Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Оценка 4.6
Документация +3
doc
экология
Детсад
03.03.2019
Эта тема очень актуальна в нашем современном мире. В данном статье рассмотрены все приемы и методы для формирования у дошкольников экологического воспитания. Чем раньше мы начнем прививать детям любовь и бережное отношение к природе, тем быстрее у них закладывается позитивное отношение к окружающему и "рукотворному " миру, к себе и окружающим людям.
Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.doc
Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности:
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и
пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях;
Неоправданно варварское уничтожение и загрязнение;
Равнодушное отношение детей к красоте природы;
И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского
уничтожения и загрязнения, воспитать в детях бережное к ней отношение.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее
продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто
живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и
запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился
и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: вопервых,
формирование осознанноправильного отношения к природным явлениям и объектам;
вовторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать
экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относиться к миру
природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Выбор мною данной темы обусловлен тем, что я сама сторонник бережного
отношения к природе и поэтому решила, что необходимо дать детям экологические
знания и умения о природе и её обитателях. Ведь эти знания и умения помогут увидеть
и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.
• Основная задача детского сада по формированию у детей
Для реализации этих задач в группе и МБДОУ «Детский сад №83 «Золотой
петушок» созданы необходимые условия: оформлены уголки природы и
экспериментирования, где подобраны атрибуты для исследовательской деятельности
детей, зимний сад, музей, есть аквариумы с рыбками для наблюдений. Регулярно
обновляются уголки по формированию ОБЖ в природе. Организовываются выставки
детских рисунков, посвященные праздничным и значимым датам, основам безопасности
жизни в природе.
Задачи формирования экологического воспитания детей реализуется мною через
проведение разнообразных праздников. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки,
отдельного эпизода я старалась вызвать у детей переживание гуманных чувств,
сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную
ситуацию.
экологической культуры–
• Воспитание любви к природе через прямое общение с ней;
• Восприятие ее красоты и многообразия;
• Формирование знаний о природе;
• Развитие сопереживания к бедам природы;
• Желание бороться за ее сохранение Для формирования экологической культуры дошкольников я использую различные
методы и приемы:
• метод наблюдения с подключением различных анализаторов;
• опыты и эксперименты;
•
•
словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы описание и т.п.);
практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические
акции, изобразительная деятельность с отображением природы);
• игровые методы и игра.
В экологическом воспитании детей образовательная деятельность выполняет
совершенно определенную и очень важную функцию. Поэтому важное внимание в своей
работе я уделяла экологическим занятиям.
Мною разработан цикл занятий: «Четыре сестрицы»; «Радуга – дуга»; «Кто живет в
реке и в озере», «В гостях у Гриба – Лесовика». На занятиях дети знакомятся с
водоемом и его обитателями; выясняют особенности строения деревьев, цветов, ягод и
грибов; узнают причины сезонных изменений и как образуется радуга.
Большое внимание уделяю общению детей с природой: с деревьями, птицами,
насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и
рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью,
услышать пение птиц. Поэтому я провожу целевые прогулки «Зима на участке детского
сада», «Золотая осень», «Последний снег», «Свети, свети солнышко».
В ходе прогулок я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам
(продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд
людей). На прогулках мы вместе с детьми организовываем игры с природным
материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на нашем участке имеется
разнообразное оборудование, ящики с песком, совочки, формочки, печатки. Детям
очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром
«Вертушки»; «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через такие игры дети могут
определить силу и направление ветра, его контрастность.
В своей работе с детьми я также использую следующие циклы наблюдений: за
цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными
рыбками (октябрь ноябрь); за ночным небом (декабрь); за ветром (январь февраль);
за ростом лука на подоконнике (февраль март); за ветками деревьев в вазе (апрель
май); за насекомыми (в летнее время).
При проведении таких циклов наблюдений я заметила, что у детей создается прочный
фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивается умение
взаимодействовать с ней.
При формировании экологических знаний у детей большое значение придаю
исследовательской деятельности проведению опытов. Мною разработана тематика
опытов – это опыты с магнитом «Плюсминус»; воздухом «Воздухневидимка»; водой
«Кому нужна вода?»; песком «Растворимый не растворимый». Опыты я всегда
строю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе
наблюдений и труда. В ходе обучения я обращаю внимание на то, чтобы задействовать
все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляется
возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на
вкус, если это безопасно. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную
деятельность.
Большое значение при закреплении экологических знаний у детей я придаю ведущей
форме деятельности дошкольников игре (сюжетноролевые,
подвижные,
самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Для
удобства использования экологических игр на занятиях мною были изготовлены
картотеки экологических игр по возрастам. С детьми мы играли в различные
экологические игры: « Тонет не тонет»; «Что сажают в огороде», «Найди листок, как
на дереве», «Вершки – корешки», «Огонь, вода, земля, воздух», «Знаешь ли ты грибы?»,
«Узнай и назови», «Путешествие по лесу», «С какого дерева лист?» и многие другие.
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игрыпревращения,
направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам
неживой природы, например «Лечебница Пилюлькина»; «Приготовь лекарство»,
«Построй домик животному». Разыгрывали сюжетноролевые игры такие, как:
«Спасатели»; «Пароход»; «Водолазы»; «Огород».
Большое значение я придаю работе с родителями. Только опираясь на семью, только
совместными усилиями мы можем решить главную задачу воспитание человека с
большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по
экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы
(родительские собрания «Экологическое воспитание детей дома», различные
консультации, беседы «Красота природы»; «Мир глазами детей»), так и
нетрадиционные (круглый стол «Как правильно воспитать экологически грамотного
ребенка», дискуссии «Расширяйте кругозор детей»).
В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического
воспитания детей, и провела анкетирование родителей по теме «Экологическое
воспитание детей». Оказалось, что многие родители думают, что говорить с детьми об
экологическом воспитании рано.
Поэтому мною проводились групповые,
индивидуальные беседы с родителями, давались краткие советы и рекомендации.
Я советовала родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы,
объясняла, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность,
внимание, мышление.
В ходе работы я предлагала родителям сходить с детьми в тундру, к речке,
рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советовала родителям, какие
книги можно прочитать с детьми, какие стихи разучить. Такие формы работы дают
возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей,
показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической
культуры.
Для родительского уголка я подобрала и оформила следующие консультации,
буклеты: «Родители говорят о безопасности»; «Малина в каждом доме»; «Сбережем
родную природу»; «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»; «Формы
организации экологического воспитания дошкольников» и др. Вместе с родителями
изготовили миникнижки «Бабушкины рецепты», где включены лечебные травы и
рецепты изготовления из них лекарств; фотоальбом «Мое любимое животное», где дети
рассказывают о своих любимых домашних животных;
Знакомить детей с родным краем мне помогают сотрудники музеев: Музея истории
освоения и развития НПР (Талнахский филиал музея) и Государственного природного заповедника «Большой Арктический». Работники музеев знакомят детей с
разнообразием растительного и животного мира родного края «Мхи и лишайники»,
«Лемминги» предоставляют воспитанникам разнообразные музейные экспонаты.
Также мною разработаны краткосрочные экологические проекты: «Животные
Арктики». Цель проекта: Знакомство с Арктикой; с особенностями природных условий
Арктического края; с животными Арктики; их внешнем виде, образе жизни и повадках.
По итогам работы нал проектом мною совместно с родителями была оформлена
предметноразвивающая среда: изготовлен макет Арктики с вылепленными животными
из соленого теста, оформлены фотоальбомы «Кто на Севере живет?», «Исчезающие
животные».
Проект «Дикая природа Таймыра», целью которого является: формирование у детей
дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и
неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период
жизни. Способствовать развитию представлений о растительном и животном мире
Севера (на примере белого медведя, северного оленя, песца). В результате проектной
деятельности был оформлен в группе «Гербарий» растений Таймыра, пополнена
«Красная книга» с исчезающими растениями, составлена картотека дидактических игр
по проекту.
Для формирования экологических знаний и умений я использую также труд в
природе: различные трудовые поручения, уход за растениями, посадка лука, укропа,
петрушки ит.д.
Также мною были созданы экологические модели: Календарь природы и Цветик
семицветик. Наш календарь представляет собой прозрачные емкости с моделями
четырех времен года. Каждое время года представлено макетом дерева с характерными
признаками того или иного сезона. К модели каждого времени года прилагаются
дополнительные детали: изображения осадков, животных, овощей, фруктов и
предметов, связанных с деятельностью детей.
Еще одно пособие – комнатное растение в прозрачном горшке с «землей», «песком»,
керамзитовым дренажем, набором из насекомых и животного. Его оригинальность
заключается в том, что это – вязаная ручная работа со съемными деталями. Оба
пособия используются как на занятиях, так и для индивидуальной деятельности.
Подробное описание этих пособий представлено в буклетах.
Также в нашем детском саду проводятся природоохранные акции:
• «День цветов» (посадка цветочных аллей);
• «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу
детям;
• «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок
в украшении жилищ);
• «Зоркое око» (фото красивых мест родного края)
• «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых).
Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря, заметно
изменилось отношение детей к природным объектам. Они с интересом слушают
рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их
вопросов. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной
экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
Свое выступление хотелось бы закончить словами: Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.