Исследовательская работа по теме: «Проблемы утилизации бытовых отходов города Лангепас»

  • Документация
  • docx
  • 01.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Президент России В. В. Путин в своем послании парламенту в 2018 году заявил о необходимости сократить количество свалок. В связи с чем Государственной Думой внесены изменения в закон «Об отходах производства и потребления». Новый порядок вступил в силу 1 января 2019 года. С этой даты принято считать начало современной «мусорной» реформы в России. Кстати, официально она называется «Реформой обращения с отходами производства и потребления». И рассчитана вплоть до 2030 года. По данным на 2024 год, каждый житель России в среднем выбрасывает 600-800 кг мусора в год. Если бы из всех отходов нашей страны построили бы башню шириной в 1 метр, по ней можно было бы добраться до Луны. Всего лишь около 2% отходов сжигается и примерно 4% отправляется на вторичную переработку. А остальное гниет на свалках, выбрасывая в атмосферу опасные газы, а разлагающийся пластик отравляет воду и почву. К тому же мусорные полигоны привлекают крыс-разносчиков болезней. Свалки в России в 2024году занимали площадь примерно 4 миллиона гектар. Это территория нескольких государств. Если вдуматься, мы живем на настоящих мусорных островах. Осознавая масштаб катастрофы, Правительство просто не могло оставаться в стороне. И запустило в России «мусорную» реформу. В процессе развития человеческой цивилизации абсолютное количество твердых бытовых отходов неуклонно возрастало. Это связано с ростом населения, с чрезмерной концентрацией его в городах и изменением образа жизни людей. Тема для проекта была выбрана неслучайно, она актуальна не только для крупных городов (для городов с большой численностью населения), но и для таких небольших, как наш город Лангепас. Взрослые, воспитывая экологическую культуру в детях без навязывания правильных решений, а выступая в роли «навигатора», дают им возможность приобретать свой личный опыт не только правильных, но и ошибочных решений. Кроме того, они предоставляют им возможность самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения.
Иконка файла материала исслед работа.docx

 

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-практическая конференция студентов

 

Исследовательская работа по теме:

«Проблемы утилизации бытовых отходов города Лангепас»

 

Тематическое направление

«Проблемы современности»

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. исполнителя :

Сергеева Алёна Александровна,

студентка I курса,

специальность 46.02.01 «Документационное обеспечение»

                                                            

Руководитель:

Сгибнева Наталья Николаевна,

преподаватель физики высшей кв. кат.

 

 

 

2024 год

 

Оглавление

Введение. 2

1.Основная часть. 4

1.1. Современное состояние проблемы.. 4

1.2 .Подготовительный этап. 5

2. Основная часть проекта. 6

2.1. Краткий обзор экологических привычек. 6

2.2.Исследование. 7

2.3. Результаты  исследования. 7

Прием макулатуры в Лангепасе. 8

2.4. Выводы и предложения. 9

2.5. Возможные пути решения проблемы.. 9

3.Заключение. 12

4.Список литературы.. 12

Приложение 1. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Президент России В. В. Путин в своем послании парламенту в 2018 году заявил о необходимости сократить количество свалок. В связи с чем Государственной Думой внесены изменения в закон «Об отходах производства и потребления». Новый порядок вступил в силу 1 января 2019 года. С этой даты принято считать начало современной «мусорной» реформы в России. Кстати, официально она называется «Реформой обращения с отходами производства и потребления». И рассчитана вплоть до 2030 года.

По данным на 2024 год, каждый житель России в среднем выбрасывает 600-800 кг мусора в год. Если бы из всех отходов нашей страны построили бы башню шириной в 1 метр, по ней можно было бы добраться до Луны. Всего лишь около 2% отходов сжигается и примерно 4% отправляется на вторичную переработку. А остальное гниет на свалках, выбрасывая в атмосферу опасные газы, а разлагающийся пластик отравляет воду и почву. К тому же мусорные полигоны привлекают крыс-разносчиков болезней.

Свалки в России в 2024году занимали площадь примерно 4 миллиона гектар. Это территория нескольких государств. Если вдуматься, мы живем на настоящих мусорных островах. Осознавая масштаб катастрофы, Правительство просто не могло оставаться в стороне. И запустило в России «мусорную» реформу.

 В процессе развития человеческой цивилизации абсолютное количество твердых бытовых отходов неуклонно возрастало. Это связано с ростом населения, с чрезмерной концентрацией его в городах и изменением образа жизни людей. Тема для проекта была выбрана неслучайно, она актуальна не только для крупных городов (для городов с большой численностью населения), но и для таких небольших, как наш город Лангепас.

Взрослые, воспитывая экологическую культуру в детях без навязывания правильных решений, а выступая в роли «навигатора», дают им возможность приобретать свой личный опыт не только правильных, но и ошибочных решений. Кроме того, они предоставляют им возможность самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения.

Гипотеза  К имеющимся направлениям реформы следовало бы добавить развитие информационной среды об экологических проблемах, мусорном следе, правильных способах сортировки отходов. Это помогло бы привлечь граждан к достижению целей реформы.

Цель предоставить возможность реализации права на получение достоверной информации о качестве окружающей среды, состоянии и охране ценных природных объектов на территории города Лангепас; повысить общественную активность студентов в необходимости экономии природных ресурсов, конструктивном решении социально-экологических проблем.

 

 Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1)           провести поисковую деятельность информационных источников, относящихся к проблеме исследовательско-просветительского проекта;

2)           провести анализ литературы, опубликованные на региональных сайтах в сети Интернет;

3)           на подготовительном этапе оценить отношение студентов к природе путём проведения анкетирования, проанализировав результаты которого можно будет судить о фактической сформированности или несформированности экологических привычек;

4)           изготовить брошюру, информирующую о рекомендациях утилизации мусора;

5)           осветить проблему бытовых отходов на примере двух семей, принимающих участие в эксперименте;

6)           провести акцию «ЭКО- привычки в каждый дом»

7)           формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов

1.Основная часть

1.1. Современное состояние проблемы

Поверхность земли испытывает самую значительную по массе и очень опасную антропогенную нагрузку. Если в атмосферу выбрасывается менее 1 млрд. тонн вредных веществ (без СО2), а в гидросферу – около 15 млрд. тонн загрязнителей, то на землю попадает ежегодно примерно 85 млрд. тонн антропогенных отходов. По некоторым оценкам, их общий объём к концу 90-х годов превысил 1500 куб. км, что соответствует объёму 600 тыс. пирамид Хеопса. Если даже преобладающая часть этого объёма химически инертна, то для того чтобы его разместить на земле, человек уничтожает природные экосистемы значительной площади.

В Российской Федерации ежегодно образуется около 7 млрд. тонн промышленных отходов. На территории страны в отвалах, свалках, полигонах, хранилищах накоплено порядка 80 млрд. тонн твёрдых отходов, в том числе более 1.1 млрд. тонн токсичных промышленных отходов. Их количество ежегодно возрастает примерно на 120 млн. тонн. Главные техногенные загрязнители земли – это тяжёлые металлы, пестициды, нефтепродукты и их высокотоксичные производные.

  Бытовые отходы, образующиеся в бытовых условиях, обычно твердые, состоящие из твердых веществ (пластмасса, бумага, стекло, кожа и др.) и пищевых отбросов. Но они могут быть и жидкими, представленными сточными водами бытового назначения.

Одна из серьёзных экологических проблем – твёрдые бытовые отходы (ТБО). В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, обёрточной бумаги и кончая изношенной одеждой, разбитой посудой и вышедшей из строя бытовой техникой. По данным на 2021 год, на каждого из 6 млрд. жителей нашей планеты приходится в среднем около 2,5 тонн мусора в год. Его количество ежегодно возрастает примерно на 120 млн. тонн. В городах и крупных посёлках Российской Федерации каждый год образуется 140 млн. куб. м ТБО, т. е. почти по кубометру на каждого жителя.

Основную массу ТБО составляют пищевые отходы и бумага, что видно из приведенных данных. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Есть несколько причин увеличения количества мусора:

1. Увеличение производства товаров массового потребления одноразового использования;

2. Увеличение количества упаковки;

3. Повышение уровня жизни, позволяющего пригодные к использованию вещи заменять новыми.

В целом по стране промышленным методом (на мусоросжигательных заводах) перерабатывается только до 5% ТБО, остальное идёт в захоронения. Причём более 70% отходов вывозится на несанкционированные свалки, занимающие порядка 250 тыс. га. земли. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах.

Особенность современных отходов – трудность их биохимического распада. Количество и разнообразие отходов стали так велики, что проблема их хранения и утилизации с каждым годом становится всё актуальнее для любой страны мира.

1.2 .Подготовительный этап

 

Каким же образом можно понять, достаточно ли развито у человека отношение к природе, окружающему миру. Исследование всегда начинается с анализа проблемы. Для этого в колледже я провела анкетирование, и сделала аналитическую справку по теме: «Мое отношение к природе»

Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь.

Порядок работы. Прочитать вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выбрать один из трех ответов и записать на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложить. Подсчитать, сколько баллов набрали. Сравнить результат (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

2. Основная часть проекта

 

 

2.1. Краткий обзор экологических привычек

 «Мои экологические привычки», предлагаются следующие экологические привычки:

1)           воспитываю свою волю;

2)           изучаю культурное наследие, доставшееся мне от тех, кто жил на этой земле до меня;

3)           стараюсь не оставлять следов своего пребывания на природе (в парке, в лесу, у водоема);

4)           не делаю зла своим соседям;

5)           я помогаю предотвращать изменение климата;

6)           соблюдаю меру в покупках;

7)           придумываю, как использованные вещи могут еще послужить;

8)           я действую аккуратно

Каждая из этих привычек интересна для изучения и актуально звучит в сложившейся экологической обстановке, но нам бы хотелось остановить внимание на трех: «стараюсь не оставлять следов своего пребывания на природе (в парке, в лесу, у водоема)», «придумываю, как использованные вещи могут еще послужить», которые послужат основой нашего проекта.

2.2.Исследование.

 

 Мусор сортировали, а затем тщательно взвешивали. В исследовании приняли участие две семьи. Результаты исследований приведеныПриложение 3

 Общий вес отходов за неделю – 8210гр=8кг., за месяц – 32840гр=33кг., за год – 394080гр=394кг.

Мы видим, что в мусорной корзине больше всего стекла: разбитых банок, цветочных горшков. Практически одинаковое количество мусора по весу из бумаги и металла. Много в мусоре пищевых отходов.

 Общий вес отходов за неделю – 10694гр=10,5кг, за месяц – 42776гр=43кг,за год – 513317гр=513кг.

В мусорной корзине второй семьи больше всего других отходов: сломанных игрушек, старой одежды. Так же почти одну третью часть занимают пищевые отходы. Металла, пластмассы, бумаги в мусоре незначительное количеств

Общий вес отходов за неделю – 3935гр=4кг., за месяц – 15740гр=15,7кг., за год –188880гр=188,8кг.

В мусорной корзине 5 семьи также много пищевых и других отходов – старых вещей, сломанных игрушек.

Исходя из этих данных, можно рассчитать среднее количество мусора за неделю, месяц, год, а также процентную долю каждой категории отходов. Результаты расчетов представлены в таблице № 3

2.3. Результаты  исследования.

Согласно ранее упомянутой методики нами проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьёй из четырёх человек за неделю, месяц, год

Общий вес отходов за неделю – 5,6 кг., за месяц – 22,4 кг., за год –  268,5 кг.

Из приведенных данных видно, что основную массу ТБО составляют пищевые отходы, стекло, пластиковые бутылки, бумага, а также другие отходы. 

Исходя из этих данных, можно рассчитать количество мусора на одного человека: в неделю – 1,4 кг., за месяц – 5,6 кг., за год – 67,2 кг.

В настоящее время в Лангепасе  проживает 44 646 тысяч человек. Если произвести расчеты на количество жителей города, то получится, что за неделю в городе образуется  158,6 кг мусора, за месяц – 634,5  кг, за год –7613,7 кг мусора=7,6 тонн

Если производить сортировку мусора и сдавать на вторичную переработку бумагу и стекло, то количество мусора уменьшится на 30,1%. Таким образом, количество мусора в городе за год составит 5330кг=5,3тонн. А если собирать пищевые отходы и компостировать их, то количество мусора уменьшится еще на 34,5% и составит за год 3464,5кг=3,5тонн.

 

Хотя столица Ханты-Мансийск славится лесами и деревообрабатывающим производством, но даже в Лангепасе массовые вырубки лесов становятся серьёзной проблемой для экологической ситуации в регионе, и наилучшим вариантом для того, чтобы решить эту проблему, является переработка макулатуры для последующего повторного производства бумаги.
Вторичное сырье и, в частности, макулатура являются наиболее распространенным видом промышленных и бытовых отходов, следовательно, применяя её в производстве бумаги существенно сокращается уровень промышленных вырубок древесины и количество мусора на улице.

Прием макулатуры в Лангепасе.

Сбор, а также переработка вторичного сырья, актуальны для любого российского города вне зависимости от его размеров и промышленного потенциала. Макулатуру принимают даже в самых небольших городках и посёлках, что уж говорить о таких административных центрах, как Кызыл. Накопление бумаги происходит и на бытовом уровне, и на уровне производственном. Исходя из этих пунктов  приемы макулатуры занимаются скупкой и переработкой вторичного сырья не только у физических, но и у юридических лиц города.

 

2.4. Выводы и предложения

Весь этот мусор вывозится в лучшем случае на мусорную свалку, в худшем в ближайшую лесополосу или в подвал соседнего дома. Поэтому необходимо уже в домашних условиях сортировать мусор в разную тару и, по возможности, сдавать вторичное сырье в пункты приема.

Если этот мусор подвергать сортировке и бумагу, стекло сдавать на вторичную переработку, то количество мусора уменьшится. А если собирать пищевые отходы и компостировать их, в дальнейшем использовать как удобрение, то количество мусора в городе можно снизить почти  на половину.

Исходя из приведенных данных, сделан вывод, что поставленная  гипотеза справедлива и количество мусора в семье можно  уменьшить. Для этого нам нужно создать систему переработки мусора

 

2.5. Возможные пути решения проблемы

Одним из обязательных условий при решении проблемы ТБО должен быть полный отказ от любых форм сжигания отходов.

1.         В каждом городе России необходимо в кратчайшие сроки разработать и внедрить систему выделения пищевых отходов из общего объема ТБО, органические остатки должны перерабатываться в компост. Возможно, создать систему муниципальных магазинов, в которых продавались бы товары, произведенные из вторсырья, и в них можно было бы узнать различные способы изготовления бытового компоста.

2.         В самые кратчайшие сроки необходимо поднять тарифы на полигонное захоронение с учетом всего ущерба, который оно наносит (нарушение почвенного покрова, загрязнение, эрозия и т.д.). Одновременно с этим, надлежит установить налоговые льготы и снижение платежей для предприятий и организаций всех форм собственности, а также для жилого сектора, участвующего в программах по селективному сбору ТБО. Другими словами, полная оплата всех затрат для тех, кто продолжает вывозить смешанные ТБО на полигоны и за счет этого, компенсация затрат тем, кто направляет отходы на вторичную переработку и использование. Периодически тарифы на полигонное захоронение должны пересматриваться в сторону увеличения.

3.         В городах нужно ввести специальный сбор для всех производителей, импортеров и продавцов. Он должен уплачиваться в том случае, если продаваемый товар или упаковка товара не могут быть использованы повторно, сложны в переработке или вообще не подлежат переработке. Для всех видов упаковки должна быть установлена залоговая стоимость, которая сделает возврат упаковки к производителю/продавцу/импортеру более привлекательным для потребителя. В свою очередь, необходимо установить налоговые и прочие льготы для производителей (продавцов или импортеров) биоразлагаемых товаров/товаров в биоразлагаемой упаковке.

4.         В городе необходимо создать совет по минимизации отходов и их переработке. Задачами этого совет будет является установка платежей за полигонное захоронение, ведение контроля за образованием отходов, разработка механизмов, помогающих минимизировать образование мусора. Необходимо также проводить образовательные программы для населения, предприятий и организаций всех форм собственности. Совет будет определять правила и выдавать лицензии на сбор, транспортировку и переработку и/или захоронение отходов.

5.         Индустрия сбора, транспортировки и переработки ТБО должна быть приватизирована, но не монополизирована. Правила приватизации и контроль должен осуществлять Совет.

6.         В единой системе городского госзаказа необходимо предусматривать преимущества для предприятий и организаций, производящих или поставляющих товары и продукцию, производимые из вторичного сырья или с использованием вторсырья.

Исходя из поставленных задач, мы сделали выводы:

1) Была изучена  литература по  проблеме бытовых отходов;

2) Исследован мусор, накопленный в мусорной корзине одной семьёй;

3) Произведены расчеты количества мусора на семью, на одного человека за неделю, за месяц, за год;

4) Рассчитано среднее количество выбрасываемого мусора за неделю, за месяц, за год в г.Лангепас;

5) Выявлены пункты приема и переработки вторичного сырья в городе;

6) Разработан буклет для жителей, призывающий использовать правила утилизации в быту.

  7) Выявлены возможные пути решения проблемы;

3.Заключение.
Сейчас проблема бытовых отходов является одной из главнейших проблем в мире. С каждым годом отходов становится все больше и больше. Состав их усложняется, следовательно, увеличивается токсичность таких отходов.  И срок их разложения тоже очень долгий процесс. Заботясь, о сегодняшнем выгоде мы наносим огромный ущерб нашей же экологии. Если мы в ближайшие сроки не предпримем действия, мы не сможем сберечь её для будущих поколений.

Через несколько десятков лет защита и восстановление экологии потребует гораздо больших вложений, чем полученное в сегодняшний день выгода. Мы сознательно убиваем свою природу, думая только о сегодняшнем выгоде и комфорте.

 

 

 

4.Список литературы

1.             Евгений Рихванов. Экологический журнал "Волна" №18(1), 1999. Твердые бытовые отходы. http://www.recyclers.ru/modules/section/item.php?itemid=189

2.             Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

3.             Коробкин В. И., Передельский Л. В. ЭКОЛОГИЯ. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4.             Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.

5.             Утилизация отходов.  http://pererabotka-musora.ru/.shtml

6.                 Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.

7.                 Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия. - М.: Новая школа, 1996).

8.                 Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.

9.                 Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М. 2000. 174с.

10.            Цветкова И.В., «Экологический светофор для младших школьников», Педагогическое общество России, Москва, 2000.

11.            Яковлев А. Удастся ли избавить Москву от пластиковых пакетов? Жители столицы скоро будут покупать пакеты в биоразлагаемой упаковке. Журнал «Экология и жизнь» 9(94), 2009. – 100 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Ориентировочный морфологический состав ТБО городов России.

            Для разных городов и регионов России состав ТБО изменяется в широких пределах. Кроме того, в каждом городе состав ТБО зависит даже от дней недели и сезона года. Например, содержание пищевых отходов весной составляет 20 – 25 %, а осенью 40 – 50 % , что связано с большим потреблением овощей и фруктов. Наметилась тенденция к увеличению содержания бумаги, полимерных материалов

Приложение 2

№ п/п

Вопросы

Ответы и баллы

1

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

 

 

 

2

Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и  непривлекательные («некрасивые»)?

 

 

 

3

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

 

 

 

4

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?

 

 

 

5

Цените ли вы разнообразие в природе?

 

 

 

6

Влияет ли природа на ваше настроение?

 

 

 

7

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

 

 

 

8

Все ли в окружающей природе вас интересует?

 

 

 

9

Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?

 

 

 

10

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

 

 

 

11

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

 

 

 

12

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

 

 

 

13

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

 

 

 

14

Влияет ли природа на ваше поведение?

 

 

 

15

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)?

 

 

 

16

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

 

 

 

17

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

 

 

 

18

Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

 

 

 

19

Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах?

 

 

 

20

Или в более старшем возрасте?

 

 

 

21

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?

 

 

 

22

Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

 

 

 

23

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

 

 

 

24

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

 

 

 

25

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.

От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.

От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.

Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.

Проанализировав результаты, вы можете судить о сформированности или несформированности экологических привычек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 Таблица 1

Количество и состав мусора  семьи № 1

Дни недели

Пищевые отходы

(грамм)

Бумага

 

Металл

 

Пластмасс

 

Стекло,

керамика

Другие отходы

 

1. Понедельник

50

80

100

55

400

30

2. Вторник

70

60

120

50

-

50

3. Среда

200

90

-

60

900

100

4. Четверг

500

60

200

65

600

70

5. Пятница

420

40

90

110

150

90

6. Суббота

330

150

120

70

20

20

7. Воскресенье

210

200

90

75

2100

15

Всего

1780

680

720

485

4170

375

Процентная доля

21,7%

8,3%

8,8%

5,9%

50,8%

4,5%

 Общий вес отходов за неделю – 8210гр=8кг., за месяц – 32840гр=33кг., за год – 394080гр=394кг.

Мы видим, что в мусорной корзине больше всего стекла: разбитых банок, цветочных горшков. Практически одинаковое количество мусора по весу из бумаги и металла. Много в мусоре пищевых отходов.

 

 

 

  Таблица 2

 

Количество и состав мусора  семьи № 2

Дни недели

Пищевые отходы

Бумага

 

Металл

 

Пластмасс

 

Стекло,

керамика

Другие отходы

 

1. Понедельник

500

60

5

8

900

3000

2. Вторник

350

30

10

15

100

-

3. Среда

500

15

-

-

-

2000

4. Четверг

350

50

-

9

-

-

5. Пятница

400

60

2

-

70

900

6. Суббота

520

200

10

20

-

-

7. Воскресенье

550

60

-

-

-

-

Всего

3170

475

27

52

1070

5900

Процентная доля

29,6%

4,4%

0,3%

0,5%

10%

55,2%

 Общий вес отходов за неделю – 10694гр=10,5кг, за месяц – 42776гр=43кг,за год – 513317гр=513кг.

В мусорной корзине второй семьи больше всего других отходов: сломанных игрушек, старой одежды. Так же почти одну третью часть занимают пищевые отходы. Металла, пластмассы, бумаги в мусоре незначительное количество.

Исходя из этих данных, можно рассчитать среднее количество мусора за неделю, месяц, год, а также процентную долю каждой категории отходов. Результаты расчетов представлены в таблице № 3

 

 Результаты  исследования.

Согласно ранее упомянутой методики нами проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьёй из четырёх человек за неделю, месяц, год

Среднее количество и состав мусора

Дни недели

Пищевые отходы

Бумага

 

Металл

 

Пластмасс

 

Стекло,

керамика

Другие отходы

 

1 семья

1780

680

720

485

4170

375

2 семья

3170

470

30

52

1070

5900

Процентная доля

34,5%

9,5%

4,9%

4,5%

20,6%

26%

Общий вес отходов за неделю – 5,6 кг., за месяц – 22,4 кг., за год –  268,5 кг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Экологическая привычка – вторая жизнь использованным вещам

 

Среди прочих экологических привычек, выделяемых автором книги, хотелось бы выделить следующую: вторая жизнь использованным вещам. Вокруг нас много различных ненужных вещей. Откуда они появляются, и почему их иногда так много? Чрезвычайно большое потребление может быть связано с незнанием меры, с завистью к более состоятельным, желанием казаться «круче». Как следствие найти применения всем вещам представляется невозможным. Просмотрев электронные ресурсы Иркутской области, мы пришли к выводу, что в решении этой проблемы заинтересованы многие жители нашего региона. Так, например, на сайте совместных покупок Иркутской области в разделе «Пристрой» (http://sp.38mama.ru/pristroy/) можно продать за символическую цену ненужные вещи, которые могут оказаться полезными для других людей: одежду, украшения, косметику, кухонные приборы, канцелярские принадлежности и многое другое. Различные журналы, книги, газеты могут обогатить домашние, локальные и городские библиотеки. Также существует структурное подразделение иркутского отделения Российского фонда культуры «Иркутский букинист» (https://vk.com/club23153838), благодаря которому находятся книги, вышедшие из издания, и малотиражные экземпляры. Кроме того, можно передать свои печатные издания в фонд Иркутского букиниста и получить 50 % от продажи каждого из них.

Необходимо отметить, что мусор впервые стал эстетическим объектом в творчестве Курта Швиттерса, заменившего в своих коллажах традиционные материалы живописи отходами городской жизни – трамвайными билетами, обрывками афиш, крышками от консервных банок, веревками. Колесо от детской коляски, проволочная сетка, веревка и вата являются такими же равноправными факторами, как и краска, считал он (Журнал «Экология и жизнь» 6(79), 2008, с. 90). При поддержке благотворительного фонда им. Ю. Тена была организована экологическая игра для школьников «Чистый мир» (https://vk.com/club52646327). Экологический отряд нашей школы является участником данного проекта. Одно из заданий заключалось в том, чтобы придумать всевозможные игрушки, украшения из ранее использованных вещей. Ребята из школ области, предложили массу самых разнообразных поделок. Идеи для их создания школьники придумывали сами.

В эпоху информационных технологий посредством глобальной сети Интернет взаимодействовать друг с другом стало намного проще. Всеобщая осведомленность о возможности пристраивать свои вещи с пользой могла бы решить проблему загрязнения окружающей среды, а также позволила бы экономить средства при покупке вещей и зарабатывать от продажи ненужных. В то время как, участие в проекте «Чистый мир» позволяет формировать экологически ориентированное мышление.

Объединяя усилия школьной новостной газеты и экологического отряда нашей школы «Варакуша», мы предлагаем выпуск газеты, посвященный теме «Вторая жизнь использованным вещам», в которую могут входить рубрики: «История одной вещи, или как подарить вторую жизнь» (идеи поделок), «Новое – это хорошо забытое старое» (о сайтах, на которых можно приобрести или продать использованные вещи). Информационная направленность газеты, сопровождающаяся яркими иллюстрациями, могла бы наглядно представить творческое решение проблемы. Размещение газеты возможно также на сетевом ресурсе школы.

 

 

 

 

 

Акция «Экологические знаки»

Различные Интернет-ресурсы, такие как http://elit-galand.ru, http://www.grandars.ru/, http://ozpp.ru/consumer/useful/article9.html,http://www.city.davis.ca.us/city/pworks/gguide/plastic.htm и много других предоставляют нам возможность познакомиться с экологическими знаками, признанными во всём мире. К сожалению, в России маркировка с помощью этих  знаков бесконтрольна, поэтому так же, как «Зеленая точка», в большинстве случаев не имеет смысла. Наиболее часто в нашей стране используются изделия из различных пластиков. Дёшево, но опасно. На упаковку или товар из полимерных материалов ставят знак, показанный на рисунках, информирующий о том, что упаковка или товар пригодны для вторичной переработки. При этом в сам знак или рядом с ним ставят либо цифры 1 -7, либо буквы — код вещества, из которого произведены товар или его упаковка. На пластиковую посуду ставят знак, информирующий о пригодности пластикового изделия для контакта с пищевыми продуктами.

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/1859/2472724860.jpg Экологический знак "Перерабатываемый пластик"

1.        полиэтилентерфталат;

2.        полиэтилен высокой плотности;

3.        поливинилхлорид;

4.        полиэтилен низкой плотности;

5.        полипропилен;

6.        полистирол;

7.        другие виды пластика.

В пластике содержатся такие опасные вещества как фтолаты, бисфенол А о вреде которых вы можете познакомиться на сайтах http://www.facepla.net/, http://vredpolza.ru  и других. Анализируя – удивляешься, сколько вредных веществ мы создали. Неужели нельзя обойтись без них,  и как уменьшить их воздействие на организм? «Предупреждён – значит вооружён». Мы - за многоразовое использования привычной керамической или стеклянной посуды. Предлагаем в школах, в организациях дополнительного образования проводить просветительскую работу - классные часы, пятиминутки, недели, писать исследовательские работы, разрабатывать свои экологические  знаки и размещать их в необходимых местах. Введение экологических знаков — достоверное информирование природопользователей об экологичности среды и призыв к соблюдению норм и требований  охраны окружающей среды (4).

Вот некоторые их них:

Птичья столовая Экознак.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Птичья столовая»

Знак устанавливается на участок, где птицы приручены к кормлению. Знак призывает: «Не проходите мимо, покормите птиц

 

Экознак Осторожно! Легко воспламеняемый участок..jpg

«Осторожно! Легко воспламеняемый участок!»

Этот знак говорит о том, что на данном участке огонь особенно опасен и надо быть очень аккуратным, чтобы не вызвать пожар. Такой знак может устанавливаться в сушняке леса близ торфяников, возле пшеничных полей и т.д.

 

 

 

 

 

 

Экознак Загрязненный участок леса.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Загрязненный участок леса»

Знак указывает на то, что близлежащая зеленая зона загрязнена, и призывает путешественников не только быть аккуратными и не оставлять  мусор после себя, но и оказать природе посильную помощь, очистив, насколько возможно, участок леса от загрязнения. В данном случае имеется в виду загрязнение, не опасное для здоровья самого человека.

 

 

Экознак Родник.jpg

«Родник»

Знак обращает внимание путешественников на  родник и это означает  не только возможность пользоваться чистой водой, но и  быть особо аккуратными на данной территории, исключить малейшую опасность загрязнения источника.

 

Экознак Обойдите! Участку грозит вытаптывание..jpg

В посёлке, городе:

«Обойдите! Участку грозит вытаптывание!»

Знак требует обойти участок, где необходимо восстановить травяной покров. Установка такого знака наиболее           актуальна в городе: в скверах и парках, возле проложенных по газонам пешеходных дорожек. Знак необходим также в районах распространенных туристских маршрутов, стоянок, в лесопарках, парках и городе.

Экознак Выгул собак запрещен!.jpg

«Выгул собак запрещен!»

Знак устанавливается там, где постоянный выгул собак может нанести вред окружающему, людям небезопасен для самих животных и их хозяев

 

 

Экознак Выгул собак.jpg

«Выгул собак»

Знак указывает на территорию, специально отведенную для выгула собак.

 

 

 

Применение экологических знаков в нашей жизни повысит экологическую культуру детей, населения через:

·                   проявление интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;

·                   готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;

·                   потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

·                   выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку;

·                   способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;

·                   наличие экологических знаний, умений и навыков и потребности в их расширении;

·                   проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;

·                   эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru