Статья по теме "Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.8
Семинары
doc
русский язык
Взрослым
04.03.2018
Статья по теме "Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы" может быть использована на семинаре преподавателей русского языка и литературы, определяет цели и задачи использования информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, а также необходимость и варианты применения в учебной деятельности.
Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.doc
Использование информационно коммуникационных технологий на
уроках русского языка и литературы для активизации мыслительной
деятельности учащихся
«Источник знания неистощим:
какие успехи не приобретает человечество
на этом пути, всё людям будет оставаться
искать, открывать, познавать».
И. Гончаров
Информационно коммуникационных технологии являются одним из
важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они
обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения
до воспитания.
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и
сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ
на уроках в современной школе.
Цели:
Повышение мотивации обучения.
Развитие познавательной активности учащихся.
Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к
урокам.
Задачи:
Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение
работать с дополнительной литературой, используя возможности
компьютера и Интернета.
Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать
главное, а затем использовать на уроке.
Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя
ИКТ.
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным
предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика
показывает, что дети:
с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок
включаются ИКТ;
более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и
эстетического развития обучающихся;
формируется их информационная культура, которая так необходима
школьнику для его будущей социологизации;
расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Задачи, стоящие перед учителем словесником при применении
информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителейпредметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с
художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо
сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки,
обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами
литературного языка,
дать детям знание лингвистических и
литературоведческих терминов.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
использование готовых программных продуктов,
работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)
работа с ресурсами Интернет.
На уроках используются готовые программные продукты («Энциклопедию
русской литературы», электронные словари), Интернетресурсы, текстовые
материалы, тесты, презентации учебного материала.
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно
представить схемой:
Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher
требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских
методов, владения компьютерными технологиями.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте,
решает несколько задач:
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
увеличивает объем использования наглядности на уроке;
экономит время учителя при подготовке к уроку.
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.
Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор учащихся;
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный
продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжкималышки,
буклета и т.д. Она используется для
оформления результатов групповой работы
выпуска газеты, информационного листка
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что
позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических
статей, рефератов и т.д.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте
выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в
библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить
дополнительные знания и использовать их на уроке.
Каждый учитель знает,
использование
видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ
на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
как оживляет урок
создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя
презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
повышает качество обучения;
усиливает интерес к изучению предмета;
рационально распределять время урока;
доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем
различных форм урока: мультимедийной школьной лекции,
урока наблюдения,
урока семинара,
урока – практикума,
урока виртуальной экскурсии.
Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину
писателя.
Применение компьютерных технологий позволяет :
наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность
учащихся;
формировать элементы информационной культуры;
прививать навыки рациональной работы с компьютерными
программами;
поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных
технологий;
идти в ногу со временем.
Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя
вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их
культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и
умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и
учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ
позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как
бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с
помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения,
активизации мыслительной деятельности учащихся.
Одно из основных назначений компьютера как средства обучения –
организация работы учащихся с помощью программно – педагогических
средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность
обучения.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить
формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает
творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации
позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с
последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют
орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к
уроку; делают урок более интересным.
На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать
разнообразный иллюстративноинформационный материал. Причем материал
находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом,
ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и
оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают
умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные
задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя,
но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои
возможности.
В заключение хочу отметить, что в современном обществе, когда
информация становится высшей ценностью, а информационная культура
человека определяющим фактором их профессиональной деятельности,
изменяются и требования к системе образования. Библиография:
1. Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации \
Материалы XIV Международной конференции «Применение новых
технологий в образовании". – Троицк: Фонд новых технологий в
образовании «Байтик». – 2003. – с.6870.
2.
Леведь И.Н. «Афоризмы великих о…». Москва: «Дрофа».2007. с.12,
34.
3. Баловсяк Н. «Видеосамоучитель создания реферата, курсовой, диплома
на компьютере (+ CD)»: СанктПетербург: «Питер». 2008. с. 4344, 51.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Под ред. Е.С. Полат. М., 2000.
Статья по теме "Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Статья по теме "Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Статья по теме "Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Статья по теме "Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Статья по теме "Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Статья по теме "Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Статья по теме "Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.