Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"
Оценка 4.8
Научные работы
doc
экология +1
Взрослым
01.07.2017
статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии" Данная статья повествует о роли экологического воспитания школьников, какую роль при этом играет исследовательская деятельность. Даются рекомендации, как правильно проводить исследовательскую деятельность школьников, как оформлять работы и выступать на конкурсах и конференциях.
статья Исследовательская деятельность школьников.doc
Исследовательская деятельность школьников
в области экологии
Усанина В.В учитель биологии
МБОУ СОШ № 2 г.ПытьЯх ХМАЩЮгра
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения
своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования
нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна
стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в
гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.
Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые
знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и
воспитывать с детства. С детства надо учить жить в согласии с природой, ее законами и
принципами1.
Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать
приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.
Экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все независимо от
специальности, характера учебы и работы. Поэтому важным звеном современного
образования в последние годы все в большей степени являются экологическое образование
и воспитание. Содержательным ядром экологического образования являются три
взаимосвязанные его части:
Знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание
единства в системе «природа – человек»;
Эмоциональноэстетическое и нравственное восприятие природы, художественные
образы ее выражения и отношения к ней человека;
Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением
экологических проблем.
Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать
определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков
научного анализа явлений природы, осмысления взаимодействия общества и природы,
осознанию значимости своей практической помощи природе2.
Такими качествами будет обладать думающая, творческая личность. Формирование
этих качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной
учебноисследовательской или исследовательской деятельности.
Можно выделить два аспекта творческой деятельности:
Исследовательская деятельность (как творческий вид познания) и
Собственно творческая (проектная, конструктивная) деятельность, создание
принципиально нового продукта (как разновидность труда)3.
Исследовательская деятельность – это процесс двустороннего взаимодействия
педагога и ученика. Педагог организует, планирует и создает условия для ученика. Ученик
следует намеченному плану, получает результаты, необходимые педагогу для определения
изменений, которые произошли с учеником и с той формой, которую предложил педагог.
1 Школьный экологический мониторинг: Учебнометодическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:
АГАР, 2000. с. 6. ISBN 589218 083 2
2 Школьный экологический мониторинг: Учебнометодическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:
АГАР, 2000. с. 6. ISBN 589218 083 2
3Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование. // Школьные технологии. Научно
практический журнал. М.: Народное образование, 2006, № 3. – с. 91. Успех исследовательской работы будет зависеть от ее организации, правильности
постановки цели и задачи, учетов, наблюдений, обработки полученных данных4.
Исследовательская деятельность – это условие для развития духовности, для
развития личностного начала, того уникального в нас, что презентирует нас в жизнь.
Исследовательский импульс – это феноменологическое включение в психические процессы
вообще: восприятие, внимание, мышление, а у человека еще и воображение. В нас самой
природой заложено побуждение к исследованию. Это дает нам возможность
адаптироваться, выжить, победить обстоятельства, решить проблемные ситуации и прочее5.
Поэтому основной задачей педагогаруководителя научного общества, является
привлечение учащихся в свою сферу деятельности, увлечь их, заставить поверить в свои
силы, способствовать развитию творческого начала, что в них есть (раз школьник пришел,
значит ему интересно, не погасить эту искорку интереса, а разжечь ее)
У преподавателя есть немало возможностей побудить тех, кто учится, к
собственному исследованию. Это, прежде всего собственный пример активной
исследовательской деятельности, постоянного преодоления различных шаблонов и
привычек. Есть и другие стимулы: похвала, оценка, рейтинг, различные награды за
успешную творческую деятельность, учет проведенных исследований во время зачетов и
экзаменов, выдвижение творческих школьников и студентов для участия в научных
конференциях, публикация их докладов в научных сборниках и т.д.6
Одним из путей творческого восприятия современного мира является написание
некоторых видов письменных работ: «Творческий отчет», реферативные работы, отчеты об
экспедициях и поездках. Каждый вид этих работ имеет свое преимущество и недостаток.
Особый статус имеют исследовательские работы.
Этот тип работ существенно отличается от описанных выше. В нем содержатся
обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулировка задач;
выбор методов сбора и обработки материала; проведение наблюдений, опытов и
экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых
исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.
Различия же между учебноисследовательской и исследовательской работами мало
существенны и, на взгляд, они представлены в основном тем, что учебно
исследовательские работы выполняются учащимися под постоянным надзором и
контролем со стороны преподавателей и часто с использованием упрощенных методик
сбора и обработки данных или по некоторому набору исследовательских заданий,
разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя.
Исследовательские же работы подразумевают большую самостоятельность
учащихся при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Естественно,
такие работы выполняются школьниками,
уже имеющими некоторый опыт
исследовательской деятельности, а руководители выступают при этом консультантами и,
при необходимости, помогают на разных этапах ее выполнения. Для выполнения
исследовательских работ требуется хорошая техническая база и организация методически
правильного руководства7.
4 Кельбас Р.В. Научная деятельность учащихся и оформление ее результатов: Методические рекомендации
педагогам дополнительного образования и учителям школ. – ХантыМансийск: ГУИПП «Полиграфист»,
2002. – с. 5. ISBN 589846 192 2
5 Мухина В.С.Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные
технологии. Научнопрактический журнал. – М.: Народное образование, 2006, № 2. – с.19.
6 Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование. // Школьные технологии. Научно
практический журнал. М.: Народное образование, 2006, № 3. – с. 91. Когда мы начинаем воспитывать в первую очередь себя, а затем молодежь, наших
учеников, очень важно двигаться в развитии исследовательской деятельности от
феноменологических особенностей наших органов чувств. Возьмем восприятие. В нашем
языке есть огромное количество слов, которые выражают особенности нашего восприятия.
Если есть слово, оно чтото означает в нас. И для исследования очень важны такие слова,
как смотреть и видеть, наблюдать. Смотрят все зрячие, а видят те, кто пытается вникнуть в
суть явления8.
Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников
инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту,
увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности,
экологических проблем родного края. Экологическая исследовательская работа должна
стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности
школьников в рамках образовательного процесса. Перспективы для развития этого вида
деятельности существенно увеличиваются при установлении тесных контактов школьных
образовательных учреждений с вузами,
непосредственном участии вузовских
преподавателей, ученых и специалистов в проведении исследовательских практикумов и
факультативов по экологии, работы по руководству отдельными экспериментальными
темами. Большое значение при этом имеет практическая направленность проводимых
исследований9.
Основная роль в организации исследовательской работы школьников принадлежит
учителям, руководителям научных объединений. От их подготовки, специальных знаний в
этой области, методики опытного дела, умения заинтересовать учащихся зависит
воспитательный и практический эффект этой работы10.
Исследовательские работы учащихся могут быть различны по уровню трудности,
целевым установкам, степени самостоятельности. При распределении между школьниками
тем исследований и наблюдений педагоги должны учитывать возраст ребенка, его интерес,
уровень познавательной активности, индивидуальные и психологические особенности.
Необходимо соблюдать соответствие между уровнем сложности выполняемой работы и
уровнем потенциальных возможностей наблюдателя. Если эти требования не выполняются
(предложенная работа школьнику завышенного или заниженного уровня сложности),
интерес учащихся к исследовательской деятельности, как правило, теряется. Поэтому
исследовательская деятельность включает в себя некоторые требования:
Работа должна быть организована таким образом, чтобы ребенок участвовал в ней с
желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что исследовательская работа – это не
урок, который он обязательно должен выучить для получения оценки, а интересная
работа, которую кроме него никто сделать не сможет.
Ученик должен постоянно чувствовать свободу выбора. Опыт работы показывает,
что многие дети не ограничиваются только выполнением заданий учителя, а делают
«сверх программы» оригинальные рисунки, записи и т.п. У ребенка должен быть
7 Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование,
2001. с. 117118. ISBN 5 – 87953 – 153 – 8
8 Мухина В.С.Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные
технологии. Научнопрактический журнал. – М.: Народное образование, 2006, № 2. – с.19.
9 Школьный экологический мониторинг: Учебнометодическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:
АГАР, 2000. с. 7. ISBN 589218 083 2
10 Кельбас Р.В. Научная деятельность учащихся и оформление ее результатов: Методические рекомендации
педагогам дополнительного образования и учителям школ. – ХантыМансийск: ГУИПП «Полиграфист»,
2002. – с.5. ISBN 589846 192 2 определенный выбор, в исследованиях каждого ученика чувствуется его
индивидуальность.
Относитесь к любым наблюдениям детей серьезно. Ученики должны чувствовать
значимость своей работы. Такое отношение учителя – прекрасный стимул для них.
Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к работе школьников.
Никогда не говорите, что ребенок сделал чтото неправильно, что его выводы
ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если ученик сделал ошибку,
неправильный вывод на основе своих исследований, не акцентируйте на этом
внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребенком
проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чем он не прав. Дети
необыкновенно искренны в своих высказываниях, но эту искренность легко
уничтожить окриком, указанием ошибок, неоправданной требовательностью,
повелительным тоном. Ученик не должен бояться ошибаться! К тому же в природе
все так неоднозначно: одни и те же явления можно рассматривать с разных точек
зрения.
Старайтесь избегать назидательности, лозунгов типа «Дети! Мы должны охранять
природу!» Дети ничего не должны, это учитель должен незаметно, доходчиво
подвести их к пониманию правил поведения на природе.
Старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка к природе, его
любознательность, которая еще характерна для этого возраста. Эти качества – залог
успеха в исследовательской работе.
В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение,
и обоняние, и слух, и осязание. Важно использовать эмоциональное отношение к
природе11.
Психологическая служба школы может и должна оказать большую помощь в организации и
развитии научноисследовательской работы в школе.
в научно
исследовательской деятельности, как правило, участвуют ребята, которых мы называем
интеллектуально одаренными. А среди них есть такие, кто сами с удовольствием
демонстрируют свои интеллектуальные умения. Это активные, уверенные в себе дети, они
помогают учителю на уроке, являясь опорой, они не бояться демонстрировать свои
способности и умения12.
Вопервых,
осуществлять эксперимент,
Ученическое исследование по экологии сочетает в себе использование
теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план
исследования,
иметь навыки экологического
картографирования, построения схем, диаграмм. При возникновении неожиданных
результатов в эксперименте юный исследователь должен уметь подтвердить их в
нескольких повторных экспериментах, добиваясь хорошей воспроизводимости полученных
результатов, помня о том, что единичный результат не есть в действительности научный
факт13.
Задача педагогаруководителя и состоит в том, чтобы научить формулировать
экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения,
разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения. Все это
11 Кельбас Р.В. Научная деятельность учащихся и оформление ее результатов: Методические рекомендации
педагогам дополнительного образования и учителям школ. – ХантыМансийск: ГУИПП «Полиграфист»,
2002. – с.67. ISBN 589846 192 2
12 Дереклеева Н.И. научноисследовательская работа в школе. – М.: Вербум М, 2001. – с.16. ISBN 58391
00862
13 Школьный экологический мониторинг: Учебнометодическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:
АГАР, 2000. с.7. ISBN 589218 083 2 способствует формированию экологических знаний, экологической культуре поведения
учащихся.
Большое воспитательное значение имеет эмоциональное воздействие
экологического эксперимента. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся,
возбуждает интерес к решению экологических проблем и в особенности к изучению
проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами;
возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости
практической помощи природе родного края. В процессе такой деятельности учащиеся
учатся находить возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в
решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу
природе как общему дому; понимать, что знания и умения по изучению местности, по
охране окружающей среды, которые они получают в школе, будут полезны в их дальнейшей
жизни14.
Проведение любого исследования состоит из ряда этапов:
1. Поиск проблемы, выбор темы, постановка цели и задач.
2. Изучение состояния вопроса, знакомство с объектом исследования и изучаемой
проблемой, выбор и освоение методики сбора материала.
3. Сбор материала в процессе натурных и (или) лабораторных исследований,
проведение наблюдений, учетов или опытов.
4. Обработка материала, получение результатов и их анализ.
5. Написание отчета о проделанной работе15.
Особое место в исследовательской деятельности занимает экологический мониторинг.
Мониторинг окружающей среды представляет собой комплексную систему долгосрочных
наблюдений с целью оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных
компонентов под влиянием антропогенных воздействий, предупреждения о создавшихся
критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей, других живых
организмов и их сообществ16.
В настоящее время в рамках федеральной программы «Экобезопасность России»
разрабатывается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
Необходимо учитывать, что возможности учебных учреждений по участию в
исследовательской работе в рамках программы экологического мониторинга весьма
скромны – недостаточна профессиональная подготовка кадров, материальная база
лабораторий (отсутствие современных приборов, оборудования; нехватка и дороговизна
требуемых реактивов).
В то же время существуют достаточно простые методы экологических
исследований, позволяющие без специального оборудования, приборов и дефицитных
реактивов изучать экологическое состояние природных сред и объектов. Это, прежде всего
простейшие (на качественном уровне) физикохимические и биологические
(биоиндикационные) методы17.
Проведение мониторингов планируется не на один год, поэтому постепенно происходит
усложнение исследовательской деятельности учащихся и увеличивается доля их
самостоятельной работы., появляется опыт проведения исследований, что позволяет
14 Школьный экологический мониторинг: Учебнометодическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:
АГАР, 2000. с. 8. ISBN 589218 083 2
15 Кельбас Р.В. Научная деятельность учащихся и оформление ее результатов: Методические рекомендации
педагогам дополнительного образования и учителям школ. – ХантыМансийск: ГУИПП «Полиграфист»,
2002. – с. 8. ISBN 589846 192 2
16 Школьный экологический мониторинг: Учебнометодическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:
АГАР, 2000. с.15. ISBN 589218 083 2
17 Школьный экологический мониторинг: Учебнометодическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.:
АГАР, 2000. с. 16. ISBN 589218 083 2 учащимся более грамотно делать выводы, предложения и рекомендации по итогам
исследовательской работы, понимать причины, порождающие проблемы охраны природы, и
основные направления экологической политики в регионе.
Личное участие школьников в практической работе по охране природы является
очень важным воспитательным моментом. Это способствует воспитанию экологической
культуры учащихся, способствует получению учащимися более прочных экологических
знаний и превращению этих знаний в мировоззрение.
Список использованной литературы
1. Школьный экологический мониторинг: Учебнометодическое пособие/ Под ред.
Т.Я.Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. 385 с. ISBN 589218 083 2
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.:
Народное образование, 2001. 272 с. ISBN 5 – 87953 – 153 – 8
3. Кельбас Р.В. Научная деятельность учащихся и оформление ее результатов:
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования и учителям
школ.
– 48 с.
ISBN 589846 192 2
– ХантыМансийск: ГУИПП «Полиграфист»,
2002.
4. Дереклеева Н.И. Научноисследовательская работа в школе. – М.: Вербум М, 2001.
– 48 с. ISBN 5839100862
5. Мухина В.С.Психологический смысл исследовательской деятельности для развития
личности // Школьные технологии. Научнопрактический журнал. – М.: Народное
образование, 2006, № 2. – с.1932.
6. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской
деятельности // Школьные технологии. Научнопрактический журнал. М.: Народное
образование, 2006, № 3. – с.85 – 91.
7. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование. // Школьные
технологии. Научнопрактический журнал. М.: Народное образование, 2006, № 3. –
с. 9195.
Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"
Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"
Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"
Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"
Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"
Статья по теме "Исследовательская деятельность школьников в области экологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.