Статья "Политехнический подход к содержанию образования"
Оценка 4.7

Статья "Политехнический подход к содержанию образования"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
информатика
11 кл
03.04.2018
Статья "Политехнический подход к содержанию образования"
Публикация является частью публикации:
статья_Найданова_СВ.docx
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОДЕРЖАНИЮ POLYTECHNIC APPROACH TO EDUCATION CONTENT  ОБРАЗОВАНИЯ Найданова С.В. Naydanova S.V. руководитель кафедры предметов политехнического цикла, учитель информатики МБОУ «Нижне­Бестяхская СОШ №1» п. Нижний Бестях Мегино­Кангаласский район РС(Я) Аннотация В   данной   статье     проблема   подготовки   школьников   в технической   деятельности.     Решение   данной   проблемы   является   важным   для современного образования. Ответы на вопросы, поставленные данной проблемой, могут быть найдены  в политехническом образовании.    рассматривается   В   настоящее   время     не   существует   единой   общепризнанной   концепции политехнического   обучения.   Политехнический   принцип   обучения   применяется,   в основном,     на   уроках   технологии.   Поэтому   можно   судить   об   низкой   эффективности применения   политехнического   принципа   обучения   в   технологической   подготовке школьников.  Одной из задач российского общества является повышение научного и инженерно­ технологического потенциала нашей страны. В частности, мы говорим о будущих кадрах для   научной   и   инженерной   деятельности.   Проблема   воспитания   таких   специалистов активно   обсуждается   в   настоящее   время.   «Ресурсы   инженерных   кадров   советского периода   исчерпаны,   необходимо   готовить   новых   специалистов,   для чего   есть   все возможности,» ­ заявил президент РФ Владимир Путин.[1] Ключевые   слова.  Политехнический   принцип   обучения,   политехническое образование, технологическая подготовка.   Благодаря   изучению, Сегодня   политехническое   образование   в   школе   приобретает   все   большую значимость   и   актуальность.   техническому   творчеству, направленному на проектирование и конструирование, стало возможным дополнительно мотивировать   школьников   на   изучение   физики,   математики,   информатики,   выбор инженерных   специальностей.   Перспективы   развития   нашей   школы   связаны   именно   с внедрением в образовательный процесс политехнических компонентов как фундамента профориентации на инженерные и рабочие профессии. Главная  цель  –   создание   системы   политехнологического   обучения   школьников, через индивидуальные образовательные траектории. Для этого необходимо сформировать у   школьника   способности   к   осуществлению   более   качественного   выбора   собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип, задача которого – включение учащихся всех ступеней образования в реальную практику выбора будущей   профессии,  повышения   престижа   инженерного   труда   и   привлекательности обучения по инженерным специальностям. Ответы   на   вопросы,   поставленные   проблемой   подготовки   кадров,   могут   быть найдены в политехническом образовании. Определим понятия: политехническое образование, политехническое обучение и политехнический принцип обучения. Политехническое образование – принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных   учебных   предметов,   вариант   практической   реализации   идеи трудовой школы. [2] Политехническое  образование  представляет   возможность, учитывая  громадный объем современных знаний, уяснить наиболее общие стороны, присущие многообразию современной техники и технологии. Политехническое обучение  дает знание научных основ производства и вооружает трудовыми политехническими умениями, необходимыми для быстрой ориентации во всей системе производства, в изменяющейся технике, технологии и организации производства, для   перемены   функций   в   труде.   Политехническое   обучение   не   готовит   к   какой­либо одной определенной профессии, и этим оно отличается от профессионального. Политехнический   принцип   обучения  ориентирован   не   столько   на   то,   чтобы общество получило профессионально мобильного работника, сколько на то, чтобы сам человек   чувствовал   себя   внутренне   свободно   в   условиях   высокоразвитого   общества. Такое   понимание   политехнического   образования   делает   его   важным   фактором эффективной подготовки молодежи к труду в рыночных условиях. [3, с.204] П.Р. Атутов в  качестве  главной  выделял  следующую  задачу  политехнического образования  ­   формирование   представлений   о   технологическом   аспекте   современной научной картины мира как совокупности фундаментальных идей, принципов, понятии о техносфере, способах получения и преобразования материалов, энергии, информации. [4, с.18] Для   начала   определимся   с   понятием,   что   такое   политехническое   образование.   Составная часть политехнического образования и воспитания включает:  представления о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности   фундаментальных   понятий   о   техносфере,   способах   получения   и обработки   материалов,   социально­техническом проектировании окружающей среды;  о технологическом системном способе мышления   информации,   энергии,    и направлено    на   усвоение   учащимися   общенаучных   принципов   современного   производства   и овладение   практическими   навыками   обращения   с   орудиями   труда,   машинами   и механизмами на формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии. в   неразрывной   связи   с   общим   образованием  является  условием   подготовки молодёжи   к   активной   производственной   и   общественной   деятельности,   основой последующей   профессиональной   подготовки,   способствует   решению   задачи соединения обучения с производительным трудом. [4, с.21]   Как и в любом направлении образования у политехнического образования есть свои методы и подходы, которые заключаются в следующих аспектах:   Политехнический   подход   к   гуманитарных, содержанию     естественно­математических   и оптимальное технологических   дисциплин   политехническими   знаниями   и   умениями, предполагающими   активную   деятельность   учащихся   по   выполнению   заданий, упражнений, объектов труда, дифференцированных творческих проектов образования    насыщение   Политехнический   принцип  –   на   примере   изучения   конкретных   объектов техники, технологических процессов и трудовых приёмом изучаются общие основы современного   производства;   предусматривает   не   подробное   изучение   особенностей   отдельных   производств,   а   лишь   ознакомление   с   общими   научными   принципами, характерными для множества конкретных основных производств.  Сравнительно–политехнический метод – показ общности научных принципов и законов, используемых в устройстве и работе разнообразных технических объектов или их отдельных частей, и одновременно – показ конкретных различий в устройстве, применении и работе этих объектов или их частей. Особенности отбора содержания общего образования с учетом политехнического образования включает и предполагает некоторые технологии:  Технологии обучения ­ выбор средств, форм, и методов обучения.   Технологии   управления  ­   изменение   системы   контроля   и   оценки   деятельности учащихся.  Решение   основных   задач   процессуального   преобразования   учебного   процесса предполагает:  активное   включение   ученика   в   поисковую   учебно­познавательную   и   проектную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организация   совместной   деятельности,   партнерских   отношений   обучающих   и обучающихся; обеспечение   диалогового   общения   между   участниками   учебного   процесса «учитель­ученик», «ученик­ученик».   Основываясь на эти аспекты политехнического образования на базе нашей школы был разработан и по сей день работает Республиканский проект «Сеть политехнических школ».  Целью  данного   проекта   является   создание   сети   политехнических   школ   с развитием системы подготовки инженерных и научных кадров в приоритетных областях науки и техники, с широким использованием современных технологий. Достижение цели требует решения следующих тактических задач:   создать условия для развития сети политехнических школ; расширить   сетевое   общество   и   межведомственное   взаимодействие   со   школами политехнической сети; создать   инновационную   инфраструктуру   поддержки   новых   направлений   и политехническом образовании   Предполагаемые результаты реализации проекта:  1. Развитие   у   выпускников   творческих   способностей, конкурентоспособности  на рынке труда;   необходимых   для 2. Усвоение   политехнических   знаний   и   умений,   трудового   обучения,   технических навыков, функциональную грамотность человека для непрерывного совершенствования образования; 3. Системная профориентационная  работа по подготовке инженерных и научных кадров [5, с. 2]. В   рамках   реализации   данного   проекта     в   школе   разработаны   возрастные   зоны «Образовательного технопарка»: • Начальная школа – «Конструирование»; • Основная школа – «Конструирование  и моделирование»; • Старшая школа – «Погружение» в профессии, основание для выбора. Одним   из   первых   шагов   по   внедрению   политехнологического   образования   стала разработка программ, как для урочной, так и для внеурочной деятельности. Для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности разработаны программы:   «Первые   шаги   в   науку»,   «Юный   конструктор»,   «Легоконструирование», «Мир   вокруг   нас»   и   др.   Программы   «Робототехники»   и   «Проектная   деятельность» способствуют   развитию   творческих   способностей   учащихся   посредством конструкторской   и   проектной   деятельности.   Программа   внеурочной   деятельности «Юный   конструктор   мультфильмов»   ориентирована   на   развитие   творческих способностей   детей   средствами   изобразительного   искусства   в   процессе   работы   с цифровой средой, развитие базовых пользовательских навыков работы на компьютере и освоение средств информационных технологий.  В   старшей   школе   работает   система   дуального   (профильного)   образования.   По интегрированным   образовательным   программам   совместно   с   районным   Учебно­ производственным центром учащиеся обучаются профессиям «Водитель категории В», «Портной III разряда». Опрос родителей по образовательному заказу показывает, что 90% родителей считают необходимым профильное обучение в школе, получение профессии в стенах школы. Таким   образом,   с   помощью   многосторонних   межпредметных   связей   решаются задачи   обучения,   развития   и   воспитания   учащихся,   закладывается   фундамент   для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. И   как   результат   политехнического   образования   –   выпускник   с   высокой   степенью самоопределения и мотивации для поступления в средние профессиональные и высшие учебные заведения технической направленности, так как для него реально обеспечена возможность   выбора   профиля   обучения   и   индивидуальной   траектории   освоения образовательной программы. Использованные источники информации 1. Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях. – Педагогика №2, 1999. – 128 с. 2. Бим­Бад   Б.М.   Педагогический   энциклопедический   словарь   [Текст]   /   Бим­Бад Б.М.. – М., 2002. ­ 528с. 3. Проект «Визуальный словарь» http://www.ped.vslovar.ru/1416.html  4. Путин   В.В.   РИА   –   новости.   Рубрика   –   общество   [сайт]  URL: http://ria.ru/society/20140623/1013241430.html#ixzz38I0W3B00  5. Программа   реализации   экспериментального   проекта   «Создание   сети политехнических школ вдоль железной дороги» на 2012­2016 гг.

Статья "Политехнический подход к содержанию образования"

Статья "Политехнический подход к содержанию образования"

Статья "Политехнический подход к содержанию образования"

Статья "Политехнический подход к содержанию образования"

Статья "Политехнический подход к содержанию образования"

Статья "Политехнический подход к содержанию образования"

Статья "Политехнический подход к содержанию образования"

Статья "Политехнический подход к содержанию образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018