Статья по патриотическому воспитанию "Они наша честь и гордость"
Оценка 5

Статья по патриотическому воспитанию "Они наша честь и гордость"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
Взрослым
07.01.2017
Статья по патриотическому воспитанию "Они наша честь и гордость"
Данная статья направлена на формирование патриотизма среди молодого поколения. В ней приводится пример военного пути обычного молодого человека ,нашего земляка-Каулина Василия Николаевича.Следует отметить,что ветераны Великой Отечественной Войны и их подвиги не забыты,о них помнят не только родственники ,но и все те,кому не безразлична тема патриотизма!
Галерея методических идей.doc

Казьменко Елена Константиновна,

преподаватель общеобразовательных дисциплин,

ГБПОУ ВО «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»,

пос. Верхнеозерский, Таловского района, Воронежской области

 

ОНИ НАША ЧЕСТЬ И ГОРДОСТЬ!

 

Прощайте! Уходим с порога.

Над старой судьбой не вольны.

Кончается наша дорога -

Дорога пришедших с войны.

Прощайте! Со временем вместе

Накатом последней волны

Уходим дорогою чести –

Дорогой пришедших с войны.

Уходим... Над хлебом насущным -

Великой Победы венец.

Идем, салютуя живущим

Разрывами наших сердец.

Михаил Дудин.

 

В календаре есть даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей Родины. Одна из них - День Великой Победы. Все дальше и дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны. Для нас эти годы не просто история. 1418 дней войны ярким факелом полыхало пламя патриотизма советских людей. И каждый из этих дней свидетельствовал о величии духа, несгибаемом мужестве советского человека, для которого не священнее долга, чем отстоять независимость Отчизны. Все зорче сердца мы всматриваемся в трудные, жестокие, героические дни, чтобы понять, оценить и не забыть великие деяния Солдата и Генерала, Партизана и Работника Тыла.

Мы хотим поделиться эпизодами из фронтовой жизни нашего земляка-ветерана ВОВ, участника боевых действий на Балтике Каулина Василия Николаевича.

Он вспоминал: «Начинал я службу на Балтике еще 17-летним пареньком, после окончания школы. В марте 1939 г. был призыв партии, правительства и Ленинского комсомола укрепить Балтийский флот грамотной и физически развитой молодежью. Меня зачислили в учебный отряд Краснознаменного Балтийского флота Объединенной военно-морской школы. Она располагалась в городе Ораниенбаум (ныне Ломоносов). Там я получил квалификацию связиста флота и сигнальщика. В октябре 1939 года, когда мы еще продолжали учиться, по городу Ленинграду со стороны Финляндии было сделано несколько провокационных артиллерийских выстрелов. В то время граница Финляндии отстояла на 10-15 км от Ленинграда. В ответ на такую провокацию, СССР объявил войну Финляндии.

С началом этой войны наша учеба была прекращена, а меня лично направили на только что построенный и уже плавающий корабль Балтийского флота. В частности на быстроходный тральщик морских мин (БТЩ-210-ГАК) корабельным связистом-сигнальщиком. В обязанность нашего корабля входило следующее: высадка десантов, траление и установка морских мин. Огнем корабельных пушек и крупнокалиберных пулеметов бороться с финскими кораблями (флотом).

Чтобы победить Финляндию, а главной задачей было отодвинуть нашу границу с Финляндией до 60 км, нужно было преодолеть мощную (считающуюся непреодолимой) заградительную «линию Маннергейма». Эта линия представляла собою главную систему железобетонных колпаков большой мощности и крепости, а также хорошо обученные войска.

Признаться сейчас, к такой борьбе с финнами мы не были готовы. Наши атаки, высадки десантов из хороших физкультурников, лыжников и т.д. легко расстреливались из пушек и пулеметов, мощных заградительных пунктов и колпаков, ячеек. Наши даже крупнокалиберные корабельные орудия прямым попаданием в такие колпаки не всегда разрушали их. Преодолевать эту линию чаще всего приходилось путем ее обхода не только со стороны Ленинграда, с флангов, но и с финской территории. В это время стояли сильные холода, и снег был большой мощности. Финны были на своей территории, у себя дома, защищали свою страну и были защищены «линией Маннергейма». Наши крупнокалиберные снаряды попадали в колпаки и вызывали только звуки, как по пустой бочке, от которых у защитников часто текла кровь из глаз, изо рта, но они все равно не стремились к плену. Они боялись плена. В результате этой войны, длившейся около 2,5 месяцев, с нашей стороны было только убитых около 200 тысяч человек, а обмороженных и раненых еще не менее. Война эта показала наши слабые стороны, но мы все равно продвинулись в Финляндию до 60 км. Из крупных населенных пунктов был отвоеван только г. Выборг. Главная цель была достигнута. В это время уже полыхала на земле Вторая мировая война. Фашистская Германия вела войну со многими странами, все более и более укрепляясь в военном и экономическом отношении.

Руководство СССР, понимая нашу экономическую и военную слабость, отсутствие необходимого командного состава (в основном высшего), решило как-то оттянуть от себя угрозу войны. Был заключен с Германией пакт о ненападении, о торговле. Были приняты ряд других мер. А тем временем СССР начал подготовку к предстоящей неизбежной войне. На Балтике, например, вводились в строй новые корабли, укреплялись морские рубежи, острова, базы. Гитлер, готовясь начать войну с СССР, использовал появившиеся для себя плюсы: начал с нами торговать. В торговле с Германией Балтийский флот помогал своей стране самым активным образом и с использованием своих стратегических запасов. Приведу из памяти один характерный факт такой торговли уже за несколько дней до начала войны.

Нам, в том числе и моему кораблю, было дано задание сопровождать несколько наших торговых кораблей с пшеницей и другим сырьем в германские порты, поскольку уже существовала опасность того, что наши торговые корабли могут быть потоплены какими-то нам неизвестными подлодками, которые, как мы сами ощущали, уже были в водах Балтики. Мы старались всячески защитить свои торговые корабли: бомбили подозрительные участки глубинными бомбами и принимали другие меры защиты. В результате эти торговые корабли благополучно пришли в немецкие порты. Польские порты уже были заняты немцами. Эти наши торговые корабли были задержаны немцами, как они обещали, временно, до окончания разгрузки. Мы согласились с этим, а тем временем приняли и начали сопровождать в Ленинград три корабля, изготовленные для СССР на судоверфях Германии. Такими кораблями были два 8-палуб-ных лайнера «Вячеслав Молотов» и «Иосиф Сталин», а также крупный наливной танкер № 11. По пути в Ленинград нас и, в особенности эти три корабля, многократно пытались утопить. По сведениям из Германии, подводными лодками Англии, а может быть, и самой Германией, т.к. до начала войны оставалось несколько дней. Нам удалось благополучно довести эти корабли до Ленинграда. Вообще, было много провокаций со стороны Германии еще задолго до начала войны. Для защиты от уничтожения наш Балтийский флот уже тогда был днем и ночью в мобилизационной готовности. Командование Балтийского флота, предвидя четко начало войны СССР с Германией, всегда докладывало об этом в Москву заранее.

Участие БТЩ-210-ГАК, БТЩ-205-ГАФЕЛЬ в Великой Отечественной войне

Так распорядилась судьба, что лично мне довелось участвовать в боях на протяжении двух войн: сначала в войне нашей страны с Финляндией в 1939-1940 гг., затем в войне с фашистской Германией в 1941-45 гг. Ну, а потом еще полтора года после окончания Великой Отечественной войны мы тралили и вылавливали морские мины на основных путях движения военных и торговых кораблей в Финском заливе и на Балтийском море.

Выполняли и охранные функции на побережье Балтийского бассейна, в Финском заливе и на островах Балтики.

А всего я прослужил на Балтийском флоте 7,5 лет.

Для нас, моряков Балтики, сложилась очень сложная и опасная обстановка. Такой она стала уже в первые три месяца. Второй мировой войны, когда немецкими подводными лодками и авиацией было потоплено не менее 50-60% крупных боевых кораблей. Много кораблей подорвались и на вражеских минах, число которых исчислялось десятками тысяч. В этих условиях большие стальные корабли-громады стали не силою, а слабостью, так как самостоятельно, без охраны, они не могли двигаться и воевать. Их самих нужно было защищать, в особенности от авиации и мин. Поэтому оставшиеся крупные корабли в море не посылались.

Они были поставлены у стенок в городах Кронштадт и Ленинград (вдоль берегов р. Невы) и использовались как зенитные и противопушечные батареи. Корабельные орудия это крупнокалиберные, дальнобойные и сверхточные пушки по поражению целей. Они непосредственно огнем и десантами взаимодействовали с войсками, защищавшими город Ленинград. Своим сверхметким и дальнобойным огнем они вели и заградительный огонь против артиллерии противника и наступавших танков. В связи с этим основная тяжесть по исполнению морских функций на Балтике легла на корабли меньших размеров: сторожевики (пока их всех не потопили), тральщики мин - на нас БТЩ, броневые и торпедные катера, морские охотники, различные буксиры и другие мелкие суденышки.

Морские мины весом свыше полтонны устанавливаются для разных типов кораблей на разных глубинах. Но мины были и будут еще и с разными сверхсекретами. Например, во Второй мировой войне немцы использовали самые современные в то время мины (об их существовании не все и не всё знают) и различные типы мин: например, гальванодарные взрывались от удара корпуса корабля по свинцовым рогам; магнитные - притягивались к железному корпусу корабля и взрывались; акустические - двигались с точки стояния по направлению шума винтов кораблей и взрывались, Различные комбинированные - в комбинации со всеми вышеуказанными качествами, с часовыми механизмами, которые взрывались только после того, как корабль пройдет по этому месту несколько раз и т.д.

Такому типу корабля БТЩ-205-«ГАФЕЛЬ», наряду с тралением мин и их уничтожением, поручались: охрана водного объекта и пространства, высадка десантов с техникой на берега и острова, а также вывод на боевые позиции подлодки, перевозка с одного места на другое живой силы и техники, поддерживание нашей пехоты на берегу и на островах своим огнем и десантами.

Насколько опасна для этого типа кораблей была такая работа говорит факт: из 21-28 кораблей к концу войны осталось только 5 штук, а других типов кораблей и того меньше. Более мелкие, чем наши БТЩ, катера подвергались еще большей опасности уничтожения, так как на них часто роем «наскакивали» авиация и катера противника. Иногда их просто расстреливали в упор из крупнокалиберных пулеметов с кораблей, с самолетов, с суши. Но у них было большое преимущество: они обладали большой маневренностью, преимуществом по скорости и при поворотах, чего не было у более крупных кораблей. Им не опасны были и мины, поставленные для больших кораблей. Они имели хороший зенитный огонь. Но их насквозь мог прорезать огонь крупнокалиберного пулемета. Поскольку крупных морских движений больших кораблей было мало, а позднее вообще не было, часты были стычки между немецкими кораблями и нашими катерами малого тоннажа. Но немцы тоже не хотели рисковать своими большими кораблями. Поэтому они стали применять их в основном, у себя в тылу, на водных просторах Балтийского моря.

И вес же, когда у немцев возникала нужда в действиях своих больших военных кораблей и транспортов, наши подлодки их подкарауливали и топили торпедами. Вообще корабли Балтийского флота действовали в тесном взаимодействии с нашими сухопутными войсками на берегах Финского залива и моря. А с отступлением наших войск с территории Прибалтийских республик в сторону города Ленинграда, наш флот взаимодействовал и с этими армиями. Он их поддерживал своим огнем, помогал десантами, эвакуировал по воде живую силу и технику; при необходимости тралил, а где нужно было, вновь ставил мины и не допускал немецкие корабли в наши волы. Как известно, в августе 1941 г. наши самолеты бомбили город Берлин. Эти самолеты заправлялись всем необходимым на базах Балтийского флота. Немцы только позднее поняли, откуда следовали бомбометания и в ответ начинали бомбить эти базы летчиков на островах Эдель и Даго с целью уничтожения. 20 дней моряки Балтийского флота, летчики, обслуживающий персонал и люди с других островов, совместно с нашими кораблями, героически защищались от авиации, флота и десантных войск фашистов. Только 14.09.1941 г. немцы высадили крупные десанты на главные острова. После ожесточенных боев нам пришлось оставшуюся живую силу и технику эвакуировать на военно-морскую базу Ханко. Эта база располагалась на территории Финляндии. Позднее, два месяца спустя, отпала необходимость защиты базы Ханко. В организованном порядке она была эвакуирована в город Ленинград.

Но особенно мне запомнился героический и одновременно трагический переход каравана наших кораблей с эвакуированными людьми, техникой... из города Таллина в Кронштадт и Ленинград в августе 1941 года. Вот краткое изложение фактов. Где-то в начале июля 1941 г. войска Германии с боями подошли вплотную к Таллину и окружили его с суши. Наши войска хотя и защищались героически, но только с большим трудом сдерживали натиск превосходящих сил противника. Возникла срочная необходимость эвакуировать защитников города Таллин, технику, ценности морской базы и столицы Эстонии. Все это перебросить сушей в Ленинград уже было невозможно. Наши войска в основном были окружены колоннами немцев, следовавших на Ленинград.

На одном из многочисленных флагманских тральщиков я лично осуществлял такую связь, и отвечал за это и как старшина связистов. Разгрузившись от грузов и людей в Ленинграде, мы на следующий и в другие дни, еще и еще спасали плавающих и находившихся в сознании людей на воде, даже с обгорелых после пожара кораблей. Спасенные люди многократно благодарили моряков за свое спасение. Говорили, что они впервые за свою жизнь прошли через такой ад: тонули и не утонули, горели и не сгорели. И хотя все балтийцы, участники этих событий, в этот героический переход вели себя, в основном, только героически, но почестей и награждения (за весь 1941 г.) нам не было. Высшее командование было весьма недовольно большими потерями в людях. Хотя нашей вины в этом не было. Главная причина больших потерь была в том, что у нас не было прикрытия с воздуха. Но это от нас не зависело. Благодаря героям-морякам приказ Гитлера утопить всех нас во время перехода не осуществился» Остались настоящие моряки, герои-балтийцы, глубоко израненные физически и морально люди, и корабли. I лавным было то, что в Ленинград было перевезено до 150 тыс. войска.

Не менее сильно остались у него в памяти и некоторые эпизоды по эвакуации военно-морской базы Ханко, расположенной на границе Финского и Ботнического заливов - на 100 км севернее города Гемсинфорс. Это было через 4-5 месяцев после эвакуации Таллина. К этому времени обстановка здесь сложилась очень трудная. Но мы знали, что под Ленинградом и в самом городе было еще труднее. Например, после вышеуказанных событий создалась ситуация, что вот-вот Ленинград будет захвачен, а флот уничтожен (чтобы не достался врагу). Помощи страны осажденному Ленинграду ждать не приходилось, так как в это время и Москва не менее героически защищалась, готовила будущие сражения. Тогда по приказу свыше, было решено оставить морскую базу Ханко, а высвободившиеся (до 50 тысяч) войска и технику перебросить на оборону Ленинграда. Единственно возможным путем эвакуации базы Ханко был признан водный путь в наиболее темное, холодное и штормовое время (поздняя осень - начало зимы). Путь эвакуации проходил вдоль берега занятого немцами и финнами, где размешались крупнокалиберные крепостные орудия г. Свеаборг. Через финско-немецкий флот и авиацию. И хотя в это время гола уже свирепствовали шторма, холод, четыре раза корабли нашего соединения прорывались туда и обратно в Ленинград, доставляя живую силу и технику. Задание было исполнено хорошо. Конечно, при переходах, особенно при четвертом походе, не обошлось без трагических жертв и пленения 2,3 тыс. человек и 8-палубиого турбоэлектрохода. Но Верховный эту операцию признал хорошей. Ведь главное было то, что основной костяк этих героических войск, в немалом количестве, вовремя был доставлен в Ленинград. За это участникам похода была выражена благодарность Верховного, а наиболее отличившиеся были награждены медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Нам было сказано, что эти награды не за наступление нашего флота на запад, а за вынужденное отступление, при помощи успешной эвакуации наших войск в помощь Ленинграду.

После того, как эвакуация войск и техники с базы Ханко и других островов и берегов Балтики была закончена, наши соединения быстроходных тральщиков исполняли обязанности охраны оставшихся на Балтике наших островов от нападения немцев; не допустить вражеские корабли непосредственно в воды Финского залива, к г. Кронштадту-. Мы занимались постановкой новых минных полей на возможном пути движения немецких кораблей. Но теперь наиглавнейшей задачей нашей стал провод подводного Балтийского флота вглубь акватории Балтийского моря. Наш подводный флот был в это время очень мощным и многочисленным, но без помощи именно наших кораблей не мог самостоятельно выходить в море. Его могли потопить немецкие корабли, авиация, а, главное, необходимо было освободить от мин пути их движения.

Мы часто провожали подлодки по акваторию Балтики, где двигались основные корабли Германии. Как только подлодки выполняли задание, мы по сигналу от них встречали подлодки в назначенной точке и сопровождали их на базу в г. Кронштадт. После отдыха экипажа подлодки все начиналось сначала. Как поется в песне: «Когда усталая подлодка из глубины идет домой!». Благодаря содействию и помощи минных тральщиков, подводный Балтийский флот потопил около 300 кораблей противника. Весь же Балтийский флот (и надводный, и подводный) за период войны потопил 680 боевых кораблей и 760 транспортов с живой силой и техникой.

Как только мы погнали немцев из предместий Ленинграда в Прибалтику и дальше, корабли Балтийского флота оказывали нашим наступающим армиям огромную помощь. Высаживали десанты и прикрывали их своей артиллерией; вновь отвоевывали острова, тралили минные поля, чтобы кораблям можно было подойти к портам Германии и перекрыть пути эвакуации немецких войск и флота морским путем; выводили на немецкие водные просторы наш подводный флот, буксировали на ремонт поврежденные наши корабли на базы ремонта и отдыха в Кронштадт и Ленинград. Всю войну мы плавали без света, чаше в наиболее темные и штормовые ночи, а в светлое время маскировались у берегов заливов, шхер и островов. Правда, мы плавали и днем в хорошую погоду для стычек с мелкими кораблями немцев, с авиацией. Лично я. старшина I статьи, был непосредственно связистом и отвечал за связь между кораблями, базами, островами и т.д.

За наиболее активные боевые действия в Великой Отечественной войне мой боевой корабль - быстроходный минный тральщик (БТЩ-205-«ГАФЕЛЬ») впервые, в морской истории, был удостоен звания гвардейского, а на третьем году войны он был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Мои личные скромные заслуги в Великой Отечественной войне были отмечены медалями «За отвагу» - в январе 1942 г., за «Боевые заслуги» - в 1943 г.. в 1944 г., «За оборону Ленинграда». Много позднее был награжден еще 12 медалями. Кроме того, в результате конкурсного отбора меня посылали в июне 1945 г. на Парад Победы в Москву, где я был награжден второй медалью «За победу над фашистской Германией». Орден Отечественной войны 2-й степени был мне вручен далеко после окончания Великой Отечественной войны.

 

Из всех флотов является старейшим

Он ветераном флота на Руси.

Он не имеет кораблей новейших,

Но у него традиции свои.

 

Рожден был флот царем Петром Великим,

 Свой первый бой дал шведским кораблям,

На абордаж еще ходили с пикой,

И спуску не давали всем врагам.

 

У берегов Невы они пленили,

Там парусных два шведских корабля

"Астрильд" с Геданом" флаги приспустили,

Победа русских чистая была.

 

Медаль за этот бой тогда отлили,

Чтобы героев русских наградить.

Ее балтийцы с гордостью носили,

А их потомки продолжают чтить.

 

У Гангута и на Неве - победы,

У Выборга, Гренгама и Чесмы,

России принесли отцы и деды,

Балтийские герои - моряки.

 

Флот дал России многих флотоводцев –

Сенявин, Ушаков и Крузенштерн,

Умели они на море бороться,

Показывая мужества пример.

 

Какую лепту флоту внес Макаров,

До сей поры всё трудно оценить,

Флот стал для всех врагов недосягаем,

Уменьем, не числом их начал бить

 

Дал радио Попов родному флоту,

Подлодки строил инженер Бубнов,

На совесть выполняли все работу,

На подвиг был любой матрос готов.

 

А "мертвая петля" штабс-капитана

Всем показала высший пилотаж,

Героя имя в летопись вписала,

И Нестеров-герой навечно наш.

 

Все триста пять годов, в строю России-

Балтийский флот уверенно идёт,

И в сорок первом мы фашистов били,

Одних героев около двухсот.

 

Их именами улицы и парки

Назвали люди, чтобы вечно жить.

Они примером нам служили ярким,

Никто не сможет никогда забыть!

 

Слагаются в их честь сегодня оды.

Горят в честь павших свечи и сердца.

И воздаяньем подвигу, не моде.

Возносят славу каждого бойца.

 

Вот таким был непростой фронтовой путь обычного 17-летнего паренька - нашего земляка Каулина Василия Николаевича.

Память о подвигах, о великих победах, о трудных фронтовых дорогах наших отцов, дедов и прадедов должна жить вечно. И тогда мы будем непобедимы!

 

 

Список литературы

 

1. Книга Памяти: Каменная степь. По страницам истории. К 65-летию Победы сов. народа над фашистской Германией. – Воронеж: изд-во «Истоки», 2010. с. 98-106.

2. Клуб «Память»: Сборник, /Сост. В.Ф. Селеменев, В.Г. Клюев, С.В. Самодуров, С.И. Карпов, А.В. Лобарь, Д.А. Иванов, К.В. Мадюрин и др./ – Воронеж: ВГУ, 2005. – 241 с.

3. Таловская районная общественно-политическая газета «Заря», 2002 г. стр. 2; 2004 г. стр. 4.

 

 

 

 

 


Казьменко Елена Константиновна , преподаватель общеобразовательных дисциплин,

Казьменко Елена Константиновна , преподаватель общеобразовательных дисциплин,

Балтийского флота. В частности на быстроходный тральщик морских мин (БТЩ-210-ГАК) корабельным связистом-сигнальщиком

Балтийского флота. В частности на быстроходный тральщик морских мин (БТЩ-210-ГАК) корабельным связистом-сигнальщиком

Балтики. Мы старались всячески защитить свои торговые корабли: бомбили подозрительные участки глубинными бомбами и принимали другие меры защиты

Балтики. Мы старались всячески защитить свои торговые корабли: бомбили подозрительные участки глубинными бомбами и принимали другие меры защиты

Балтике легла на корабли меньших размеров: сторожевики (пока их всех не потопили), тральщики мин - на нас

Балтике легла на корабли меньших размеров: сторожевики (пока их всех не потопили), тральщики мин - на нас

Берлин. Эти самолеты заправлялись всем необходимым на базах

Берлин. Эти самолеты заправлялись всем необходимым на базах

Ленинград будет захвачен, а флот уничтожен (чтобы не достался врагу)

Ленинград будет захвачен, а флот уничтожен (чтобы не достался врагу)

Высаживали десанты и прикрывали их своей артиллерией; вновь отвоевывали острова, тралили минные поля, чтобы кораблям можно было подойти к портам

Высаживали десанты и прикрывали их своей артиллерией; вновь отвоевывали острова, тралили минные поля, чтобы кораблям можно было подойти к портам

России принесли отцы и деды,

России принесли отцы и деды,

Список литературы 1. Книга

Список литературы 1. Книга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017