Статья по логопедии на тему «Современные представления о нарушениях письма»
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
05.03.2019
Среди учащихся младших классов общеобразовательной школы все чаще имеют место проявления тех или иных нарушений при освоении навыков письма, что является препятствием для дальнейшего успешного освоения школьной программы. На современном этапе сложились два основных подхода в изучении дисграфии: психолого-педагогический и нейропсихологический. В статье представлены основные характеристики этих подходов, современные логопедическая и нейропсихологические классификации дисграфии, а также рассмотрены факторы способствующие возникновению дисграфии.
Современные предстовления о нарушениях письма1.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 344 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТПЕТЕРБУРГА
Логопедический пункт
Логопедия
Статья по теме: «Современные представления о нарушениях письма»
Автор работы: Ивченко Татьяна Анатольевна
Должность: учительлогопед
г. СанктПетербург
2019 г. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ ПИСЬМА
В современной литературе дисграфия определяется как «стойкая неспособность овладеть
навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом
письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и
отсутствие грубых нарушений зрения или слуха» [4]. По мнению Е.А. Логиновой [6], с точки
зрения понимания сути дисграфии и в плане организации педагогических мероприятий по
предупреждению или преодолению данного нарушения, более корректно определять
дисграфию, как «стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного
обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным».
Трудности в овладении письмом возникают как результат сочетания действия трёх групп
факторов:
1. Биологическая недостаточность мозговых систем, возникшая в следствии
неблагоприятного воздействия патогенных факторов в периоды пренатального,
натального и раннего постнатального развития и ведущая к дальнейшему нарушению
созревания тех функциональных систем психики, которые являются важными для
формирования деятельности письма: речедвигательной, двигательной, речеслуховой.
Неблагоприятные микросоциальные условия и конституциональные предпосылки:
2.
врожденные индивидуальные особенности формирования функциональной
специализации полушарий головного мозга
наличие наследственной отягощенности по нарушениям письменной речи и по
наличию других нейропсихических заболеваний
особенности формирования в целом систем мозговой деятельности
3. Неблагоприятные макросоциальные условия:
несоответствие времени начала обучения грамоте с фактической зрелостью ребёнка.
несоответствие объема и уровня требований в отношении грамотности с
возможностями ребенка
несоответствие методов и темпов обучения с индивидуальными особенностями
ребенка.
Причиной возникновения дисграфии может являться наличие нарушений устной речи в
дошкольный период и на момент начала овладения грамотой.
На современном этапе наблюдается неоднозначность существующих представлений о
дисграфии, её причинах, механизмах, симптомах. Это связано с расхождением в научных
подходах к её изучению. Существование нескольких подходов и классификаций,
свидетельствуют о разном понимании авторами механизмов данного расстройства.
2 На сегодняшний день можно говорить о двух основных подходах в изучении
дисграфии: психологопедагогическом или логопедическом и нейропсихологическом. Разное
понимание авторами механизмов расстройства письма
С позиций психологопедагогического или логопедического подхода, нарушения
письма рассматриваются как проявления системного нарушения речи во всех ее звеньях:
расстройство фонематических процессов, недоразвитие лексики, грамматики, связной речи,
недостаточность зрительнопространственных психических функций, обеспечивающих
процесс письма.
В 7080 гг. разработана классификация дисграфий «Кафедры логопедии РГПУ им.
Герцена». В её разработке принимали участие Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Л.С. Волкова,
В.А. Ковшиков, С.Б. Яковлев. Данные авторы связывают детскую дисграфию с недостаточно
стью речевого развития, нарушением функционирования речевой системы и со зрительным и
зрительнопространственным дефицитом. Это нашло свое отражение в выделяемых
педагогической классификацией видах данного расстройства.
1) Артикуляторноакустическая дисграфия. Встречается у детей, имеющих или
имевших нарушения звукопроизношения.
2) Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. Связывается с
недостаточным уровнем функционирования операций сложного процесса различения и
выбора фонем.
3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Вызвана
неполноценностью различных видов таких сложных операций, как деление предложения на
слова и синтез слов в предложение, слоговой и фонематический анализ и синтез.
4) Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи.
5) Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и
синтеза, пространственных представлений. Оптическая дисграфия может быть
литеральной (ребёнок не может написать букву изолированно и вербальной (оптические
ошибки при написании слов).
Понимание дисграфии как специфического языкового расстройства не отрицает
необходимости изучения состояния речевой функции во взаимосвязи со всеми психическими
процессами, входящими в функциональную систему письма. Нарушение языковых операций
письма может быть связано и с неполноценностью невербальных компонентов системы, на
пример, со слабостью слухоречевой памяти, несовершенством мыслительных операций,
эмоциональноволевой незрелостью,
затруднениями
произвольной концентрации внимания.
повышенной утомляемостью,
С позиций нейропсихологического подхода, нарушения письма рассматриваются как
нарушения формирования и развития высших психических функций. Этот подход
подчеркивает системный характер несформированности той или иной высшей психической
функции, дифференцирует первичные дефекты, их вторичные следствия и компенсаторные
перестройки. Нейропсихологи говорят о том, что трудности овладения письмом никогда не
3 являются изолированным нарушением: несформированность определенного функционального
компонента, вызвавший трудности письма, обязательно сказывается и на состоянии других
психических функций, в состав которых он входит, т.е. имеется закономерная системная
взаимосвязь между типом специфических нарушений письма у детей, особенностями их
устной речи и несформированностью невербальных форм психических процессов.
В рамках нейропсихологического подхода существуют следующие спецификации
дисграфии.
Т. В. Ахутина [1] выделила:
регуляторную дисграфию,
обусловленную несформированностью произвольной
регуляции действий (функций планирования и контроля).
дисграфию, связанную с трудностями поддержания рабочего состояния, активного
тонуса коры.
зрительнопространственную дисграфию по правополушарному и левополушарному
типу
А.Л. Сиротюк [9], опираясь на исследования нейропсихологов в отношении сложной
мозговой организации письма, выделяет три ведущих вида нарушения письма:
а) речевые дисграфии (моторная и сенсорная), идущие в синдроме различных форм
нарушений;
б) неречевые дисграфии (гностические) — идут в синдроме нарушения восприятия:
зрительного, пространственного, оптикопространственного;
в) дисграфии как нарушение (или несформированность) целенаправленного поведения,
его организации и контроля, несформированность мотивов.
Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что на сегодняшний день актуален
вопрос объединения двух подходов. Психологопедагогический или логопедический подход
является наиболее разработанным, в логопедической науке накоплен богатейший материал по
профилактике, диагностике, коррекции речевых нарушений, а также о симптоматике
нарушений письма. Недостатком нейропсихологического подхода на данный момент можно
считать отсутствие широко апробированных диагностических и коррекционных методик.
Однако, стоит отметить, что наиболее достоверно определить механизм имеющейся
дисграфии и прогнозировать возможные варианты будущих трудностей письма у старших до
школьников позволяет одновременное проведение анализа как речевого развития, так и анализ
состояния других высших психических функций ребенка, и именно нейропсихология
располагает достаточно чувствительными инструментами обследования неречевых высших
психических функций и помогает выявить системную взаимосвязь между нарушениями
вербального и невербального характера.
4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Чтение и
письмо: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б.
Иншаковой. — М., 2016 С 720.
2. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш.
3.
4.
учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб.,1995 – 220 с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебнометодическое пособие.
СПб.: 2003 – 286 с.
5. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. —
М., 2007 – 528с.
6. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у
младших школьников с задержкой психического развития. – СПб., 2004 – 208 с.
7. Основы теории и практики логопедии/ Под. ред. Р.Е. Левиной – М., 2017 – 366 с.
8.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников – М.: Владос, 1997 – 256 с.
9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение
обучения М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
5
Статья по логопедии на тему «Современные представления о нарушениях письма»
Статья по логопедии на тему «Современные представления о нарушениях письма»
Статья по логопедии на тему «Современные представления о нарушениях письма»
Статья по логопедии на тему «Современные представления о нарушениях письма»
Статья по логопедии на тему «Современные представления о нарушениях письма»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.