ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИE ПО ДИСТАНЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
XXI век можно охарактеризовать как период активного развития информационных и коммуникационных технологий. Благодаря современной информационной среде образовательный процесс может реализоваться дистанционно, посредством сети Интернет в режиме онлайн. Такая возможность создает множество преимуществ, как для учащихся, так и для преподавателей, среди которых доступность образования вне зависимости от возраста или состояния здоровья, самостоятельное планирование места и времени занятий, возможность подстроить онлайн обучение индивидуально под свою занятость, постоянная обратная связь участников образовательного процесса, значительная экономия времени [5]. Удовлетворяя потребности, дистанционное обучение выполняет не только экономическую и социальную функции, как традиционные системы образования, но и также функцию восстановления статуса и личностно-развивающую функцию. Развитие дистанционных образовательный технологий обуславливает необходимость введения особого типа педагогики – дистанционной педагогики, включающей свою методическую систему обучения. Поэтому актуальной проблемой в современной науке является построение методической системы индивидуального обучения в рамках дистанционной педагогики, которая учитывала бы все современные требования и условия образовательного процесса.
Для начала предлагаем обратиться к понятию методической системы обучения и его определению. При анализе понятия мы столкнулись с тем, что его трактовки весьма разнообразны. Наиболее точным, максимально широко характеризующим данное понятие является определение, в соответствии с которым методическая система обучения представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся [6]. Современная методическая система должна иметь научно обоснованное планирование процесса обучения, предполагать единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки учащихся, высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного материала, максимальную активность и достаточную самостоятельность обучения, сочетания индивидуальной и коллективной работы учащихся, комплексирование различных предметов обучения [2].
Методическая система будет функционировать лишь в том случае, если она определяется целями, задачами и содержанием обучения, а также включает планирование, контроль, анализ и корректировку учебного процесса. Цель обучения должна быть определена в соответствии с каждым учебным предметом и занятием, содержание обучения определяется программами обучения по каждому предмету и подлежит корректировкам в соответствии с целями занятий [4]. Планирование выступает здесь в качестве сложной совокупности действий органов образования и педагогов, предполагающих расстановку занятий по предметам, времени и месту проведения. Контроль, анализ и корректировка учебного процесса предполагает деятельность представителей органов образования и педагогов по управлению, регулированию и повышению эффективности учебных занятий. В случае неудовлетворения индивидуальных целей деятельности субъектов дистанционного обучения может возникнуть необходимость создания новых компонентов методической системы. Грамотно выстроенная методическая система индивидуального дистанционного обучения способствует развитию самостоятельности, аналитическому и креативному мышлению обучаемых.
Выбор тех или иных средств обучения (системы задач, средств наглядности, видов знаний для самостоятельной работы, системы контроля и прочее) в полной мере зависит от индивидуальных образовательных потребностей учащихся [3]. Учащемуся принадлежит активная роль, он является творцом своего контента, самостоятельно занимается организатором собственного обучения, развивает информационные компетенции. Индивидуальные потребности учащихся могут быть удовлетворены за счет правильного характера иллюстративного материала, используемого в процессе объяснения, грамотного подбора уровня сложности задач, которые предлагаются учащимся для самостоятельного решения, предлагаемых исследовательских, проектных и творческих работ.
При построении методической системы индивидуального обучения в рамках дистанционной педагогики следует учитывать некоторые особенности [1]. Во-первых, индивидуальное дистанционное обучение подразумевает рациональное сочетание и широкий круг различных образовательных программ. Во-вторых, при индивидуальном дистанционном обучении обучающийся имеет право выбора курсов, изучения тех дисциплин, которые необходимы ему именно на данный момент. В-третьих, при конструировании системы следует учитывать требования соответствия исходного уровня знаний учащегося уровню выбираемой образовательной программы. В-четвертых, индивидуальное дистанционное обучение предполагает гибкость, основанную на принципах самообразования, а также самостоятельного установления интенсивности обучения в рамках выбранных учебных курсов. В-пятых, индивидуальное дистанционное обучение должно носить практическую направленность, включать упражнения, тренинги, анализ и решение реальных ситуаций, разбор кейсов. И, наконец, в-шестых, учебная программа такого обучения должна постоянно подвергаться обновлению и быть отражением развития современных информационных технологий.
В заключение мы можем отметить, что методическая система индивидуального дистанционного обучения должна быть основана, в первую очередь, на вариативной системе средств, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей и потребностей сетевых учащихся. Специфические особенности учащегося обуславливают выбор методов обучения, форм его организации и взаимодействия с сетевым учителем. Все это может быть достигнуто посредством конструирования индивидуального образовательного маршрута, а также посредством индивидуализации домашних заданий. Таким образом, мы можем говорить о том, что построение методической системы индивидуального обучения по дистанционной педагогике становится возможным за счет сочетания передового педагогического опыта, современной технологической базы, а также информационно-коммуникационных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайндорф-Сысоева М. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: учебное пособие. – М.: МГОУ, 2010. – 102 с.
2. Карасюк В.В. Иванов С.Н. Формирование индивидуального образовательного пространства студента в условиях дистанционного обучения // Вестник Национального технического университета Харьковский политехнический институт. Серия: Информатика и моделирование. – 2014. - № 35 (1078). – С. 105-113.
3. Околелов О.П. Дидактика дистанционного образования. – М.: Директ-медиа, 2013. – 98 с.
4. Снегурова В.И. Цели в системе дистанционного обучения математике // Альманах современной науки и образования. – 2009. - № 12 (31). – С. 121-124.
5. Стародубцев В. Создание персональной образовательной среды преподавателя ВУЗа: учебное пособие. – Томск.: Изд-во Томского политехнического университета. – 2012. – 124 с.
6. Фещенко Т.С. К вопросу о понятии «методическая система» // Молодой ученый. – 2013. - № 7. – С. 432-435.презентация по методике преподавания "Индивидуальное обучение по дистанционной педагогике"
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСТ ПЕД.pptx
“ИНДИВИДУАЛЬНЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСТАНЦИОННОЙ
ПЕДАГОГИКЕ”
Выполнил(а): ФИО
Проверил: ФИО
Определение основных понятий
Методическая система обучения упорядоченная совокупность взаимосвязанных и
взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа,
корректирования учебного процесса, направленная на повышение эффективности обучения учащихся.
Основные требования к современной методической системе обучения:
научно обоснованное планирование процесса обучения;
единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки учащихся;
высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного материала;
максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения;
сочетание индивидуальной и коллективной работы учащихся;
комплексирование различных предметов обучения.
Базовые составляющие
методической системы обучения
★Планирование;
★Контроль;
★Анализ;
★Корректировка.
Особенности построения методической
системы индивидуального обучения в
рамках дистанционной педагогики
1. Индивидуальное дистанционное обучение подразумевает рациональное сочетание и широкий круг
различных образовательных программ;
2. При индивидуальном дистанционном обучении обучающийся имеет право выбора курсов, изучения тех
дисциплин, которые необходимы ему именно на данный момент;
3. При конструировании системы следует учитывать требования соответствия исходного уровня знаний
учащегося уровню выбранной образовательной программы;
Особенности построения методической
системы индивидуального обучения в
рамках дистанционной педагогики
4. Индивидуальное дистанционное обучение предполагает гибкость, основанную на принципах
самообразования, а также самостоятельного установления интенсивности обучения в рамках выбранных
учебных курсов;
5. Индивидуальное дистанционное обучение должно носить практическую направленность, включать
упражнения, тренинги, анализ и решение реальных ситуаций, разбор кейсов;
6. Учебная программа такого обучения должна постоянно подвергаться обновлению и быть отражением
развития современных информационных технологий.
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.