Статья "Пересказ как средство развития речи младших школьников на уроках литературного чтения"
Оценка 4.6
Лекции
doc
чтение
3 кл
11.11.2019
Развитие речи учащихся через пересказы – одна из главных задач учебного предмета «Литературное чтение». Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. Традиционным упражнением по развитию связной речи является пересказ прочитанного (увиденного, услышанного). Пересказ -это предмет и средство обучения.
Доклад Пересказ начальной школе.doc
Пересказ как средство развития речи младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие речи учащихся через пересказы – одна из главных задач учебного предмета «Литературное
чтение». Эти задачи решаются на каждом уроке, пересказу текстов учащиеся обучаются в течение всего
времени пребывания в начальной школе.
Прежде чем перейти к метoдическим oснoвам oбучения пересказыванию, раскрoем пoнятие
«пересказ».
Пересказ это вид развития речи на основе образца, состоящей в передаче учеником содержания
прочитанного в устной или письменной форме.
Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он
должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей.
Традиционным упражнением по развитию связной речи является пересказ прочитанного (увиденного,
услышанного). Пересказ это предмет и средство обучения. Устный пересказ текста является одной
из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского
языка (написание изложений и сочинений), развивает логическое и образное мышление. Для пересказа
нужно определить цель пересказа, составить план пересказа. Этому нужно специально учить детей,
показывая поэлементно. Для обучения пересказу выстраивается определенная система упражнений с
текстом: представлена на слайде.
Нужно соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Самая простая форма вопросы к
каждой части. Заголовки в форме двусоставных предложений, далее использовать для заголовка
назывные предложения, и, наконец, можно использовать для заголовка фразы из текста. Нельзя в работе
над планом смешивать два учебных действия:
1.деление текста на части и выделение в них главного.
2. формулирование заголовка каждой части.
В методике принято разделять несколько типов пересказа:
они показаны на слайде.
Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на уроке чтения.
Подробный пересказ самый распространенный вид пересказа. Помогает учить логике рассуждений,
развивает речь ребенка, обогащает память, учит детей фиксировать внимание на фактах произведения.
Это вид пересказа, при котором прочитанное необходимо передать как можно полнее, сохранить
композицию, логику, синтаксис, лексику.
Порядок действий при подготовке к подробному пересказу показан на слайде
Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объему текстов сказок и
рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать
пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом можно
предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Также
используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план,
иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план,
символический условнографический план, план из опорных слов или предложений, план из
озаглавленных частей текста.
Оценивая подробный пересказ нужно обращать внимание на передачу смысла каждой части и связь
между ними. Нужно исключить механическое запоминание текста
Близкий к тексту пересказ используется при работе над лирической прозой или художественным
описанием. Дети должны включать в речь слова и обороты из текста, употреблять синтаксические
конструкции, имеющие место в произведении. Критерием оценки является воссоздание в пересказе
эмоциональности, использование изобразительных средств. Пересказ как средство развития речи младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие речи учащихся через пересказы – одна из главных задач учебного предмета «Литературное
чтение». Эти задачи решаются на каждом уроке, пересказу текстов учащиеся обучаются в течение всего
времени пребывания в начальной школе.
Прежде чем перейти к метoдическим oснoвам oбучения пересказыванию, раскрoем пoнятие
«пересказ».
Пересказ это вид развития речи на основе образца, состоящей в передаче учеником содержания
прочитанного в устной или письменной форме.
Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он
должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей.
Традиционным упражнением по развитию связной речи является пересказ прочитанного (увиденного,
услышанного). Пересказ это предмет и средство обучения. Устный пересказ текста является одной
из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского
языка (написание изложений и сочинений), развивает логическое и образное мышление. Для пересказа
нужно определить цель пересказа, составить план пересказа. Этому нужно специально учить детей,
показывая поэлементно. Для обучения пересказу выстраивается определенная система упражнений с
текстом: представлена на слайде.
Нужно соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Самая простая форма вопросы к
каждой части. Заголовки в форме двусоставных предложений, далее использовать для заголовка
назывные предложения, и, наконец, можно использовать для заголовка фразы из текста. Нельзя в работе
над планом смешивать два учебных действия:
1.деление текста на части и выделение в них главного.
2. формулирование заголовка каждой части.
В методике принято разделять несколько типов пересказа:
они показаны на слайде.
Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на уроке чтения.
Подробный пересказ самый распространенный вид пересказа. Помогает учить логике рассуждений,
развивает речь ребенка, обогащает память, учит детей фиксировать внимание на фактах произведения.
Это вид пересказа, при котором прочитанное необходимо передать как можно полнее, сохранить
композицию, логику, синтаксис, лексику.
Порядок действий при подготовке к подробному пересказу показан на слайде
Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объему текстов сказок и
рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать
пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом можно
предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Также
используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план,
иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план,
символический условнографический план, план из опорных слов или предложений, план из
озаглавленных частей текста.
Оценивая подробный пересказ нужно обращать внимание на передачу смысла каждой части и связь
между ними. Нужно исключить механическое запоминание текста
Близкий к тексту пересказ используется при работе над лирической прозой или художественным
описанием. Дети должны включать в речь слова и обороты из текста, употреблять синтаксические
конструкции, имеющие место в произведении. Критерием оценки является воссоздание в пересказе
эмоциональности, использование изобразительных средств. Выборочный пересказ проводится при повторном чтении по частям, иногда в соединении с
составлением плана. Виды выборочного пересказа представлены на слайде.
Применяется если нужно:
Привлечь внимание к одному эпизоду.
Учить детей вычленять в произведении отдельные события.
Помочь проследить отдельные мотивы.
Отобрать материал для характеристики героя.
Краткий пересказ – это передача содержания текста в более обобщенной форме.
Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной
недостаточностью. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на книги,
фильмы. Наиболее труден для краткого пересказа текст с диалогами. Диалоги при сокращении текста
приходится перестраивать, передавать в форме косвенной речи.
Способы сокращения текста и два варианта перестройки текста показаны на слайде.
Степень сокращения может быть различной несколько предложений, тезис, одно предложение.
Нужно учитывать сохранение идейной направленности произведения, логическую последовательность и
взаимосвязь отобранных отрывков на речевое оформление. Краткий пересказ требует большой
аналитикосинтетической работы и стилистических изменений.
В 1 классе такой пересказ можно получить, передавая содержание каждой картинки картинного плана
одним двумя предложениями.
Во втором третьем классе обучение сжатому пересказу проводится так:
Определяется главная мысль рассказа или статьи;
Составляется его план;
Обсуждается, что важно сказать по каждому пункту плана;
Определяется содержание каждого пункта двумя тремя предложениями.
Другой путь предполагает работу над текстом, из которого выделяется самое главное. Сначала такие
упражнения проводятся коллективно. После чтения рассказа по отрывкам выбираются предложения,
передающие главную мысль отрывка.
Творческий пересказ получается в результате стилистической переработки или дополнения текста.
Переработка состоит в изменении глагольных форм, устранении диалога, замене личного местоимения.
План и начало творческих пересказов следует редактировать коллективно, чтобы дети усвоили эту
интересную работу.
Нужно добавить, что могло предшествовать той ситуации или как могли разворачиваться события
дальше, рассказ от имени героя произведения.
Приемы и формы работы над творческим пересказом представлены на слайде.
Эффективный приём, повышающий эмоциональный уровень пересказа иллюстрирование текста.
Иллюстрации конкретизируют образы рассказа, делают его содержание более наглядным. Способствуют
повышению качества пересказа также иллюстрации, нарисованные самими учащимися: они развивают
воображение, конкретизируют представления детей.
Иллюстрирование может быть словесным: это одна из форм пересказа.
Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Этот прием
направлен на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения).
Кроме того, развивается речь ребенка, его логическое мышление. Этот прием требует выполнения ряда
операций: прочитать, представить, подобрать точные слова и выражения для описания, логически
выстроить свое высказывание.
Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми
собственных графических и словесных рисунков,
а с анализа иллюстраций, картин. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых
картинок. На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так
называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах детей картины.
При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента,
действующего лица
на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная »
соответствующая картинка.
На следующем этапе можно использовать приёмы, показанные на слайде:
На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков. Выборочный пересказ проводится при повторном чтении по частям, иногда в соединении с
составлением плана. Виды выборочного пересказа представлены на слайде.
Применяется если нужно:
Привлечь внимание к одному эпизоду.
Учить детей вычленять в произведении отдельные события.
Помочь проследить отдельные мотивы.
Отобрать материал для характеристики героя.
Краткий пересказ – это передача содержания текста в более обобщенной форме.
Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной
недостаточностью. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на книги,
фильмы. Наиболее труден для краткого пересказа текст с диалогами. Диалоги при сокращении текста
приходится перестраивать, передавать в форме косвенной речи.
Способы сокращения текста и два варианта перестройки текста показаны на слайде.
Степень сокращения может быть различной несколько предложений, тезис, одно предложение.
Нужно учитывать сохранение идейной направленности произведения, логическую последовательность и
взаимосвязь отобранных отрывков на речевое оформление. Краткий пересказ требует большой
аналитикосинтетической работы и стилистических изменений.
В 1 классе такой пересказ можно получить, передавая содержание каждой картинки картинного плана
одним двумя предложениями.
Во втором третьем классе обучение сжатому пересказу проводится так:
Определяется главная мысль рассказа или статьи;
Составляется его план;
Обсуждается, что важно сказать по каждому пункту плана;
Определяется содержание каждого пункта двумя тремя предложениями.
Другой путь предполагает работу над текстом, из которого выделяется самое главное. Сначала такие
упражнения проводятся коллективно. После чтения рассказа по отрывкам выбираются предложения,
передающие главную мысль отрывка.
Творческий пересказ получается в результате стилистической переработки или дополнения текста.
Переработка состоит в изменении глагольных форм, устранении диалога, замене личного местоимения.
План и начало творческих пересказов следует редактировать коллективно, чтобы дети усвоили эту
интересную работу.
Нужно добавить, что могло предшествовать той ситуации или как могли разворачиваться события
дальше, рассказ от имени героя произведения.
Приемы и формы работы над творческим пересказом представлены на слайде.
Эффективный приём, повышающий эмоциональный уровень пересказа иллюстрирование текста.
Иллюстрации конкретизируют образы рассказа, делают его содержание более наглядным. Способствуют
повышению качества пересказа также иллюстрации, нарисованные самими учащимися: они развивают
воображение, конкретизируют представления детей.
Иллюстрирование может быть словесным: это одна из форм пересказа.
Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Этот прием
направлен на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения).
Кроме того, развивается речь ребенка, его логическое мышление. Этот прием требует выполнения ряда
операций: прочитать, представить, подобрать точные слова и выражения для описания, логически
выстроить свое высказывание.
Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми
собственных графических и словесных рисунков,
а с анализа иллюстраций, картин. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых
картинок. На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так
называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах детей картины.
При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента,
действующего лица
на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная »
соответствующая картинка.
На следующем этапе можно использовать приёмы, показанные на слайде:
На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков. 1) Выделяется эпизод для словесного иллюстрирования
2) «Рисуется» место, где происходит событие.
3) Изображаются действующие лица.
4) Добавляются необходимые детали.
5) «раскрашивается» контурный рисунок.
Предложенный алгоритм работы нужен для создания сложного «рисунка». Словесное рисование
пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим
произведением приём словесного рисования следует применять предельно осторожно, так как при
чтении лирики не должно возникать отчётливых зрительных представлений, не должно быть всё
высказано до деталей,
нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.
При обучении детей пересказу используются представленные на слайде приёмы работы.
Данные приемы работы при обучении учащихся пересказу стимулируют творческую активность
детей, способствуют более глубокому пониманию художественного произведения.
Басни, лирические стихи, сказки в стихах, тексты с большим содержанием диалогов НЕЛЬЗЯ
ПЕРЕСКАЗЫВАТь
На слайде показаны основные требования к пересказу детей.
Их нужно предъявлять с самого начала. Все эти требования взаимосвязаны, нельзя упускать ни одного
из них.
Таким образом, рассмотрев тему «Пересказ как средство развития речи младших школьников на
уроках литературного чтения» мы выяснили условия успешного обучения устному пересказу.
В процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о
которых он рассказывает;
развивается память, расширяется кругозор, развивается способность к сопереживанию. Такой подход к
методике обучению пересказу способствует плодотворной и интересной работе над произведением в
целом, активно развивает речь учащихся. 1) Выделяется эпизод для словесного иллюстрирования
2) «Рисуется» место, где происходит событие.
3) Изображаются действующие лица.
4) Добавляются необходимые детали.
5) «раскрашивается» контурный рисунок.
Предложенный алгоритм работы нужен для создания сложного «рисунка». Словесное рисование
пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим
произведением приём словесного рисования следует применять предельно осторожно, так как при
чтении лирики не должно возникать отчётливых зрительных представлений, не должно быть всё
высказано до деталей,
нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.
При обучении детей пересказу используются представленные на слайде приёмы работы.
Данные приемы работы при обучении учащихся пересказу стимулируют творческую активность
детей, способствуют более глубокому пониманию художественного произведения.
Басни, лирические стихи, сказки в стихах, тексты с большим содержанием диалогов НЕЛЬЗЯ
ПЕРЕСКАЗЫВАТь
На слайде показаны основные требования к пересказу детей.
Их нужно предъявлять с самого начала. Все эти требования взаимосвязаны, нельзя упускать ни одного
из них.
Таким образом, рассмотрев тему «Пересказ как средство развития речи младших школьников на
уроках литературного чтения» мы выяснили условия успешного обучения устному пересказу.
В процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о
которых он рассказывает;
развивается память, расширяется кругозор, развивается способность к сопереживанию. Такой подход к
методике обучению пересказу способствует плодотворной и интересной работе над произведением в
целом, активно развивает речь учащихся.
Статья "Пересказ как средство развития речи младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Пересказ как средство развития речи младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Пересказ как средство развития речи младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Пересказ как средство развития речи младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Пересказ как средство развития речи младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Пересказ как средство развития речи младших школьников на уроках литературного чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.