Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Оценка 4.8

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа
Детсад
26.08.2019
Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Актуальность проблемы В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых, так и работников образования. Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин. Во-первых, в образования происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов. Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества. В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Этоспециально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежали к различным национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый план ставили гражданственность и человечность, гуманизм и нравственные принципы.
Самообразование.docx
Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Харада» Согласовано Заместителем директора по УВР Дживаджиева Д.В.____________                                                                                             ____________________________ Тема по самообразованию: «Социально­нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы» На 2018­2019 учебный год Подготовительная к школе группа Воспитатель: Вакуленко Олеся Андреевна с.Ульяновское 2018 год Актуальность проблемы В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых,   так   и   работников   образования.   Повышение   интереса   к   опыту нравственного воспитания ­ следствие трех взаимосвязанных причин. Во­первых,   в   образования   происходит   смена   ведущих   концепций воспитания   современной   молодежи   и   благодаря   плюрализму   позиций вырабатываются   разнообразные   подходы   как   в   самой   педагогике,   так   и   в образовательных   системах.   Причем   такая   эволюция   совершается   на   основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для   развития   и   укрепления   многообразия,   вариативности   и   качественного своеобразия всех ее элементов. Во­вторых,   смена   социально­экономических   ориентаций   заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые   педагогические   цели   и   задачи   образования   в   условиях   быстро меняющегося общества. В­третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так   же   общество   в   целом   как   потребитель   результатов   педагогической деятельности ­ начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно­воспитательного   процесса   компонентами   веками   накопленного народного   опыта   воспитания.   Стало   ясно,   что   именно   общечеловеческие нравственно   ­   воспитательные   ценности   могут   обеспечить   новые   социально   ­ педагогические процессы. Воспитание   ­   процесс   целенаправленного   формирования   личности. Этоспециально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Все   прогрессивные   педагоги   мира,   которые   принадлежали   к   различным национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый план   ставили   гражданственность   и   человечность,   гуманизм   и   нравственные принципы. Нравственное   воспитание   ­   это   целенаправленное   и   систематическое воздействие   на   сознание,   чувства   и   поведение   воспитанников,   с   целью формирования   у   них   нравственных   качеств,   соответствующих   требованиям общественной морали.  Основные задачи нравственного воспитания: ) формирование нравственного сознания: ) воспитание и развитие нравственных чувств; ) выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание   включает:   формирование   у   ребенка   сознания   связи   с   обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;   ознакомление   с   нравственными   идеалами,   требованиями   общества, доказательство   их   правомерности   и   разумности;   превращение   нравственных знаний   в   нравственные   убеждения,   создание   системы   этих   убеждений; формирование   устойчивых   нравственных   чувств   и   нравственных   качеств, высокой   культуры   поведения   как   одного   из   главных   проявлений   уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Нравственная воспитанность ­ это устойчивость положительных привычек и   привычных   норм   поведения,   культура   отношений   и   общения   в   условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у дошкольника сильной воли, способность осуществлять нравственно ­ волевой   контроль   и   самоконтроль,   регуляцию   поведения.   Она   проявляется   в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости   в   сложных   жизненных   ситуациях   оставаться   верным   своим убеждениям, самому себе.  Содержание   нравственного   воспитания   в   детском   саду   претерпевает существенные   изменения   в   связи   с   тем,   что   возникла   острая   необходимость возродить общечеловеческие ценности. Главная   такая   ценность   ­   жизнь.   Право   человека   на   жизнь   свято   и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо.  Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно   организовать   и   осуществить   систему   хорошо   подобранных воспитательных   дел,   то   в   нравственном   воспитании   все   намного   сложнее. Вдумчивые педагоги и воспитатели  не без оснований утверждают: не от метода здесь   нужно   идти,   не   от   формы,   какими   бы   привлекательными,   новыми   и технологичными они ни казались, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательную   работу,   избирать   приемы   и   методы.   Если   это   требование нарушается, то работа будет формальной. В   структуру   воспитательной   работы   этической   направленности воспитатель   включает   сведения   о   человеческой   морали,   добивается   ясного понимания   того,   Чтобы   воспитанник   совершал   нравственные   поступки,   него должна   возникнуть   в   этом   потребность.   Формирований   нравственных потребностей личности есть процесс усвоения переработки моральных норм и принципов   в   систему   индивидуального   сознания.   С   помощью   нравственных потребностей создается основа самой природы морали ­ возможность свободного выбора. Роль художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись   сопереживать   с   героями   художественных   произведений,   дети начинают   замечать   настроение   близких   и   окружающих   его   людей.   В   них начинают   пробуждаться   гуманные   чувства   ­   способность   проявить   участие, доброта,   протест   против   несправедливости.   Это   основа,   на   которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Знакомство   ребенка   с   художественной   литературой   начинается   с миниатюр народного творчества ­ потешек, песен, затем он слушает народные сказки.   Глубокая   человечность,   предельно   точная   моральная   направленность, живой юмор, образность языка ­ особенности этих фольклорных произведений­ миниатюр.   Наконец,   малышу   читают   авторские   сказки,   стихи,   рассказы, доступные ему. Нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных   произведений,   а   не   из   нравоучительных   рассуждений воспитателей   по   поводу   прочитанных   произведений,   подготовленных выспрашиваний   по   вопросам.   Воспитатель   должен   помнить:   излишнее морализирование   по   поводу   прочитанного   приносит   большой,   часто непоправимый   вред;   «разобранное»   с   помощью   множества   мелких   вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает.   Нужно   целиком   довериться   воспитательным   возможностям художественного текста. Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания. В   воспитании   дошкольников   успешно   применяется   фольклорная   проза, слагаемое духовной культуры народа, это пословицы, поговорки, сказки. В   российских   энциклопедиях   пословицу   определяют   как   жанр народнопоэтического творчества, как краткое, логически законченное изречение. Пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной, так же в сконцентрированной   форме   выражают   многовековую   мудрость   народа,   его наблюдения   над   миром,   окружающей   природой   и   взаимоотношениями   между людьми. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: "Каков в колыбельку, таков и в могилку", "Каково семя, таково и племя". "Живет в хлеву, а кашляет по­горничному", "Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле", "Не в том дело, что овца волка съела, а в том дела, как она его ела", "У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках" и многие другие. У   всех   народов   воспитание   является   главной   задачей   педагогики,   что получило отражение и в пословицах. Нужно   сказать,   что   педагогические   идеи   в   пословицах   представлены   в различных формах. Обобщающая информация о детях, воспитании, родителях и т.п. имеет форму советов, предсказаний, правил и др. Отдельные пословицы по характеру близки к педагогическим принципам и живо напоминают фрагменты теории.  В   воспитательной   работе   с   детьми   необходимо   использовать   только   те пословицы,   терминология   которых   понятна   современному   ребенку.   Иначе эффект от их употребления пропадает.  Таким   образом,  пословицы   и   поговорки,  возникшие   как   жанр   народной прозы   в   глубокой   древности,   это   энциклопедия   народных   знаний,   а   также "моральный   кодекс"   народа.   Они   являются   слагаемым   духовной   культуры народа. Передовые   русские   педагоги   всегда   были   высокого   мнения   о воспитательном и образовательном  значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.  У   сказки   всегда   особое   отношение   к   действительности:   сказочное пространство и сказочное время не вписаны в реальную географию и историю, повествование   оказывается   как   бы   вне   действительности,   что   позволяет максимально проявиться поэтическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют жизненное   правдоподобие,   несут   в   себе   "стихийный   реализм",   наполнены правдивыми   бытовыми   деталями.   Правда   и   вымысел,   два   противоположных начала, диалектически соединены в сказках водна целое. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно   доказали   педагогическую   ценность   сказок.   Дети   и   сказка   ­ неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. В   русской   педагогике   встречаются   мысли   о   сказках   не   только   как воспитательном   и   образовательном   материале,   но   и   как   педагогическом средстве, методе.  В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность,   разбираются   общие   условия   семейного   воспитания,   определяется примерное содержание нравственного воспитания и т. п В   силу   отмеченных   выше   особенностей   сказки   всех   народов   являются эффективным средством воспитания.  Итак, работая со сказкой, воспитатель оказывает на ребенка определенное воздействие.  Сказка   с  помощью   своих   волшебных   образов,  которые   наиболее интересны   и   понятны   ребенку   младшего   школьного   возраста,   помогает сформировать   определенную   картину   мира,   подготовить   ребенка   к   будущей самостоятельной   жизни.   Ставя   своих   героев   в   определенные   отношения,   при которых   силы   добра   обычно   побеждают   силы   зла,   сказка   тем   самым вырабатывает у детей определенные отношения к реальной действительности, формирует у них нравственные качества. Из всех литературных жанров сказка в наилучшей форме соответствует интересам   и   способностям   ребенка.   Она   всегда   побуждает   к   определенным рассуждениям.   Наилучшей   формой   работы   со   сказкой   является   ее   чтение   и последующий   анализ   ее   содержания   и   скрытых   смыслов.   Таким   образом,   в современном   мире   знание   сказок   восстанавливает   исконные   этические   и эстетические   нормы,   способы   художественного   и   морального   воспитания человека. художественный литература нравственный дошкольник Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют   вопросы   «что   такое   хорошо   и   что   такое   плохо»,   он   обращает внимание   на   свои   нравственные   качества,   которые   позволяют   ему   войти   во взрослое   и   детское   сообщества.   Нравственное   воспитание   подрастающего поколения   всецело   зависит   от   демонстрации   взрослыми   ведущих   морально­ этических принципов, благодаря которым складывается у воспитанников свой наглядно­образный   эталон,   на   который   ему   хотелось   бы   равняться.   В   этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер. Дифференцированный   подбор   примеров   и   педагогически   взвешенная последовательность   их   демонстрации,   обеспечивает   становление   нравственно­ воспитанной личности, готовой к активному действию. Этапы работы 1. Теоретическая часть Накопительный  материал: Содержание работы В течение года В течение года В течение года В течение года Май Изучение  методической  литературы по данной  теме. Изучение опыта по  данной теме,  представленного в  интернет­ сообществе. Пополнить копилку  теоретическим и  практическим  материалом:   изготовление  кукольного театра,  картотека сказок по  возрасту и т.д. Пополнить  консультационный  материал по данной  теме для родителей  (папки передвижки,  памятки) Отчет о проделанной  работе по теме  самообразования на  итоговом педсовете. 2. Практическая часть Сроки Содержание работы Практические выходы Сентябрь­ Октябрь Чтение воспитателя по  книге, рассказывание  художественных  Ежедневный вечер  чтения Ноябрь­ Декабрь произведений. Чтение сказок А.С.  Пушкина, калмыцких  писателей. Март Январь­Февраль Чтение и придумывание  загадок, скороговорок и  считалок. Чтение любимых  стихотворений. Чтение стихотворений  калмыцких писателей Игры­драматизации по  мотивам любимых  художественных  произведений Апрель Май Чтение произведений о  Родине, Великой  Отечественной Войне, ее  героях Выставка рисунков по  сказкам А.С.Пушкина Конкурс «Кто больше,  загадок, скороговорок,  считалок знает. Развлечение «Расскажи  стихи руками»  Спектакль с участием  детей по мотивам  русских народных  сказок «Русская  народная сказка  глазами детей»  Вечер памяти 1. Гурович Л.М., Берегова Л.Б, Логинова В.И., Пирадова В.И., Ребенок и  Литература: книга: СПБ.: 1999. 2. Жучкова Г.Н. Нравственные  беседы с детьми 6­7 лет. Занятия с  элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов,  воспитателей, педагогов/ Г.Н.Жучкова. – М «Издательство ГНОМ и Д», 2008.­64 с.  3. Социально­нравственное воспитание дошкольников в формировании  представлений об этикете: практ. пособие/С. В. Конкевич. — СПб.:  ООО «Издательство «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2013. — 80 с. 4. Интернет ресурсы

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2019