Статья "Понятие эмоционального здоровья"
Оценка 4.6

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Оценка 4.6
Памятки
doc
психологическая работа +1
Взрослым
17.04.2019
Статья "Понятие эмоционального здоровья"
В статье раскрыто понятие "Эмоционального здоровья" педагога, виды наиболее распространенных нарушений эмоционального здоровья. Более подробно автор статьи рассказывает о эмоциональном сгорании педагога, его профилактике и способами борьбы с уже имеющимися нарушениями. Статья будет полезна педагогическим работникам и позволит предотвратить появление эмоциональных проблем.
Понятие эмоционального здоровья.doc
«Понятие эмоционального здоровья педагога» Самодинская Галина Федоровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО г.Иркутска В последние годы вопросы сохранения эмоционального здоровья педагогов широко об­ суждаются   в   психолого­педагогической   литературе.   В   силу   своей   профессиональной деятельности педагог включен в интенсивное и разнообразное общение. Это общение всегда эмоционально заряжено: объяснение материала на уроке, разбор домашних заданий, беседы с учениками   во   внеурочное   время,   встречи   с   коллегами   и   родителями,   администрацией. Нередко   эти   взаимодействия   имеют   негативный   характер.   Современный   человек,   как отметила   доктор   психологических   наук,  А.   Б.   Холмогорова   ,   подвержен   влиянию   двух разнонаправленных тенденций эмоциональной жизни. С одной стороны, возрастают частота и интенсивность   эмоциональных   нагрузок,   с   другой   стороны,   проявляется   негативное отношение   к   эмоциям,   им   приписывается   деструктивная,   дезорганизующая   роль   в   нашей жизни.   Действительно,   мы   ежедневно   подвергаемся   атаке   со   стороны   средств   массовой информации, которые предлагают нам далеко не позитивные новости, от знакомых и близких людей мы узнаем о переживаемых ими трудностях и т. п. В   результате   резко   возрастает   количество   аффективных   расстройств,   появляются состояния   неудовлетворенности   собой   и   своей   жизнью,   трудности   установления   теплых, доверительных контактов и получения поддержки. Все это оказывает влияние на наше самочувствие, наше настроение, наше состояние. Эмоциональное   здоровье   —   это   состояние   эмоционального   благополучия,   комфорта, включающее такие характеристики, как: эмоциональная уравновешенность, способность справляться   с   эмоциональной   нагрузкой,   адекватное   эмоциональное   реагирование. Другими словами, это готовность и способность человека реагировать на события соответст­ вующим образом, с сохранением способности осмысливать происходящее. Виды нарушений эмоционального здоровья. Нарушения   эмоционального   здоровья   ­   это   негативные   состояния,   когда   человек буквально «переполнен» эмоциями, которые являются препятствием для принятия верного решения. Наиболее часто встречающиеся нарушения эмоционального здоровья ­ это стресс, фрустрация. Стресс  (от англ.  stress  ­  давление, напряжение) определяется как неспецифическая реакция   организма   в   ответ   на   любое   неблагоприятное   воздействие,   и   в   связи   с   этим   он определяется как «общий адаптационный синдром». Фрустрация  (от   лат.  frustratio)   как   вид   нарушения   эмоционального   здоровья   есть психическое   состояние,   вызываемое   объективно   непреодолимыми   (или   субъективно   так воспринимаемыми)   трудностями   на   пути   к   достижению   цели   или   решению   задачи;   пе­ реживание неудачи. Для этих состояний характерно следующее: относительная длительность: неприятные события следуют одно за другим («черная полоса») и в итоге приводят человека к переживанию постоянной неудовлетворенности как отдельными сторонами жизни, так и жизнью в целом; интенсивность переживаний',  эмоции переживаются человеком в полной мере, без экономии эмоциональных ресурсов («на полную катушку»); преобладание отрицательных эмоций: переживания носят негативный характер, все меньше событий вызывают положительные эмоции; снижение эмоциональной чувствительности:  проявление психологических защит, в том числе апатии, ухода от травмирующей ситуации, эмоциональной тупости; неадекватное   эмоциональное   реагирование:  незначительный   повод   может   вызвать бурную реакцию, иногда не соответствующую вызвавшему ее событию, и, наоборот, важное событие остается «незамеченным». Важно отметить еще одно значимое последствие нарушений эмоционального здоровья ­ это   нарушение   соматического   здоровья,   или   появление   заболеваний.   В   последние   годы большое   внимание   уделяется   заболеваниям,   в   возникновении   и   лечении   которых   суще­ ственное   значение   имеют   психологические   факторы,   ­   это   гипертония,   язвенная   болезнь желудка   и   двенадцатиперстной   кишки,   ишемическая   болезнь   сердца,   неспецифический язвенный колит, нейродермиты, бронхиальная астма, ревматоидный артрит. Эмоциональный стресс   оказывает   психосоматическое   влияние.   Наиболее   заметны   такие   проявления,   как сердечно­сосудистые   изменения   (подъем   давления),   изменения   дыхания,   реакции пищеварительного тракта. Таким образом, управляя своими эмоциональными состояниями, мы сохраняем свое эмоциональное здоровье, а также здоровье своего организма. Эмоциональное сгорание как один из видов нарушения эмоционального здоровья. Стресс   и   фрустрация   как   нарушения   эмоционального   здоровья   возникают   под воздействием жизненных факторов: ссоры, разочарования, неудачи в деятельности или в от­ ношениях   и   др.   Эти   нарушения   ­   довольно   распространенное   явление   в   бытовой   жизни человека.   Под   воздействием   исключительно  факторов   профессиональной   деятельности возникает еще одно нарушение эмоционального здоровья ­ эмоциональное сгорание. Эмоциональное сгорание (от англ. burnout) определяется как состояние физического и эмоционального   истощения,   изнеможения,   приводящее   к   невозможности   эффективно осуществлять профессиональную деятельность в профессиях социальной сферы. Впервые   интерес   к   проблеме   эмоционального   сгорания   специалистов   по   работе   с людьми   возник   в   зарубежной   медицинской   литературе   в   70­е   гг.   Первоначально   в англоязычной литературе этот вид нарушения эмоционального здоровья рассматривался как особый   вид   профессионального   заболевания   лиц,   работающих   с   людьми.   В   1974   г. американским   психологом   X.   Фрейдеибергером   был   введен   термин  burnout,  означающий состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. С этого вре­ мени   эмоциональное   сгорание   стало   рассматриваться   как   психологическое   состояние здоровых  людей,  находящихся  в интенсивном и  тесном общении  с другими  при оказании профессиональной   помощи,   как   дезадаптированность   к   рабочему   месту   из­за   чрезмерной нагрузки   и   неадекватных   межличностных   отношений.   Был   определен   круг   профессий, исполнители которых подвержены этому синдрому. К их числу стали относить сотрудников медицинских   учреждений,   различных   общественных   благотворительных   организаций   и социальных   служб,   учителей,   полицейских,   политиков,   юристов,   представителей   нижнего звена торгового персонала. Эмоциональному сгоранию подвержены специалисты, у которых выражена высокая вовлеченность в работу, стремление оказать помощь другому человеку. Страстное   отношение   к   работе   приводит   к   чрезмерной   потере   психологической   энергии. Предел   возможностей   эмоционального   Я   противостоять   истощению   у   каждого   человека индивидуален и ограничен. Проявляется   эмоциональное   сгорание   в   виде   психосоматической   усталости, утомления,   одышки,   головных   болей.   У   учителя   возникают:   тревога,   беспокойство, раздражительность,   чувство   безнадежности,   порой   складывается   негативное   отношение   к людям. Отношение к себе как к специалисту тоже изменяется: появляется неверие в свои профессиональные   силы   и   собственное   профессиональное   мастерство,   чувство   отчаяния. Симптомы   эмоционального   сгорания   способны   негативно   воздействовать   на   процесс осуществления профессиональной деятельности, даже влиять на личную жизнь специалиста. Факторы, вызывающие эмоциональное сгорание. Т. В. Форматок на основе анализа иностранной литературы по проблеме выделила три фактора эмоционального сгорания: личностный, ролевой, организационный. Каждый из них можно одновременно рассматривать как фактор, вызывающий сгорание, и в то же время как фактор, тормозящий его возникновение. Личностный фактор включает: особенности мотивации деятельности ­ то, что побуждает работать (желание приносить пользу,   интерес   к   освоению   нового   в   профессии,   стремление   заслужить   уважение, восхищение, желание передать свой опыт другим и др.); эмоциональную   устойчивость   специалиста   ­   особенности   эмоционального реагирования, способность противостоять эмоциональным нагрузкам; реакции на стресс ­ сотрудничество, соперничество; жизнь ради работы ­ сосредоточенность интересов вокруг профессии («трудоголики»); наличие   аффилиативной  тенденции  в   реализации  профессии   ­  стремление  человека быть в обществе других людей. Таким   образом,   этот   фактор   описывает   некоторые   индивидуально­личностные особенности   профессионала.   Учитель,   имеющий   оптимальный   уровень   мотивации, эмоционально устойчивый, стремящийся к сотрудничеству с коллегами, уделяющий время и работе,   и   личной   жизни,   имеет   больше   возможностей   противостоять   негативным эмоциональным событиям в профессиональной  деятельности и, значит, меньше подвержен эмоциональному сгоранию. Напротив, тот, для кого работа представляет «сверхценность», склонный   бурно   реагировать   на   различные   (радостные   и   тягостные)   события профессиональной   жизни,   стремящийся   «быть   лучше   всех»,   скорее   будет   испытывать симптомы эмоционального сгорания. Ролевой фактор состоит в работе в условиях высокой личной ответственности. Работа педагога связана с высокой ответственностью, в первую очередь, моральной. Мера   этого   вида   ответственности   не   закреплена.   В   таких   условиях   каждый   учитель самостоятельно   определяет   для   себя   эту   меру   ­   за   что   и   в   какой   степени   он   отвечает (безусловно, все учителя отвечают за жизнь и здоровье детей, а также несут ответственность согласно трудовому законодательству, но это другой вид ответственности). Однако педагог работает не один, а в коллективе  единомышленников,  а значит, ответственность может и должна быть распределена между всеми. Работа в условиях распределенной ответственности способствует снижению риска проявления симптомов эмоционального сгорания. Организационный фактор содержит отношение администрации к работнику: забота о профессиональном   росте,   организация   здоровых   отношений   в   коллективе,   условия материальной среды, ролевые конфликты, социальная поддержка и др. Педагог, чувствующий заботу  администрации   об  улучшении   условий   труда   сотрудников,   о   развитии   коллектива, стремление администрации отметить заслуги и успехи специалистов, будет менее подвержен эмоциональному сгоранию. Уровни проявления эмоционального сгорания и способы совладания с симптомами. Эмоциональное сгорание проявляется в виде различного рода недомоганий, плохого самочувствия,   переживания   отрицательных   эмоций,   изменений   в   поведении,   изменении отношения   к   себе   как   к   специалисту.   Проанализировав   многообразные   проявления,   мы распределили   их   по   четырем   уровням:   1)   физиологический;   2)   эмоциональный;   3) поведенческий; 4) смысловой. На   каждом   уровне   симптомы   эмоционального   сгорания   выступают   как   сигнал   к принятию мер по преодолению негативных состояний. Способы совладания с теми или иными симптомами   соответствуют   уровню   их   проявления   ­   симптомы   физиологического   уровня требуют заботы о теле; эмоционального уровня ­ действий, направленных на переживание положительных   эмоций;   поведенческого   ­   наблюдений   за   собственным   поведением   и изменение его; смысловом ­ анализа своих достижений. Такая стратегия (симптоматическая, т. к. она направлена на снятие симптомов сгорания) преодоления негативных последствий эмоционального сгорания на каждом из уровней представлена в следующей табл. 1. Таблица 1 Название уровня Физиоло­ гический Симптомы эмоционального сгоранияСпособы совладания       мышечного Ощущения на­ пряжения,   головные   боли,   боли   в горле,   плохой   сон,   ослабление иммунитета, обострение хронических заболеваний и др. Чувства   напряжения,   беспо­ койства,   тревога,   взволнованность; эмоциональное истощение, агрессия или апатия, подавленность депрессия,     баня, Забота   о   теле:   полноценный   отдых (сон),   физические   упражнения, массаж, душ или ванна (с гранами, с солями),   упражнения   на глубокое дыхание, релаксация Переживание  положительных  эмоций: чтение   книг,   просмотр   любимых фильмов, посещение театра, выставки, обхцение   с   приятными   людьми, общение   с   домашними   животными, выезд на природу и т.п. Преодоление   стереотипов   поведения: изменение   маршрута   движения   на Эмоцио­ нальный   Поведенческий Нарушения дисциплины: опоздания на   работу,   ранний   уход   с   работы, увеличение перерывов на чай­кофе; усиление   вредных   привычек (злоупотребление  кофе, табаком  и пр.),   стереотипность   профессио­ нальных   действий,   ограничение   их репертуара, шаблонная лексика Утрата   смысла   профессиональной деятельности, негативное отношение   к   себе   как   к специалисту   Смысловой     работу и с работы, выделение времени для   любимых   домашних   занятий (увлечений); изменение времяпровождения   в   выходные   дни; самоконтроль в течение рабочего дня: изменение   темпа   речи,   громкости голоса, позы и др. Поиск   новых   смыслов   про­ фессиональной деятельности (продуктивнее   ­   в   сотрудничестве   с коллегами), своих профессиональных достижений, инновационная деятельность, развитие позитивного отношения к жизни, юмор обобщение       Первые признаки эмоционального сгорания обнаруживаются на уровне организма. Если работник не замечает или игнорирует эти сигналы, посылаемые телом, появляются симптомы неблагополучия   следующего,   эмоционального   уровня.   В   конечном   итоге   перенапряжение приводит   к   снижению   эффективности   работы   специалиста,   влияет   на   его   личную   жизнь. Своевременно приняв соответствующие меры (в соответствии с уровнем проявления симпто­ мов), мы тормозим развитие эмоционального сгорания уже на ранних этапах. Эмоциональное сгорание выполняет важную сигнальную функцию ­ сообщает педагогу о перенапряжении, перегрузке. Отношение специалиста к симптомам сгорания как к сигналам перенапряжения порождает у него стремление обратить внимание на себя, свои отношения, перестроить свою деятельность, принять необходимые меры по совладанию с собственным эмоциональным состоянием. Тем самым учитель расширяет свои возможности, представления о себе, укрепляет собственное Я. Профилактика эмоционального сгорания. Опираясь   на   знания   о   четырех   уровнях   проявления   симптомов   эмоционального сгорания, мы выделим четыре группы основных психогигиенических мероприятий. В  первую   группу  включим   действия,   обеспечивающие   заботу   о   теле:   поддержание физического   здоровья,   в   том   числе   физические   упражнения,   своевременное   употребление витаминов, соблюдение режима сна и питания, поддержание оптимального веса тела, профи­ лактические   осмотры   врачей,   полноценную   сексуальную   жизнь.   Эти   действия   способны предотвратить   эмоциональные   перегрузки   и,   следовательно,   сохранить   эмоциональное   и соматическое здоровье. Вторую   группу  составят   мероприятия,   способствующие   эмоциональной   разгрузке: чтение   для   удовольствия,   общение   с   домашними   животными,   просмотр   любимых кинофильмов, телепередач, выезды на природу. Особое место занимает поддержание удовле­ творяющих отношений с друзьями. Работа педагога полна общением. Поэтому   иногда   предпочтительными   будут   встречи   с   друзьями­   представителями других профессий, с которыми можно поговорить на темы, не связанные со школьной жизнью. Также пользу принесет посещение культурных мест и мероприятий, позволяющих пережить положительные эмоции. В  третью   группу  включим   мероприятия,   изменяющие   поведение:   внесение разнообразия в свою работу, поиск нового без ожидания санкции «сверху», культивирование интересов, не связанных с работой: рисование, шитье, вязание, фотографии, комнатные рас­ тения и т. д. Увлечения позволяют пережить удовольствие от сделанного в самом ближайшем будущем. В эту же группу входит изменение привычек (например, использование дежурных фраз с домочадцами и сослуживцами), отказ от вредных привычек. И   наконец,  четвертая   группа  ­   мероприятия,   влияющие   на   изменение   смыслов профессиональной   деятельности.   Открытость   новому   опыту   позволяет   мобилизовать   свои творческие силы. Обобщение собственных профессиональных достижений дает возможность увидеть   свой   вклад   в   общее   дело,   гордиться   собой.   Участие   в   методических   семинарах, открытых   мероприятиях,   конференциях   позволяет   сделать   собственный   опыт   достоянием других,   осознать   свои   профессиональные   возможности   и   успехи.   Особое   место   занимает проведение исследований, участие в экспериментальных разработках, написание программ, научных   статей.   Предупреждению   эмоционального   сгорания   способствует   поддержание связей   с  коллегами,   совместная   работа  с  теми   из   них,  кто  интересен   профессионально  и личностно. Немаловажную роль среди психогигиенических мероприятий играет и такой фактор, как принятие на себя специалистом обдуманных обязательств, когда педагог берет на себя то, что он действительно может сделать. В этом случае он избегает перегрузки ответственностью и четко осознаёт границы своих возможностей.  Список литературы: Понятие эмоционального здоровья Эмоции. Виды эмоциональных расстройств. 1. https://studbooks.net/1348325/psihologiya/ponyatie_emotsionalnogo_zdorovya 2. https://studfiles.net/preview/5242626/page:15/ 3. http://fb.ru/article/451003/narusheniya­emotsionalnoy­sferyi­cheloveka­ponyatie­vidyi­prichinyi­i­ Нарушения эмоциональной сферы человека: понятие, виды, причины и особенности osobennosti Эмоциональное выгорание: диагностика и профилактика 4. https://formulazdorovya.com/843391181327174452/emotsionalnoe­vygoranie­diagnostika­i­ profilaktika/ Эмоциональное выгорание: симптомы, причины и фазы развития 5. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/09/07/emotsionalnoe­vygoranie­simptomy­ prichiny­i­fazy­razvitiya

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Статья "Понятие эмоционального здоровья"

Статья "Понятие эмоционального здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2019