ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.04.2017
Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция,— включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).
доклад Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников.docx
ГКОУ «Кабанская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школаинтернат VIII вида»
ДОКЛАД
«Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых
сверстников»
Воспитатель: Ананьева Т.И
п. Селенгинск
2016г Интеграция детей с ОВЗ в среду
здоровых сверстников
(Слайд 2.)
Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с
одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой,
недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной
жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с
ограничениями жизнедеятельности. (Слайд 3.)
В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии
решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы,
понятие “интеграция” используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле. Теория
социальной интеграции, как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде
множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию
ее направлений. (Слайд 4.)
Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция
инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция
в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального
развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция,— включение в общий поток или одно
из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития,
связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).
На мой взгляд, интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна
включать:
воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;
активное участие в данном процессе самого ребенка;
совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной
жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с
ограничениями жизнедеятельности.
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно
учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной
недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих
способностей:
— адекватно вести себя;
— эффективно общаться с окружающими.
Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые
“социальные роли”. Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не
взаимосвязаны с нарушениями, а в наименьшей степени определяются социальными условиями,
общественными нормами, отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе и
адаптированностью самого ребенка.
Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ограниченными
возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в
получении образования. При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической
(учебной). (Слайд 5.) Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той
образовательной среды, в которую он интегрируется.
Педагогическая интеграция — формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии
способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть
общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).
Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось
бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал: « что
при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает
своего воспитанника (слепого, глухого или умственно отсталого ребенка) в узкий круг школьного
коллектива. Создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его
внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь». Специальная школа вместо того,
чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще
большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания
ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его
недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.
До сих пор инициатива в интегрированном обучении шла от специальной школы, от специальных
педагогов. Между тем, совместное обучение дает многое, как здоровым школьникам, так и детям с
нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к
физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к
сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к
формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения,
более полной реализации потенциала развития и обучения.
Но зачастую отсутствие учебной успешности и адаптации при обучении в массовой школе ставит под
сомнение целесообразность интеграции. Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не
только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений и от
эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий. А так же и от
системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той
образовательной среде, в которую ребенок интегрируется. (Слайд 6.)
Из малочисленных работ по проблемам интеграции известно, что не только в обществе в целом, но и в
сфере образования, педагоги и даже со специальным педагогическим, психологическим и медицинским
образованием отрицательно относятся к интеграции детей с отклонениями, особенно психическими и
тяжелыми двигательными (колясочники) в массовую школу.
Учителя обычных школ проявляют негативное отношение к детям с психическими отклонениями в
большей степени, чем специалисты — врачи, психологи, специальные педагоги, социальные работники и
др. Все это свидетельствует о необходимости, вопервых, медикопсихологического, социально
психологического и психологопедагогического просвещения всего населения. Вовторых, необходимо
проведение специального обучения родителей, здоровых школьников и педагогического персонала
обычных школ, направленного на изменение у всех участников учебновоспитательного процесса массовых
школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в
развитии.
Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми людьми ребенка с
отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное
развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников и
родителей к имеющим проблемы в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их
интеграции в условия обычной школы.
Установки здоровых могут стать решающей компонентой успеха или провала учащихся с отклонениями
в развитии в обычной школе. Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного общения, установки школьников в целом благоприятны. При более тесных контактах установки становятся
негативными. В целом учащиеся средних школ чувствуют себя с «однокашникамиинвалидами» менее
комфортно, чем здоровыми. Во время общения с инвалидами они испытывают большую тревогу, и
одноклассникиинвалиды оцениваются ниже, чем здоровые. (Слайд 7.)
Исследования взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в
нашей стране не проводились, в то время как в других странах этой проблемой занимаются уже более
сорока лет.
По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение здоровых детей к детям с
ограниченными возможностями здоровья в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное. В то
же время с чувством сострадания, вежливым нерасположением, и имеет характер доминирования —
подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над теми, у которого есть определенные
отклонения.
В некоторых исследованиях отмечается амбивалентный характер отношений здоровых к больным: с
одной стороны неприятие и даже враждебность, с другой — симпатия и сочувствие. В этом видятся
скрытые возможности улучшения социальной интеграции инвалидов. (Слайд 8.)
Существенной причиной отрицательного отношения детей к совместному обучению является
вынужденная интеграция без достаточной подготовки как интегрируемой, так и принимающей стороны.
Поэтому, интеграция должна начинаться в специальном классе. Здесь ученик с ограниченными
возможностями здоровья постепенно начинает осуществлять контакт с обычными детьми в учебной и
внеучебной деятельности. И затем интеграция должна распространяться на обычный класс, где ребенок с
нарушением развития, в конце концов, будет находиться все время вместе с обычными учениками. Учитель
принимающего класса, кроме того, нуждается в опыте профессиональной коррекционной работы для
выбора оптимальной программы обучения ребенка с отклонениями.
Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в
дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
— программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми
разных систем обучения;
— программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной
ситуации общения;
— программа должна включать учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной
школ.
Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции
ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе. (Слайд 9.)
Таким образом, одним из основных условий социальнопедагогической интеграции детей с отклонениями
в развитии является коррекция отношений участников процесса интеграции (как детей, так и их педагогов)
друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие — три составляющих успеха
интеграции массовой и специальной школ при обучении и воспитании учащихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального образования детей с ограниченными
возможностями здоровья полное интегрирование в общество, использование ими социальных привилегий
и благ, доступных остальным гражданам. Следовательно, интеграция детей с ограниченными
возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального
образования. (Слайд 10.)
Не случайно особое внимание в школеинтернате уделяется проблеме эпизодической интеграции или
инклюзии (проблемы социальной адаптации, воспитание толерантности, а также успешной интеграции
наших учащихся в социум)
В учреждении создана целая система взаимодействия с общеобразовательными учреждениями,
музыкальной школой, детским «Домом творчества», спортивной школой. Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей и
организация интегрированного обучения детей достаточно сложна и требует больших усилий. Для этого
необходимы не только изменения в организации деятельности самих школ, но и в мышлении людей, как
аномальных, так и нормальных — в равной мере.
Интеграция детей с ОВЗ в школы массового типа может быть успешной лишь в том случае, если будут
соблюдены следующие условия: (Слайд 11.)
1. Созданы необходимые материальные и моральные условия для жизни и обучения детей в условиях
общеобразовательной школы.
2. Интегрированное обучение должно осуществляться лишь с обоюдного согласия родителей.
3. Ребенку при обучении должна предоставляться специальная педагогическая помощь. Это значит, что без
специальных педагогов, работающих непосредственно в школе массового типа, интеграция невозможна.
4. Забота об учащихся с ОВЗ не должна осуществляться в ущерб заботе об остальных учащихся. (Слайд
12.)
5. Интеграция должна осуществляться на основе эффективного использования всех средств, находящихся
в распоряжении данной школы.
6. Аномальный ребенок должен принимать участие в деятельности школы наравне с остальными
учащимися.
7. К аномальному ребенку необходимо предъявлять такие же требования, как и к здоровому ребенку.
При несоблюдении любого из указанных условий интегрированное обучение не будет успешным. (Слайд
13.)
ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»
ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»
ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»
ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»
ДОКЛАД «Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.