Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"
Оценка 4.6

Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русская литература +1
1 кл—4 кл
05.06.2019
Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"
В данной статье "Смысловое чтение" автором рассматриваются некоторые вопросы по организации работы над смысловым чтением на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, и описываются используемые в собственной практике приёмы работы. Начальная школа. Смысловое чтение, функциональная грамотность.Приёмы работы.
Статья_Смысловое чтение.docx
Полонская Татьяна Николаевна,  учитель начальных классов  высшей квалификационной категории  МБОУ СОШ № 5 г.Бердска Смысловое чтение   «Чтение — вот лучшее учение.                        Следовать за мыслями великого    человека—                      есть наука   самая занимательная» А.С. Пушкин Смысловое   чтение   ­     необходимая   составляющая   читательской грамотности     младшего   школьника.       Умение   читать,     поиск     нужной информации   в   тексте,   основа   для   решения   дидактических   задач   на   других уроках и формирования функциональной грамотности в дальнейшем, ­ это и есть смысловое чтение, обеспечивающее возможность     получать необходимые знания,   осваивать       разные       дисциплин,   обогащать   читательский   опыт   и развивать интеллект. Смысловое   чтение – это универсальное учебное действие, позволяющее использовать информацию, полученную при чтении, для решения предметных и метапредметных   учебных   задач,   для     с   художественной, познавательной   и   другой   книгой.  Работа   с   информацией  является   составной частью   всех   учебных   предметов   в   начальной   школе   в   условиях   реализации   общения   ФГОС. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного   языка   в   реальной   жизни.  Смысловое   чтение  –   вид   чтения,   которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:    с   осмыслением   цели   и   выбором   вида   чтения   в   зависимости   от коммуникативной задачи;  определением основной и второстепенной информации;  формулированием проблемы и главной идеи текста.  Работа   с   текстом   ведётся   на   уроках   русского   языка   и   литературного чтения   с   1   класса.   Чем   старше   становятся   учащиеся,   тем   сложнее   задания, происходит погружение в текст. На это направлены такие виды заданий как анализ   предложенного   текста   (деформированный,   с пропущенными   частями,   предложениями,   словами   и   т.   д),   словарная   работа,   незаконченный, самоанализ, восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, справочники,   энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).   В   3­ем     аннотации   к   классе   начинаем   писать   простейшие   прочитанным   произведениям  (3­4  предложения),    описываем   пейзажи,  пишем мини – сочинения, сказки,  рассказы и и т.д.)  Понимание   прочитанного   текста   может   быть   достигнуто   при   помощи углубленной работы над лексическим значением слова, его орфографическим образом и употреблением в речи. Лексико ­ словарную работу можно разделить на несколько видов:  1. Работа с незнакомыми словами: очень часто учащиеся, читая текст, не осознают,   что   в   тексте   есть   слова   с   непонятным   значением.   Такие   слова проскальзывают   в   контексте,   создавая   иллюзию   понятности.   Поэтому   при чтении текста, очень важно провести словарную работу, даже прерывая чтение, чтобы   зафиксировать   в   сознании   ребенка,   что   непонятные   слова   не   дают возможности двигаться дальше в работе над текстом.  2. Работа с ключевыми словами: серьезно страдает понимание текста от того,   что   младшие   школьники   не   видят   ключевых,   наиболее   важных   слов   в тексте.   Зачастую,   от   одного   слова   зависит   смысл   всего   текста.   Особенность работы   над   ключевыми   словами   состоит   в   вычитывании   подтекстовой   и концептуальной   информации,   которая   в   них,   как   правило,   содержится. Обращать внимание на такие слова нужно при чтении любого текста.  3.   Работа   со   словами­образами:   слова   ­   образы   или   по­другому художественные   средства   помогают   увидеть   красоту   текста.   Знакомство   со словами ­ образами  в начальной  школе  начинается  с понятия  о  сравнении  и переходит к другим средствам выразительности, которые использует автор. Умение   понять,   услышать   автора   –   основная   задача   читателя.   Умение вести с автором диалог ­  это искусство читать. С начинающим читателем нет необходимости   обсуждать   литературоведческие   понятия,   по   мере   развития читательского   воображения   учащихся,     через   обсуждение   роли   сравнения   в создании   образов,     можно   переходить   к   введению   терминов,   называющих художественные средства. Очень   эффективным   является   приём,   который   я   назвала   «Образы   в литературе».   В   начальной   школе   достаточно   много   заданий,   предлагающих выполнить   рисунок,   но   зачастую,   данный   вид   работы   не   имеет   своего продолжения, учитель и ученик не знают, что   делать   с   этим   рисунком,   как   его оценить.   Изменим   подход,   и   предложим ребёнку найти в тексте описание события,   эмоционального   состояния поступка, героя   и   создать   этот   образ   в   рисунке, подтвердив   цитатой     из   текста.   И   всё меняется, ребёнок начинает вчитываться, пытается   услышать   автора   и   передать   понятое.   И   здесь   не   важно,   КАК нарисовано, важно, ЧТО, и важен текст, который сопровождает этот рисунок. Но для использования данного приёма следует тщательно подбирать тексты.  К приёмам, развивающим смысловое чтение можно отнести такие как: ­ «Найди ошибку» ­ формирование умения анализировать текст и соотносить с имеющимися знаниями, например, мал соловей, да колос велик. ­  Работа с многозначными словами  ­ формирование умения находить хорошо знакомые слова в непривычном употреблении. ­  Работа   с   фразеологизмами   –   развивает   не   только   речь,   но   и     образное    дополните   предложение   одним   из   записанных мышление.   Пример: фразеологизмов.   Птицы замолкли, в воздухе запахло дымом, и люди… (Бить тревогу. Не знал, куда глаза девать. Мелькать перед глазами). ­  Расшифруй предложение и составь по нему рассказ  ­ формирование умения понимать фактическую и подтекстовую информацию. Всегда удачным бывает урок литературного чтения,  начавшийся с приема «Верно ­ неверно». Учащимся предлагается ряд утверждений по прочитанному тексту,   из   которых   они   должны   выбрать   те,   которые,   по   их   мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. Незаменим   по   своей   эффективности   приём   «Чтение   с   остановками».  Материалом  для   его  проведения  служит   повествовательный   текст.  В  начале урока   учащиеся   по   названию   текста   определяют,   о   чем   пойдет   речь   в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого   фрагмента   учащиеся     высказывают   предположения   о   дальнейшем развитии сюжета. Анализ средств художественной выразительности побуждает к размышлению. Задача: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.  Смысловое   чтение   при   групповой   работе   может   опираться   на   приемы: «Шесть   шляп   критического   мышления»,   «Синквейн»  и  «Учебный   мозговой штурм».  В   основе   «Шести   шляп»   лежит   идея   параллельного   мышления. Традиционное   мышление   основано   на   полемике,   дискуссии   и   столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. «Шесть шляп» — это простой и практичный способ   преодолеть   подобные   трудности   посредством   разделения   процесса мышления   на   шесть   различных   режимов,   каждый   из   которых   представлен шляпой своего цвета. Правильно   составленный   синквейн   –   это   вычленение   ключевых   слов   и понятий, которому предшествует глубокое понимание текста. Основная цель «Учебного мозгового штурма» ­ развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.   Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовать свое мнение с членами группы. Возвращаясь  к началу статьи, где говорится о цели смыслового чтения, можно сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном   предмете   учит   ребёнка   максимально   точно   и   полно   понимать содержание текста, улавливать все детали и нюансы, осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными и  научно­популярными текстами. И самое главное, воспитывает Читателя, неравнодушного к слову, умеющего вести диалог с Автором.

Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"

Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"

Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"

Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"

Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"

Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"

Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"

Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"

Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"

Статья Полонской Т.Н. "Смысловое чтение"
Скачать файл