Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.8

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
дефектология
Взрослым
17.02.2019
Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Материал написан мной, исходя из опыта моей работы в ДОЛ "Жемчужина" летом 2018 года. В данном лагере я отработала две смены подряд переводчиком сурдогрупп. В отряды к слышащим детям интегрировали детей с нарушением слуха. В статье описаны этапы подготовки к работе с такими детьми, трудности и рекомендации по организации работы на будущее.
статья.docx
УДК  379.835 ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Виктория Владиславовна Пономарева учитель­дефектолог (сурдопедагог), специальный психолог учитель ГБОУ «Курчатовская школа» отделение «Школа­интернат для детей с нарушением слуха» телефон: 8­916­832­96­28  e­mail: honey­[email protected] (Россия, Москва) Аннотация. В статье рассматриваются проблемы интегрирования детей с нарушением   слуха   в   среду   слышащих   детей   в   условиях   детского оздоровительного   лагеря,   специфика   работы   с   ними,   организация   процесса подготовки вожатых к работе с не слышащими детьми. Авторы стоят на позиции необходимости  привлечения специалистов  на этапе подготовки вожатых, и в процессе работы с их непосредственным участием. В результате обмена опытом на   конференции   «КИДПРО­2018»,   посвященной   перспективам   развития детского   отдыха,   в   том   числе   и   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья, поступили запросы от дефектологов, работающих в государственном бюджетном   образовательном   учреждении   «Курчатовская   школа»   отделения «Школа­интернат для детей с нарушением слуха», и привлечение их к работе в детском   оздоровительном   лагере   «Жемчужина»   летом   2019   года.   В   статье предлагается   несколько   рекомендаций   по   решению   трудностей,   возникших   в период работы в лагере летом 2018 года. Ключевые   слова:  вожатый,   лагерная   смена,   не   слышащие   дети, интеграция,  глухие,  слабослышащие, дети  с  ОВЗ  (ограниченные  возможности здоровья), переводчик, РЖЯ (русский жестовый язык). ТRAINING COUNSELORS TO WORK WITH CHILDREN   WITH DISABILITIES . Victoria Vladislavovna Ponomareva,  defectologist teacher (deaf­and­dumb pedagogue), special psychologist Teacher of the SBEI (State budget educational institution) "Kurchatov School" department "Boarding school for children with hearing impairment" phone: 8­916­832­96­28 e­mail: honey­[email protected] (Russia, Moscow) Annotation.  The article deals with the problems of integrating children with hearing impairment into the environment of hearing children in a children's health camp, the specifics of working with them, the organization of the process of training counselors to work with children who do not hear. The authors stand in the position of the need to attract specialists at the stage of training counselors, and in the process of working with their direct participation. As a result of the exchange of experience at the   KIDPRO­2018   conference,   devoted   to   the   prospects   for   the   development   of children's activities, including children with disabilities, requests were received from defectologists   working   in   the   Kurchatov   School   state   budgetary   educational institution   of   the   Boarding   School   for   Children   section   hearing   impaired   ”,   and bringing them to work in the children's recreation camp“ Pearl ”in the summer of 2019.   The   article   proposes   several   recommendations   to   address   the   difficulties encountered in the camp in the summer of 2018. Keywords:  counselor (at the camp), camp shift, deaf children, integration, hearing impaired children, children with disabilities, translator, RSL (Russian sign language). В 2015 году был отменен СанПиН, который ограничивал в возможностях отдыха   детей   с   ОВЗ   в   детских   лагерях.   Теперь   решение   о   том,   может   ли конкретный ребенок поехать в лагерь, принимает врач, выдавая справку формы 0­79У, которую каждый ребенок обязан предоставить в момент заезда в лагерь. По   новым   правилам   дети   с   разной   формой   инвалидностью   могут,   наконец, отправиться в детский лагерь наравне со своими сверстниками. Начиная с 2015 года, Мосгортур провел целый ряд инклюзивных смен для   с   разными   типами   ОВЗ:   слабослышащих, детей,   с   нарушениями функционирования   опорно­двигательного   аппарата,   для   детей   с   синдромом Дауна. Конечно для создания инклюзивной смены требуется огромный опыт, здесь   важен   каждый   элемент.   Сегодня   хочется   поговорить   о   подготовке вожатых   к   таким   сменам,   а   именно   поделиться   опытом   подготовки   к   так называемым «сурдосменам» в Центральной школе московских вожатых ГАУК «Мосгортур». Хотелось бы начать с небольшого экскурса о том, что же означают слова «глухой» и «слабослышащий». Это не только нарушение слуха, а особый образ жизни   и   психология,   внешне,   возможно,   не   всегда   приметные.   В   каждом конкретном случае своя специфика построения общения.  Таблица 1.  Группы нарушений слуха Состояние слуха Глухие Потеря слуха Восприятие речи разговорная шепот Более 91 дб Слухо­зрительно, Проблемы интегрирования   в общество Глухие дети и Слабослышащие I ­   26­40 дб 6­3 метра РЖЯ 2 метра у уха Нет   – у уха Нет   у уха нет   Ребенок   испытывает трудности при общении   нескольких людей,   не   может локализовать звук. II ­  41­55 дб III – 56­70 дб 3   метра   –   у уха Громкая речь у уха IV – 71­90 дб Крик у уха Порог   слуха соответствуе т  I  степени тугоухости. Дети с  кохлеарной  имплантацией молодежь,  владеющие русским  жестовым языком  (РЖЯ) и словесной  речью, свободно  читающие, которые  интегрированы в  общество и  гордятся своей  субкультурой. Не владеющие  русским жестовым  языком (слабо  владеющие), но  владеющие  словесной речью,  свободно читающие; интегрированы в  общество с разной  степенью  успешности, но  оторваны от  субкультуры  глухих. Свободно  владеющие русским  жестовым языком,  но не владеющие  устной словесной  речью, имеют  трудности  осмысленного  чтения; органичны в субкультуре и  гордятся особостью. Не владеющие  русским жестовым  языком и с слабо  развитой словесной  речью, такие люди  имеют большие  трудности в  осмысленности прочитанного, их  круг контактов  сужен до  ученического  коллектива, они  затеряны в большом  мире  (как правило – это  дети слышащих  родителей,  воспринимающих   глухоту как дефект, а не особый путь  развития).  Неготовность      системы  образования к  приему детей с  нарушением слуха в  обычные классы,  отсутствие  специального  образования и  знания РЖЯ и  дактилологии. Обучение педагогов  специфике  психологии  общения, работы с  не слышащими  детьми. Неготовность  родителей других  учащихся. Формирование  адекватного  отношения к детям  с особыми  потребностями. Причем, категории людей с нарушениями слуха, необходимо разделить на следующие подгруппы: Важно   осветить   проблемы,   влияющие   на   формирование   личности   не слышащих: Во­первых,   это   проблема   общения   со   слышащими   людьми,   то   есть отсутствие   должного   взаимопонимания   между   слышащими   и   не   слышащими людьми,   вследствие   незнания   или   игнорирования   слышащими   характера подобной   инвалидности,   социально­психологических   проблем   вследствие нарушения слуха; Во­вторых:   отношение   слышащих   к   инвалидам   по   слуху   часто   бывает нетактичным, имеют место равнодушие к их проблемам и нуждам, связанными с проблемами   получения   информации,   излишняя   жалостливость,   строгость, передразнивания,   насмешки   –   все   это   вызывает   социально­психологическую дезадаптацию не слышащих в обществе, комплексы в общении мо слышащими (даже смех по другой причине может быть воспринят не слышащим на свой счет, поэтому важно при общении в одной компании  всегда делиться информацией с не слышащим, поясняя, например, о чем смеются и над чем); В­третьих:   отсутствие   слуха   влечет   за   собой   недоразвитие   речи   и ограниченный объем активного словаря, что затрудняет понимание обращенной к   ним   речи   или   читаемого   текста.   Также   это   является   одной   из   причин возникновения   проблем   с   взаимодействием   с   окружающими.   Мир   людей   с нарушением   слуха   –   неоднороден.   Но   всех   их   объединяет   одна   проблема   – проблема доступной полноценной коммуникации. В современном мире ведущей тенденцией развития системы образования (   в   том   числе   дополнительного   образования,   когда   мы   говорим   о   детских лагерях)  для детей с особыми потребностями становится включение их в общий поток, или интеграция. Переход к интегрированным формам взаимодействия, признание   всех   детей,   независимо   от   нозологии   стали   следствием демократизации общества и гарантированного обеспечения прав каждому. Для   того,   чтобы   успешно   интегрировать   проблемных   детей   в   среду слышащих необходимы специальные условия, одно из ключевых это подготовка педагогического персонала к таким сменам. Первичный   этап   ­   это   отбор   будущих   вожатых,   он   заключается   в специализированном собеседовании, где студенту задается ряд вопросов, один из них: готов ли он работать с ребенком с ОВЗ, так же уделяется огромное внимание   той   специальности,   по   которой   обучается   студент   в   вузе,   отдаем приоритет   специальностям   связанным   с   логопедией,   олигофренопедагогикой, дефектологией, специальной психологией итд., потому, что   студенты данных специальностей обладают определенными теоритическими знаниями. В процессе обучения в ЦШМВ будущий вожатый проходит курс базовых лекций, состоящих из   8   занятий,   плюс   5   занятий   (это   специальный   курс),   в   него   заложено   2 теоретических   занятия   по   работе   с   детьми   с   ОВЗ,   на   данном   занятии преподаватели и эксперты в этой области дают базовые теоретические знания. Преподавателями   специального   курса   являются   как   теоретики   (привлекаем преподавателей профильных дисциплин из вуза) так и практики ( сотрудники центров реабилитации детей с ОВЗ, социальных центров и.т.д). После того как слушатель   ознакомился   с   блоком   теоретических   лекций   ему   предлагаются обязательные   места   для   практики   (специализированные   школы­интернаты, центры)   где   вожатый   на   первом   практическом   занятии   знакомится   с   самим учреждением (спецификой работы, педагогами) и прикрепляется для работы к конкретной группе детей. Воспитатель группы знакомит вожатого с детским коллективом.   Ко   второму   практическому   занятию   вожатому   предлагается организовать   для   детей   мероприятие,   игру   либо   какое­то   дело   учитывая возможности ребенка (в этом ему помогает преподаватель школы вожатых). При проведении дела, на практическом занятии присутствует преподаватель школы вожатых.  После занятия преподаватель дает вожатому обратную связь. И третье заключительное   практическое   занятие,   вожатый   участвует   в   подготовке   и проведении   мероприятия,   организуемое   учреждением.   Там   от   педагога­ организатора   центра   он   узнает   о   всех   нюансах   досуговой   работы   с   данной категорией детей.  Если говорить конкретно о подготовке вожатых к «сурдосменам», то здесь немного   другая   история.   После   завершения   теоретического   курса   в   школе вожатых,   ребятам   предлагаем   посетить   курсы   жестового   языка   на   базе специальной   (коррекционной)   школы   интерната   г.   Москвы     №65   и   ГБОУ «Курчатовская школа» отделения «Школа­интернат для детей с нарушенным слухом». Где ребята в течении 10­и занятий овладевают базовыми навыками. Там же имеют возможность пройти практику с данной категорией детей. Перед тем как поехать в лагерь организуется специализированная комиссия, которая устанавливает уровень владения языком жестов у вожатых. Получив результаты, мы либо предлагаем вожатому еще немножко поучиться, либо понимаем, что он готов для работы с данными детьми.  Рисунок 1. Этапы подготовки вожатых к «Сурдосменам» Участие   детей   с   ОВЗ   в   летнем   лагере   способствует   их   успешной социализации и интеграции среди сверстников. Дети приобретают новый опыт, а также получают возможность реализации своих способностей. Однако участие в подобных мероприятиях в определенной мере связано со стрессом, причиной которого   может   быть   неуверенность   в   своих   силах,   боязнь   несоответствия коллективу. [1, с. 41] В период своей работы, на протяжении двух смен в ДОЛ «Жемчужина», я стала свидетелем реализации полной интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих детей.   На  моем попечении  оказались 14  детей  с нарушением  слуха,  которые интегрировано были распределены по возрасту в два отряда. Исходя из норм психологического   комфорта,   при   работе   интегрированных   групп   необходимо соблюдать его уровень. Общее количество детей в группе было 30 человек. В старшем отряде было 8 детей с ОВЗ и 20 детей с сохранным слухом. В младшем отряде 5 детей с повышенными потребностями на 20 человек нормы. Хотя по опыту   работы   на   10   нормально   слышащих   детей   должно   быть   5   детей   с нарушением слуха. Детям с проблемами слуха было очень тяжело находиться в двух отрядах психологически. Они чувствовали нехватку поддержки «своих». Очень большую роль играет специалист, владеющий РЖЯ, который выступает в качестве   проводника.   Такой   специалист   был   на   две   группы.   Отдельно   хочу отметить творческий талант, мотивацию, желание помочь со стороны молодых вожатых. Во время нашей работы они находили творческие приспособления, где дети   с   нарушением   слуха   были   «королями   положения»,   например,   мастер­ классами   по   РЖЯ   для   слышащих   ребят.      Из   всего   вожатория   только   двое молодых   людей   имели   дефектологическое   (олигофренопедагогика)   и   таких специально­психологическое   образование.   Это   очень   трудно, специалистов должно быть больше. Несмотря, на недостаток специалистов, мы в тесном   сотрудничестве   с   ребятами   сумели   достигнут   положительных результатов   в   адаптационный   период   воспитанников   с   нарушением   слуха   в отряде с обычными детьми.  Вожатые до работы в лагере посетили  несколько занятий на курсах РЖЯ. Они не имели возможности прямого общения на этапе подготовки с детьми с нарушенным   слухом.   За   4   занятия   невозможно   запомнить   даже   дактильную азбуку, не то, что многообразие жестов. Жестовый язык очень красив, почти каждому слову можно подобрать жест и этот объем информации нельзя выучить за короткий период в достаточном объеме. В период смены сотрудники лагеря ежедневно пополняли свой лексикон новыми жестами, подходили  и задавали различные вопросы по жестам. Дети с нарушением слуха видели и чувствовали неравнодушие и участие со стороны своих вожатых. Слабослышащие дети часто выступали помощниками вожатых, если требовалось что­то перевести для них то, что говорили другие глухие дети. Вожатые, с которыми я непосредственно сотрудничала, очень ответственно подошли к своему делу. Они не оставляли без внимания не только любую просьбу детей, но и старались поставить для них специальные   номера   вместе   с   остальными   детьми.   Примером   этому   могут послужить жестовое пение и танцевальные номера, которые ставили вожатые для не слышащих ребят, учитывая особенность их развития. Конечно, возникали трудности взаимопонимания между вожатыми и их подопечными: к сожалению, не все глухие дети могут читать по губам, а их речь мало внятная, с большим количеством   аграмматизмов.   Сотрудникам,   не   владеющим   знанием   РЖЯ   в таком   случае   очень   затруднительно   грамотно   выстраивать   процесс коммуникации с такими детьми по причине малой продолжительности обучения. Действующая система коррекционного обучения глухих и слабослышащих в специальной коррекционной школе направлена на их развитие, и специальную адаптацию.   В   системе   специального   обучения   могут   быть   полноценно реализованы   основные   принципы   интеграции.   В   совместной   деятельности формируется: 1. согласованность (распределение обязанностей с учетом интересов, индивидуальных способностей); 2. упорядоченность (планирование деятельности и интересов, и выбор способов ее выполнения с учетом особенностей данной категории детей с ОВЗ; 3. стабильность   системы   внутри   отрядных   процессов   (единство требований   к   речевому   общению,   усвоению   языковых   явлений,   поведения   в коллективе). Мне, как сурдопедагогу­переводчику хотелось бы обратить внимание на реализацию трудной для восприятия и прохождения глухими детьми программы лагеря. При следующем использовании она должна быть адаптирована для детей с   повышенными   потребностями   или   дополнена   материалом,   доступным   для понимания глухого ребенка.   В ДОЛ «Жемчужина» это был первый опыт, когда на смену заехало такое большое количество детей с нарушением слуха. Это был, на   мой   взгляд,   полезный   опыт,   поскольку   сразу   можно   было   увидеть   и проанализировать   работу   и   в   будущем   выстроить   ее   более   продуктивно   с помощью специалистов дефектологов, знающих особенности работы с детьми с нарушенным слухом. Компенсаторным анализатором глухого ребенка является зрение,   опора   на   него.   Также   мне   очень   бы   хотелось,   чтобы   количество спортивных  мероприятий  было  большим. Ведь  именно  в  них глухой  ребенок может почувствовать себя на равных со слышащими сверстниками, проявить   Ведь   отсутствие   слуховых   ощущений,   нарушение   функции себя.   вестибулярного   аппарата,   недостаточное   речевое   развитие   затрудняют восприятие   мира   для   глухого   и   слабослышащего   ребенка   и   ограничивают возможности   его   общения   с   окружающими,   что   отражается   на   его   здоровье, психомоторном   и   физическом   развитии.   Спорт   –   одно   из   направлений,   где ребенок с нарушением слуха наиболее успешен, ему психологически комфортно. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь,   малый   запас   слов,   неспособность   к   адекватному   восприятию   и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.  Ребенок   должен   видеть   то,   что   ему   предстоит   делать,   поэтому   показ движений   (направление,   темп,   скорость,   последовательность   действий, маршруты   перемещения)   должен   быть   особенно   точным   и   обязательно сопровождаться   словесной   инструкцией   (объяснением,   указанием,   командой). При этом особое внимание следует обращать на два момента:  дети   должны   хорошо   видеть   движение   губ,   мимику,   жесты говорящего;  при показе дети должны повторять задание вслух. Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть   абсолютно   уверен,   что   каждый   участник   игры   понял   ее   правила,   не лениться   и   уточнять,   не   нужно   ли   разъяснение   или   повторное   объяснение правил.   Продуманная,   хорошо   организованная   игра   создает   благоприятные условия   для   речевого   общения   детей,   расширяет   диапазон   двигательных возможностей,   обогащает   словарный   запас,   развивает   психические   качества, приучает   ребенка   к   осознанному   поведению,   стимулирует   инициативу   и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики. Задача педагогического коллектива и специалистов в том, чтобы  создать условия для эффективного общения  детей с нарушениями слуха со слышащими сверстниками. Этого можно достигнуть в тесном конгломерате организаторов программы со специалистами­сурдопедагогами, знающими методику. Решение   этой   проблемы   простое.   Должны   быть   тандемы   вожатых   – слышащие + слабослышащие или глухие, пренебрегать этим правилом нельзя – как   это   имеет   место   во   многих   случаях.   Идеально,   если   речь   идет   об интегрированном отряде слышащих, глухих и слабослышащих, наличие тандема – глухого или слабослышащего вожатого и слышащего вожатого. Их пример взаимодействия – пример подражания для остальных! Еще некоторые важные критерии   отбора   людей   для   работы   в   лагере   с   глухими   и   слабослышащими ребятами – хорошая дикция, артикуляция, креатив в общении. Важно знать определенные правила общения с не слышащим человеком: 1. всегда обращайтесь лицом к не слышащему собеседнику; артикуляция (движение губ) при разговоре должна быть естественной как 2. при обычной речи, но просто более четкой. Не растягивайте слова по слогам и не говорите слишком быстро; речь должна быть чуть более громкой, чем обычно, но не нужно кричать; 3. 4. не слышащие хорошо считывают с губ, если известна тема но затруднения могут   вызвать:   незнакомые   слова,   нечеткая   артикуляция,   недостаточный даже   если   вы   что­то   говорите   другому   человеку,   старайтесь   обращать словарь; 5. лицо к не слышащему члену коллектива; 6. Обязательно   используйте   сурдоперевод,   если   не   слышащий   владеет жестовым   языком.   Непонятные   по   артикуляции   слова   можно   написать   или показать с помощью дактилологии (пальцевой азбуки); 7. Некоторые  не слышащие могут свободно  общаться устной речью,  но у каждого из них может быть разный уровень владения речью, разный словарный запас. 8. Общение жестами используется для быстроты передачи информации, ее доступности. Жеста без артикуляции слова (немой жест) и его проговаривания вслух быть не должно. Это зачастую искажает понимание смысла; 9.   Главное в общении – иметь терпение и любовь. Добр и человечен тот человек,   который   может   обеспечить   на   равных   участие   инвалидов   в   жизни общества с учетом всех их особых проблем; 10.   Планируя   мероприятия,   следите   за   тем,   чтобы   они   не   проходили   в темноте   (темным   вечером,   плохое   освещение)   –   ведь   для   полноценных разговоров глухим нужно видеть! В   непосредственной   работе   в   детском   интегрированном   лагере   так   же нужно придерживаться следующих правил:   во­первых,   каждому   сотруднику   лагеря   и   каждым   командам, прибывшим в лагерь необходимо ознакомиться с памяткой «Некоторые правила общения с не слышащими»;  во­вторых,   все   в   лагере   должно   быть   направлено   на   облегчение восприятия не слышащими окружающих людей, необходимо использовать всегда и везде таблички, субтитры, письменные объявления, распечатки всех занятий, и все это делать заранее и заблаговременно;  в­третьих, знание и использование синхронного перевода на РЖЯ.  Важную   роль   в   регуляции   взаимоотношений   играет   сурдопедагог, присутствующий   в   этом   смешанном   коллективе,   для   предупреждения возможных   конфликтов,   разъяснительной   работы   как   среди   не   слышащих   и слышащих   школьников,   так   и   среди   взрослых,   выступая   как   тактичный советчик. [2, с. 159] Дети с нарушением слуха если их больше 10 человек, должны быть     в одном   отряде,   тогда   интеграция   в   среду   слышащих   ребят   будет   наиболее продуктивна. Также в этом отряде могут быть слышащие дети из глухих семей, которые владеют жестами. На них также может опираться вожатый. Также в программе   должны   присутствовать   адаптированные   для   этого   контингента детей мероприятия: игры на сплочение с активным использованием тактильного компонента, спортивные соревнования по футболу, пионерболу, игры по типу «Пойми меня», «Крокодил» и интеллектуальные игры с опорой на зрительную основу,   такие   как   ребусы,   «Что?   Где?   Когда?»,   формат   жестового   пения   и пантомимы. Опыт   показывает,   что   организация   интегрированных   мероприятий   в условиях совместного проживания в смешанном коллективе, способствующих интенсивному формированию навыков социальной адаптации, является наиболее продуктивной   формой   работы.   Совместная   деятельность   не   слышащих   и слышащих школьников в таких интегрированных мероприятиях, как совместные театрализованные,   интеллектуальные,   спортивные   и   прочие   игры,   любая совместная   творческая   деятельность   в   различных   сферах:   организация совместного быта, трудовая деятельность, актуальная как для тех, так и для других, ­ выступает сильнейшим мотивом и поводом к общению между собой. Отношения между слышащими и не слышащими в меньшей степени строятся на основе   милосердия,   но   в   большей   степени   на   основе   равноценного сотрудничества. [3, с. 160] Литература: 1. Екушевская А.С., Самсонова Е. В. Специальные образовательные условия   для   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и инвалидностью   при   проведении   олимпиад   //   Департамент   образования города   Москвы   ФГБОУ   ВО   «Московский   Государственный   Психолого­ Педагогический   Университет»   Институт   проблем   инклюзивного образования [Методические рекомендации]. – Москва­2017. – 41 с. 2. Речицкая   Е.   Г.   Сурдопедагогика   //   [Коррекционная   педагогика]. Москва: изд­во «Владос», 2004. – 159 с.  3. Речицкая   Е.   Г.   Сурдопедагогика   //   [Коррекционная   педагогика]. Москва: изд­во «Владос», 2004. –160 с. Literatura:  1.   Ekushevskaja   A.S.,   Samsonova   E.   V.   Spetsial'nye   obrazovatel'nye   uslovija   dlja obuchajuschihsja   s   ogranichennymi   vozmozhnostjami   zdorov'ja   i   invalidnost'ju   pri provedenii   olimpiad   //   Departament   obrazovanija   goroda   Moskvy   FGBOU   VO «Moskovskij Gosudarstvennyj Psihologo­Pedagogicheskij Universitet» Institut problem inkljuzivnogo obrazovanija [Metodicheskie rekomendatsii]. – Moskva­2017. – 41 s.  2. Rechitskaja E. G. Surdopedagogika // [Korrektsionnaja pedagogika]. Moskva: izd­vo «Vlados», 2004. – 159 s.  3. Rechitskaja E. G. Surdopedagogika // [Korrektsionnaja pedagogika]. Moskva: izd­vo «Vlados», 2004. –160 s.

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья Подготовка вожатых к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019