Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"
Оценка 4.9

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Оценка 4.9
Научные работы
doc
экология
1 кл—4 кл
19.02.2018
Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"
Экологический кризис требует сосредоточения усилий педагогов для реализации задач экологического образования и воспитания, формирования основ природопользования. В этой связи, формирование у младших школьников экологического сознания является одним из первоначальных вопросов, от успешного решения которого зависит успех в деле воспитания экологической культуры каждого человека в частности и общества в целом.Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности
Елескина, текст.doc
Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности Елескина Н. Г. МБОУ «СОШ № 97»,  учитель начальных классов Основой всех благ, источником здоровья и духовного богатства человека является природа. Проблема формирования ценностного отношения к природе все больше привлекает внимание ученых, методистов, учителей, воспитателей, родителей.   Весомость   экологического   воспитания   в   современном   мире переоценить   невозможно.   Проблемой   экологического   воспитания   педагоги начали   заниматься   еще   в   ХІХ   веке.   Так,   в   частности,   выдающийся   педагог К. Ушинский в книгах «Родное слово», «Детский мир» отмечал воспитательное воздействие природы на души детей, её особое значение в развитии мышления, памяти и воображения. Не   утратила   данная   проблема   своего   веса   и   сегодня,   в   третьем тысячелетии. Так, в настоящее время образовательно­воспитательная система не обеспечивает   адекватного   общественным   потребностям   развития   и социализации своих воспитанников, что в свою очередь, негативно сказывается на качестве общественного развития страны. Поэтому потребность осознания людьми   гармоничной   связи   с   природой,   уважительного   отношения   к окружающей среде и приумножения её богатств остается такой же весомой. В исследованиях многогранности влияния природы на личность ребёнка К. Д. Ушинский,   В. А. Сухомлинский определили   фактическое   соответствие   системному   подходу   в   понимании   И. Г. Песталоцци,   Я. А. Коменский, сущности   и   педагогического   значения   природы.   Проблема   внеурочной воспитательной   работы   в   начальной   школе   находит   своё   отражение   в исследованиях   многих   ученых.   Так,   психологический   аспект   организации внеурочной   воспитательной   работы   рассмотрен   в   работах   М. М. Анцибор, И. Д. Беха,   Л. С. Выготского,   Д. Б. Эльконина,   А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, теоретические основы организации и планирования внеурочной работы в младшей школе исследованы в работах С. Г. Карпенчук, Б. С. Кобзаря, В. А. Сухомлинского;   разработка   содержания,   форм,   связь   внеурочной воспитательной   работы   с   внешкольными   учреждениями   –   А. А. Вербицкий, Р. А. Науменко, Г. П. Пустовит и др. Экологическое   образование   –   систематическая   педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры [1]. В более широком контексте экологическое образование – это непрерывный педагогический процесс, который не имеет завершенных временных границ, а постепенно   переходит   из   одной   стадии   в   другую,   и   направлен   на   осознание учениками   морально­этических   норм   и   правил   общества   по   отношению   к природе, формирование ценностной сферы личности, нравственных убеждений о необходимости   уважительного   отношения   ко   всему   живому   и   собственной ответственности   за   будущее   окружающей   среды.   Целью   экологического образования   является   формирование   у   личности   экологического   сознания   и мышления,   причем   предпосылкой   этого   является   экологические   знания, следствием – экологическое мировоззрение [1; 3]. На   основе   экологического   мышления   и   сознания   формируется экологическая   культура,   которая   предусматривает   глубокие   знания   об окружающем   мире,   ответственное   отношение   к   природе,   умение   решать экологические   проблемы,   непосредственное   участие   в   природоохранной деятельности.   С   другой   стороны,   экологическое   образование   –   это составляющая   часть   нравственного   воспитания,   а   потому   следует   под   ним понимать   единство   экологического   сознания   детей   и   их   поведения, гармоничного с природой [2]. Экологическое поведение состоит из отдельных действий, а также отношения ребёнка к поступкам, влияющим на его цели и мотивы.   Сущность   экологического   образования   состоит   из   экологического сознания и экологического поведения. Последнее же формируется годами и, как показывает практика, в основном во внеурочной деятельности. В этом смысле главную роль играет психологический аспект, включающий: а) развитие экологического сознания; б)   формирование   соответствующих   потребностей,   мотивов,   установок личности; в) выработка этических, эстетических чувств, навыков и привычек; г) формирование цели экологической деятельности и др. [2, с. 17]. Современное   определение   понятий   «внеурочная   и   внеклассная   учебно­ воспитательная работа» находим в трудах Г. П. Пустовит, который трактует их так: «Внеклассная  образовательно­воспитательная работа  –  процесс,  который организуется педагогическим коллективом школы в свободное от учебы время, в условиях, которые являются комфортными для школьников, и направляется на удовлетворение разнообразных познавательных интересов и образовательных запросов   детей.   Внеурочной   учебно­воспитательной   работой   является деятельность   группы   или   отдельных   педагогов   школы,   лицея,   гимназии, направленная на создание в свободное от учебы время комфортных условий для развития   творческих   способностей   и   реализации   духовного   потенциала личности,   обеспечение   образовательных   запросов   учащихся   определенного класса или группы, объединенных общими интересами» [3]. Характеризуя   возможности   внеурочной   воспитательной   работы, А. Я. Савченко   указывает   на   ее   широкие   возможности   по   эффективной организации   практической   природоохранной   деятельности   младших школьников.   Учитывая   тот   факт,   что   ученики   городской   школы   имеют несколько   ограниченные   возможности   в   общении   с   природой,   именно внеурочную   работу   А. Я. Савченко   называет   одним   из   путей   удовлетворения интересов   младших   школьников.   Среди   эффективных   форм   такой   работы   с младшими школьниками  А. Я. Савченко  выделяет объединения  по интересам, творческие объединения (кружки, секции, клубы, студии, мастерские и т.д.). К внеурочной   воспитательной   работе   в   начальной   школе   выдвигает   следующие требования:   плановость,   научность,   связь   с   жизнью,   педагогическая целесообразность,   единство   с   учебной   деятельностью,   реализация   принципа добровольности,   систематичность   и   последовательность   в   организации внеучебной развивающей деятельности учащихся, доступность, связь с семьей, результативность и полезность [1]. Основными внеурочными формами экологического образования младших школьников   становятся   экологические   маршруты,   экскурсии,   походы   на природу,   работа   по   озеленению   улиц,   скверов,   парков,   уборка   территорий образовательных   учреждений.   Это   способствует   развитию   экологических знаний,   приобретению   экологических   умений   и   навыков,   воспитанию экологической культуры и бережного отношения учащихся к природе родного края.   Такие   формы   работы   позволяют   младшим   школьникам   глубже ознакомиться   с   природой   родного   края,   растительным   и   животным   миром, увидеть   окружающую   красоту   и   дают   возможность   поделиться   своими впечатлениями [3]. Организовывая   внеурочную   эколого­воспитательную   работу,   учителю следует   особое   внимание   уделять   формированию   у   младших   школьников эмоционально­ценностного   отношения   к   природе   –   основы   формирования экологической   культуры.  Так,   планируя   выполнение   младшими   школьниками летних задач, учитель должен учесть особенности такого вида работы, направить работу младших школьников на выполнение задач, которые бы способствовали развитию   естественных   представлений   и   понятий,   закреплению   тех   знаний, которые   получили   учащиеся   в   течение   учебного   года,   подготовке   младших школьников к восприятию нового учебного материала [2]. Основой такого вида работы   должна   стать   идея   о   формировании   эмоционально­ценностного отношения   младших   школьников   к   природе,   утверждении   личностью экологических   ценностей,   выполняющих   функцию   определяющего   фактора   в формировании   экологического   сознания,   экологической   культуры.   В   связи   с этим, в содержание задач внеурочной работы с младшими школьниками стоит включать   задания,   которые   вызывают   у   учащихся   положительные эмоциональные реакции и переживания в мире природы, осознание младшими школьниками   функций   природы,   признание неповторимости   и   оригинальности   природы;   задание   направленные   на   перспективы   будущего, коррекцию   потребностей   и   мотивов   в   соответствии   с   пониманием   ценности природы; обеспечение самостоятельного поиска в природе, исследовательской деятельности учащихся [2; 3]. Формирование   эмоционально   ценностного   отношения   к   окружающему миру  –   сложный   процесс,   предполагающий   приобретение   ребенком определенных   установок   на   взаимодействие   с   природой,   специальных   положительного   эмоционального   отношения   и естественных   знаний, определенных   практических   навыков.   Только   в   процессе   внеурочной   работы возможно   оптимальное   сочетание   всех   необходимых   условий,   касающихся эффективной   реализации   задач   формирования   у   младших   школьников эмоционально­ценностного   отношения   к   природе   –   основы   экологической культуры.   Поэтому   так   важно   учителю   взвешенно   подойти   к   организации внеурочной   работы,   четко   определить   ее   структуру,   этапы,   методику организации   и   проведения,   подобрать   необходимый   «инструментарий» воздействия на личность. Этот процесс требует от учителя глубокого понимания его сути и учета ряда педагогических условий [3]. Таким   образом,   экологический   кризис   требует   сосредоточения   усилий педагогов   для   реализации   задач   экологического   образования   и   воспитания, формирования   основ   природопользования.   В   этой   связи,   формирование   у младших   школьников   экологического   сознания   является   одним   из первоочередных вопросов, от успешного решения которого зависит успех в деле воспитания экологической культуры каждого человека в частности и общества в целом. Список использованной литературы: 1. Воробьева Е. С. Введение в экологию. Наша прекрасная планета: учеб. пособие   для   1   кл.   общеобразоват.   учреждений   /   Е. С. Воробьева.   –   Москва: Русское слово – учебник, 2012. – 40 с. 2. Миронов А. В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС: пособие для учителя / А. В. Миронов. – Москва: Баласс, 2012. – 96 с. 3. Самкова В. А.   Открываем   мир   природы:   настольная   книга   учителя начальных классов / В. А. Самкова. – Москва: Русское слово – учебник, 2016. – 160 с.

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"

Статья по теме "Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018