Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Оценка 4.6

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Оценка 4.6
Документация +3
doc
экология
Детсад
03.03.2019
Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Эта тема очень актуальна в нашем современном мире. В данном статье рассмотрены все приемы и методы для формирования у дошкольников экологического воспитания. Чем раньше мы начнем прививать детям любовь и бережное отношение к природе, тем быстрее у них закладывается позитивное отношение к окружающему и "рукотворному " миру, к себе и окружающим людям.
Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.doc
Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ Взаимодействие   человека   с   природой   чрезвычайно   актуальная   проблема современности:  Веками   человек   был   потребителем   по   отношению   к   природе:   жил   и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях;  Неоправданно варварское уничтожение и загрязнение;   Равнодушное отношение детей к красоте природы; И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитать в детях бережное к ней отношение.  Именно   в   дошкольном   возрасте   усвоение   основ   экологических   знаний   наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов,   тайнами   и   загадками,  заставляет   остановиться,   присмотреться,  задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству  Экологическое   воспитание   детей   дошкольного   возраста   предполагает:   во­первых, формирование осознанно­правильного отношения к природным явлениям и объектам; во­вторых,   ознакомление   детей   с   природой,   в   основе   которого   должен   лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.  Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Выбор   мною   данной   темы   обусловлен   тем,   что   я   сама   сторонник   бережного отношения к природе и поэтому решила, что необходимо дать детям экологические знания и умения о природе и её обитателях. Ведь эти знания и умения помогут увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её. • Основная   задача   детского   сада   по   формированию   у   детей Для   реализации   этих   задач   в   группе   и   МБДОУ   «Детский   сад   №83   «Золотой петушок»   созданы   необходимые   условия:   оформлены   уголки   природы   и экспериментирования, где подобраны атрибуты для исследовательской деятельности детей,   зимний   сад,   музей,   есть     аквариумы   с   рыбками   для   наблюдений.   Регулярно обновляются уголки по формированию ОБЖ в природе. Организовываются выставки детских рисунков, посвященные праздничным и значимым датам, основам безопасности жизни в природе. Задачи   формирования   экологического   воспитания   детей   реализуется   мною   через проведение разнообразных праздников. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного   эпизода   я   старалась   вызвать   у   детей   переживание   гуманных   чувств, сочувствия,   острого   желания   помочь   героям   или   решить   возникшую   проблемную ситуацию. экологической культуры– • Воспитание любви к природе через прямое общение с ней; • Восприятие ее красоты и многообразия;  • Формирование знаний о природе;  • Развитие сопереживания к бедам природы;  • Желание бороться за ее сохранение Для формирования экологической культуры дошкольников я использую различные методы и приемы: • метод наблюдения с подключением различных анализаторов; • опыты и эксперименты; • • словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы ­ описание и т.п.);   практическая   деятельность   в   природе   (труд   в   природе,   экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы); • игровые методы и игра. В   экологическом   воспитании   детей   образовательная   деятельность   выполняет совершенно определенную и очень важную функцию. Поэтому важное внимание в своей работе я уделяла экологическим занятиям.  Мною разработан цикл занятий: «Четыре сестрицы»; «Радуга – дуга»; «Кто живет в реке   и   в   озере»,   «В   гостях   у   Гриба   –   Лесовика».   На   занятиях   дети   знакомятся   с водоемом и его обитателями; выясняют особенности строения деревьев, цветов, ягод и грибов; узнают причины сезонных изменений и как образуется радуга.   Большое   внимание   уделяю   общению   детей   с   природой:   с   деревьями,   птицами, насекомыми.   Нельзя   привить   эмоциональное   отношение   к   природе   по   книгам   и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я провожу целевые прогулки «Зима на участке детского сада», «Золотая осень», «Последний снег», «Свети, свети солнышко».  В   ходе   прогулок   я   знакомлю   детей   с   изменениями   природы   по   сезонам (продолжительность   дня,   погода,   изменения   в   жизни   растений   и   животных,   труд людей).   На   прогулках   мы   вместе   с   детьми   организовываем   игры   с   природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на нашем участке имеется разнообразное   оборудование,   ящики   с   песком,   совочки,   формочки,   печатки.   Детям очень   нравится   играть   в   игры   с   игрушками,   приводимыми   в   движение   ветром «Вертушки»; «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через такие игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. В   своей   работе   с   детьми   я   также   использую   следующие   циклы   наблюдений:   за цветущими   растениями  участка   и  песком   в  песочнице  (сентябрь);   за  аквариумными рыбками (октябрь ­ ноябрь); за ночным небом (декабрь); за ветром  (январь ­ февраль); за ростом лука на подоконнике (февраль ­ март); за ветками деревьев в вазе (апрель ­ май); за насекомыми (в летнее время).  При проведении таких циклов наблюдений я заметила, что у детей создается прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивается умение взаимодействовать с ней.  При   формировании   экологических   знаний   у   детей   большое   значение   придаю исследовательской   деятельности  ­   проведению   опытов.   Мною   разработана   тематика опытов – это опыты с магнитом «Плюс­минус»; воздухом «Воздух­невидимка»; водой «Кому нужна вода?»; песком «Растворимый   ­   не   растворимый».   Опыты   я   всегда строю   на   основе   имеющихся   представлений,   которые   дети   получили   в   процессе наблюдений и труда. В ходе обучения я обращаю внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляется возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус,   если   это   безопасно.   Ведь   опыты   способствуют   формированию   у   детей познавательного   интереса   к   природе,   развивают   наблюдательность,   мыслительную деятельность. Большое значение при закреплении экологических знаний у детей я придаю ведущей форме   деятельности   дошкольников   ­   игре   (сюжетно­ролевые,   подвижные, самостоятельные   игры   экологического   и   природоведческого   содержания).   Для удобства   использования   экологических   игр   на   занятиях   мною   были   изготовлены картотеки   экологических   игр   по   возрастам.   С   детьми   мы   играли   в   различные экологические игры: « Тонет­ не тонет»; «Что сажают в огороде», «Найди листок, как на дереве», «Вершки – корешки», «Огонь, вода, земля, воздух», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу», «С какого дерева лист?» и многие другие. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры­превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой   природы,   например   «Лечебница   Пилюлькина»;   «Приготовь   лекарство», «Построй   домик   животному».   Разыгрывали   сюжетно­ролевые   игры   такие,   как: «Спасатели»; «Пароход»; «Водолазы»; «Огород». Большое значение я придаю работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными   усилиями   мы   можем   решить   главную   задачу   ­   воспитание   человека   с большой   буквы,   человека   экологически   грамотного.   В   работе   с   родителями   по экологическому   воспитанию   детей   я   использовала   как   традиционные   формы (родительские   собрания   «Экологическое   воспитание   детей   дома»,   различные консультации,   беседы   «Красота   природы»;   «Мир   глазами   детей»),   так   и нетрадиционные   (круглый   стол «Как   правильно   воспитать   экологически   грамотного ребенка», дискуссии «Расширяйте кругозор детей»).  В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического воспитания   детей,   и   провела   анкетирование   родителей   по   теме  «Экологическое воспитание детей». Оказалось, что многие родители думают, что говорить с детьми об экологическом   воспитании   рано.   Поэтому   мною   проводились   групповые, индивидуальные беседы с родителями, давались краткие советы и рекомендации. Я советовала родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы, объясняла,   что   во   время   наблюдений   расширяется   кругозор,   любознательность, внимание, мышление.  В   ходе   работы   я   предлагала   родителям   сходить   с   детьми   в   тундру,   к   речке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советовала родителям, какие книги можно прочитать с детьми, какие стихи разучить. Такие формы работы дают возможность  продемонстрировать  родителям, какие знания о природе есть у детей, показать,   что   эти   знания   необходимы   для   формирования   основ   экологической культуры. Для   родительского   уголка   я   подобрала   и   оформила   следующие   консультации, буклеты: «Родители говорят о безопасности»; «Малина ­ в каждом доме»; «Сбережем родную природу»; «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»; «Формы организации  экологического  воспитания дошкольников» и др. Вместе  с  родителями изготовили   мини­книжки   «Бабушкины   рецепты»,   где   включены   лечебные   травы   и рецепты изготовления из них лекарств; фотоальбом «Мое любимое животное», где дети рассказывают о своих любимых домашних животных;  Знакомить детей с родным краем мне помогают сотрудники музеев: Музея истории освоения и развития НПР (Талнахский филиал музея) и Государственного природного заповедника   «Большой   Арктический».   Работники   музеев   знакомят   детей   с разнообразием  растительного  и  животного  мира   родного  края «Мхи  и  лишайники», «Лемминги» предоставляют воспитанникам разнообразные музейные экспонаты. Также   мною   разработаны   краткосрочные   экологические   проекты:   «Животные Арктики». Цель проекта: Знакомство с Арктикой; с особенностями природных условий Арктического края; с животными Арктики; их внешнем виде, образе жизни и повадках. По   итогам   работы   нал   проектом   мною   совместно   с   родителями   была   оформлена предметно­развивающая среда: изготовлен макет Арктики с вылепленными животными из соленого теста, оформлены фотоальбомы «Кто на Севере живет?», «Исчезающие животные».  Проект «Дикая природа Таймыра», целью которого является: формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.   Способствовать   развитию   представлений   о   растительном   и   животном   мире Севера (на примере белого медведя, северного оленя, песца). В результате проектной деятельности   был   оформлен   в   группе   «Гербарий»   растений   Таймыра,   пополнена «Красная книга» с исчезающими растениями, составлена картотека дидактических игр по проекту. Для   формирования   экологических   знаний   и   умений   я   использую   также   труд   в природе: различные трудовые поручения, уход за растениями, посадка лука, укропа, петрушки ит.д. Также мною были  созданы экологические   модели: Календарь природы и Цветик­ семицветик.   Наш   календарь   представляет   собой   прозрачные   емкости   с   моделями четырех времен года. Каждое время года представлено макетом дерева с характерными признаками   того   или   иного   сезона.   К   модели   каждого   времени   года   прилагаются дополнительные   детали:   изображения   осадков,   животных,   овощей,   фруктов   и предметов, связанных с деятельностью детей. Еще одно пособие – комнатное растение в прозрачном горшке с «землей», «песком», керамзитовым   дренажем,   набором   из   насекомых   и   животного.   Его   оригинальность заключается   в   том,  что   это   –  вязаная   ручная   работа   со   съемными   деталями.     Оба пособия   используются   как   на   занятиях,   так   и   для   индивидуальной   деятельности. Подробное описание этих пособий представлено в буклетах. Также в нашем детском саду проводятся природоохранные акции: • «День цветов» (посадка цветочных аллей); • «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям; • «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ); • «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) • «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых).  Подводя   итоги   работы,   хочется   отметить,   что   она   проводилась   не   зря,   заметно изменилось   отношение   детей   к   природным   объектам.   Они   с   интересом   слушают рассказы  о животных  и  растениях,  задают  много  дополнительных  интересующих  их вопросов.   Знания,   полученные   на   занятиях   дети  «проверяют»   в   самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.         Свое выступление хотелось бы закончить словами: Всё хорошее в людях ­ из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019