Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»
Оценка 5

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
05.03.2019
Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»
В статье рассматривается такой сложный психический процесс, как письмо. Навык письма приобретается детьми на начальном этапе школьного обучения. Успешность усвоения данного навыка имеет ряд предпосылок, а сам процесс письма имеет сложную психофизиологическую структуру и мозговую организацию. В статье представлены структурно-функциональные компоненты процесса письма и мозговая организация процесса с позиций нейропсихологии. А также рассматриваются необходимые предпосылки для успешного усвоения навыка письма.
Психофизиологическая структура письма 1.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 344 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ­ПЕТЕРБУРГА Логопедический пункт Логопедия Статья по теме: «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма» Автор работы: Ивченко Татьяна Анатольевна  Должность: учитель­логопед г. Санкт­Петербург 2019 г. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ОПЕРАЦИИ И МОЗГОВАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПИСЬМА Письмо, и в общем письменную речь, принято рассматривать как сложный психический процесс. Одной из особенностей письма является более позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими высшими психическими функциями. Это относится как   к   историческому,   так   и   к   онтогенетическому   развитию.   Наблюдая   историю   развития письма, можно увидеть, что в начале своего развития письмо выступало как искусственная память   человека.   Его   появление   связано   с   появлением   у   человека   потребности   передачи какой­либо информации не непосредственно, а через промежутки времени или на дальние расстояния. Сначала для этой цели использовались различные примитивные знаки, настенные рисунки и только после длительной истории преобразования символов и превращения их в знаки появилась возможность передачи устной речи с помощью графического знака. Письмо представляет   собой   своеобразный   вид   кода,   который   позволяет   переводить   акустические звуковые сигналы в оптические. Система письма состоит из определенного количества знаков, где   каждый   знак   может   обозначать   либо   целое   слово   –   идеографическое   письмо (пиктограммы,   иероглифы),   либо   последовательность   звуков   –   силлабическое   письмо (слоговое), либо отдельный звук речи – буквенно­звуковое письмо (алфавитное). В русской письменной речи мы пользуемся буквенно­звуковой системой письма.  Письмо – это вид особой знаковой системы, являющейся способом перекодирования устной речи в письменную и являющейся особой формой коммуникации . Современные   исследования   показывают,   что   процессы   письма   и   устной   речи различаются  по многим параметрам: происхождение, способ формирования  и протекания, психологическое   содержание   и   функции.   Известно,   что   устная   речь   возникает   у   ребенка непосредственно в процессе общения со взрослыми уже на втором году жизни, письменная же появляется   значительно   позже   и   формируется   сознательно   в   процессе   произвольного обучения. Письмо – это изначально осознанное действие, и только по мере развития навыка отдельные   операции   автоматизируются,   объединяются   и   превращаются   в   моторную составляющую навыка сложной психической деятельности человека, называемой письменной речью. Различия в устной и письменной речи наиболее видны в психологическом содержании данных процессов. Устная речь ситуативна, диалогична, сопровождается жестами, мимикой, паузированием. Письменная речь монологична и имеет сугубо контекстный характер, поэтому многословна,   точна   и   развернута,   мотивы   письменной   речи   более   абстрактны   и интеллектуалистичны. И если устная речь в основном выполняет разговорную функцию, то письменная служит для передачи информации отсутствующему собеседнику.   Формирование   навыка   письма   в   современной   психологии  рассматривается   как сложный,   осознанный   и   произвольный   процесс,   а   структура   письменной   речи   как 2 многоуровневая и многозвенная. Она состоит по крайней мере из трёх уровней и множества структурных звеньев в каждом из них:   ­   Психологический   уровень   –   обеспечивается   наличием   мотива,   замысла,   планирования, содержания письменного сообщения, регуляцией деятельности и осуществлением контроля за ее   выполнением.   Этот   уровень   отвечает   за   осуществление   письма,   как   вида   речевой деятельности. ­ Лингвистический уровень ­ обеспечивает письмо лингвистическими, языковыми средствами реализации   процесса,   т.е.   реализует   перевод   внутреннего   смысла   и   содержания, формирующихся   на   психологическом   уровне,   в   лингвистические   коды   —   в   лексико­ морфологические и синтаксические единицы, т.е. в слова, фразы и тексты. ­   Психофизиологический   уровень   ­  осуществляет   совместную   работу   нескольких анализаторных  систем,  лежащих  в основе  письменной речи.  Система  анализаторов  — это сложное образование, которое формируется на основе межанализаторных связей на всех их уровнях.  Навык письма, как «писание» обеспечивает техническую сторону процесса письменной речи и относится к психофизиологическому уровню ее организации. Оно представляет собой процесс   кодирования,   перевода   устной   речи   в   графически   представленную   письменную. Поэтому необходимо разграничивать письмо и письменную речь. Первым разделил эти два понятия Л.С. Выготский [2], в своей работе «Мышление и речь». «Письмо» ­ это техника фиксирования   устной  речи  при   помощи   графических   символов.  «Письменная   речь»  ­  это процесс речепорождения и создания текстов.  Психофизиологическая   основа   письма   обеспечивается   комплексом   совместно работающих участков мозга. Знание мозговой организации письма помогает понять природу возникающих у младших школьников нарушений. Принцип системной мозговой организации – основополагающий   в   отечественной.   Из   данного   принципа   следует,   что   любая   высшая психическая   функция,   и   письмо   в   том   числе,   опирается   на   систему   взаимно   связанных мозговых зон и является продуктом деятельности мозга, как целого организма, и в тоже время каждый структурный компонент функциональной системы письма является способом работы отдельного участка, входящего в состав одного из трех блоков мозга: I  блок   –   энергетический.   Регулирует   цикл   сон   –   бодрствование,   эмоциональное состояние. В этот блок входят древняя и старая кора, гипоталамус и некоторые ядра ствола. Работой   данного   блока   обеспечивается   такой   компонент   письма,   как   избирательная активация.  II блок – блок приема, переработки и хранения информации. В этот блок входят задние отделы коры головного мозга: височная, постцентральная теменная и затылочная области. Работой   данного   блока   обеспечиваются   переработка   слухоречевой,   кинестетической, зрительной и полимодальной (зрительно­пространственной) информации.  III  блок – блок программирования регуляции и контроля психической деятельности (произвольная   саморегуляция   и   самоорганизация).   Опирается   на   работу   префронтальных 3 отделов коры головного мозга. Работой данного блока обеспечиваются серийная организация движений, программирование, регуляция и контроль.  Одним   из   важнейших   структурно­функциональных   компонентов   письма   является произвольная   регуляция   (I  блок),   так   как  письмо   невозможно   без  поддержания   во   время написания достаточной работоспособности и активности.      Письмо под диктовку начинается с восприятия вербальной информации на слух (слышимые звуки переводятся в фонемы или обобщенные речевые звуки, в логопедии этот процесс обозначается термином фонематическое восприятие, затем необходимо соотнести звучание   слова   или   фразы   с   их   значением,   запомнить   продиктованное   слово   или   фразу (сохранить   информацию   в   кратковременной   памяти),   определить   количество   и последовательность   звуков   (произвести   фонематический   анализ   услышанного).   Все   эти операции составляют такой компонент письма, как переработка слуховой информации, (II блок). Необходимо отметить, что процесс фонематического анализа осуществляется слухо­ артикуляторным путем, так как анализ совершаемых органами артикуляции микродвижений помогает уточнить представление о звуке, соотнести артикулемы с фонемами и определить последовательность звуков в слове. Следовательно, на данном этапе проявляется ещё один компонент письма ­ переработка кинестетической информации (II блок). К этому компоненту также можно отнести перевод графем в кинемы – превращение необходимых оптических знаков   в   кинетическую   схему   нескольких   последовательных   движений.   После   того,   как ребенок   произвел   фонематический   анализ   услышанного,   ему   необходимо   соотнести выделенные   фонемы   и   их   комплексы   со   зрительным   образом   буквы,   то   есть   произвести «перешифровку»   фонемы   в   графему   –   это   ещё   один   компонент   письма   –   переработка зрительной информации (II  блок). Причем, данный компонент может осуществляться путем применения двух стратегий: аналитической стратегии левого полушария (переход от звука к букве),   холистической   стратегии   правого   полушария   (переход   от   слова   слышимого   к целостному зрительному образу слова), данная стратегия может использоваться ребенком для написания  уже  знакомых  слов.  При  помощи  и  холистической,  и  аналитической  стратегии осуществляется переработка зрительно­пространственной информации (зона ТПО  II  блок). Ведущая   роль   здесь   отводится   правому   полушарию   головного   мозга.   Правополушарная стратегия используется для ориентировки на листе бумаги, поддержания строки, одинакового размера и наклона букв. Вместе, левое и правое полушария, отвечают за пространственную ориентацию букв и их элементов. Процесс написания слова предполагает программирование серии сложных, тонких движений руки, плавно переходящих друг в друга и образующих по выражению А.Р. Лурия  [6]  сложную «кинетическую мелодию». Следовательно, следующим структурным   компонентом   письма   можно   считать   серийную   организацию   графических движений (премоторная зона коры головного мозга, III блок). И конечно же, письмо, являясь сложным психическим процессом, требует планирования, составления, удержания программы действий и контроля за ее выполнением. Подлежащую записи фразу необходимо запомнить, отделить от посторонних факторов, при записи сохранить нужный порядок слов – все эти операции составляют компонент программирования, регуляции и контроля письма (III блок). Подводя   итог   можно   сказать,   что   функциональная   система   письма   состоит   из следующих структурных компонентов: 4 ­ избирательная активация; ­ переработка слухоречевой информации; ­ переработка кинестетической информации; ­ переработка зрительной информации; ­ переработка зрительно­пространственной информации; ­ серийная организация движений; ­ программирование, регуляция и контроль и обеспечивается совместной работой всех трех функциональных блоков мозга по А.Р. Лурия. Существует ряд психологических предпосылок нарушение или несформированность которых   ведет   к   различным   формам   нарушения   письма   или   к   трудностям   формирования данного навыка:    ­   сформированность   и   произвольное   владение   устной   речью,   способность   к   аналитико­ синтетической деятельности с языковыми знаками;  ­ сформированность у ребенка различных видов восприятия: зрительного, пространственного и   фонематического.   На   базе   процессов   восприятий   и   ощущений   формируются   процессы гнозиса. Одной из важных предпосылок письма является зрительно­пространственный гнозис, выделение и обозначение видимых свойств предметов, знаков; ­   сформированность   двигательной   сферы:   подвижность,   переключаемость,   устойчивость движений общей и мелкой моторики; ­ сформированность общего поведения: мотива, программирования и контроля деятельности – регуляции и саморегуляции; ­ сформированность абстрактного мышления. Таким   образом,   письмо,   и   в   общем   письменную   речь,   принято   рассматривать   как сложный   психический   процесс,   одной   из   особенностей   которого   является   более   позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими высшими психическими функциями. Это особый вид знаковой системы, являющийся особой формой коммуникации и способом перекодирования устной речи в письменную. Для формирования навыка письма в норме   необходим   ряд   предпосылок,   представляющих   собой   определенный   уровень сформированности   вербальных   и   невербальных   форм   психической   деятельности.   Навык письма,   как   «писание»   обеспечивает   техническую   сторону   процесса   письменной   речи   и относится к психофизиологическому уровню ее организации, он имеет сложную структуру и обеспечивается совместной работой всех трёх функциональных блоков мозга.  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Чтение и письмо:   трудности   обучения   и   коррекция:   Учебное   пособие   /   Под   общ.   ред.   О.Б. Иншаковой. — М., 2016 С 7­20. 5 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 2015 – 368с. 3. Зиндер   Л.Р.   Очерк   общей   теории   письма   /   АН   СССР,   Науч.   Совет   по   теории сов.языкознания, Ин­т языкознания. – Л.,1987.­112с. 4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Для фак. Психологии гос. ун­тов. – М.,2006 – 5. 6. 7. 384 с.  Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 2002 – 84 с.  Лурия А.Р., Хомская Е.Д. Язык и сознание. – М., 1998 – С.281.  Назарова Л.К. О роли речевых кенестезий в письме // Советская педагогика. – 1952. ­ №6. – С. 37­51. 8. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2017 – 496 с. 9.  Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. – М., 2005 128 с. 6

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»

Статья по логопедии на тему «Психофизиологическая структура, операции и мозговая организация процесса письма»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2019