ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОДЕРЖАНИЮ
POLYTECHNIC APPROACH TO EDUCATION CONTENT
ОБРАЗОВАНИЯ
Найданова С.В.
Naydanova S.V.
руководитель кафедры предметов политехнического цикла,
учитель информатики МБОУ «НижнеБестяхская СОШ №1»
п. Нижний Бестях МегиноКангаласский район РС(Я)
Аннотация
В данной статье
проблема подготовки школьников в
технической деятельности.
Решение данной проблемы является важным для
современного образования. Ответы на вопросы, поставленные данной проблемой, могут
быть найдены в политехническом образовании.
рассматривается
В настоящее время
не существует единой общепризнанной концепции
политехнического обучения. Политехнический принцип обучения применяется, в
основном, на уроках технологии. Поэтому можно судить об низкой эффективности
применения политехнического принципа обучения в технологической подготовке
школьников.
Одной из задач российского общества является повышение научного и инженерно
технологического потенциала нашей страны. В частности, мы говорим о будущих кадрах
для научной и инженерной деятельности. Проблема воспитания таких специалистов
активно обсуждается в настоящее время. «Ресурсы инженерных кадров советского
периода исчерпаны, необходимо готовить новых специалистов, для чего есть все
возможности,» заявил президент РФ Владимир Путин.[1]
Ключевые слова. Политехнический принцип обучения, политехническое
образование, технологическая подготовка.
Благодаря изучению,
Сегодня политехническое образование в школе приобретает все большую
значимость и актуальность.
техническому творчеству,
направленному на проектирование и конструирование, стало возможным дополнительно
мотивировать школьников на изучение физики, математики, информатики, выбор
инженерных специальностей. Перспективы развития нашей школы связаны именно с
внедрением в образовательный процесс политехнических компонентов как фундамента
профориентации на инженерные и рабочие профессии.
Главная цель – создание системы политехнологического обучения школьников,
через индивидуальные образовательные траектории. Для этого необходимо сформировать
у школьника способности к осуществлению более качественного выбора собственной
индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип, задача
которого – включение учащихся всех ступеней образования в реальную практику выбора
будущей профессии, повышения престижа инженерного труда и привлекательности
обучения по инженерным специальностям.
Ответы на вопросы, поставленные проблемой подготовки кадров, могут быть
найдены в политехническом образовании. Определим понятия: политехническое образование, политехническое обучение и
политехнический принцип обучения.
Политехническое образование – принцип организации содержания и преподавания
общеобразовательных учебных предметов, вариант практической реализации идеи
трудовой школы. [2]
Политехническое образование представляет возможность, учитывая громадный
объем современных знаний, уяснить наиболее общие стороны, присущие многообразию
современной техники и технологии.
Политехническое обучение дает знание научных основ производства и вооружает
трудовыми политехническими умениями, необходимыми для быстрой ориентации во всей
системе производства, в изменяющейся технике, технологии и организации производства,
для перемены функций в труде. Политехническое обучение не готовит к какойлибо
одной определенной профессии, и этим оно отличается от профессионального.
Политехнический принцип обучения ориентирован не столько на то, чтобы
общество получило профессионально мобильного работника, сколько на то, чтобы сам
человек чувствовал себя внутренне свободно в условиях высокоразвитого общества.
Такое понимание политехнического образования делает его важным фактором
эффективной подготовки молодежи к труду в рыночных условиях. [3, с.204]
П.Р. Атутов в качестве главной выделял следующую задачу политехнического
образования формирование представлений о технологическом аспекте современной
научной картины мира как совокупности фундаментальных идей, принципов, понятии о
техносфере, способах получения и преобразования материалов, энергии, информации. [4,
с.18]
Для начала определимся с понятием, что такое политехническое образование.
Составная часть политехнического образования и воспитания включает:
представления о технологическом аспекте современной научной картины мира как
совокупности фундаментальных понятий о техносфере, способах получения и
обработки материалов,
социальнотехническом
проектировании окружающей среды;
о технологическом системном способе мышления
информации,
энергии,
и направлено
на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства и
овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и
механизмами
на формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии.
в неразрывной связи с общим образованием является условием подготовки
молодёжи к активной производственной и общественной деятельности, основой
последующей профессиональной подготовки, способствует решению задачи
соединения обучения с производительным трудом. [4, с.21]
Как и в любом направлении образования у политехнического образования есть
свои методы и подходы, которые заключаются в следующих аспектах:
Политехнический подход к
гуманитарных,
содержанию
естественноматематических и
оптимальное
технологических дисциплин политехническими
знаниями и умениями,
предполагающими активную деятельность учащихся по выполнению заданий,
упражнений, объектов труда, дифференцированных творческих проектов
образования
насыщение
Политехнический принцип – на примере изучения конкретных объектов
техники, технологических процессов и трудовых приёмом изучаются общие основы
современного производства; предусматривает не подробное изучение особенностей
отдельных производств, а лишь ознакомление с общими научными принципами,
характерными для множества конкретных основных производств.
Сравнительно–политехнический метод – показ общности научных принципов
и законов, используемых в устройстве и работе разнообразных технических объектов
или их отдельных частей, и одновременно – показ конкретных различий в устройстве,
применении и работе этих объектов или их частей.
Особенности отбора содержания общего образования с учетом политехнического
образования включает и предполагает некоторые технологии:
Технологии обучения выбор средств, форм, и методов обучения.
Технологии управления изменение системы контроля и оценки деятельности
учащихся.
Решение основных задач процессуального преобразования учебного процесса
предполагает:
активное включение ученика в поисковую учебнопознавательную и проектную
деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
организация совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и
обучающихся;
обеспечение диалогового общения между участниками учебного процесса
«учительученик», «ученикученик».
Основываясь на эти аспекты политехнического образования на базе нашей школы
был разработан и по сей день работает Республиканский проект «Сеть политехнических
школ». Целью данного проекта является создание сети политехнических школ с
развитием системы подготовки инженерных и научных кадров в приоритетных областях
науки и техники, с широким использованием современных технологий. Достижение цели
требует решения следующих тактических задач:
создать условия для развития сети политехнических школ;
расширить сетевое общество и межведомственное взаимодействие со школами
политехнической сети;
создать инновационную инфраструктуру поддержки новых направлений и
политехническом образовании
Предполагаемые результаты реализации проекта:
1. Развитие у выпускников творческих способностей,
конкурентоспособности на рынке труда;
необходимых для
2. Усвоение политехнических знаний и умений, трудового обучения, технических
навыков, функциональную грамотность человека для непрерывного совершенствования
образования;
3. Системная профориентационная работа по подготовке инженерных и научных кадров
[5, с. 2].
В рамках реализации данного проекта в школе разработаны возрастные зоны
«Образовательного технопарка»:
• Начальная школа – «Конструирование»;
• Основная школа – «Конструирование и моделирование»;
• Старшая школа – «Погружение» в профессии, основание для выбора.
Одним из первых шагов по внедрению политехнологического образования стала
разработка программ, как для урочной, так и для внеурочной деятельности.
Для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности разработаны
программы: «Первые шаги в науку», «Юный конструктор», «Легоконструирование»,
«Мир вокруг нас» и др. Программы «Робототехники» и «Проектная деятельность»
способствуют развитию творческих способностей учащихся посредством
конструкторской и проектной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Юный конструктор мультфильмов» ориентирована на развитие творческих
способностей детей средствами изобразительного искусства в процессе работы с
цифровой средой, развитие базовых пользовательских навыков работы на компьютере и
освоение средств информационных технологий.
В старшей школе работает система дуального (профильного) образования. По
интегрированным образовательным программам совместно с районным Учебно
производственным центром учащиеся обучаются профессиям «Водитель категории В»,
«Портной III разряда». Опрос родителей по образовательному заказу показывает, что 90%
родителей считают необходимым профильное обучение в школе, получение профессии в
стенах школы.
Таким образом, с помощью многосторонних межпредметных связей решаются
задачи обучения, развития и воспитания учащихся, закладывается фундамент для
комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
И как результат политехнического образования – выпускник с высокой степенью
самоопределения и мотивации для поступления в средние профессиональные и высшие
учебные заведения технической направленности, так как для него реально обеспечена
возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения
образовательной программы.
Использованные источники информации
1. Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях. –
Педагогика №2, 1999. – 128 с.
2. БимБад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / БимБад
Б.М.. – М., 2002. 528с.
3. Проект «Визуальный словарь» http://www.ped.vslovar.ru/1416.html
4. Путин В.В.
РИА – новости.
Рубрика – общество [сайт]
URL:
http://ria.ru/society/20140623/1013241430.html#ixzz38I0W3B00
5. Программа реализации экспериментального проекта «Создание сети
политехнических школ вдоль железной дороги» на 20122016 гг.
Статья "Политехнический подход к содержанию образования"
Статья "Политехнический подход к содержанию образования"
Статья "Политехнический подход к содержанию образования"
Статья "Политехнический подход к содержанию образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.