ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»
Оценка 4.7

ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.04.2017
ДОКЛАД «Интеграция  детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»
Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция,— включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).
доклад Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников.docx
ГКОУ «Кабанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа­интернат VIII  вида»              ДОКЛАД «Интеграция  детей с ОВЗ в среду здоровых              сверстников» Воспитатель: Ананьева Т.И п. Селенгинск 2016г Интеграция детей с ОВЗ в среду  здоровых сверстников  (Слайд 2.)  Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой,  недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной  жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с  ограничениями жизнедеятельности. (Слайд 3.)    В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии  решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы,  понятие “интеграция” используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле. Теория  социальной интеграции, как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде  множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию  ее направлений. (Слайд 4.)  Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция  инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального  развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция,— включение в общий поток или одно  из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития,  связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).    На мой взгляд, интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна  включать:    воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; активное участие в данном процессе самого ребенка; совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с  ограничениями жизнедеятельности.    В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно  учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной  недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих  способностей:  — адекватно вести себя;  — эффективно общаться с окружающими.    Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые  “социальные роли”. Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не  взаимосвязаны с нарушениями, а в наименьшей степени определяются социальными условиями,  общественными нормами, отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе и  адаптированностью самого ребенка.    Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ограниченными  возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в  получении образования. При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической  (учебной). (Слайд 5.) Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями  здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той  образовательной среды, в которую он интегрируется.    Педагогическая интеграция — формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии  способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть  общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).    Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось  бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал: « что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает  своего воспитанника (слепого, глухого или умственно отсталого ребенка) в узкий круг школьного  коллектива. Создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его  внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь». Специальная школа вместо того,  чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще  большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания  ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его  недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.    До сих пор инициатива в интегрированном обучении шла от специальной школы, от специальных  педагогов. Между тем, совместное обучение дает многое, как здоровым школьникам, так и детям с  нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к  физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к  сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к  формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения,  более полной реализации потенциала развития и обучения.    Но зачастую отсутствие учебной успешности и адаптации при обучении в массовой школе ставит под  сомнение целесообразность интеграции. Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не  только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений и от  эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий. А  так же и от  системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той  образовательной среде, в которую ребенок интегрируется. (Слайд 6.)    Из малочисленных работ по проблемам интеграции известно, что не только в обществе в целом, но и в  сфере образования, педагоги и даже со специальным педагогическим, психологическим и медицинским  образованием отрицательно относятся к интеграции детей с отклонениями, особенно психическими и  тяжелыми двигательными (колясочники) в массовую школу.    Учителя обычных школ проявляют негативное отношение к детям с психическими отклонениями в  большей степени, чем специалисты — врачи, психологи, специальные педагоги, социальные работники и  др. Все это свидетельствует о необходимости, во­первых, медико­психологического, социально­ психологического и психолого­педагогического просвещения всего населения. Во­вторых, необходимо  проведение специального обучения родителей, здоровых школьников и педагогического персонала  обычных школ, направленного на изменение у всех участников учебно­воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в  развитии.    Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми людьми ребенка с  отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное  развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников и  родителей к имеющим проблемы в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их  интеграции в условия обычной школы.    Установки здоровых могут стать решающей компонентой успеха или провала учащихся с отклонениями  в развитии в обычной школе. Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного общения, установки школьников в целом благоприятны. При более тесных контактах установки становятся  негативными. В целом учащиеся средних школ чувствуют себя с «однокашниками­инвалидами» менее  комфортно, чем  здоровыми. Во время общения с инвалидами они испытывают большую тревогу, и  одноклассники­инвалиды оцениваются ниже, чем здоровые. (Слайд 7.)    Исследования взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в  нашей стране не проводились, в то время как в других странах этой проблемой занимаются уже более  сорока лет.    По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное. В то  же время с чувством сострадания, вежливым нерасположением, и имеет характер доминирования —  подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над теми, у которого есть определенные отклонения.    В некоторых исследованиях отмечается амбивалентный характер отношений здоровых к больным: с  одной стороны неприятие и даже враждебность, с другой — симпатия и сочувствие. В этом видятся  скрытые возможности улучшения социальной интеграции инвалидов. (Слайд 8.)    Существенной причиной отрицательного отношения детей к совместному обучению является  вынужденная интеграция без достаточной подготовки как интегрируемой, так и принимающей стороны.  Поэтому, интеграция должна начинаться в специальном классе. Здесь ученик с ограниченными  возможностями здоровья постепенно начинает осуществлять контакт с обычными детьми в учебной и  внеучебной деятельности. И затем интеграция должна распространяться на обычный класс, где ребенок с  нарушением развития, в конце концов, будет находиться все время вместе с обычными учениками. Учитель принимающего класса, кроме того, нуждается в опыте профессиональной коррекционной работы для  выбора оптимальной программы обучения ребенка с отклонениями.    Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в  дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия:  — программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми  разных систем обучения;  — программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной  ситуации общения;  — программа должна включать учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной  школ.    Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции  ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе. (Слайд 9.)    Таким образом, одним из основных условий социально­педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии является коррекция отношений участников процесса интеграции (как детей, так и их педагогов) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие — три составляющих успеха  интеграции массовой и специальной школ при обучении и воспитании учащихся с ограниченными  возможностями здоровья.    Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального образования детей с ограниченными  возможностями здоровья ­ полное интегрирование в общество, использование ими социальных привилегий  и благ, доступных остальным гражданам.                Следовательно, интеграция детей с ограниченными  возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального  образования. (Слайд 10.)     Не случайно особое внимание в школе­интернате уделяется проблеме эпизодической интеграции или  инклюзии (проблемы социальной адаптации, воспитание толерантности, а также успешной интеграции  наших учащихся в социум)     В учреждении создана целая система взаимодействия с общеобразовательными учреждениями,  музыкальной школой, детским  «Домом творчества», спортивной школой. Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей и  организация интегрированного обучения детей достаточно сложна и требует больших усилий. Для этого  необходимы не только изменения в организации деятельности самих школ, но и в мышлении людей, как  аномальных, так и нормальных — в равной мере.    Интеграция детей с ОВЗ в школы массового типа может быть успешной лишь в том случае, если будут  соблюдены следующие условия: (Слайд 11.) 1. Созданы необходимые материальные и моральные условия для жизни и обучения детей в условиях  общеобразовательной школы. 2. Интегрированное обучение должно осуществляться лишь с обоюдного согласия родителей. 3. Ребенку при обучении должна предоставляться специальная педагогическая помощь. Это значит, что без специальных педагогов, работающих непосредственно в школе массового типа, интеграция невозможна. 4. Забота об учащихся с ОВЗ не должна осуществляться в ущерб заботе об остальных учащихся. (Слайд  12.) 5. Интеграция должна осуществляться на основе эффективного использования всех средств, находящихся  в распоряжении данной школы. 6. Аномальный ребенок должен принимать участие в деятельности школы наравне с остальными  учащимися. 7. К аномальному ребенку необходимо предъявлять такие же требования, как и к здоровому ребенку.    При несоблюдении любого из указанных условий интегрированное обучение не будет успешным. (Слайд  13.)

ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»

ДОКЛАД «Интеграция  детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»

ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»

ДОКЛАД «Интеграция  детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»

ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»

ДОКЛАД «Интеграция  детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»

ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»

ДОКЛАД «Интеграция  детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»

ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»

ДОКЛАД «Интеграция  детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017