Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
Правильно
Пение - основной вид музыкальной
деятельности детей.
Огромную роль в обучении пению играют навыки
восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на
музыкальных занятиях у детей необходимо
развивать эмоциональную отзывчивость на
музыку.
и
песенный
художественно
репертуар поможет успешному решению этой
Через активное пение у детей
задачи.
закрепляется интерес к музыке, развиваются
музыкальные способности.
В процессе пения дети обучаются музыкальному
языку, что повышает восприимчивость к музыке.
Постепенно они познают жанровую основу песни.
У них формируется способность чувствовать
исполненный
подобранныйтембровые высотные и ритмические изменения в
музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает
язык музыкальной речи, он начинает сознательно
активно им пользоваться в
своей
исполнительской деятельности.
Пение - основное средство музыкального
воспитания. Оно наиболее близко и доступно
детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они
глубже воспринимают музыку, активно выражают
свои переживания и чувства. Текст песни
помогает им понять содержание музыки и
облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса
дети воспринимают легче, чем при исполнении на
фортепиано, когда сложный аккомпанемент
затрудняет восприятие.
Пение способствует развитию речи. Слова
что
выговариваются протяжно,
нараспев,за
следят
помогает четкому произношению отдельных
звуков и слогов. Музыкальный руководитель и
воспитатель
правильным
произношением слов.
Пение объединяет детей общим настроением,
они приучаются к совместным действиям. Дети
слышат, что тот, кто торопится или отстает,
нарушает стройность пения.
В процессе пения у детей развиваются
музыкальные способности: музыкальный слух,
память, чувство ритма.
1. Возрастные особенности слуха и голоса
ребенка. Охрана детского голоса
Пение - сложный процесс звукообразования, в
котором очень важна координация слуха и
голоса, т.е. взаимодействие певческой интонациитакже
(нефальшивое звучание) и слухового, мышечного
ощущения. Отмечая, что человек не просто
переживает, вспоминая музыкальное звучание,
но всегда поет эти звуки "про себя", с мышечным
напряжением, русский физиолог И.М. Сеченов
подчеркивает
инстинктивную
звукоподражательность, свойственную ребенку:
"Выясненный в сознании звук или ряд звуков
служит для ребенка меркой, к которой он
подлаживает свои собственные звуки и как будто
не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее
подобие не станут тождественны".
Дети подражают речевой и певческой интонации
взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки,
издаваемые домашними животными, птицами.
При этом слух контролирует правильность
звукоподражания.Исследования взаимосвязи слуха и голоса
ведутся многими учеными. Доктор Е.И. Алмазов,
голоса,
изучающий природу детского
подчеркивает особое значение развитого слуха
для правильной вокальной интонации.
Анализируя несовершенное качество детского
пения, он называет причины (дефекты слуха,
больное горло, отсутствие связи между слухом и
и говорит о необходимости
голосом)
своевременных врачебных осмотров и лечения
этих заболеваний.
если обучение
Слух совершенствуется,
поставлено правильно. В младших группах
детского сада внимание ребят привлекается к
точному воспроизведению мелодии:
петь
простые,
песенки,
построенные на двух-трех нотах. Примером
маленькие попевки,интонации.
устойчивость
всегда служит выразительное, правильное пение
воспитателя и звучание хорошо настроенного
инструмента. Ребенок слушает, затем поет
вместе со взрослым, как бы "подравниваясь" к
Постепенно
вокальной
вырабатывается
слухового
внимания и впоследствии развивается ладо-
высотный слух.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся
с некоторыми первоначальными звуковысотными
и ритмическими понятиями,
которые
складываются в ходе постоянных упражнений,
развивающих мелодический слух, определяют
движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки
различной высоты,
поют
интервалы, попевки. Слух ребенка все время
контролирует правильность звучания.
длительности,В годы дошкольного детства голосовой аппарат
еще не сформирован (связки тонкие, нёбо
малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное)
и укрепляется вместе с общим развитием
организма и созреванием так называемой
вокальной мышцы.
Певческое звучание ввиду неполного смыкания
голосовых связок и колебания только их краев
характеризуется легкостью,
недостаточной
звонкостью и требует к себе бережного
отношения.
Охрана детского голоса предусматривает
правильно поставленное обучение пению. Этому
во многом содействует продуманный подбор
репертуар,
музыкального материала
соответствующий певческим
возрастным
возможностям детей.
-Правильному выбору репертуара помогает
изучение диапазона звучания детского голоса.
Певческий диапазон - это объем звуков, который
определяется интервалом (расстоянием) от
самого высокого до самого низкого звука, в
пределах которого хорошо звучит голос.
Во время обучения дошкольников пению следует
вначале определить диапазон голоса каждого
ребенка и стремиться систематически его
укреплять, чтобы большинство детей могли
свободно владеть своим голосом. Наряду с этим
важно создать благоприятную "звуковую
атмосферу", способствующую охране голоса и
слуха ребенка. Необходимо постоянно следить,
чтобы дети пели и разговаривали без
напряжения, не подражая излишне громкому
разъяснять родителям
пению взрослых,вредность крикливого пения и разговора у детей,
не разрешать им петь на улице в холодную и
сырую погоду.
Координация слуха и голоса - важнейшее условие
развития певческих способностей детей.
Охрана детского голоса.
Музыкальный руководитель и воспитатель
должны не только знать репертуар детских
песен, владеть методикой пения, но и беречь
голос детей, следить за тем, чтобы дети пели
естественным голосом, не форсируя звука, не
говорили слишком громко. Сам педагог также не
должен громко говорить. Заботясь о создании
спокойной обстановки, об уменьшении шума в
группе, воспитатель тем самым оберегает
детский голос. Крик, шум портят голос,соответствующую работу
притупляют слух и отрицательно влияют на
нервную систему детей.
Для закрепления певческих навыков нужно,
чтобы песня звучала не только в стенах детского
сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует
с
проводить
родителями, знакомя их с детскими песнями,
объясняя вред крикливого пения, громкого
разговора, особенно на улице в сырую холодную
погоду. Надо предупреждать родителей, чтобы
они не позволял) детям пить холодную воду, есть
мороженое в разгоряченном состоянии во
избежание простуды, заболеваний голосового
аппарата.
Не следует поощрять пение детьми взрослых
песен с большим диапазоном, которые они
слышат дома и по радио. Неправильное,фальшивое исполнение таких песен не
способствует развитию музыкального слуха у
ребенка, а особенно громкое их исполнение
наносит вред слабым голосовым связкам малыша.
2. Методы и приёмы обучения пению.
Индивидуальный подход
"Программа..." предполагает целенаправленное
решение задачи по развитию творческой
инициативы детей в самостоятельных поисках
певческой интонации.
некоторые практические
К сожалению,
работники формально подходят к решению
программных задач по пению (да и по другим
видам музыкальной деятельности). Разучивается
музыкальный репертуар с целью его
использования на праздничном утреннике. Детимелодических
каждую песню исполняют приблизительно.
Интонируют приблизительно, так как нет
осознанного восприятия и воспроизведения
определенных
оборотом.
Приблизительно передают содержание песен,
порой не понимая его смысла. И не удивительно,
что можно услышать в пении детей "башни"
вместо "пашни",
"мило" вместо "бело",
"назабавлю" вместо "позабавлю" и т.д.
Поэтому музыкальные руководители в своей
работе с детьми должны систематически
использовать упражнения на развитие
музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения,
приведенные в данной книге, способствуют
выработке отдельных автоматизированных
действий голосового аппарата,
так как
повторяющихся
построены на коротких,мелодиях и попевках. Усваивая упражнения, дети
учатся правильно воспроизводить в пении
разнообразные виды мелодического движения и
наиболее характерные интонационные обороты,
встречающиеся в песенном репертуаре для детей
данного возраста. А это в свою очередь в
дальнейшем облегчит усвоение детьми более
сложных песен.
Учитывая особенности восприятия детей
дошкольного возраста, нужно ориентироваться
на упражнения в форме коротких песен с
игровым содержанием. Такими упражнениями
являются маленькие песенки, подобранные
педагогами В.К. Колосовой, Н.Я. Френкелем, Н.А.
Метловым. Среди упражнений много песен,
написанных композиторами Е. Тиличеевой, В.
Карасевой, народных песен-попевок.Упражнения отличаются разнообразием ладо-
гармонической окраски, мелодических оборотов,
яркими музыкальными образами.
Используются упражнения-игры в комплексном
воздействии разнообразных видов музыкальной
деятельности (слушание, пение, музыкально-
ритмическое игровое действие,
игра на
металлофоне). Все это помогает более прочному
закреплению в слуховой памяти детей
соответствующих песенных интонаций. Песни-
упражнения,
применяемые на занятиях,
выработке
способствуют
естественного, легкого звучания голоса, чистоты
интонирования в пении, облегчают работу над
расширением диапазона детского голоса,
помогают добиться отчетливого произношения
текста песен.
постепеннойНапример, мелодия песенки "Прибаутка" (обр.В.
Карасевой)
построена на контрастном
что
сопоставлении певческих регистров,
помогает научить детей осознанно различать
высотные соотношения отдельных частей
мелодии,
развивает умение произвольно
приспосабливать голосовой аппарат к пению как
более высоких, так и более низких звуков.
"Солнышко-ведрышко" В. Карасевой - одно из
упражнений, которое побуждает ребенка к
первым попыткам чисто интонировать звуки,
различные по высоте.
В средней группе дети знакомились с высокими и
низкими звуками. В старшей группе эти
представления закрепляются и формируются
знания о средних звуках, умение их слышать в
пределах квинты. Упражнение "Бубенчики" Е.Тиличеевой помогает этому. Дети не только
пропевают звуки, но и выкладывают на
фланелеграфе плоскостные изображения
бубенчиков (высокий - средний - низкий),
проигрывают звуки на металлофоне.
Дети 5-6 лет должны определять на слух
направление мелодии, ее скачки, выкладывать на
фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии,
сопровождая задание пением,
игрой на
металлофоне. Для таких заданий целесообразно
использовать упражнения "Лесенка", "Эхо",
"Качели", "Скачем по лестнице" Е. Тиличеевой.
Для того чтобы дети уверенно различали
чередование долгих и коротких звуков, умели
точно пропеть ритмический рисунок попевки,
показать рукой чередование звуков (движение
руки перед грудью слева направо вгоризонтальном положении), а затем графически
передать это чередование на фланелеграфе
(длинными и короткими полосками), лучше всего
начинать с упражнений "Смелый пилот", "Небо
синее" Е. Тиличеевой, "Сорока-сорока" (русская
народная попевка).
Для формирования ладотонального слуха, умения
быстро найти тонику незаменимыми являются
задания на развитие песенного творчества: "Что
ты хочешь, кошечка?" Г. Зингера, "Зайка, зайка,
где бывал?" М. Скребковой, "Зайка", "Самолет",
"Мишка", "Лифт" Т. Бырченко. Вопросно-ответная
форма упражнений или задание закончить
начало которой спел педагог,
мелодию,
способствуют активизации внутреннего слуха,
развитию творческой инициативы."Колыбельная",
Песни-упражнения используются не только для
распевания, но и как упражнения, которые
подготавливают ребят к преодолению различных
певческих трудностей.
Развитию дыхания, умению петь протяжно,
напевно помогут такие песенки, как "Кукушка" Е.
Тиличеевой,
"Дудочка" В.
Карасевой, русские народные песни "Не летай,
соловей", "Барашеньки".
Для детей, которые затрудняются в чистоте
интонирования мелодии отдельных мелодических
ходов (интервалов), лучшими упражнениями
будут "Труба", "Конь" Е. Тиличеевой, "Дятел" Н.
Леви и др.
Систематическое
песен-
упражнений (не менее 6-7 в квартал) поможет
использованиекоторые будут
педагогам сформировать устойчивые певческие
навыки,
закрепляться,
совершенствоваться при разучивании песенного
материала.
Одна из сложных задач "Программы..." - это
"уметь петь без музыкального сопровождения с
воспитателем", как показывает практика, часто
песни
не выполняется.
разучиваются с детьми с музыкальным
сопровождением и с одновременным пением
взрослых (музыкальным руководителем или
воспитателем), которые, заглушая детей, поют
нею песню целиком на мерных этапах
разучивания и на последующих. Для детей
складываются неблагоприятные условия: они не
могут контролировать качество исполнения
песен. Они не слышат друг друга ни время
Как правило,хорового пения, не слышат себя. У детей не
развиваются активность слухового внимания,
не формируются
чувство самоконтроля,
устойчивость вокально-слуховой координации,
умение петь самостоятельно без музыкального
сопровождения. А этому научить необходимо.
Во время разучивания песни лучше всего
предлагать детям вначале петь в сопровождении
фортепиано, подыгрывая мелодию, далее с
полным сопровождением, затем без инструмента
с помощью педагога, наконец, самостоятельно
спеть а капелла.
В старшей группе эта задача решается на
маленьких песенках, попевках, на русских
народных песнях, доступных детям 5-6 лет.Можно предложить такой прием - пение в
сопровождении металлофона, отрывистое и
поверхностное звучание которого приближает
детей к условиям, близким к пению без
сопровождения.
Полезен и такой прием - петь всей группой,
небольшими подгруппами и индивидуально стоя,
находясь на значительном расстоянии от
фортепиано. При таком пении дети лучше
слышат себя. Желательно предлагать хорошо
выученные маленькие песенки,
а также
отдельные музыкальные фразы, запев или
припев. При этом особое внимание надо уделить
детям, нечисто поющим. Их целесообразно
размещать среди хорошо поющих.
На занятии детей старшей группы рассаживают
следующим образом: в первом ряду, ближе кмузыкальному руководителю, сажают детей с
плохой вокально-слуховой координацией,
новеньких, давно не посещавших дошкольное
учреждение; во втором ряду - детей с
неустойчивыми певческими навыками; в третьем
- детей с чистой интонацией,
поющих
естественно и непринужденно.
Уровень индивидуального певческого развития
каждого ребенка проверяют путем пения по
музыкальным фразам ("цепочкой"). Кроме того,
этот прием способствует формированию у детей
правильного дыхания.
Начинать разучивать с дошкольниками любую
песню следует с целостного ее восприятия, т.е.
первый раз песня должна прозвучать
выразительно, со вступлением, с полным
аккомпанементом. Важно обратить вниманиедетей на содержание песни, ее характер,
изобразительность. Приступив к разучиванию,
целесообразно проиграть трудные мелодические
обороты,
пропеть их без музыкального
сопровождения, проиграть отдельно, предложить
прохлопать сложные в ритмическом отношении
места (пунктирный ритм), одновременно помогая
детям осваивать и текст, п мелодию. Па первых
занятиях по время разучивания песни лучше не
пользоваться аккомпанементом, а играть только
мелодию или предлагать запомнить ее с голоса
взрослого. Нельзя разучивать текст хором, иначе
петь
дети будут плохо интонировать,
"речитативом", скандировать. По этой же
причине не желательно поручать воспитателям
разучивать текст песен в свободное от занятий
время.особое
Продолжая работать над песней,
внимание на каждом занятии следует уделять
трудным местам: играть одну мелодию, петь без
сопровождения, но с помощью взрослого,
привлекать к пению хорошо поющих детей,
предлагать всем спеть мелодию без слов (на
каком-либо звуке) и т.д.
На одном занятии, кроме разучиваемой песни,
должны звучать песни, ранее выученные. При их
исполнении от детей следует добиваться точной
интонации,
естественного
звучания, пения без поддержки взрослого, а
некоторые песни можно петь без сопровождения
аккомпанемента. Всего на каждом занятии может
звучать 1-2 песни-упражнения; 1-творческое
задание, 1 - песня разучиваемая, 1 - песня
повторная. Исключение составляют занятия,
выразительности,непосредственно
перед
проводимые
праздничным утренником, когда повторяют 3-4
песни.
Игра на детских музыкальных инструментах
способствует формированию у детей умения петь
в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания,
в единой манере исполнения. Этот вид
деятельности развивает память, чувство ритма,
помогает активизировать застенчивых детей. Так
как обучение игре на музыкальных инструментах
проводится индивидуально или с небольшими
подгруппами детей, то эти занятия помогают
педагогу выявить способности каждого ребенка.
Полученные навыки дети закрепляют в
самостоятельной деятельности, подбирают на
слух знакомые песни.Большое воспитательное значение не только для
музыкального, но и всестороннего развития
ребенка имеют игры с пением. Игровая ситуация
усиливает интерес детей к песне,, к певческой
делает более осознанным
деятельности,
восприятие содержания и настроения песни.
Кроме того, игры с пением - это коллективная
форма общения детей с музыкой на игровой
основе, которая воспитывает у них дружеские
взаимоотношения, сознательную дисциплину, так
как каждый ребенок должен подчиняться
правилам игры и точно выполнять их.
Фантазия, воображение, элементы творческих
проявлений сопровождают каждую игру детей, а
возможность играть без музыкального
сопровождения, под собственное пение, делаетэти игры наиболее ценным музыкальным
материалом.
Игры с пением разучиваются на музыкальных
занятиях.
Вначале разучивается песня,
постепенно, от занятия к занятию развивается
игровая ситуация, связанная с содержанием
песни, и, наконец, все дети включаются в игру.
при закреплении игры детям
Позднее,
представляется возможность играть под пение
но с
без музыкального сопровождения,
поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем
они и ера ют и поют самостоятельно.
В играх с пением дети упражняются в умении
петь а капелла. Важно, чтобы воспитатель
создавал в группе ситуацию, при которой дети
стремились бы повторить игру. Для этого поройдостаточно внести необходимые атрибуты,
шапочки-маски.
Под влиянием эмоций, вызываемых игрой,
ребенок старается точно передать и мелодию, и
текст, и, главное, то настроение, которое несет в
себе данная песня. Таким образом, игры с пением
активизируют детей,
побуждают их к
самостоятельному пению.
Самостоятельная музыкальная деятельность
детей проявляется не только в организации игр с
пением, но и в музицировании, в проведении
таких сюжетно-ролевых игр, как "Музыкальные
занятия", "Праздничный концерт", "Музыкальный
магазин", "День рождения Мишки (куклы)" и т.д.
При этом дети прислушиваются к своему пению и
пению товарищей. Неправильно спетая песня
воспринимается как неудача, но она рождаетк
спеть.
правильно
доброе отношение друг к другу, желание помочь
товарищу
Общее
воодушевление в игре, радость исполнения
активизируют робких, нерешительных детей.
Важно развивать в каждом ребенке
заинтересованность
индивидуальному
исполнению, помогать детям приобрести веру в
себя, освободиться от напряженности, стеснения.
Индивидуальный подход.
Обучение на музыкальных занятиях проводится
со всей группой детей. Но при этом педагог
осуществляет индивидуальный подход к детям,
который не должен превращаться в
индивидуальное обучение, когда воспитатель
работает с одним ребенком, оставляя других
пассивными наблюдателями.У детей любой возрастной группы не в
одинаковой степени развиты музыкальный слух,
чувство ритма, музыкальная память. Оказывая
индивидуальную помощь каждому ребенку,
следует развивать ту способность, которая у него
менее развита.
Все дети отличаются один от другого. Одни
со слаборазвитым
слишком возбудимы,
торможением. Другие слишком заторможенные,
робкие,
безучастные.
невнимательные,
с замедленной речью.
Встречаются такие, которые любят подолгу
играть, но неохотно занимаются. Методы подхода
к этим детям различны. К одним приходится быть
более снисходительными, к другим, наоборот,
более требовательными, но к каждому надо
найти свой путь воздействия
Есть застенчивые,задания
в
3. Творческие задания
На занятиях в процессе обучения пению детям
предлагают
определенной
последовательности.
Сначала они находят
вокальные, интонации: поют, называя свое имя
или различные переклички ("Таня, где ты?" - "Я
здесь". - "Как тебя зовут?" - "Марина" и т.д.).
песни-образцы,
Широко
включающие усложнение творческих заданий
(импровизации звукоподражаний, музыкальных
вопросов и ответов,
сочинения попевок
контрастного характера на заданный текст).
Обычно кто-то из ребят импровизирует по
предложению педагога. Остальные слушают,
оценивают, а затем поют.
В конце года, проверяя уровень развития голоса
и слуха каждого ребенка, педагог предлагает:
используютсяспеть несколько знакомых песен (2-3) в
сопровождении инструмента.
При этом
отмечается качество пения, характер звучания,
чистота вокальной интонации;
спеть несложную песню без сопровождения,
чтобы выяснить, может ли ребенок правильно
петь без поддержки взрослого;
спеть попевку в двух разных тональностях;
проследить, умеет ли ребенок "настроиться";
сочинить музыкальный "ответ" (педагог поет:
"Как тебя зовут?" Ребенок отвечает: "Свет-ла-
на");
определись направление движения мелодии на
примере песни;определить исполненные поочередно высокие и
низкие звуки (в пределах квинты);
ответить, - кто спел правильно;
какие песни из пройденного
выяснить,
репертуара ребенок помнит и может их петь с
сопровождением и без сопровождения
инструмента;
петь звукоподражания (поет маленькая и
большая кукушка, мяукает котенок и кошка);
петь свой имена на 2-3 звуках, передавая
разнообразные интонации;
импровизировать мотив из 2-3 звуков на слоги
"ля-ля", каждый ребенок придумывает свой
мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает
попевок;играть на металлофонах самим придуманные
сочетания интонаций и ритмов и попытаться
воспроизвести их в пении;
сочинять мелодии,
передавая различный
характер в соответствии с содержанием
("Веселая песенка", "Грустная песенка" и т.д.).
Развитие Вокально-хоровых навыков, упражнения
на развитие слуха и голова, певческие
импровизации
становлению
разносторонней певческой деятельности.
4. Выбор и разучивание песен
Выбор песен.
Программа воспитания осуществляется в период
всего пребывания ребенка в детском саду во всех
способствуютрежимных процессах, в играх, на занятиях, в
свободное от занятий время.
Для музыкального развития детей очень важно,
чтобы песня звучала в разных видах
деятельности дошкольников, а не только на
музыкальных занятиях, например на занятиях
рисованием, лепкой, во время чтения сказок, в
процессе беседы, на физкультурном занятии и
т.д.
В часы игр желательно, чтобы дети водили
хороводы, сопровождали игры пением. Песня
может звучать на утренней гимнастике, на
прогулке в теплое время года.
Во время трудовых процессов дети могут
напевать вполголоса свои любимые песни.исходить
Необходимо
Нельзя подбирать песни только для музыкальных
занятий.
из
воспитательных и общеобразовательных задач,
требующих осуществления в данной возрастной
группе. Одновременно учитываются вокальные
навыки,
развитие которых происходит
посредством той или иной песни (например,
легкое звучание или развитие напевности и т.д.).
Выбирая песню, надо исходить не только из
доступности литературного текста, но принимать
во внимание характер, строение мелодии,
соответствие ее особенностям данной группы
детей, их вокальным возможностям, общему
уровню музыкального развития. Так, если к
началу учебного года в подготовительной к
школе группе окажется много детей, ранее не
посещавших детский сад и не умеющих петь, тонельзя начинать работу, например, с песни М.
Красева "Падают листья", которая рекомендована
для разучивания в первом квартале. В таком
случае надо взять более легкую песню из
репертуара старшей, а иногда и средней группы
и постепенно переходить к песням для детей 6-7
лет. В старшей группе в таких случаях
приходится начинать с песен для средней
группы. В смешанной по возрасту группе песни
даются выборочно из репертуара разных
возрастных групп.
Иногда песня выбирается для индивидуального
исполнения или для небольшой группы детей.
Такая песня может звучать на праздничном
утреннике.
Для получения у детей лучших результатов в
пении нужно, чтобы каждая последующая песняпредставляла собой некоторое усложнение по
сравнению с предыдущей.
Практика показывает, что дети 3-4 лет за год
усваивают примерно 15-20 песен, дети 5-6 лет -
25-30 песен (включая песни для игр).
Разучивание песни.
По теории И.П. Павлова и его учеников, в
процессе развития навыков (в том числе и
вокальных) можно выделить три фазы (этапы):
возникновение представления о песне,
разучивание ее и закрепление.
Впервой фазе обычно проводится знакомство с
песней в целом, с объяснением. Прежде чем
разучивать песню, дети "знакомятся с теми
персонажами или явлениями,
о которых
рассказывается в ней. Например, воспитательрассматривают
может провести соответствующие наблюдения в
природе во время прогулки. Так, во второй
младшей группе, прежде чем послушать песню
"Птичка" М. Payxвергepa, малыши на прогулке
кормят птиц, смотрят, как они клюют, летают.
Перед прослушиванием песни "Зима" В.
картинку,
Карасевой
соответствующую" содержанию песни. В старших
группах перед исполнением праздничных песен
воспитатель рассказывает на занятии по
ознакомлению с окружающим и родному языку о
трудовых подвигах
советских людей,
праздничных впечатлениях, об убранстве родного
города, показывает иллюстрации.
Перед исполнением новой песни музыкальный
руководитель сообщает, о чем он будет петь,
называет песню и поет ее. Если текст сложный,выразительно читает его, объясняет непонятные
слова, выражения и поет песню. Иногда до
исполнения песни со словами можно дать
послушать
инструментальное
произведение. Дети определяют характер музыки
(веселая, грустная, спокойная, быстрая и т.д.). На
следующем занятии песня вновь исполняется на
инструменте, и дети узнают музыку. Затем
взрослые поют эту песню.
Детям младшего возраста (3-4 лет) перед
исполнением песни или после её прослушивания
картинку,
можно
иллюстрирующую музыкальный образ.
Для
создания цельного художественного образа
песня исполняется с полным фортепианным
сопровождением или дается в грамзаписи.
игрушку,
показать
ее
какВо второй фазе начинается разучивание песни. В
начале песня звучит без фортепианного
сопровождения, так как детям бывает трудно
выделить мелодию и сосредоточить на ней свое
внимание, а педагогу - проверить, правильно ли
поют дети.
Затем исполнение мелодии без фортепианного
сопровождения чередуется с сопровождением.
Если в песне встречаются отрезки мелодии
трудные в мелодическом или ритмическом
отношении (паузы, пунктирный ритм), их можно
пропевать отдельно.
Музыкальный руководитель играет 1-2 раза
трудную часть мелодии на музыкальном
инструменте (без аккомпанемента) или поет ее, а
дети слушают. Затем дети повторяют эту частьсначала с сопровождением инструмента или
голоса и, наконец, самостоятельно.
В процессе разучивания дети запоминают слова
песни. Педагог дает указания к исправлению
ошибок. В этот период широко используется
индивидуальный подход к ребенку. Песня
исполняется по-разному: поют все вместе,
небольшая группа детей, поочередно (группа
мальчиков, группа девочек); используется метод
соревнования (кто лучше споет).
Когда песня выучена, желательно проверить, как
она усвоена каждым ребенком. Для этого
отдельные дети могут спеть по куплету или один
ребенок исполняет запев, а все вместе - припев и
т.д.В старшей и подготовительной к школе группах
педагог может использовать прием "цепочки",
т.е.
каждый ребенок по очереди поет
последовательно одну музыкальную фразу.
Во время пения надо чередовать положения
"сидя" и "стоя". Смена положений является
своего рода разрядкой и снимает физическое и
умственное утомление, если оно появляется.
В третьей фазе систематически повторяются на
занятиях песни из репертуара своей и
предыдущих групп. Легкие песни предыдущих
групп надо давать с транспонировкой в более
высокую тональность, удобную для детей данной
группы.
Продолжительность каждой фазы зависит от
подготовленности группы в вокальномотношении, от степени трудности песни, от
эффективности приемов обучения. Дети старшей
группы на первом же занятии включаются в
пение песни "Урожайная" А. Филиппенко,
повторяя с музыкальным руководителем припев.
При исполнении песни В. Герчик "Мой флажок"
для подготовительной группы вторая часть песни
повторяется два раза. При повторении на первых
занятиях дети могут петь эту часть вместе с
педагогом.
Усвоение песни зависит и от того, поют ли ее
дети помимо музыкальных занятий с
воспитателем в группе. Если воспитатель
поддерживает у детей интерес к песне, поет ее
вместе с ними, в свободное от занятий время,
песня запоминается быстрее, тем более что
усвоить песню с голоса детям легче, чем ссопровождением музыкального инструмента. Это
nfu. m мнется тем, что в пении взрослого есть
призвуки, которые имеются и в детских голосах,
а в звуках музыкального инструмента призвуки
отсутствуют.
Воспитатели, заинтересованные в том, чтобы
песня вошла в жизнь ребенка, всегда находят
моменты, когда можно и нужно петь с детьми.
Например, пролетает самолет, и воспитатель
запевает песню "Самолет" Е. Тиличеевой. В
следующий раз при появлении самолета дети
сами просят педагога спеть им эту песню.
Постепенно она запоминается и входит в
репертуар детей. Или старшие играют в
кукольный театр, они показывают фигурки
кошки,
загадывают
соответствующие загадки и при этом с особым
лошадки,
собаки,изображающие
интересом поют песни: "Кошечка" В. Витлина,
"Лошадка" Т. Ломовой, "Жучка" Н. Кукловской.
Некоторые воспитатели делают для детей
игрушки,
музыкальный
инструмент (пианино, балалайку, гармонику,
проигрыватель). Такие игрушки побуждают детей
к пению: они поют свои любимые песни, имитируя
игру на инструменте.
Иногда играя, дети исполняют песенку в виде
загадки: одни поют песню на слоги "ля-ля",
другие отгадывают. Воспитатели могут составить
альбомы из детских рисунков на темы любимых
песен. Перелистывая страницы альбома, дети
Игры с пением (без
поют эти песни.
фортепианного
которые
проводятся с детьми в утренние или вечерние
часы, также помогают утвердиться песне в быту.
сопровождения),В младших группах воспитатель сам организует
игры с пением и принимает в них активное
а особенно в старшей и
участие,
подготовительной к школе группах он помогает
поддерживает и
детям провести игру,
направляет их пение, постепенно предоставляя
им возможность самостоятельно играть и
использовать песни.
Во второй половине дня можно устроить концерт.
Программа намечается вместе с детьми заранее.
Некоторые песни исполняются хором, другие -
небольшими группами и индивидуально. В
программу воспитатель может включить свое
исполнение песни, знакомой детям или новой.
5. Планирование работы по пению в детском
садулирические,
игрового характера,
В течение года с детьми старшей группы
разучивается около 20 (и больше) песен,
разнообразных и по форме, и по содержанию. Это
песни описательного,
повествовательного,
песни
танцевального,
торжественные,
протяжные,
героические, грустные и веселые. Главное их
качество - художественность в изложении и в
исполнении педагогом.
Обучение детей пению рекомендуется
планировать. В перспективном плане необходимо
учесть уровень общего и музыкального развития
детей данной группы. В плане конкретизируются
задачи "Программы..." в соответствии со
спецификой репертуара по следующим
направлениям: восприятие музыки, развитие
музыкального слуха и голоса, усвоение певческихпесенное творчество,
певческая
навыков,
Перспективный план можно
установка.
составлять на три (по кварталам), два или на
один месяц в зависимости от того, насколько
удобно педагогу планировать на более
длительную или ближнюю перспективу.
В перспективном плане желательно отражать
учет индивидуального развития детей: отмечать
певческий диапазон каждого ребенка в начале, в
середине и в конце учебного года, выявлять
уровень формирования певческих навыков
(звукообразование, дикция, выразительность,
умение петь без музыкального сопровождения и
т.д.). Календарно планируются: фронтальные
занятия (в первую половину дня), музыкально-
дидактические игры, упражнения на развитие
музыкального слуха и голоса, игры с пением (вовторую половину дня). При планировании занятий
(2 раза в неделю) определяется программное
содержание к обучению пению с учетом этапа
разучивания песни, отмечаются задачи и
методические приемы к упражнениям и
творческим заданиям.
6. Теоретико-методические аспекты
формирования музыкальности дошкольников
в пении (Е.В. Клюева, М.Г. Шадрина)
Музыкальные произведения, отображая в своем
содержании реальную действительность,
открывают человеку возможность познавать
окружающий мир и в процессе познания
развиваться. О. Шпенглер, подчеркивая данный
аспект, называет музыку высшей формой
человеческого познания. Музыка является самым
эмоциональным видом искусства и в то же времявосприятия
самым сложным среди всех видов искусств.
Сложность
музыкального
произведения состоит в том, что его идея
непосредственно не обозначена, а наоборот,
скрыта с тем, чтобы ожить, проявиться в
сознании воспринимающего.
Чтобы помочь
ребенку войти в музыкальный мир, необходимо
развить у него музыкальные способности.
Проблема развития музыкальных способностей
детей и их целенаправленного формирования
стала предметом изучения отечественных и
зарубежных ученых Н.А. Ветлугиной, Э. Виллемса,
Э.А. Голубевой, О.П. Радыновой, Г. Ревеша, Э.
Сеги, К. Сишора, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова и
других.
что
музыкальные способности, необходимые для
успешного
музыкальной
Анализ их работ показал,
осуществленияобъединяются в понятие
деятельности,
"музыкальность".
По мнению большинства
исследователей, музыкальность представляет
комплекс способностей. Вместе с тем, ученые
высказывают разные точки зрения по вопросу
состава его структурных компонентов. Немецкий
ученый Г. Ревеш вообще отрицает возможность
структурирования
и
рассматривает ее как единое, целостное явление.
В противовес его точке зрения другими
исследователями
характеристики
структуры музыкальности.
Одной из основополагающих в области
музыкального развития ребенка стала работа
Б.М.
"Психология музыкальных
способностей ". В ней ученый обосновывает
содержание
раскрывает
музыкальности,
музыкальности
Теплова
данывзаимосвязь между музыкой и переживаниями,
между музыкальной деятельностью и
способностями.
Музыкальность Б.М. Теплов рассматривает как "...
компонент музыкальной одаренности, который
необходим для занятия именно музыкальной
деятельностью, в отличие от всякой другой и при
этом необходимой для любого вида музыкальной
деятельности".
Выделяя две функции музыки - изобразительную
и выразительную, он в качестве главной
рассматривает именно выразительную функцию.
Так как музыка всегда выражает определенные
чувства,
основным
признаком музыкальности Б.М. Теплов называет
переживание музыки как выражения некоторого
содержания. Со способностью эмоционально
настроения,
эмоции,способностей:
отзываться на музыку, по его мнению, тесно
связаны музыкальный слух, а также чувство
ритма. Ученый дает подробную характеристику
этих
ладового чувства,
представлений,
музыкально-слуховых
музыкально-ритмического чувства. Но при этом
Б.М. Теплов подчеркивает, что структура
музыкальности не исчерпывается тремя
способностями, они лишь составляют ее основу.
Ветлугина называет две основные
НА.
музыкальные способности: ладо-высотный слух и
чувство ритма. В своем подходе она исходит из
связи эмоционального (ладовое чувство) и
слухового (музыкально-слуховые представления)
компонентов музыкального слуха. Объединение
двух
(двух компонентов
музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух)
способностейпо
мнению
отличную
ученого,
обусловлено,
необходимостью развития музыкального слуха во
взаимосвязи его эмоциональной и слуховой
основ.
Тарасова предлагает свою структуру
КБ.
выше
от
музыкальности,
рассмотренных большим числом компонентов и
-
включающую две подструктуры:
эмоциональную отзывчивость на музыку; 2 -
познавательные музыкальные способности: а)
сенсорные: - мелодический слух; - тембровый
слух; - динамический слух; - чувство ритма; б)
общие
музыкальные
способности: - музыкальное мышление и
воображение; музыкальная память.
Согласно данному подходу, музыкальность
систему
представляет
многоуровневую
интеллектуальные
1музыкальных общих и частных способностей. К
общим способностям ученый относит те
которые необходимы для
способности,
формирования художественного образа в любом
виде музыкальной деятельности, к частным -
помогающие решению этой задачи лишь в
Данная структура
отдельных ее видах.
музыкальности взята за основу методики
диагностики музыкальных способностей детей,
которая представлена в книге "Экспресс-анализ и
оценка детской деятельности" под редакцией
О.А. Сафоновой. Эта методика используется в
дошкольных учреждениях и позволяет
отслеживать
музыкальных
способностей детей.
Каждая способность в большей или меньшей
степени развивается в различных видах
развитиедеятельности:
восприятии,
музыкальной
исполнении, творчестве. Широкие возможности в
формировании и развитии музыкальности
ребенка имеет пение.
Роль пения в жизни человека высоко оценивалась
и оценивается многими общественными
деятелями и педагогами. По мнению основателя
и руководителя Московского камерного хора,
профессора В.Н. Минина, "... самый первый
импульс к пробуждению "художнического"
начала - это живое, бурлящее впечатление от
каких-то спетых строк, какой-то мелодии" (2, с.4).
Поэтому в преподавании музыки он призывает не
столько обучать детей слушанию и угадыванию
музыкальных произведений, сколько включать
детей в активное музицирование. Примером
активного приобщения детей к музыкальнойпо его утверждению,
является
культуре,
дореволюционная Россия, когда "... рождался
ребенок и вся его жизнь была пронизана
музицированием. Почему? Потому, что в деревне
он участвовал в обряде, в городе и деревне пел в
церковном хоре, да и в любой ячейке общества
был хор, начиная от деревни, фабрики и кончая
армией".
Пение является наиболее доступным видом
музыкальной деятельности как для детей, так и
для взрослых людей. Подтверждая эту мысль
венгерский композитор и педагог 3. Кодай,
называет человеческий голос самым прекрасным
и доступным
музыкальным
инструментом.
Ретроспективный анализ литературы по
вокальной педагогике позволяет утверждать, что
каждомупервоначально на Руси обучение пению не было
массовым явлением. В Древней Руси (11-13 в. в)
детей обучали пению в монастырских и
церковных школах. В летописях упоминается о
том, что первые певческие школы на Руси были
созданы греческими священнослужителями.
Исследователи истории вокальной педагогики
указывают на высокий уровень музыкального
обучения в этих школах. Однако обучали в этих
школах весьма ограниченное число наиболее
одаренных детей. В конце 19 в. начинают
предприниматься действия по внедрению пения в
массовое обучение детей, а в методической
литературе появляются высказывания о
возможности и необходимости обучения пению
всех детей. Введение пения в школы считается
необходимым для всестороннего развитияучащихся и принимается за основу формирования
у них музыкальной культуры.
Большой вклад в развитие отечественной теории
и практики детского пения внесли участники
комплексного исследования детского голоса,
организованного ИХВ АПН РСФСР, Н.Д. Орлова,
Т.Н. Овчинникова и другие ученые. Результатом
многолетней работы сотрудников ИХВ стало
создание так называемой "щадящей" методики
в которой
вокального воспитания детей,
раскрыты нормы певческих нагрузок, режим
работы голосового аппарата, качественные
характеристики звучания голоса ребенка в
возрастном аспекте.
Специфика обучения дошкольников пению
исследовалась в разных аспектах Н.А. Метловым,
Н.А. Ветлугиной, А.Д. Войновой, Т.В. Волчанской,пению,
Е.В.
Харчевниковой,
А.И.
МАМедведевой,
Ходьковой и другими. Учеными определены
вокальные возможности детей дошкольного
возраста, педагогические условия активизации
индивидуально-
обучения
дифференцированный подход к певческой
деятельности; рассмотрены вопросы развития
чистоты интонации, музыкального слуха и
приобщения детей к народной песне и другие.
В соответствии с требованиями "Программы
воспитания и обучения в детском саду" одной из
задач музыкального воспитания является
обучение детей выразительному, искреннему
исполнению интересных им и несложных песен.
Педагог должен помочь детям понять
содержание музыкальных образов, овладеть
необходимыми навыками, проявить свои чувствав непринужденном, естественном пении. Достичь
успеха в этом виде педагогической деятельности
можно разными способами и при создании
определенных условий.
Воспитательно-образовательная работа должна
включать организацию различных видов
певческой деятельности детей, таких как
исполнение и слушание песен, пение мелодий и
упражнений для развития представлений о
высоте, тембре, длительности, силе звуков,
анализ песен, импровизацию, сочинение мелодий
к заданным текстам, сочинение хороводов.
Эффективность развития этих видов певческой
деятельности достигается подбором песенного
репертуара.
Выбор репертуара обусловлен
возрастными
певческих
диапазонов дошкольников. По мнению Н.А.
особенностямиВетлугиной, певческий диапазон - это объем
звуков, который определяется интервалом от
самого высокого до самого низкого звука. В
пределах этого интервала голос звучит хорошо.
В исследовании Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой
и других установлено, что с возрастом диапазон
пения детей расширяется. К 5-6 (7) годам он
становится семь-восемь нот (ре первой октавы -
до второй октавы). Самый большой диапазон в
пределах десяти нот. Следует учитывать также и
то, что с возрастом сила голоса возрастает,
обогащается его тембр. По отсутствию вялости
или чрезмерного напряжения в голосе ребенка
можно судить о правильном использовании
динамики и высоты звука.
Как же может быть организована
работа с детьми над песней? Пению всегдадолжна предшествовать распевка, независимо от
того разучивается ли новая песня или
повторяется старая песня. Опыт показал, что
начинать проводить распевание необходимо с
детьми средней группы, но особенно большое
значение следует уделять распеванию в старших
группах детского сада. Для распевания можно
использовать небольшие вокальные упражнения,
а также первоначальные вокальные фразы или
простейшие песни с плавным голосоведением. В
работе над развитием звуковысотного слуха,
дикции распевание начинается со звука "ре ".
Если требуется расширить диапазон голосов
детей, то распевание следует начинать со звука
"соль ", чтобы "достать" звук "ре ". Диапазон
распевок и других вокальных упражнений
сначала необходимо ограничивать. Он должен
быть равен малой или большой терции. Встаршей группе распевание проводится в
пределах терции, а к концу года диапазон можно
довести до кварты. В работе с детьми
подготовительной группы большое внимание
нужно уделять упражнениям на воспроизведение
высоты звука. Так, музыкальный руководитель
может последовательно проиграть три звука
одной высоты, и детям предлагается узнать,
сколько звуков звучало и какой высоты. Затем
проигрываются звуки разной высоты и задаются
Необходимо упражнять
те же вопросы.
дошкольников в различении звуков по
длительности.
В распевании нельзя ограничиваться только
одним темпом. Во время распевания в быстром
темпе можно добиться от детей хорошей дикции,
выработки ритмического ансамбля. Распевание вмедленном темпе, на наш взгляд, закладывает
основу для развития вокально-певческих
навыков, позволяет научить детей протяжному
исполнению. Изменение темпа ведет за собой
Для
изменение характера звуковедения.
исполнения в медленном темпе рекомендуется
использовать легато, а в быстром - стаккато.
Таким образом, повторение упражнений в
различных вариантах - с изменением темпа,
ритма,
характера
звуковедения вносит элемент новизны, не дает
детям быстро утомляться и привыкнуть к
методическим приемам, используемым педагогом
на занятиях.
Творческий подход музыкального руководителя
заключается в том, чтобы правильно подобрать
вокальные упражнения и в целом песенный
тональности,
динамики,Поэтичность,
репертуар с учетом возрастных изменений в
детских голосах. Прочно вошла в работу по
музыкальному воспитанию русская народная
песня.
богатство мелодии,
разнообразие ритма, яркость образов, юмор
сделали народное песенное творчество
незаменимым источником музыкального развития
дошкольников.
Эти особенности русской
народной песни способны вызвать желание петь
даже у самых застенчивых детей.
Для
упражнений важно использовать народные
попевки, песни с плавным голосоведением,
например, "Как под горкой, под горой", "Аист",
"Василек".
Для распевания на одном звуке можно
предложить детям первую фразу из попевки
"Андрей-воробей". Повторение мелодии на одномумение
держать
и том же звуке представляет для детей
сложность в интонационном отношении. От них
высоко
требуется
повторяющийся звук. Это упражнение часто
дается тяжело и нередко7 дошкольники поют
фальшиво. Для исправления пения используется
возможность
Он дает
фланелеграф.
как можно
продемонстрировать детям,
"перекладывать" звуки с "попки на попку",
придавая им предметное значение. В том случае,
когда дети поют низко, им можно сказать: "Пойте
так, чтобы звук "не падал" и "не сползал" с
полочки". Показ движением руки, как петь выше
или ниже помогает дошкольникам точнее
С детьми старшего
интонировать звуки.
дошкольного возраста чаще рекомендуется
использовать дирижерский жест в работе над
динамикой, звуковедением, а также в развитиизвуковысотного слуха. Дирижирование очень
помогает в выработке общего движения в
музыкальных фразах.
При разучивании песен важно предложить детям
упражнения, непосредственно связанные с их
отдельными элементами. Характер связи песен с
упражнениями различен.
упражнение
Так,
"Андрей-воробей" можно исполнить перед
разучиванием песни А.
Филиппенко "На
мосточке". Эта попевка помогает добиваться
точного интонирования высокого звука без
"подъезда". В этом случае можно проследить
взаимосвязь звуковысотного характера.
Можно также применять специальные
упражнения, не связанные с разучиваемым
репертуаром из сборника Н.Д. Добровольской"Распевание в детском хоре начальной школы", Е.
Тиличеевой "Маленькие песенки". В выработке
хорошей артикуляции, четкой дикции важно
слоговое пение. Эмоционально воздействуют на
дошкольников,
поднимают им настроение
упражнения на слоги, например "ха-ха-ха", " га-
га-га", которые встречались в песнях Е.
Тиличеевой "Чепуха", "Гуси". Аналогично этому
можно пропеть с детьми произвольные слова
"динь-динь", "ква-ква" и другие.
Одним из важных способов музыкального
воспитания
являются
Они способствуют
дидактические игры.
формированию у детей умений слушать музыку,
планомерно развивать высотный, ритмический,
динамический и тембровый слух. Развитие
дошкольниковмузыкального слуха, в свою очередь, позволяет
детям успешно проявлять себя в певческой
деятельности. При проведении игр необходимо
поощрять тех детей, которые следуя образцу
проявляют
взрослого или других детей,
инициативу, выдумку, элементы творчества.
Например, в игре "Садовник" детям раздаются
карточки с изображением цветов. Выбирается
которому предлагается
ребенок-"садовник",
придумать мелодию на определенные слова.
Ребенок, у которого карточка с изображением
этого цветка, должен пропеть ответ. От
водящего ребенка требуется узнать, кто пел по
голосу. Детям не всегда удается пропеть свою
мелодию. Поэтому музыкальный руководитель
может предложить свои варианты. Как правило,
после этого дошкольники проявляют свою
инициативу.являясь неповторимым
Каждая песня,
музыкально-поэтическим образом, требует от
подбора
руководителя
музыкального
целесообразных приемов ее усвоения и затем
научить дошкольников петь выразительно. Дети
могут по - настоящему передать лишь понятные
им литературные и музыкальные образы. Поэтому
перед исполнением музыкальным руководителем
проводится анализ мелодического и поэтического
текстов,
кульминация,
При
определяется движение во фразах.
соединении мелодического и поэтического
текстов важно помочь детям образно
представить
определенную жизненную
ситуацию, соответствующую содержанию песни.
Для
музыкально-слуховых
представлений и знакомства детей со средствами
стремиться
выразительности необходимо
устанавливается
обогащенияпоказать детям связь музыки, создаваемой
композиторами с теми звуками,
которые
окружают их в повседневной жизни. Например,
детям можно предложить поиграть в "музыку
дождя". В один из ненастных дней предложить
им вслушаться в звуки дождя за окном.
Необходимо обратить внимание детей на разницу
звучания капель по стеклам, крышам, лужам.
Потом предложить им разными способами
изобразить звуки капель. Капли, которые падали
в лужу, можно изобразить, если двумя пальцами
правой руки бить по ладони левой руки. Капли,
можно
падающие на листья растений,
изобразить, одновременно хлопая по коленям
ладонями. Звучание капель по крышам можно
изобразить ударами кулачков по столу. Таким
образом, можно предложить передать детям
другие природные явления. Такая игра учитвслушиваться в звуки, воспроизводить различные
звукосочетания, развивает музыкальную память,
воображение, что необходимо детям в песенном
творчестве.
Успех в формировании певческой деятельности, а
тем более песенного творчества, во многом
зависит от хорошо продуманной индивидуальной
работы с дошкольниками. Индивидуальный
подход должен осуществляться с учетом
которые
особенностей каждого ребенка,
выявляются при систематическом наблюдении и
В
отслеживании развития музыкальности.
исследованиях Э.А. Голубевой, В.В. Печенкова,
Е.П. Гусевой и других доказано существование
связи между типологическими особенностями
нервной системы и выраженностью музыкальных
способностей.В работе с каждым ребенком важное место
необходимо уделять формированию оценочной
деятельности, как к собственному пению, так и к
пению других детей. Так как воспроизведение
мелодии строится, прежде всего, на слуховом
контроле. Вместе с тем, необходимо стремиться к
тому, чтобы каждый ребенок пережил ситуацию
успеха в певческой деятельности.
Проведение разнообразных праздников, особенно
с участием родителей, способствует этому. Опыт
показывает, что детям доставляют удовольствие
выступления на праздниках. В праздничной
атмосфере можно наблюдать проявления
песенного
могут
импровизировать мелодии, сочинять попевки
определенного настроения и т.д.
творчества.
ДетиУспешное выполнение детьми творческих
заданий, на наш взгляд, свидетельствует о
достаточно высоком уровне развития их
музыкальности. Вместе с тем, результаты
диагностики показывают, что различные ее
компоненты развиваются неравномерно. Так, у
детей подготовительной группы к концу учебного
года в большей степени оказались
компоненты
сформированными
музыкальности как эмоциональная отзывчивость,
ритма,
динамический
репродуктивное музыкальное мышление, и в
меньшей степени - звуковысотный и тембровый
слух, творческое мышление, музыкальная память.
диагностика музыкальных
Таким образом,
способностей,
проводимая систематически,
осуществлять
направленно
позволяет
развитию
индивидуальный подход
чувство
такие
слух,
кдеятельности,
дошкольников, стремиться к равномерному
формированию всех компонентов музыкальности
в различных видах певческой деятельности.
Кроме того, обучение детей пению должно
строиться при создании следующих условий:
взаимосвязи пения с другими видами
широком
музыкальной
использовании русской народной песни, тесном
сотрудничестве дошкольного учреждения с
семьей,
проведении
художественных событий,
влияющих на
мотивацию детей.
Заключение
Многие передовые общественные деятели высоко
оценивают роль пения в жизни человека.Н.Г.
Чернышевский относил пение к "высшему,
совершеннейшему искусству" и подчеркивал:
систематическом"Пение первоначально и существенно подобно
разговору". Исполнение песни, воздействуя на
слушателя слиянием музыки и слова, позволяет
не только выразить свои чувства, но и вызвать у
других эмоциональный отклик, сочувствие,
понимание. В этом его особая доступность для
восприятия детьми. Выразительные интонации
человеческого
сопровождаемые
соответствующей мимикой, привлекают внимание
самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети
реагируют на песню, еще не понимая до конца ее
содержания. По мере развития мышления, речи,
накопления новых представлений усложняются и
переживания ребенка и возрастает интерес как к
самой песне, так и к ее воспроизведению.
Особое чувство радости вызывает общение во
время коллективного пения. Это прекрасно
голоса,отметил еще К.Д. Ушинский: "В песне, а особенно
хоровой,
есть вообще не только нечто
оживляющее и освежающее человека, но что-то
организующее труд, располагающее дружных
певцов к дружному делу... вот почему и в школу
следует ввести песню: она несколько отдельных
чувств сливает в одно сильное чувство и
несколько сердец в одно сильно чувствующее
сердце; а это очень важно в школе, где общими
усилиями должно побеждать трудности учения. В
песне есть, кроме того, нечто воспитывающее
душу и в особенности чувство".
Все это в полной мере относится и к
дошкольникам, которым также свойственна
потребность выражать свои настроения в пении.
Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по
комнате, напевает маршевую мелодию, девочка,-
Голос ребенка
играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной
песней.
естественный
инструмент, которым он обладает с ранних лет.
Вот почему пение все время присутствует в
жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает
организовывать творческие, сюжетные игры.
При соблюдении гигиенических условий, т.е. при
проведении занятий в проветренном помещении,
на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение
способствует развитию и укреплению легких и
всего голосового аппарата. По мнению врачей,
пение является лучшей формой дыхательной
гимнастики. Систематические занятия пением в
детских садах подготавливают детей к урокам
пения в школе.
Обучать детей пению может не только
специалист - музыкальный руководитель, но икаждый воспитатель при наличии у него
музыкальной подготовки,
полученной в
педагогическом ВУЗе.