: Сущностные характеристики патриотического воспитания.   При характеристике патриотического воспитания как  системы, мы опираемся на обе вышеназванные  мировоззренческие позиции. Согласно первой позиции, мы  определяем структуру системы патриотического  воспитания школьников.Согласно второй мировоззренческой позиции и  с учетом результатов исследования В.И. Лутовинова о состоянии, проблемах  и направлениях развития системы патриотического воспитания, мы выделяем  следующие сущностные характеристики системы патриотического   воспитания школьников: многофакторность, длительность,  перспективность, комплексность, преобладание организаторских  форм педагогической деятельности, ступенчатость. Кратко охарактеризуем их. Многофакторность системы ­ первая сущностная характеристика  патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного  феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и  внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты  школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству,  5средствам массовой информации,которые разнонаправлено ­целенаправленно  и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников. Систематичность и длительность ­ вторая сущностная характеристикап атриотического воспитания школьников ­ предполагает осуществление  воспитательных воздействий в определенном порядке и системе: – целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания  школьников, его основных стадий и этапов его реализации; – отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников:  форм, методов, средств; – организацию процесса патриотического воспитания школьников; – контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников; – определение основных направлений коррекции процесса патриотическогово спитания школьников; – принятие управленческих решений; – прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания  школьников и динамики патриотической воспитанности школьников. Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания  школьников реализуется как целесообразная, плановая,  комплексная реализацияпроцесса патриотического воспитания школьников,  с учетом возрастных,индивидуальных, национальных и конфессиональных осо бенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности   школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода  процесса  патриотического  воспитания школьников  и  динамики  патриотической  воспитанности школьников. Перспективность ­ третья сущностная характеристика патриотического  воспитания школьников  ­ определяет возможную успешность развития процессапатриотического восп итания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности  этого процесса. Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить  отдаленные и близкие цели,  планировать процесс  патриотического  воспитания школьников и прогнозировать его результаты. 6Комплексность ­ четвертая  сущностная характеристика патриотическоговоспитания школьников ­ позв оляет увидеть педагогический процесс как единоецелое,  объединяющее    в себе отдельные направления реализации  его воспитательных функций.  Эта характеристика отражает  взаимоувязанность и  полноту различных типов, направлений, форм, методов,  средств патриотического воспитания школьников. Ступенчатость ­ пятая сущностная характеристика патриотического  воспитания школьников характеризует последовательность патриотического  воспитания школьников как процесса перехода от элементарных  представлений о патриотизме ­ к высшему ценностно­смысловому   проявлению патриотизма: служению Отечеству.  В связи с этим происходит последовательное построениепроцесса патриотиче ского воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации   патриотически­ориентированного  поведения до формирования  опыта  собственно патриотической деятельности. Приведенные характеристики являются сущностными и  могут быть применимы к процессу патриотического воспитания  как необходимые, но не достаточные. Также можно дополнить перечень сущностных характеристик, такими как  целостность. Целостность ­ шестая сущностная характеристика патриотического  воспитания школьников ­ означает завершенность, тотальность, цельность и  собственная закономерность вещи. Опираясь на определение философского словаря,  мы  рассматриваем  целостность системы патриотического воспитания школьников как  важнейшую сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и  завершенность процессапатриотического воспитания школьников в единстве  всех его стадий и этапов. Целостность процесса патриотического воспитания  школьников определяется,прежде всего единой целью патриотического воспи тания школьников и единством  всех целенаправленных воспитательных воздействий. Диалектика отношений  внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников  заключается: 7– во­первых, в единстве и самостоятельности процессов (стадий, этапов,  ситуаций)его образующих; – во­ вторых,  в целостности  и соподчиненности входящих  в него   компонентов; – в­третьих, в наличии общего и сохранении специфического. Активность ­ седьмая сущностная характеристика патриотического  воспитания школьников характеризует деятельность педагогов  как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально­ окрашенную инициативную иситуативную при высоком  уровне владения  педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает  и активный  двусторонний  характер взаимодействия  педагога  и  школьников  как условие  его эффективности.  Активно включаемый   субъектами в различные  виды деятельности школьник  постепенно  становится активным  участником  и субъектом этого процесса. По словам  Э.В. Ильенкова  «личность и возникает тогда, когда индивид начинает  самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю  деятельность  по  нормам  и эталонам,  заданным ему извне ­ той культурой,  в лоне  которой он  просыпается  к человеческой  жизни, к человеческой  деятельности.  Пока  же  человеческая деятельность обращена на него, а  он остается  ее объектом,  индивидуальность,  которой  он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая  индивидуальность». Таким образом, сущностными характеристиками системы процесса  патриотического воспитания школьников являются: – целостность; – систематичность и длительность, – перспективность, – комплексность – ступенчатость, – активность, – полифункциональный характер. Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия  «патриотическое воспитание», его назначения, целей и задач; отметим, что  8«патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный  характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся  единством реализации его функций.                                                      Многофакторность системы определяется наличием многочисленными  внутренним и внешним факторам среды: семья, школа, формальные и  неформальные контакты школьника с другими людьми. Систематичность  предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном  порядке: целеполагание и планирование процесса патриотического  воспитания школьников; отбор содержания процесса патриотического  воспитания школьников: форм, методов, средств; организацию процесса  патриотического воспитания школьников; контроль над ходом процесса  патриотического воспитания школьников; определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников; принятие  управленческих решений; прогнозирование дальнейшего хода процесса  патриотического воспитания школьников и динамики патриотической  воспитанности школьников. Длительность реализуется как целе сообразная,  плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания  школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и  конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного  изменения личности школьника. Перспективность определяет возможную  успешность развития процесса и успешность в патриотическом воспитании.  Отражается в необходимости и возможности ставить отдаленные и близкие  цели, планировать и прогнозировать процесс патриотического воспитания.  Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое,  объединяет в себе отдельные направления реализации его воспитательных  функций. Ступенчатость характеризует последовательность патриотического  воспитания школьников как процесса перехода от элементарных 7  представлений о патриотизме ­ к высшему ценностно­смысловому  проявлению патриотизма. Целостность обеспечивает цельность и  завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве  всех его стадий и этапов. Активность характеризует деятельность педагогов  как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально­  окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения  педагогом способами и приёмами действий.                                               Заключение                                                                                                        Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе ­  сложный управленческий и технологический процесс. Причем все  содержательные компоненты этого процесса  взаимопереплетены, дополняют  друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.  Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и  9целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого  патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к  выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите  интересов Родины. Защита Отечества волнует меня и моё поколение. Хочется, чтобы дети не оставались равнодушными,они должны знать,что у каждого  народа есть свои заветные имена,которые никогда не забываются. Чем дальше  – тем ярче становится в памяти потомков святой образ народных героев,  они,как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего  народа,являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству и  народу. Дети должны знать,что Отечество – это «земля отцов»,а каждый отец  передаёт свои знания, опыт своим сыновьям,встаёт на защиту сынов и «земли  отцов»,и приходит время – и сыновья создают живой щит на пути врага. Наши дети должны помнить, что Земля русская создавалась веками. За её  целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её  защитников. Они надеялись, что жизнь станет лучше и счастливее, если не  детям, то внукам, не внукам, то правнукам – их тяжкие труды не пропадут  напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.  Семейные ценности, воспитание в семье, личный пример педагога, планомерно организованная работа в школе ­ вот что станет успехом патриотического  воспитания школьника. Используемая литература: В.Е. Мусина «Патриотическое воспитание школьников учебное пособие» Афанасьев В.Г. Системность и общество Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2011­2015 годы» [Текст] // Собрание  законодательства РФ. — 2010. Чураев В.И. «Гражданско­патриотическое воспитание средствами искусства» Богомолова М.И., Захарова Л.М. «Межнациональное воспитание детей:  учебное пособие» .Михайлова Л.В.Воспитываем патриотов // Воспитание школьнтков­2006­№4­ С 65    10Леонов С.А. Великая Отечественная война, ООО Дрофа, 2002­462с.  Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание  школьников­2005 № 8­С 17. Вырщиков А.Н. Военно­патриотическое воспитание школьников: Теория и  практика. – М.: Педагогика, 1990­152с.  Адаменко С.Воспитываем патриотов России // Народное образование­2005­ №4­С. 23 Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков.  Российская академия образования. — М.: Просвещение, 2009 (Стандарты  второго поколения). 11