Рабочая программа экологического кружка "Зеленый лист"

  • Документация
  • docx
  • 28.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа кружка «Зеленый лист» для 6 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития физических, химических, биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.
Иконка файла материала Программа Зеленый лист.docx
АДМИНИСТРАЦИЯ ВАРНАВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВАРНАВИНСКОГО РАЙОНА

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВСШ

 

«Рассмотрено»

Руководитель  РМК:

____________/                /

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

 МБОУ ВСШ

______      /                  /

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ВСШ ___________ /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Рабочая программа

 

Кружок «Зеленый лист»

 

По дополнительному образованию по курсу «Экология»

 

класс 6

 

количество часов в неделю 2

 

Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе Экология: сборник программ по дополнительному образованию и внеурочной деятельности. 5-11 классы /отв.ред. Е.В.Алексеева. – Н.Новгород: НИРО, 2013. Примерная программа курса «Введение в экологию». Е.В.Алексеева, Е.Е.Булатова.                                                                                                                                                                                           

Учитель Комарова Ирина Юрьевна, высшая категория

 

 

 

 

р.п. Варнавино

Оглавление

 

 

Пояснительная записка ………………………………………………………………….3

 

Планируемые результаты ……………….. ……………………………………………..6

 

Содержание предмета    ……..…………………………………………………………..8

 

Тематическое планирование …………….……………………………………………..11

Приложение  Календарно-тематическое планирование……… …………………......16

Литература ………………………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа составлена в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность программ начального и среднего общего образования.

Программа кружка «Зеленый лист» для 6 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития физических, химических, биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.

Экологию, как школьный курс дополнительного образования, можно отнести  к компетентностным учебным дисциплинам с преобладанием  деятельностного содержания. При изучении школьниками основных экологических закономерностей их практическая деятельность в окружающем мире является доминирующей. Экология являются базой для овладения межпредметными  компетенциями, и представляет собой предмет компетентностной группы.

Межпредметные  компетенции представляют собой элементы содержания, в которых отражены ценностные аспекты образования в данной области, когнитивная составляющая, на основе которой формируется природосообразное мышление и поведение в окружающем мире и включают в себя:

1. Понимание роли интеграции знаний, представленных в академических учебных предметах образовательной области «Естествознание», с содержанием экологии, что способствует реализации идей устойчивого развития (аксиологическая составляющая).

2.  Понимание и применение межпредметных знаний и терминологии для анализа явлений окружающего мира (когнитивная составляющая)

3. Хозяйственная деятельность человека должна осуществляться в тех пределах емкости биосферы, превышение которых не приводит  к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям (энотивная составляющая).

4. Умение прогнозировать последствия антропогенного влияния на природную окружающую среду (креативная составляющая).

Данная программа нацелена на развитие научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и своему здоровью, составляет основу формирования познавательных, информативно-коммуникативных и рефлексивных компетенций.

С учетом разных уровней целей образования, глобальными являются социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, включение учащихся в группу носителей норм, ценностей, ориентаций, направленных на формирование ценности жизни, как отдельного индивидуума, так и природы в целом и во всех ее проявлениях.   Ориентацию на экологическое сознание, воспитание любви к природе, овладение ключевыми компетенциями, формирование эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

 

Цели:

·         освоение знаний о биосфере как глобальной экосистеме; природных сообществах как элементарных экологических системах; месте и роли человека в экосистеме планеты;

·         овладение простейшими естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

·         развитие познавательного интереса школьников к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

·         формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебных исследований;

·         формирование основ экологических знаний;

·         воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

·         применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.

 

Отбор содержания проведен в соответствии с культуросообразным подходом, в котором учитывается формирование познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранение окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Полноценность использования данной программы обеспечивается, тем, что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом знаний по живой природе и тем самым помогает учащимся изучать естественнонаучные предметы.

Программа рассчитана на 72 часа. Недельная нагрузка – 2 часа. 1 занятие в неделю. Курс предусматривает 6 практических работ и 2 экскурсии. Срок реализации программы - 1 год.

Основное содержание программы включает введение (4ч) и 4 раздела: Экология организмов (40 часов);  Экология видов (6 часа);  Экология сообществ (10 часов); Экология биосферы (8 часа), заключение (4 ч)

Из современных методов познания природы в курсе экологии содержатся сведения о некоторых из них:  наблюдения, измерениях, экспериментах, моделировании – показывается их взаимосвязь и взаимодополняемость; даются представления об экологическом мониторинге и его инструментарии. Даются представления об экологическом прогнозе и его значении для практической деятельности человека.

В курсе даются первые представления о таких понятиях, как:  наука экология, методы изучения экологии, экологические факторы, среды жизни, экологические группы организмов, экологическая система, биосфера.

Получаемые сведения служат первичной основой для понимания целостности объектов природы, их относительной устойчивости и динамичности, о последствиях нарушения динамической устойчивости, понимании экологических проблем.

Программа предусматривает вовлечение учащихся в разнообразную деятельность, которая способствует преобразованию знаний в убеждения.  Уделяется внимание ситуациям, раскрывающим как универсальные, так и утилитарные ценности, принципам и нормам становления нравственных позиций личности. Курс несет в себе большой воспитательный потенциал, заключающийся в экологически обоснованных потребностях, интересов, норм и правил (гуманное отношения ко всем объектам природы, всему природному окружению), активному участию в природосберегающей деятельности.

Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы подростков, их способности к сопереживанию, состраданию, потребности и умений соответствующей деятельности, настойчивости и воли в достижении целей положительного преобразования ближайшего окружения и улучшение состояния окружающей природной среды.

В программе сформулированы основные требования к  знаниям и умениям учащихся по завершении изучения курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

 

личностные результаты:

·         знание основных принципов и правил  отношения к живой природе и поведения в живой природе;

·         сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы и ее охрану; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

·         воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды.

метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть элементарные экологические проблемы, ставить вопросы, выдвигать рабочие гипотезы, давать определения экологическим понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить элементарные экологические эксперименты, формулировать цели учебного исследования, составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  •  умение работать с разными источниками информации (текст учебников, научно-популярная литература, словари, справочники, интернет-ресурсы, медиаматериалы), анализировать и оценивать информацию  с очки зрения экологических последствий для окружающей среды и здоровья человека, преобразовывать информацию из одной формы в другую; систематизировать информацию; понимать информацию, представленную в различной форме;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих позиций, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, корректно вести диалог.

Предметные результаты:

1.      В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделять существенные признаки объектов (живых организмов, экосистем, биосферы) и процессов (круговороты веществ и энергии в экосистемах);

·         формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми объектами;

·         приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;

·         классификация – объектов природы, факторов воздействия на окружающую среду, типов экосистем;

·         освоение базовых экологических знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета экологии и систематических курсов естественных наук;

·         объяснение роли и места человека в природе, значении биологического разнообразия для сохранения биосферы;

·           сравнение объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·         выявления приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействий разных организмов в экосистемах;

·         овладение методами науки: наблюдение и описание объектов и процессов; постановка элементарных экспериментов и объяснение их результатов.

2.      В ценностно – ориентационной сфере:

·         формирование представлений об экологии как интегрированной системе знаний об окружающей среде и человека в ней;

·         знание основных правил поведения в природе;

·         анализ и оценка последствий деятельности человека в природе (прогностическая функция).

3.      В сфере трудовой деятельности:

·         знание и соблюдение правил работы в кабинете;

·         знание и соблюдение правил работы в природе;

·         знание и соблюдение правил поведения на экскурсии;

·         соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием.

4.      В сфере физической деятельности:

·         освоение приемов адекватного поведения в окружающей среде;

·         освоение приемов оказания первой помощи в природе;

·         проведение наблюдений за разными объектами природы.

5.      В эстетической сфере:

·         овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Введение(4 ч)

Предмет и задачи экологии. Практическое значение экологических знаний. Методы научного познания в экологии (описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование, прогноз) и их взаимосвязь.

История становления науки «экологии». Вклад в развитие экологии зарубежных и отечественных ученых.

Демонстрация таблиц, рисунков с изображением последствий деятельности человека в природе; фотографий редких и исчезающих растений и животных, Красной Книги РФ, компьютерная презентация, CD диск «Занимательная экология», портреты Зюсса, Вернадского, Коммонера, Гаузе и т.д.

I.                   Экология организмов (40 часов)

1.1 Экологические факторы. Среды жизни (4 часа)

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.

Демонстрация  фотографий, слайдорядов с изображением действия экологических факторов на живые организмы, основных сред жизни и их обитателей.

Практическая работа 1: наблюдения за живыми организмами водной среды обитания (аквариум), описание особенностей их внешнего строения в связи с водной средой обитания.

1.2. Экология Прокариот (6 часа)

Доядерные организмы,  их биологические особенности и условия их существования. Автотрофы и гетеротрофы. Аэробы и анаэробы. Разные группы бактерий (сапротрофы, паразиты, симбионты, фотосинтетики, хемосинтетики) и их роль в природе и для человека.

Демонстрация  рисунков, таблиц, слайдорядов   различных групп бактерий и их роли в природе и жизни человека.

Практическая работа (проект) 2: изучение  разнообразия кисло-молочных и других продуктов, полученных как результат жизнедеятельности бактерий, и значение данных продуктов для питания человека (*работа может быть выполнена как опережающее домашнее задание).

1.3. Экология Эукариот (30 часов)

1.3.1. Экология растений (8 часа)

Растения и условия их существования. Экологические группы растений (водные, прибрежно-водные, наземные). Взаимосвязь растений с другими живыми организмами (растения - хищники, растения – паразиты). Роль растений в природе и жизни человека (растения – индикаторы, объекты бионики и биотехнологии).

Демонстрация фотографий, слайдорядов с изображением экологических групп растений, взаимосвязи растений с другими живыми организмами.

Практическая работа (или проект) 3: сравнение двух групп растений, обитающих в разных  средах или разных условиях наземной среды (на усмотрение учителя: например, водные и наземные, светолюбивые и теневыносливые, или засухоустойчивые и влаголюбивые и др.), описание особенностей их внешнего строения в связи со средой произрастания, выявление факторов данной среды, оказывающих воздействие на организм растения.

1.3.2. Экология животных (10 часов)

Животные и условия их существования. Экологические группы животных (водные, почвенные, наземные, воздушные, паразиты, симбионты). Взаимосвязь животных с другими живыми организмами. Роль  животных в природе и жизни человека.

Демонстрация  фотографий, слайдорядов с изображением экологических групп животных, взаимосвязи  их с другими живыми организмами.

Практическая работа (или проект) 4: сравнение двух групп животных, обитающих в разных  средах (на усмотрение учителя: например, водные и наземные, почвенные и наземные, паразитические и свободноживущие и др.), описание особенностей их внешнего строения в связи со средой обитания, выявление факторов данной среды, оказывающих воздействие на организм.

1.3.3. Экология грибов (6 часа)

Грибы и условия их существования. Экологические группы грибов (паразиты, сапрофиты, симбионты, хищники) и их характеристика. Роль грибов в жизни человека (съедобные и ядовитые грибы; промышленное использование грибов; микозы).

Демонстрация муляжей,фотографии, слайдоряды с изображением экологических групп грибов, взаимосвязи  их с другими живыми организмами.

Практическая работа (или проект) 5: изучение внешнего строения плодовых тел съедобных и ядовитых грибов, составление правил сбора грибов.

1.3.4. Экология человека (6 часа)

Биологические и социальные условия жизни человека. Человек как среда обитания (эндоэкология).  Влияние человека на окружающую среду (структура антропогенного воздействия: положительное, отрицательное; прямое, косвенное).

Демонстрация картин,фотографий, слайдорядов, фрагменты видеороликов с изображением влияния человека на окружающую среду.

II.                Экология видов (6 часа)

Вид и совокупность условий его существования. Понятие экологической ниши. Экологическая характеристика вида (численность, плотность, пространственная, возрастная структура, соотношение полов и др.). Виды космополиты и эндемики. Группы  видов со сходным образом жизни.

Демонстрация картинок, слайдорядов с изображением внутривидовых отношений, видов космополитов, эндемиков и занимающих одинаковые экологические ниши в сходных типах экосистем. 

III.            Экология  сообществ (10 часов)

Понятие природного сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (трофические, топические, этологические). Структуры природных сообществ (пространственная, видовая).

Демонстрация таблиц, фотографий, слайдорядов разных природных сообществ.

Практическая работа 6: Составление пищевых цепей из набора фотографий или рисунков.

Экскурсия 1: в  природное сообщество  (по усмотрению учителя).

IV.              Экология биосферы (8 часа)

Понятие биосферы, основные компоненты биосферы. Распределение живых организмов в биосфере. Круговорот веществ в биосфере (на примере круговорота воды). Современное состояние биосферы и глобальные экологические проблемы (загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы). Охрана окружающей среды (Красная книга, охраняемее природные территории).

Демонстрация слайдоряды биогенного и абиогенного круговорота воды в биосфере, карты России и региона с охраняемыми территориями, фотографий животных и растений Красной книги России и региона.

Экскурсия 2: Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное окружение.

Заключение (4часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Примерные темы, раскрывающие данный раздел, число часов

Основное содержание тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Введение(2 ч)

1. Предмет и задачи экологии. Методы научного познания в экологии.

Предмет и задачи экологии. Экологические знания и умения как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования. Методы научного познания в экологии: описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование, прогноз.

Приводить доказательства необходимости экологических знаний в современном обществе.

Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о влиянии человека на окружающую среду, о необходимости рационального природопользования.

Узнавать методы научного познания.

2. История становления науки «экологии»

История становления науки «экологии». Вклад в развитие экологии зарубежных и отечественных ученых.

Работать с информационными источниками, раскрывающими роль зарубежных и отечественных ученых в развитии экологии как науки.

I.                   Экология организмов (40 часов)

1.1 Экологические факторы. Среды жизни (4 часа)

1. Экологические факторы.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их характеристика и общие закономерности действия.

Выявлять влияние различных экологических факторов на живые организмы.

Выявлять взаимосвязь действия экологических факторов на живые организмы.

2. Среды жизни.

Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная, их характеристика. Особенности внешнего строения организмов в связи со средой обитания.

 

Практическая работа 1.

Выделять отличительные признаки основных сред жизни. Выделять особенности внешнего строения организмов, обитающих в данной среде. Различать на рисунках живые организмы обитающие в определенной среде жизни и характеризовать особенности их строения.

1.2. Экология Прокариот (6 часов)

1. Краткая характеристика прокариот и условий их существования.

Доядерные организмы,  их биологические особенности и условия их существования. Автотрофы и гетеротрофы. Аэробы и анаэробы.

 

Различать на таблицах прокариотические организмы.

Выделять существенные признаки бактерий.

Сравнивать прокариоты с эукариотами. Овладеть умением  классифицировать прокариоты по типам обмена веществ.

2. Многообразие бактерий, их роль в природе и жизни человека.

Разные группы бактерий (сапротрофы, паразиты, симбионты, фотосинтетики, хемосинтетики) и их роль в природе и для человека.

 

Практическая работа 2.

Овладеть умением оценивать роль различных групп бактерий в природе и для человека.

Уметь определять продукты питания человека, полученные в результате жизнедеятельности бактерий.

1.3. Экология Эукариот (30 часов)

1.3.1. Экология растений (8 часов)

Растения и условия их существования.

Растения и условия их существования. Экологические группы растений (водные, прибрежно-водные, наземные). Взаимосвязь растений с другими живыми организмами (растения - хищники, растения – паразиты).

 

 

Практическая работа 3.

Осваивать приемы наблюдений за условиями существования растений.

На основе наблюдения определять условия, необходимые для существования растений. Составлять характеристику экологических групп растений.  Описывать растения различных экологических групп. Работать с различными типами справочных изданий для определения растений.

Различать по рисункам, гербариям и сравнивать особенности растений к условиям обитания.

Роль растений в природе и жизни человека

Роль растений в природе и жизни человека (растения – индикаторы, объекты бионики и биотехнологии).

 

 

Овладеть умением оценивать роль различных групп растений в природе и для человека.

Создавать проектные работы на тему: «Биологическая роль растений», «Роль растений в жизни человека».

1.3.2. Экология животных (10 часов)

Животные и условия их существования.

Животные и условия их существования. Экологические группы животных (водные, почвенные, наземные, воздушные). Взаимосвязь животных с другими живыми организмами (паразиты, сапрофиты, симбионты, хищники).

 

 

 

Практическая работа 4.

Составлять план проведения наблюдений за животными. Анализировать и оценивать значение определенных условий для существования животных. Составлять характеристику экологических групп животных. Работать с различными типами справочных изданий для определения животных.

Различать по рисункам, таблицам  и сравнивать  особенности внешнего строения животных обитающих в разных условиях.

Роль  животных в природе и жизни человека.

Роль  животных в природе и жизни человека.

 

 

 

Овладеть умением оценивать роль различных групп животных в природе и для человека.

Создавать проектные работы на тему: «Биологическая роль животных», «Роль животных в жизни человека».

1.3.3. Экология грибов (6 часов)

Грибы и условия их существования.

Грибы и условия их существования. Экологические группы грибов (паразиты, сапрофиты, симбионты, хищники) и их характеристика.

 

 

 

Анализировать и оценивать значение определенных условий для существования грибов. Составлять характеристику экологических групп грибов. Работать с различными типами справочных изданий для определения грибов.

Различать по рисункам,  таблицам признаки грибов разных мест обитания.

Роль грибов в жизни человека

Роль грибов в жизни человека (съедобные и ядовитые грибы; промышленное использование грибов; микозы).

 

Практическая работа 5.

 

Овладеть умением оценивать роль различных групп грибов в природе и для человека.

Создавать проектные работы на тему: «Биологическая роль грибов», «Роль грибов в жизни человека».

Уметь различать съедобные и ядовитые грибы. Применять правила сбора грибов в природных условиях, соблюдать правила поведения в природе.

1.3.4. Экология человека (6 часов)

Биологические и социальные условия жизни человека.

Биологические и социальные условия жизни человека. Человек как среда обитания (эндоэкология). 

 

Приводить доказательства

(аргументировать) значение биологических и социальных условий в жизни человека.

Овладеть умением оценивать влияние негативных факторов на здоровье человека.

Распознавать

по рисункам  и таблицам паразитов человека, изучать и описывать их вредное влияние, меры профилактики.

Влияние человека на окружающую среду

Влияние человека на окружающую среду (структура антропогенного воздействия: положительное, отрицательное; прямое, косвенное).

Изучать и описывать различное влияние человека на окружающую среду.

Прогнозировать последствия негативного влияния человека на окружающую среду. Соблюдать правила толерантного поведения в природе.

Создавать проектные работы на тему: «Влияние человека на окружающую среду».

II. Экология видов (6 часов)

Вид и совокупность условий его существования.

Вид и совокупность условий его существования. Понятие экологической ниши.

 

Давать определение вида и экологической ниши.  Уметь описывать условия существования видов.

Экологическая характеристика вида.

Экологическая характеристика вида (численность, плотность, пространственная, возрастная структура, соотношение полов и др.). Виды космополиты и эндемики. Группы  видов со сходным образом жизни.

Уметь составлять экологическую характеристику вида. Узнавать по рисункам и фотографиям изученные  виды космополиты,  виды эндемики  и виды, занимающие одинаковые экологические ниши в сходных типах экосистем. 

III.Экология  сообществ (10 часов)

Природные сообщества и закономерности их существования.

Понятие природного сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (трофические, топические, этологические).

 

Практическая работа 6.

Давать определения природного сообщества. Различать природные сообщества по типам. Составлять цепи питания. Уметь выявлять разные типы взаимодействия живых организмов в природном сообществе (на местном материале)

Структуры природных сообществ

Структуры природных сообществ (пространственная, видовая).

 

Экскурсия 1.

Уметь определять структуру природных сообществ по рисункам и в природе. Составлять схемы взаимосвязи и взаимодействия различных компонентов природных сообществ.

IVЭкология биосферы (8 часов)

Понятие биосферы.

 

Понятие биосферы, основные компоненты биосферы. Распределение живых организмов в биосфере.

Давать определение биосферы.

Определять границы биосферы, ее компоненты. Уметь обосновать распределение живых организмов в биосфере. 

Круговорот веществ в биосфере.

Круговорот веществ в биосфере (на примере круговорота воды).

Давать определение круговорота вещества в биосфере. Описывать

Абиогенный и биогенный круговороты воды в природе.

Охрана окружающей среды.

Современное состояние биосферы и глобальные экологические проблемы. Охрана окружающей среды (основные законы, Красная книга, охраняемее природные территории).

 

Экскурсия 2.

Выявлять и понимать причины глобальных экологических проблем. Уметь различать виды охраняемых природных территорий.

Понимать роль экологических знаний и умений в жизни современного человека

Заключение (4 часа)

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

занятий кружка «Зеленый лист»

72 часа в год, 2 часа в неделю, 1 занятие в неделю

№ п/п

занятия

Дата

Коррекция

Тема занятия

Примечание

1

 

 

Практическое значение экологических знаний

 

2

 

 

Вклад в развитие экологии зарубежных и отечественных ученых.

3

 

 

Экологические факторы

4

 

 

Наблюдения за живыми организмами водной среды обитания

ПР 1

5

 

 

Биологические особенности и условия  существования прокариот

6

 

 

Роль бактерий в природе и жизни человека

7

 

 

Наблюдение за жизнедеятельностью кисло-молочных бактерий

ПР 2

8

 

 

Растения и условия их существования

9

 

 

Экологические группы растений

10

 

 

Роль растений в природе и жизни человека

11

 

 

Сравнение растений разных экологических групп

ПР 3

12

 

 

Животные и условия их существования.

13

 

 

Экологические группы животных

14

 

 

Взаимосвязь животных с другими живыми организмами

15

 

 

Роль животных в природе и жизни человека

16

 

 

Сравнение животных разных экологических групп

ПР 4

17

 

 

Экологические группы грибов

18

 

 

Роль грибов в природе и жизни человека

 

19

 

 

Изучение съедобных и ядовитых грибов

ПР 5

20

 

 

Человек как среда обитания

 

21

 

 

Положительное влияние человека на окружающую среду

 

22

 

 

Отрицательное влияние человека на окружающую среду

 

23

 

 

Понятие экологической ниши

 

24

 

 

Экологическая характеристика видов

 

25

 

 

Виды космополиты и эндемики

 

26

 

 

Понятие природного сообщества

 

27

 

 

Взаимосвязи в природном сообществе

 

28

 

 

Структуры природных сообществ

 

29

 

 

Составление пищевых цепей из набора фотографий или рисунков.

ПР 6

30

 

 

Экскурсия в природное сообщество

Э 1

31

 

 

Основные компоненты биосферы

 

32

 

 

Круговорот веществ в биосфере

 

33

 

 

Глобальные экологические проблемы

 

34

 

 

Антропогенное влияние на природное окружение

Э 2

35

 

 

Составление презентаций «Биосфера и человек»

 

36

 

 

Составление презентаций «Красная Книга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе Экология6 сборник программ по дополнительному образованию и внеурочной деятельности. 5-11 классы /отв.ред. Е.В.Алексеева. – Н.Новгород: НИРО, 2013. Примерная программа курса «Введение в экологию». Е.В.Алексеева, Е.Е.Булатова.                                                                                                                                                                                           

Литература  для учителя:

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Тарасов С.В. Дидактические игры по экологии. - СПб., 1992.

2. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию – экспериментально: Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. - СПб., 1993.

3. Адольф Т.А. Заповедными тропами.- М.: Просвещение, 1988.

4. Егоренков Л.И. Занимательная экология. - М.: Прометей, 1996.

5. Миркин Б.Д., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М.: МДС, Устойчивый мир, 1999.

6. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.

7. Практикум по экологии / Под ред. С.В.Алексеева.- М.: МДС «Юнисам», 1996.

8. Реймерс Н.Ф. Особо охраняемые природные территории.- М.: Мысль, 1978.

9. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды человека: Словарь-справочник. - М.: Просвещение, 1992.

10. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологию. - М.: Просвещение, 1995

11. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Пособие для учителя - М.: Новая школа, 1994.

12. Татарина Л.Ф. Экологический практикум для студентов и школьников: Биоиндикация загрязненной среды. - М.: Аргус, 1997.

13. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. - М.: Мысль, 1991.

14. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1998.

15. Экология . Популярный словарик / Сост. В.С.Рохлов, В.Н.Беляев. – М.: ИЦ «Академия», 1997.

16. Экология России: Хрестоматия / Сост. В.Н.Кузнецов.- М.: МДС «Юнисам», 1995.

 

Литература для учащихся:

1. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 1985.

2. ВелекЙ. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М.: Прогресс, 1998.

3. Второв П.П. и др. Эталоны природы. - М.: Мысль, 1983.

4. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере. - М.: Просвещение, 1981.

5. Гладкий Ю.Н. Дайте планете шанс: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995.

6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1985.

7. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. - М.: Педагогика, 1982.

8. Дмитриев Ю., Пожаринская Н. Твоя Красная Книга. - М.: Молодая гвардия, 1986.

9. Миркин Б.Д., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М.: МДС, Устойчивый мир, 1999.

10. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.

11. Экология России: Хрестоматия / Сост. В.Н.Кузнецов.- М.: МДС «Юнисам», 1995.

12. Экологический словарь / Авт.-сост. С. Делятицкий. - М.: Конкорд, 1993.

13. Я познаю мир: Детская энциклопедия Экология / Авт.-сост. А.Е.Чижевская, под общ.ред. О.Г. Хинн. - М.: АСТ, 1997.

 

Мультимедийные материалы:

1.      CD диск «Природа России» Межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения.

2.      CD диск «Занимательная экология».

3.      CD диск «Мир природы» Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядные пособия по естествознанию для младших школьников. Новый диск.

4.      CD диск электронная энциклопедия «Хочу все знать: растительный мир». Новый диск.

5.      CD диск электронная энциклопедия «Хочу все знать: животные». Новый диск.

6.      CD диск электронная энциклопедия «Хочу все знать: человек». Новый диск.

7.      CDдиск  «Влияние человека на природу» Новый диск.

8.      CDдиск  «Взаимное влияние живых организмов» Новый диск.

9.      CDдиск  «Природа в состоянии динамического равновесия» Новый диск.

10.  CDдиск  Большая детская энциклопедия «Природоведение» Незаменимое пособие для любознательных школьников. ИДДК. Новый диск.

11.  CDдиск  «Экология. Общий курс».

12.  CDдиск  «Животный и растительный мир России». ИДДК.

13.  CD диск Познавательная коллекция «Грибы» электронная энциклопедия. 1С: Школа.

14.  CDдиск  «Природоведение». 1С.

15.  CDдиск  «Экология. 10-11 классы» Ахлебинин, Сивоглазов В. И.  1С: Школа и Дрофа.