Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"
Оценка 4.8

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Оценка 4.8
Научные работы
doc
экология +1
Взрослым
01.07.2017
Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"
статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии" Данная статья повествует о роли экологического воспитания школьников, какую роль при этом играет исследовательская деятельность. Даются рекомендации, как правильно проводить исследовательскую деятельность школьников, как оформлять работы и выступать на конкурсах и конференциях.
статья Исследовательская деятельность школьников.doc
Исследовательская деятельность школьников в области экологии                                                                                                                                                Усанина В.В  учитель биологии МБОУ СОШ № 2 г.Пыть­Ях ХМАЩ­Югра Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать   гармония   человека   и   природы.   Каждый   человек   должен   понимать,   что   только   в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.  Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учить жить в согласии с природой, ее законами и принципами1. Экологическое   образование   должно   охватывать   все   возрасты,   оно   должно   стать приоритетным,   опережающим   все   другие   области   хозяйственной   деятельности. Экологическими   знаниями,   подобно   арифметике,   должны   обладать   все   независимо   от специальности,   характера   учебы   и   работы.   Поэтому   важным   звеном   современного образования в последние годы все в большей степени являются экологическое образование и   воспитание.   Содержательным   ядром   экологического   образования   являются   три взаимосвязанные его части:    Знание   экологических   законов,   правил,   теорий,   научных   фактов;   осознание единства в системе «природа – человек»;  Эмоционально­эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношения к ней человека;  Деятельность   в   реальных   социоприродных   ситуациях,   связанных   с   решением экологических проблем.  Задача   общеобразовательной   школы   состоит   не   только   в   том,   чтобы   сформировать определенный   объем   знаний   по   экологии,   но   и   способствовать   приобретению   навыков научного   анализа   явлений   природы,   осмысления   взаимодействия   общества   и   природы, осознанию значимости своей практической помощи природе2. Такими качествами будет обладать думающая, творческая личность. Формирование этих качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной учебно­исследовательской  или исследовательской деятельности.  Можно выделить два аспекта творческой деятельности:  Исследовательская деятельность (как творческий вид познания) и  Собственно   творческая   (проектная,   конструктивная)   деятельность,   создание принципиально нового продукта (как разновидность труда)3. Исследовательская   деятельность   –   это   процесс   двустороннего   взаимодействия педагога и ученика. Педагог организует, планирует и создает условия для ученика. Ученик следует намеченному плану, получает результаты, необходимые педагогу для определения изменений, которые произошли с учеником и с той формой, которую предложил педагог. 1 Школьный экологический мониторинг: Учебно­методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:  АГАР, 2000.  с. 6. ISBN 5­89218 ­083 ­2 2 Школьный экологический мониторинг: Учебно­методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:  АГАР, 2000.  с. 6.  ISBN 5­89218 ­083 ­2 3Гликман   И.З.   Подготовка   к   творчеству:   учебное   исследование.   //   Школьные   технологии.   Научно­ практический журнал. М.: Народное образование, 2006, № 3. – с. 91. Успех   исследовательской   работы   будет   зависеть   от   ее   организации,   правильности постановки цели и задачи, учетов, наблюдений, обработки полученных данных4. Исследовательская   деятельность   –   это   условие   для   развития   духовности,   для развития личностного начала, того уникального в нас, что презентирует нас в жизнь. Исследовательский импульс – это феноменологическое включение в психические процессы вообще: восприятие, внимание, мышление, а у человека еще и воображение. В нас самой природой   заложено   побуждение   к   исследованию.   Это   дает   нам   возможность адаптироваться, выжить, победить обстоятельства, решить проблемные ситуации и прочее5. Поэтому   основной   задачей   педагога­руководителя   научного   общества,   является привлечение учащихся в свою сферу деятельности, увлечь их, заставить поверить в свои силы, способствовать развитию творческого начала, что в них есть (раз школьник пришел, значит ему интересно, не погасить эту искорку интереса, а разжечь ее)           У   преподавателя   есть   немало   возможностей   побудить   тех,   кто   учится,   к собственному   исследованию.   Это,   прежде   всего   собственный   пример   активной исследовательской   деятельности,   постоянного   преодоления   различных   шаблонов   и привычек.   Есть   и   другие   стимулы:   похвала,   оценка,   рейтинг,   различные   награды   за успешную творческую деятельность, учет проведенных исследований во время зачетов и экзаменов,   выдвижение   творческих   школьников   и   студентов   для   участия   в   научных конференциях, публикация их докладов в научных сборниках и т.д.6   Одним из путей творческого восприятия современного мира является написание некоторых видов письменных работ: «Творческий отчет», реферативные работы, отчеты об экспедициях и поездках. Каждый вид этих работ имеет свое преимущество и недостаток. Особый статус имеют исследовательские работы. Этот  тип работ  существенно отличается  от  описанных  выше.  В нем  содержатся обязательные   элементы   научного   исследования:   постановка   цели;   формулировка   задач; выбор   методов   сбора   и   обработки   материала;   проведение   наблюдений,   опытов   и экспериментов;   анализ   и   обсуждение   полученного   материала,   в   результате   которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. Различия же между учебно­исследовательской и исследовательской работами мало существенны   и,   на   взгляд,   они   представлены   в   основном   тем,   что   учебно­ исследовательские   работы   выполняются   учащимися   под   постоянным   надзором   и контролем   со  стороны  преподавателей  и   часто  с  использованием   упрощенных  методик сбора   и   обработки   данных   или   по   некоторому   набору   исследовательских   заданий, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Исследовательские   же   работы   подразумевают   большую   самостоятельность учащихся при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Естественно, такие   работы   выполняются   школьниками,   уже   имеющими   некоторый   опыт исследовательской деятельности, а руководители выступают при этом консультантами и, при   необходимости,   помогают   на   разных   этапах   ее   выполнения.   Для   выполнения исследовательских работ требуется хорошая техническая база и организация методически правильного руководства7. 4 Кельбас Р.В. Научная деятельность учащихся и оформление ее результатов: Методические рекомендации  педагогам дополнительного образования и учителям школ. – Ханты­Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,  2002. –  с. 5. ISBN 5­89846 ­192 ­2 5 Мухина В.С.Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные  технологии. Научно­практический журнал. – М.: Народное образование, 2006, № 2. – с.19. 6  Гликман   И.З.   Подготовка   к   творчеству:   учебное   исследование.   //   Школьные   технологии.   Научно­ практический журнал. М.: Народное образование, 2006, № 3. – с. 91. Когда мы начинаем воспитывать в  первую очередь себя, а затем молодежь, наших учеников,   очень   важно   двигаться   в   развитии   исследовательской   деятельности   от феноменологических особенностей наших органов чувств. Возьмем восприятие. В нашем языке есть огромное количество слов, которые выражают особенности нашего восприятия. Если есть слово, оно что­то означает в нас. И для исследования очень важны такие слова, как смотреть и видеть, наблюдать. Смотрят все зрячие, а видят те, кто пытается вникнуть в суть явления8. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы,   активного,   добросовестного   отношения   к   научному   эксперименту, увеличивает   интерес   к   изучению   экологического   состояния   своей   местности, экологических проблем родного края. Экологическая исследовательская работа должна стать   одной   из   наиболее   массовых   и   перспективных   форм   практической   деятельности школьников в рамках образовательного процесса. Перспективы для развития этого вида деятельности существенно увеличиваются при установлении тесных контактов школьных образовательных   учреждений   с   вузами,   непосредственном   участии   вузовских преподавателей, ученых и специалистов в проведении исследовательских практикумов и факультативов   по   экологии,   работы   по   руководству   отдельными   экспериментальными темами.   Большое   значение   при   этом   имеет   практическая   направленность   проводимых исследований9.   Основная роль в организации исследовательской работы школьников принадлежит учителям, руководителям научных объединений. От их подготовки, специальных знаний в этой   области,   методики   опытного   дела,   умения   заинтересовать   учащихся   зависит воспитательный и практический эффект этой работы10. Исследовательские работы учащихся могут быть различны по уровню трудности, целевым установкам, степени самостоятельности. При распределении между школьниками тем исследований и наблюдений педагоги должны учитывать возраст ребенка, его интерес, уровень   познавательной   активности,   индивидуальные   и   психологические     особенности. Необходимо соблюдать соответствие между уровнем сложности выполняемой работы и уровнем потенциальных возможностей наблюдателя. Если эти требования не выполняются (предложенная   работа   школьнику   завышенного   или   заниженного   уровня   сложности), интерес   учащихся   к   исследовательской   деятельности,   как   правило,   теряется.   Поэтому исследовательская деятельность включает в себя  некоторые требования:  Работа должна быть организована таким образом, чтобы ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что исследовательская работа – это не урок, который он обязательно должен выучить для получения оценки, а интересная работа, которую кроме него никто сделать не сможет.  Ученик должен постоянно чувствовать свободу выбора. Опыт работы показывает, что многие дети не ограничиваются только выполнением заданий учителя, а делают «сверх программы» оригинальные рисунки, записи и т.п. У ребенка должен быть 7 Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование,  2001.  с. 117­118. ISBN 5 – 87953 – 153 – 8 8 Мухина В.С.Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные  технологии. Научно­практический журнал. – М.: Народное образование, 2006, № 2. – с.19. 9 Школьный экологический мониторинг: Учебно­методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:  АГАР, 2000.  с. 7. ISBN 5­89218 ­083 ­2 10 Кельбас Р.В. Научная деятельность учащихся и оформление ее результатов: Методические рекомендации  педагогам дополнительного образования и учителям школ. – Ханты­Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,  2002. –  с.5. ISBN 5­89846 ­192 ­2 определенный   выбор,   в   исследованиях   каждого   ученика   чувствуется   его индивидуальность.  Относитесь к любым наблюдениям детей серьезно. Ученики должны чувствовать значимость своей работы. Такое отношение учителя – прекрасный стимул для них.  Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к работе школьников. Никогда   не   говорите,   что   ребенок   сделал   что­то   неправильно,   что   его   выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если ученик сделал ошибку, неправильный   вывод   на   основе   своих   исследований,   не   акцентируйте   на   этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребенком проанализируйте   его   действия,   чтобы   он   сам   понял,   в   чем   он   не   прав.   Дети необыкновенно   искренны   в   своих   высказываниях,   но   эту   искренность   легко уничтожить   окриком,   указанием   ошибок,   неоправданной   требовательностью, повелительным тоном. Ученик не должен бояться ошибаться! К тому же в природе все так неоднозначно: одни и те же явления можно рассматривать с разных точек зрения.  Старайтесь избегать  назидательности, лозунгов типа «Дети! Мы должны охранять природу!»   Дети   ничего   не   должны,   это   учитель   должен   незаметно,   доходчиво подвести их к пониманию правил поведения на природе.  Старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка к природе, его любознательность, которая еще характерна для этого возраста. Эти качества – залог успеха в исследовательской работе.  В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств:  и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно использовать эмоциональное отношение к природе11. Психологическая служба школы может и должна оказать большую помощь в организации и развитии   научно­исследовательской   работы   в   школе.   в   научно­ исследовательской деятельности, как правило, участвуют ребята, которых мы называем интеллектуально   одаренными.   А   среди   них   есть   такие,   кто   сами   с   удовольствием демонстрируют свои интеллектуальные умения. Это активные, уверенные в себе дети, они помогают   учителю   на   уроке,   являясь   опорой,   они   не   бояться   демонстрировать   свои способности и умения12.   Во­первых,   осуществлять   эксперимент, Ученическое   исследование   по   экологии   сочетает   в   себе   использование теоретических   знаний   и   эксперимента,   требует   умения   моделировать,   строить   план исследования,   иметь   навыки   экологического картографирования,   построения   схем,   диаграмм.   При   возникновении   неожиданных результатов   в   эксперименте   юный   исследователь   должен   уметь   подтвердить   их   в нескольких повторных экспериментах, добиваясь хорошей воспроизводимости полученных результатов, помня о том, что единичный результат не есть в действительности научный факт13. Задача   педагога­руководителя   и   состоит   в   том,   чтобы   научить   формулировать экологическую   проблему,   выдвигать   и   обосновывать   причины   ее   возникновения, разрабатывать   и   проводить   эксперимент,   делать   выводы   и   предложения.   Все   это 11 Кельбас Р.В. Научная деятельность учащихся и оформление ее результатов: Методические рекомендации  педагогам дополнительного образования и учителям школ. – Ханты­Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,  2002. –  с.6­7. ISBN 5­89846 ­192 ­2 12 Дереклеева Н.И. научно­исследовательская работа в школе. – М.: Вербум М, 2001. –  с.16.  ISBN 5­8391­ 0086­2 13 Школьный экологический мониторинг: Учебно­методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:  АГАР, 2000.  с.7. ISBN 5­89218 ­083 ­2 способствует   формированию   экологических   знаний,   экологической   культуре   поведения учащихся. Большое   воспитательное   значение   имеет   эмоциональное   воздействие экологического эксперимента. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает   интерес   к   решению   экологических   проблем   и   в   особенности   к   изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. В процессе такой деятельности учащиеся учатся   находить   возможности,   позволяющие   реализовать   знания,   умения   и   навыки   в решении   реальных   экологических   проблем;   участвовать   в   работе,   приносящей   пользу природе как общему дому; понимать, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды, которые они получают в школе, будут полезны в их дальнейшей жизни14. Проведение любого исследования состоит из ряда этапов: 1. Поиск проблемы, выбор темы, постановка цели и задач. 2. Изучение   состояния   вопроса,   знакомство   с   объектом   исследования   и   изучаемой проблемой, выбор и освоение методики сбора материала. 3. Сбор   материала   в   процессе   натурных   и   (или)   лабораторных   исследований, проведение наблюдений, учетов или опытов. 4. Обработка материала, получение результатов и их анализ. 5. Написание отчета о проделанной работе15. Особое   место   в   исследовательской   деятельности   занимает   экологический   мониторинг. Мониторинг окружающей среды представляет собой комплексную систему долгосрочных наблюдений с целью оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных компонентов под влиянием антропогенных воздействий, предупреждения о создавшихся критических   ситуациях,   вредных   или   опасных   для   здоровья   людей,   других   живых организмов и их сообществ16. В настоящее время в рамках федеральной программы «Экобезопасность России» разрабатывается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Необходимо   учитывать,   что   возможности   учебных   учреждений   по   участию   в исследовательской   работе   в   рамках   программы   экологического   мониторинга   весьма скромны   –   недостаточна   профессиональная   подготовка   кадров,   материальная   база лабораторий (отсутствие современных приборов, оборудования; нехватка и дороговизна требуемых реактивов). В   то   же   время   существуют   достаточно   простые   методы   экологических исследований,   позволяющие   без   специального   оборудования,   приборов   и   дефицитных реактивов изучать экологическое состояние природных сред и объектов. Это, прежде всего простейшие   (на   качественном   уровне)   физико­химические   и   биологические (биоиндикационные) методы17. Проведение мониторингов планируется не на один год, поэтому постепенно происходит усложнение   исследовательской   деятельности   учащихся   и   увеличивается   доля   их самостоятельной   работы.,   появляется   опыт   проведения   исследований,   что   позволяет 14 Школьный экологический мониторинг: Учебно­методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:  АГАР, 2000.  с. 8. ISBN 5­89218 ­083 ­2 15 Кельбас Р.В. Научная деятельность учащихся и оформление ее результатов: Методические рекомендации  педагогам дополнительного образования и учителям школ. – Ханты­Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,  2002. – с. 8. ISBN 5­89846 ­192 ­2 16 Школьный экологический мониторинг: Учебно­методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:  АГАР, 2000.  с.15. ISBN 5­89218 ­083 ­2 17 Школьный экологический мониторинг: Учебно­методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:  АГАР, 2000.  с. 16. ISBN 5­89218 ­083 ­2 учащимся   более   грамотно   делать   выводы,   предложения   и   рекомендации   по   итогам исследовательской работы, понимать причины, порождающие проблемы охраны природы, и основные направления экологической политики в регионе.   Личное участие школьников в практической работе по охране природы является очень важным воспитательным  моментом. Это способствует воспитанию экологической культуры учащихся, способствует  получению учащимися  более  прочных экологических знаний и превращению этих знаний в мировоззрение. Список использованной литературы 1. Школьный   экологический   мониторинг:   Учебно­методическое   пособие/   Под   ред. Т.Я.Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. 385 с. ISBN 5­89218 ­083 ­2 2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический  сборник. М.: Народное образование, 2001. 272 с. ISBN 5 – 87953 – 153 – 8 3. Кельбас   Р.В.   Научная   деятельность   учащихся   и   оформление   ее   результатов: Методические рекомендации педагогам дополнительного образования и учителям школ.   –   48   с. ISBN 5­89846 ­192 ­2   –   Ханты­Мансийск:   ГУИПП   «Полиграфист»,   2002. 4. Дереклеева Н.И. Научно­исследовательская работа в школе. – М.: Вербум М, 2001. – 48 с. ISBN 5­8391­0086­2 5. Мухина В.С.Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. Научно­практический журнал. – М.: Народное образование, 2006, № 2. – с.19­32. 6. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. Научно­практический журнал. М.: Народное образование, 2006, № 3. – с.85 – 91. 7. Гликман   И.З.   Подготовка   к   творчеству:   учебное   исследование.   //   Школьные технологии. Научно­практический журнал. М.: Народное образование, 2006, № 3. – с. 91­95.

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"

Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017