Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
05.03.2019
В статье рассматривается такой сложный психический процесс, как письмо. Навык письма приобретается детьми на начальном этапе школьного обучения. Успешность усвоения данного навыка имеет ряд предпосылок, а сам процесс письма имеет сложную психофизиологическую структуру и мозговую организацию. В статье представлены структурно-функциональные компоненты процесса письма и мозговая организация процесса с позиций нейропсихологии. А также рассматриваются необходимые предпосылки для успешного усвоения навыка письма.
Психофизиологическая структура письма 1.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 344 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТПЕТЕРБУРГА
Логопедический пункт
Логопедия
Статья по теме: «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация
процесса письма»
Автор работы: Ивченко Татьяна Анатольевна
Должность: учительлогопед г. СанктПетербург
2019 г.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ОПЕРАЦИИ И МОЗГОВАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПИСЬМА
Письмо, и в общем письменную речь, принято рассматривать как сложный психический
процесс. Одной из особенностей письма является более позднее появление в психической
сфере человека по сравнению с другими высшими психическими функциями. Это относится
как к историческому, так и к онтогенетическому развитию. Наблюдая историю развития
письма, можно увидеть, что в начале своего развития письмо выступало как искусственная
память человека. Его появление связано с появлением у человека потребности передачи
какойлибо информации не непосредственно, а через промежутки времени или на дальние
расстояния. Сначала для этой цели использовались различные примитивные знаки, настенные
рисунки и только после длительной истории преобразования символов и превращения их в
знаки появилась возможность передачи устной речи с помощью графического знака. Письмо
представляет собой своеобразный вид кода, который позволяет переводить акустические
звуковые сигналы в оптические. Система письма состоит из определенного количества знаков,
где каждый знак может обозначать либо целое слово – идеографическое письмо
(пиктограммы, иероглифы), либо последовательность звуков – силлабическое письмо
(слоговое), либо отдельный звук речи – буквеннозвуковое письмо (алфавитное). В русской
письменной речи мы пользуемся буквеннозвуковой системой письма.
Письмо – это вид особой знаковой системы, являющейся способом перекодирования
устной речи в письменную и являющейся особой формой коммуникации .
Современные исследования показывают, что процессы письма и устной речи
различаются по многим параметрам: происхождение, способ формирования и протекания,
психологическое содержание и функции. Известно, что устная речь возникает у ребенка
непосредственно в процессе общения со взрослыми уже на втором году жизни, письменная же
появляется значительно позже и формируется сознательно в процессе произвольного
обучения. Письмо – это изначально осознанное действие, и только по мере развития навыка
отдельные операции автоматизируются, объединяются и превращаются в моторную
составляющую навыка сложной психической деятельности человека, называемой письменной
речью. Различия в устной и письменной речи наиболее видны в психологическом содержании
данных процессов. Устная речь ситуативна, диалогична, сопровождается жестами, мимикой,
паузированием. Письменная речь монологична и имеет сугубо контекстный характер, поэтому
многословна, точна и развернута, мотивы письменной речи более абстрактны и
интеллектуалистичны. И если устная речь в основном выполняет разговорную функцию, то
письменная служит для передачи информации отсутствующему собеседнику.
Формирование навыка письма в современной психологии рассматривается как
сложный, осознанный и произвольный процесс, а структура письменной речи как
2 многоуровневая и многозвенная. Она состоит по крайней мере из трёх уровней и множества
структурных звеньев в каждом из них:
Психологический уровень – обеспечивается наличием мотива, замысла, планирования,
содержания письменного сообщения, регуляцией деятельности и осуществлением контроля за
ее выполнением. Этот уровень отвечает за осуществление письма, как вида речевой
деятельности.
Лингвистический уровень обеспечивает письмо лингвистическими, языковыми средствами
реализации процесса, т.е. реализует перевод внутреннего смысла и содержания,
формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды — в лексико
морфологические и синтаксические единицы, т.е. в слова, фразы и тексты.
Психофизиологический уровень
осуществляет совместную работу нескольких
анализаторных систем, лежащих в основе письменной речи. Система анализаторов — это
сложное образование, которое формируется на основе межанализаторных связей на всех их
уровнях.
Навык письма, как «писание» обеспечивает техническую сторону процесса письменной
речи и относится к психофизиологическому уровню ее организации. Оно представляет собой
процесс кодирования, перевода устной речи в графически представленную письменную.
Поэтому необходимо разграничивать письмо и письменную речь. Первым разделил эти два
понятия Л.С. Выготский [2], в своей работе «Мышление и речь». «Письмо» это техника
фиксирования устной речи при помощи графических символов. «Письменная речь» это
процесс речепорождения и создания текстов.
Психофизиологическая основа письма обеспечивается комплексом совместно
работающих участков мозга. Знание мозговой организации письма помогает понять природу
возникающих у младших школьников нарушений. Принцип системной мозговой организации –
основополагающий в отечественной. Из данного принципа следует, что любая высшая
психическая функция, и письмо в том числе, опирается на систему взаимно связанных
мозговых зон и является продуктом деятельности мозга, как целого организма, и в тоже
время каждый структурный компонент функциональной системы письма является способом
работы отдельного участка, входящего в состав одного из трех блоков мозга:
I блок – энергетический. Регулирует цикл сон – бодрствование, эмоциональное
состояние. В этот блок входят древняя и старая кора, гипоталамус и некоторые ядра ствола.
Работой данного блока обеспечивается такой компонент письма, как избирательная
активация.
II блок – блок приема, переработки и хранения информации. В этот блок входят задние
отделы коры головного мозга: височная, постцентральная теменная и затылочная области.
Работой данного блока обеспечиваются переработка слухоречевой, кинестетической,
зрительной и полимодальной (зрительнопространственной) информации.
III блок – блок программирования регуляции и контроля психической деятельности
(произвольная саморегуляция и самоорганизация). Опирается на работу префронтальных
3 отделов коры головного мозга. Работой данного блока обеспечиваются серийная организация
движений, программирование, регуляция и контроль.
Одним из важнейших структурнофункциональных компонентов письма является
произвольная регуляция (I блок), так как письмо невозможно без поддержания во время
написания достаточной работоспособности и активности.
Письмо под диктовку начинается с восприятия вербальной информации на слух
(слышимые звуки переводятся в фонемы или обобщенные речевые звуки, в логопедии этот
процесс обозначается термином фонематическое восприятие, затем необходимо соотнести
звучание слова или фразы с их значением, запомнить продиктованное слово или фразу
(сохранить информацию в кратковременной памяти), определить количество и
последовательность звуков (произвести фонематический анализ услышанного). Все эти
операции составляют такой компонент письма, как переработка слуховой информации, (II
блок). Необходимо отметить, что процесс фонематического анализа осуществляется слухо
артикуляторным путем, так как анализ совершаемых органами артикуляции микродвижений
помогает уточнить представление о звуке, соотнести артикулемы с фонемами и определить
последовательность звуков в слове. Следовательно, на данном этапе проявляется ещё один
компонент письма переработка кинестетической информации (II блок). К этому компоненту
также можно отнести перевод графем в кинемы – превращение необходимых оптических
знаков в кинетическую схему нескольких последовательных движений. После того, как
ребенок произвел фонематический анализ услышанного, ему необходимо соотнести
выделенные фонемы и их комплексы со зрительным образом буквы, то есть произвести
«перешифровку» фонемы в графему – это ещё один компонент письма – переработка
зрительной информации (II блок). Причем, данный компонент может осуществляться путем
применения двух стратегий: аналитической стратегии левого полушария (переход от звука к
букве), холистической стратегии правого полушария (переход от слова слышимого к
целостному зрительному образу слова), данная стратегия может использоваться ребенком для
написания уже знакомых слов. При помощи и холистической, и аналитической стратегии
осуществляется переработка зрительнопространственной информации (зона ТПО II блок).
Ведущая роль здесь отводится правому полушарию головного мозга. Правополушарная
стратегия используется для ориентировки на листе бумаги, поддержания строки, одинакового
размера и наклона букв. Вместе, левое и правое полушария, отвечают за пространственную
ориентацию букв и их элементов. Процесс написания слова предполагает программирование
серии сложных, тонких движений руки, плавно переходящих друг в друга и образующих по
выражению А.Р. Лурия [6] сложную «кинетическую мелодию». Следовательно, следующим
структурным компонентом письма можно считать серийную организацию графических
движений (премоторная зона коры головного мозга, III блок). И конечно же, письмо, являясь
сложным психическим процессом, требует планирования, составления, удержания программы
действий и контроля за ее выполнением. Подлежащую записи фразу необходимо запомнить,
отделить от посторонних факторов, при записи сохранить нужный порядок слов – все эти
операции составляют компонент программирования, регуляции и контроля письма (III блок).
Подводя итог можно сказать, что функциональная система письма состоит из
следующих структурных компонентов:
4 избирательная активация;
переработка слухоречевой информации;
переработка кинестетической информации;
переработка зрительной информации;
переработка зрительнопространственной информации;
серийная организация движений;
программирование, регуляция и контроль
и обеспечивается совместной работой всех трех функциональных блоков мозга по А.Р. Лурия.
Существует ряд психологических предпосылок нарушение или несформированность
которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям формирования
данного навыка:
сформированность и произвольное владение устной речью, способность к аналитико
синтетической деятельности с языковыми знаками;
сформированность у ребенка различных видов восприятия: зрительного, пространственного
и фонематического. На базе процессов восприятий и ощущений формируются процессы
гнозиса. Одной из важных предпосылок письма является зрительнопространственный гнозис,
выделение и обозначение видимых свойств предметов, знаков;
сформированность двигательной сферы: подвижность, переключаемость, устойчивость
движений общей и мелкой моторики;
сформированность общего поведения: мотива, программирования и контроля деятельности
– регуляции и саморегуляции;
сформированность абстрактного мышления.
Таким образом, письмо, и в общем письменную речь, принято рассматривать как
сложный психический процесс, одной из особенностей которого является более позднее
появление в психической сфере человека по сравнению с другими высшими психическими
функциями. Это особый вид знаковой системы, являющийся особой формой коммуникации и
способом перекодирования устной речи в письменную. Для формирования навыка письма в
норме необходим ряд предпосылок, представляющих собой определенный уровень
сформированности вербальных и невербальных форм психической деятельности. Навык
письма, как «писание» обеспечивает техническую сторону процесса письменной речи и
относится к психофизиологическому уровню ее организации, он имеет сложную структуру и
обеспечивается совместной работой всех трёх функциональных блоков мозга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Чтение и
письмо: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б.
Иншаковой. — М., 2016 С 720.
5 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 2015 – 368с.
3. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма / АН СССР, Науч. Совет по теории
сов.языкознания, Инт языкознания. – Л.,1987.112с.
4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Для фак. Психологии гос. унтов. – М.,2006 –
5.
6.
7.
384 с.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 2002 – 84 с.
Лурия А.Р., Хомская Е.Д. Язык и сознание. – М., 1998 – С.281.
Назарова Л.К. О роли речевых кенестезий в письме // Советская педагогика. – 1952.
№6. – С. 3751.
8. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2017 – 496 с.
9.
Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление.
– М., 2005 128 с.
6
Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»
Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»
Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»
Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»
Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»
Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.