Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа
Детсад
26.08.2019
Актуальность проблемы
В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых, так и работников образования. Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин.
Во-первых, в образования происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.
Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.
В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Этоспециально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежали к различным национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый план ставили гражданственность и человечность, гуманизм и нравственные принципы.
Самообразование.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Харада»
Согласовано
Заместителем директора по УВР
Дживаджиева Д.В.____________
____________________________
Тема по самообразованию:
«Социальнонравственное воспитание дошкольников
средствами художественной литературы»
На 20182019 учебный год
Подготовительная к школе группа
Воспитатель:
Вакуленко Олеся Андреевна
с.Ульяновское 2018 год
Актуальность проблемы
В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как
ученых, так и работников образования. Повышение интереса к опыту
нравственного воспитания следствие трех взаимосвязанных причин.
Вопервых, в образования происходит смена ведущих концепций
воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций
вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в
образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе
накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву
для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного
своеобразия всех ее элементов.
Вовторых, смена социальноэкономических ориентаций заставляет
педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать
новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро
меняющегося общества.
Втретьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а
так же общество в целом как потребитель результатов педагогической
деятельности начинают понимать необходимость более активного насыщения
учебновоспитательного процесса компонентами веками накопленного
народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие
нравственно воспитательные ценности могут обеспечить новые социально
педагогические процессы.
Воспитание процесс целенаправленного формирования личности.
Этоспециально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование
личности, нужной и полезной обществу.
Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежали к различным
национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый
план ставили гражданственность и человечность, гуманизм и нравственные
принципы.
Нравственное воспитание это целенаправленное и систематическое
воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников, с целью
формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям
общественной морали.
Основные задачи нравственного воспитания:
) формирование нравственного сознания:
) воспитание и развитие нравственных чувств;
) выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное
воспитание включает: формирование у ребенка сознания связи с обществом,
зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами
общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества,
доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных
знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств,
высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения
человека к людям; формирование нравственных привычек.
Нравственная воспитанность это устойчивость положительных привычек
и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях
здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также
наличие у дошкольника сильной воли, способность осуществлять нравственно
волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и
решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим
убеждениям, самому себе.
Содержание нравственного воспитания в детском саду претерпевает
существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость
возродить общечеловеческие ценности.
Главная такая ценность жизнь. Право человека на жизнь свято и
нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на
жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо.
Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает
достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных
воспитательных дел, то в нравственном воспитании все намного сложнее.
Вдумчивые педагоги и воспитатели не без оснований утверждают: не от метода
здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и
технологичными они ни казались, а от индивидуальности каждого воспитанника,
особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать
воспитательную работу, избирать приемы и методы. Если это требование
нарушается, то работа будет формальной.
В структуру воспитательной работы этической направленности
воспитатель включает сведения о человеческой морали, добивается ясного
понимания того, Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, него
должна возникнуть в этом потребность. Формирований нравственных
потребностей личности есть процесс усвоения переработки моральных норм и
принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных
потребностей создается основа самой природы морали возможность свободного
выбора. Роль художественной литературы в нравственном воспитании
дошкольников.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир
человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети
начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них
начинают пробуждаться гуманные чувства способность проявить участие,
доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой
воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с
миниатюр народного творчества потешек, песен, затем он слушает народные
сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность,
живой юмор, образность языка особенности этих фольклорных произведений
миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы,
доступные ему.
Нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из
художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений
воспитателей по поводу прочитанных произведений,
подготовленных
выспрашиваний по вопросам. Воспитатель должен помнить: излишнее
морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто
непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов
произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему
пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям
художественного текста.
Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.
В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза,
слагаемое духовной культуры народа, это пословицы, поговорки, сказки.
В российских энциклопедиях пословицу определяют как жанр
народнопоэтического творчества, как краткое, логически законченное изречение.
Пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной, так же в
сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его
наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между
людьми. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека:
добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: "Каков в колыбельку,
таков и в могилку", "Каково семя, таково и племя". "Живет в хлеву, а кашляет
погорничному", "Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле", "Не в
том дело, что овца волка съела, а в том дела, как она его ела", "У батюшки
промеж пальчиков, у мужа в руках" и многие другие.
У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что
получило отражение и в пословицах.
Нужно сказать, что педагогические идеи в пословицах представлены в
различных формах. Обобщающая информация о детях, воспитании, родителях и
т.п. имеет форму советов, предсказаний, правил и др. Отдельные пословицы по
характеру близки к педагогическим принципам и живо напоминают фрагменты
теории.
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те
пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе
эффект от их употребления пропадает.
Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной
прозы в глубокой древности, это энциклопедия народных знаний, а также
"моральный кодекс" народа. Они являются слагаемым духовной культуры народа.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о
воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на
необходимость широкого их использования в педагогической работе.
У сказки всегда особое отношение к действительности: сказочное
пространство и сказочное время не вписаны в реальную географию и историю,
повествование оказывается как бы вне действительности, что позволяет
максимально проявиться поэтическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют
жизненное правдоподобие, несут в себе "стихийный реализм", наполнены
правдивыми бытовыми деталями. Правда и вымысел, два противоположных
начала, диалектически соединены в сказках водна целое.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий
выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания
убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка
неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками
своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания
каждого ребенка.
В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как
воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом
средстве, методе.
В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на
личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется
примерное содержание нравственного воспитания и т. п
В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются
эффективным средством воспитания.
Итак, работая со сказкой, воспитатель оказывает на ребенка определенное
воздействие. Сказка с помощью своих волшебных образов, которые наиболее интересны и понятны ребенку младшего школьного возраста, помогает
сформировать определенную картину мира, подготовить ребенка к будущей
самостоятельной жизни. Ставя своих героев в определенные отношения, при
которых силы добра обычно побеждают силы зла, сказка тем самым
вырабатывает у детей определенные отношения к реальной действительности,
формирует у них нравственные качества.
Из всех литературных жанров сказка в наилучшей форме соответствует
интересам и способностям ребенка. Она всегда побуждает к определенным
рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и
последующий анализ ее содержания и скрытых смыслов. Таким образом, в
современном мире знание сказок восстанавливает исконные этические и
эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания
человека.
художественный литература нравственный дошкольник
Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его
интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает
внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во
взрослое и детское сообщества. Нравственное воспитание подрастающего
поколения всецело зависит от демонстрации взрослыми ведущих морально
этических принципов, благодаря которым складывается у воспитанников свой
нагляднообразный эталон, на который ему хотелось бы равняться. В этом
случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер.
Дифференцированный подбор примеров и педагогически взвешенная
последовательность их демонстрации, обеспечивает становление нравственно
воспитанной личности, готовой к активному действию.
Этапы работы 1. Теоретическая часть
Накопительный
материал:
Содержание работы
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
Май
Изучение
методической
литературы по данной
теме.
Изучение опыта по
данной теме,
представленного в
интернет сообществе.
Пополнить копилку
теоретическим и
практическим
материалом:
изготовление
кукольного театра,
картотека сказок по
возрасту и т.д.
Пополнить
консультационный
материал по данной
теме для родителей
(папки передвижки,
памятки)
Отчет о проделанной
работе по теме
самообразования на
итоговом педсовете.
2. Практическая часть
Сроки
Содержание работы
Практические выходы
Сентябрь
Октябрь
Чтение воспитателя по
книге, рассказывание
художественных
Ежедневный вечер
чтения Ноябрь
Декабрь
произведений.
Чтение сказок А.С.
Пушкина, калмыцких
писателей.
Март
ЯнварьФевраль Чтение и придумывание
загадок, скороговорок и
считалок.
Чтение любимых
стихотворений.
Чтение стихотворений
калмыцких писателей
Игрыдраматизации по
мотивам любимых
художественных
произведений
Апрель
Май
Чтение произведений о
Родине, Великой
Отечественной Войне, ее
героях
Выставка рисунков по
сказкам А.С.Пушкина
Конкурс «Кто больше,
загадок, скороговорок,
считалок знает.
Развлечение «Расскажи
стихи руками»
Спектакль с участием
детей по мотивам
русских народных
сказок «Русская
народная сказка
глазами детей»
Вечер памяти
1. Гурович Л.М., Берегова Л.Б, Логинова В.И., Пирадова В.И., Ребенок и
Литература:
книга: СПБ.: 1999.
2. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 67 лет. Занятия с
элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов,
воспитателей, педагогов/ Г.Н.Жучкова. – М «Издательство ГНОМ и Д»,
2008.64 с.
3. Социальнонравственное воспитание дошкольников в формировании
представлений об этикете: практ. пособие/С. В. Конкевич. — СПб.:
ООО «Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013. — 80 с.
4. Интернет ресурсы
Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Статья по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.