Статья по литературе "Роль первоначального восприятия художественного произведения как активная форма обучения."
Оценка 5

Статья по литературе "Роль первоначального восприятия художественного произведения как активная форма обучения."

Оценка 5
Работа в классе
docx
русская литература
9 кл
17.12.2018
Статья по литературе  "Роль  первоначального восприятия художественного произведения как активная форма обучения."
Восприятие читателем - школьником литературного произведения - это сложный творческий процесс. Первое и необходимое условие активизации процесса обучения-опора на первоначальное восприятие литературного произведения. Изучать, анализировать его можно различными способами, используя анкетирование, иллюстрирование произведения, составление вопросов. В данной статье представлен опыт работы над художественным произведением. Статья знакомит с одной из активных форм работы над художественным произведением.
Роль восприятия художественного произведения на первом этапе изучения.docx
Роль первоначального восприятия художественного произведения как активная форма обучения. Первое и необходимое условие активизации процесса обучения­опора на первоначальное восприятие литературного произведения. Изучать,  анализировать   его   можно   различными   способами,   используя анкетирование, иллюстрирование произведения, составление вопросов. Наше   учительское   представление   о   произведении   сформировалось давно, и мы живём с уверенностью, что ученики воспринимают книгу так же, как   и   мы.   А   это   далеко   не   так.   Изучая   первые   впечатления   от   комедии Грибоедова «Горе от ума», с удивлением обнаружила, что девятиклассники отдают   предпочтение   Молчалину   как   воспитанному,   целеустремлённому, порядочному   человеку.  Чацкий   же,  по   их   мнению,  хам   и   эгоист,  который занят только собой, своими чувствами. Учитывая такую оценку героев, пришлось изменить всю систему уроков и   закончить   изучение   произведения   уроком­диспутом   «Вечный   спор молчалиных и  чацких» Толчком к спору послужили разные точки зрения на героев   комедии,   взятые   из   анкет   учащихся,   написанных   до   изучения произведения.   Центральным же был вопрос урока о способах достижения жизненных   целей   (нравственных   и   безнравственных).   Теперь   можно   было предложить слово в защиту героя.  Проводя аналогичное анкетирование перед изучением повести Пушкина «Дубровский»,   обнаружилось,   что   современные   ученики   готовы   к   более серьёзному анализу произведения, чем  шестиклассники предшествующих лет. Так, отвечая на вопрос, почему Маша отказала Дубровскому, ученики предложили около полутора десятков ответов: потому, что у неё в душе был какой­то   страх   перед   будущим;   она   не   могла   решиться   на   этот   шаг   ; Дубровский не выполнил обещание и тем самым оскорбил её; потому что она, как и Дубровский, была человеком чести и слова; она очень любила отца и не могла нарушить  слово, данное отцом князю Верейскому. Такое понимание позволило уже на первом уроке поставить вопрос о проблематике  произведения и работать на более глубоком уровне. Изучать   восприятие   произведений   в   младших   классах   можно   через иллюстрирование, создание обложек (при условии, что ребята знают: обложка должна выражать идею, суть произведения) Одной   из   форм   изучения   восприятия   может   быть   задание: сформулировать вопросы к произведению. Каждому   ученику   предлагается   сформулировать   два­три   вопроса, которые   возникли   при   чтении;   о   том,   что   непонятно;   о   том,   что   спорно; проблемные   вопросы,   о   которых   ребятам   хочется   узнать   мнение одноклассников. Если такая  работа ведётся в системе, то к 7 классу ученики предлагают глубокие, важные, интересные вопросы, касающиеся не только событийной стороны произведения, но и особенностей композиции, авторской позиции. Можно учащимся предложить составить вопросы разного типа: одним­ о композиции произведения, другим­ об авторской позиции. Проанализировав вопросы, учитель получает возможность выстроить урок или систему уроков, которая будет интересна ученикам. Любая   из   предложенных   форм   изучения   первоначального   восприятия учащихся может быть и домашним заданием. В   старших   классах   можно   предложить   задания,   развивающие художественное   и   творческое   мышление   учеников,   стимулирующие воображение. Например, при изучении «Мещанина во дворянстве» Мольера: «Письмо восхищённого зрителя», «Письмо рассерженного зрителя», создание киносценария, инсценировка отдельного эпизода или целого произведения В классе, где  уроки  строятся  на  изучении  восприятия  учеников,  где ребята   сами   оказываются   создателями   важнейших   проблемных   ситуаций   и вопросов, постепенно создаётся атмосфера доверия, ученики учатся  слушать и слышать не только учителя, но и друг друга. Интересными оказываются групповые формы работы на уроке (отчасти эта работа уже подготовлена домашними заданиями). Вопросы, поставленные для обсуждения, могут быть даны  учителем или сформулированы учениками( например,   определить   проблематику   произведения   и   выбрать   наиболее интересную проблему для анализа)  Распределяются   вопросы   для   работы   по­разному:   каждая   группа работает над своим вопросом или все группы выполняют одинаковые задания. Благодаря   такой   форме   интересно   проходят   уроки   по   произведениям, трудным для восприятия. Во время изучения «Путешествия из Петербурга в Москву»   Радищева   вопрос   всем   группам   предлагался   один:   как   меняется путешественник от начала к концу главы? А главы для анализа  каждой группе даны разные. Что дает групповая форма работы? Во­первых,   формирует   умения   коллективного   творчества,   учит работать сообща Во­вторых,   в   микро   коллективе   каждый   ощущает   свою   личностную значимость, вносит в работу  элементы творческого соревнования. Таким   образом,   изучая   первоначальное   восприятие   литературного произведения, можно вырастить грамотного, вдумчивого читателя.

Статья по литературе "Роль первоначального восприятия художественного произведения как активная форма обучения."

Статья по литературе  "Роль  первоначального восприятия художественного произведения как активная форма обучения."

Статья по литературе "Роль первоначального восприятия художественного произведения как активная форма обучения."

Статья по литературе  "Роль  первоначального восприятия художественного произведения как активная форма обучения."

Статья по литературе "Роль первоначального восприятия художественного произведения как активная форма обучения."

Статья по литературе  "Роль  первоначального восприятия художественного произведения как активная форма обучения."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018